Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Начальная школа

Формирование орфографических действий при написании слов с непроверяемым написанием
г.Семей
СОШ №1 имени Н.Г.Чернышевского
Пименова Елена Александровна
учитель начальных классов

Формирование орфографических действий при написании слов с непроверяемым написанием
Слово – важнейшая единица языка, носитель значения. Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем-то говорить и даже думать, надо его как-то называть, именовать. По предположениям ученых, наш язык насчитывает сотни тысяч слов – необозримый океан!
Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль, ... что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.
Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.
Никто не будет отрицать, что начальная школа - важное время жизни для тех, кого мы называем будущие члены общества. То, как проходит этот особый период развития детей, может существенно отразиться на их дальнейшей судьбе и, в конечном счете, на судьбе общества. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...
В русском языке имеется большое количество слов с непроверяемыми написаниями. Многие из так называемых «словарных» слов входят в активный словарь учащихся. Усвоение их правописания оказывает существенное влияние на грамотность учащихся.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Число таких слов от класса к классу возрастает, достигая к концу курса начальной школы 200 единиц. Конечно, все эти слова должны быть усвоены учащимися начальных классов.
Я постоянно искала пути достижения главной цели – научить детей грамоте. Конечно, использовала всё, что видела у коллег, что удавалось найти в методической литературе. Не у всех учащихся сильна мотивация к учебной деятельности, крепка память, не всегда со стороны семьи ребята получают помощь. Поэтому мне нужно было найти оптимальные способы обучения, с помощью которых можно было одинаково успешно обучать всех учеников.
Тогда я решила, что к этой проблеме нужно подойти по- другому и разработала свою систему работы.
Что же предусматривает словарная работа в начальной школе.
Во- первых, обогащение словаря, т.е. усвоение новых ранее неизвестных учащимися слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.
Во-вторых, уточнение словаря, т.е. наполнение содержанием тех слов, которые усвоены учащимися не вполне точно: уточнение их значения путем включения в контекст, составления близких по значению слов и противопоставления антонимов и т.п.; усвоения лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах.
В- третьих, активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания: вводятся в беседу, в рассказ, изложения и сочинения.
Как провести эту работу ненавязчиво и с пользой для ребенка?
Первое что я сделала, сгруппировала все слова, предусмотренные программой, по примерным темам: «Школа», «Космос», «Животные» и т.д.
Чтобы ребенок видел систему в работе над словарным словом, мы завели индивидуальные словари, в которые записываем изученные слова. Своими словарями ученики пользуются при написании упражнений, сочинений, изложений и других видов работы. Чем чаще обращаются к «Словарю», тем лучше запоминают.
Как же ведется работа над словами?
На этапе ознакомления важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом слова, предшествовала показу и написанию этого слова на карточке или доске. В этом случае нельзя забывать и об упражнениях в подборе однокоренных слов, которые необходимо ввести с целью организации наблюдения над единообразным написанием корня, так и с целью обогащения словарного запаса учеников.
Приведу пример последовательности работы учителя и учащихся при ознакомлении с правописанием изучаемого слова?
1. Учитель предлагает детям разгадать загадку. Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки,
И крупной соли полмешка.(капуста)
А где выращивают капуст?
2. Вывешивается картинка с изображением предмета

3. Узнают его лексическое значение. Участок земли, на котором выращиваются овощи.
4. Учащиеся произносят слово, определяют, сколько в слове слогов, место ударения.

О-ГО-РОД
5. Дети находят слово в орфографическом словаре.

6. выставляется карточка с написанным на ней словом. Ученики читают его орфографически, устанавливают разницу в написании и произношении.

ОГОРОД
7. В тетрадях дети записывают слово, выделяя непроверяемую гласную, прописывают слог, написание которого нужно запомнить. огород

ОгО ОгО ОгО ОгО ОгО ОгО
8. Сообщение этимологической справки, которая поможет запомнить непроверяемую гласную
Огород – городить, город = «место обнесенное забором»
9. Дети придумывают рисунок, который поможет запомнить слово.

10. Подбор однокоренных слов. Огородик, огородный, огородник, огородничать, огородишко
11. Составление предложений или подбор пословиц и поговорок. Работа огородная, а слава всенародная.


Что же помогает мне научить детей писать грамотно.
Во- первых, я никогда не говорю детям: «Заучите слово наизусть!», а просто вывешиваю в классе карточку с изученными словами. Эти слова постоянно перед глазами у детей, они невольно обращали на них внимание, в этот момент срабатывала зрительная память, которая очень хорошо развита у младших школьников.
В- вторых, одним из средств обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, являлась этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогающая «прояснить» состав слова. Для этого мной был собран этимологический словарь, который я и сейчас пополняю из разных источников.
В- третьих, помогает то, что работа над написанием трудных слов не заканчивается на одном уроке, а продолжается на последующих. Я всегда на уроке нахожу место и время для этого. Для такой работы я использую картинные, выборочные и творческие диктанты, упражнения словарно-орфографического характера, разгадывание кроссвордов и ребусов, дидактические игры, задания творческого характера и многое другое.
При использовании описанных приемов работы со словами с непроверяемыми написаниями учащиеся усваивают орфографию не только слов, предусмотренных программой, но и многих других. А каждый учитель знает: чем больше слов усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться , тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь к знаниям лежит через усвоение слов.

Категория: Начальная школа | Добавил: pimenowa (2009-02-03) | Автор: Пименова Елена Александровна E
Просмотров: 3885 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/4
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-03-19, 5:53 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru