Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура

Юмор в музыке.
Юмор в музыке. Путешествие в мир музыкального смеха
Открытое занятие в форме лекции-концерта
Исполняемая программа:
1. С. Прокофьев Прогулка Крючкова Катя
2. Й. Гайдн Соната C-Dur 1 часть Карпкнко Дарья
3. П. Чайковский Полька Шелегеда Юлия
4. П. Чайковский Камаринская Крючкова Катя
5. П. Чайковский Масленица Вишняк Тамара
6. А. Дворжак Юмореска Вишняк Тамара
8. Э. Григ Халлинг Шелегеда Юлия
Цель урока: показать удивительный мир музыкальных образов, повысить познавательный интерес детей к классической музыке.
Задачи урока:
Образовательная: ввести учащихся в образный мир музыки, раскрыть связь музыки с жизнью.
Развивающая: развить воображение, творческую активность, образное мышление.
Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к урокам музыки, музыкальный вкус.
Я работаю над проблемной темой «Компетентностный подход в работе над эстрадной выдержкой учащихся». Все мы знаем, что концертное выступление - очень ответственный момент, требующий концентрации мыслительных, волевых процессов. Выступлению на сцене всегда сопутствует волнение, иногда очень сильное. Как разрядить эту стрессовую ситуацию, отвлечь юного исполнителя? Единственный выход это научить его вдумчиво, сосредоточенно работать, увлечь музыкальными образами, которые он будет воплощать. А мир музыкальных образов удивительно богат и разнообразен. Мечты и грёзы, надежды и стремления, радость и отчаяния человека находят выражение в музыкальных звуках. И сегодня я хочу вас пригласить в мир музыкального смеха. Тема нашей встречи «Юмор в музыке».
Юмор — интеллектуальная способность подмечать в явлениях их комические стороны. Существуют различные формы юмора: анекдот, шутка, каламбур, ирония, игра слов, пародия, сатира, сарказм, и так далее.
Чувство юмора — способность человека понимать юмор. Оно придаёт человеку уверенности в себе и оптимизм.
Наряду с текстовой формой, юмор может быть также представлен в графическом виде — карикатура, шарж и др.
А может ли музыка быть веселой? Передавать шутку, юмор, иронию? Дарить нам улыбку и смех? Конечно, да! Хотя до сих пор некоторые люди думают, что классическая музыка - это что-то скучное, грустное, слишком серьезное и непонятное. Уверяю вас, что это совсем не так! И сегодня нас ждет экскурсия в мир музыкального смеха.
Слушая классическую музыку, любители сказок и фантастики встретят множество знакомых героев и персонажей: Золушка из балета Прокофьева, Щелкунчик из балета Чайковского, Храбрый витязь Руслан и карлик Черномор из оперы Глинки, гномы и кобольды из пьес Грига, Баба-Яга в произведениях Мусоргского и Лядова, Дед Мороз в пьесе Шумана и опере Римского-Корсакова «Снегурочка», Шехеразада – в музыке Шумана, Равеля и Римского-Корсакова.
Оглянитесь вокруг. Мы видим портреты мастеров комедийного жанра в литературе различных эпох и национальных культур. Примером может послужить басня И.А. Крылова
«Мышь и крыса».
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?»
Вбежавши, Крысе Мышь сказала:—
«Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?
‎Вот отдохнуть и нам пора настала!» —
‎«Не радуйся, мой свет»,
‎Ей Крыса говорит в ответ:
‎«И не надейся попустому!
‎Коль до когтей у них дойдет,
‎То, верно, льву не быть живому:
‎Сильнее кошки зверя нет!
Я сколько раз видал, приметьте это сами:
‎Когда боится трус кого,
‎ То думает, что на того
‎ Весь свет глядит его глазами.
А сколько улыбок дарит нам изобразительное искусство в портретах и рисунках, иллюстрациях, шаржах, карикатурах (репродукции и альбомы).
Можно ли представить, что композиторы стояли в стороне от образов веселья и хорошего настроения.
Целая группа музыкальных произведений уже своими названиями располагает нас к улыбке: «Шутка» Баха и «Музыкальная шутка» Моцарта, «Сарказмы» Прокофьева, «Озорные частушки» Щедрина, «Прибаутки, «Кошачьи колыбельные песни» и «Цирковая полька для молодого слона» Стравинского, «Юморески» Шумана, Грига, Дворжака, Рахманинова, Щедрина и многих других.
Итак, решено. Мы стараемся постичь условности различных жанров и стилей, особенности их средств выразительности. Мы отправляемся путешествовать в Мир Музыкального Юмора!
Фантастически быстро переместившись во времени и пространстве, мы выходим на первой остановке.
Мы в Вене, где живёт и творит известный композитор Йозеф Гайдн (31марта 1732 — 31 мая 1809).
Наиболее характерной для гайдновских произведений является крестьянская тематика, а народ никогда не утрачивает оптимистического отношения к жизни. И эту радость жизнеощущения запечатлел в своих произведениях Гайдн.
Соната C-dur Й. Гайдна отличается бодрым, жизнерадостным характером, в ней много света и жизненной энергии. Это подчёркивается мажорным ладом, острым пунктирным ритмом. Триоли в аккомпанементе придают танцевальность, а морденты в мелодии – изящность. И хотя встречаются грустные настроения, даже трагические эмоции, - они редки, и лишь по контрасту ярче подчеркивают общий радостный тонус, сияющую улыбку, здоровый народный юмор. «В этом мире так мало радостных и довольных людей», — писал семидесятилетний композитор, — «везде их преследуют горе и заботы; быть может, твой труд послужит подчас источником, из которого полный забот и обремененный делами человек будет черпать минутами свое спокойствие и отдых». Прослушайте Сонату C-dur в исполнении Карпенко Дарьи.
Мы в Норвегии. Норвегию называют страной полуночного солнца, поскольку 1/3 страны лежит к северу от Северного полярного круга, где солнце с мая по июль почти не заходит за горизонт. В середине зимы на крайнем севере почти круглые сутки держится полярная ночь, а на юге световой день длится всего несколько часов.
Норвегия – страна живописных ландшафтов, с зубчатыми горными хребтами, долинами, обработанными ледниками, и узкими фьордами с крутыми берегами. Красота этой страны вдохновляла композитора Эдварда Грига, который пытался передать в своих произведениях перемены настроения, навеянные чередованием светлых и темных сезонов года.
Эдвард Григ 1843-1907. «Слушая Грига, мы инстинктивно сознаем, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры».
Музыкальный язык Грига ярко своеобразен. Индивидуальность стиля композитора больше всего определяется глубокой связью его с норвежской народной музыкой. Григ широко пользуется жанровыми особенностями, интонационным строем, ритмическими формулами народных песенных и танцевальных мелодий.
Халлинг – это сольный мужской танец. Чтобы передать характер танца, который демонстрирует силу, ловкость, мужественность композитор использует скачки в мелодии, форшлаги, чёткий упругий синкопированный ритм, стремительное нисходящее движение мелодии. Смена тональностей g-moll и B-dur как раз и навеяна чередованием света и тени, радости и печали и т.д. В исполнении Шелегеды Юлии звучит Халлинг.
Двигаемся дальше. Мы в России 19 века. Весной 1878 года П.И. Чайковский вернулся на родину из-за границы и приехал погостить на Украину, в семью своей сестры Александры Ильиничны Давыдовой. В свободное время П.И. любил возиться со своими маленькими племянниками. У Александры Ильиничны было семеро детей, и Чайковский без устали придумывал для них праздники с кострами, фейерверками и, конечно, танцами, где он сам аккомпанировал на рояле.
Его маленький племянник в отведённые для занятий часы с трудом осваивал премудрости игры на фортепиано. Сидя на веранде за чаем, Пётр Ильич слышал, как в соседней комнате терзает гаммы и этюды незадачливый "пианист". Ему стало жалко малыша, и он решил написать цикл лёгких фортепианных пьес, разнообразных по характеру, с оглядкой на трудности начинающего, пьес лёгких, запоминающихся, с интересными названиями. Так появился «Детский альбом». Здесь встречаются картины природы и названия детских игр. Сказочные персонажи и танцевальные мелодии.
В исполнении Крючковой Кати звучит Камаринская. Это - русская народная плясовая песня - танец (главным образом мужской), перепляс шуточного характера. Пьеса состоит из 4-х периодов с вариационным развитием мелодии, которая достигает своей кульминации в аккордовом проведении. Мажорный лад, упругий ритм, подвижный темп – всё это помогает ощутить удаль шуточного перепляса.
В исполнении Шелегеды Юлии прозвучит Полька. Изящная пьеса воссоздаёт атмосферу домашнего праздника. Но вдруг во 2-ой части мелодия переходит в нижний регистр, как будто дедушка решил вспомнить свою польку, которую танцевал в детстве.
У Чайковского есть знаменитое произведение "Времена года". Чайковский написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Времена года Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно. В народном календаре февраль называется "сечень", то есть месяц, отсекающий зиму. И хотя ещё поскрипывает снег под ногами, а мороз пощипывает щеки, это не пугает, ведь впереди проводы зимы – Масленица, один из самых весёлых праздников. Не было на Руси семьи, дома, двора, селения и города, где бы не отмечали масленичную неделю. Масленица была русским карнавалом, справлявшимся шумно, весело и разгульно. В народе называли её "весёлой", "широкой", "пьяной", "обжорной", «разорительницей". С первых дней Масленницу старались отпразновать как можно веселее, сытнее, богаче и радостнее. По красоте, поэтичности, озорству - это один из самых продолжительных и веселых предвесенних праздников. И не удивительно, что такой праздник нашёл отражение в творчестве П.И.Чайковского.
В этом произведении слышится и звон колоколов, сопровождающий все праздники на Руси, и звон бубенчиков на тройках; в пассажах, которые стремятся вниз, слышится смех людей, катающихся с ледяных горок; а пассажи, бегущие вверх рисуют в воображении позёмку, которая переметает дорожки. И вот главная забава праздника – выход медведя, это слышится в важных интонациях 3-ей части. В исполнении Вишняк Тамары звучит Масленица П.И.Чайковского.
Мы переносимся в Чехию 19 века, где творит великий композитор Антонин Дворжак. Его произведения отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором.
В 1892-95гг. Дворжак живет в США, где возглавляет Национальную консерваторию, в Нью-Йорке. Интонации народных негритянских и индейских мотивов легли в основу его 9-й симфонии - "Из Нового Света", одного из популярнейших произведений композитора. По возвращении на родину Дворжак снова преподает в Пражской консерватории, а в 1901 становится ее директором. В последние годы жизни он продолжает интенсивную творческую деятельность. В исполнении Вишняк Тамары прослушайте «Юмореску». Слушая эту пьесу, получаешь огромный заряд положительных эмоций. Композитор использует тональность Ges-dur, а, как известно бемольные тональности звучат мягко, не так звонко и резко как диезные. Мелодия юморески прекрасна, она наполнена светом, вызывает лёгкую улыбку, будит приятные воспоминания. Всё это благодаря мягким интонациям в мелодии, её гибкости и танцевальному аккомпанементу. Во второй части происходит смена тональности на fis-moll и важно, чтобы при исполнении это воспринималось не как дополнительная трудность, а как смена настроения. Кульминация во второй части, она напряжённа и драматична. Благодаря этому драматизму реприза звучит более свежо и романтично.

Мы в России 20 века. Творчество С.Прокофьева представит Крючкова Катя. Она исполнит «Прогулку».
«Классик есть смельчак, открывший новые законы, принятые затем его последователями». С.С. Прокофьев.
Свой творческий путь в русской мировой музыке Сергей Сергеевич Прокофьев начал как дерзкий ниспровергатель традиционной музыки. С его концертов возмущенная публика спешно уходила, многие его произведения не понимались и не принимались даже артистами, коллегами-музыкантами. А через два-три десятилетия он был признан классиком современной музыки, гениальным новатором, открывателем новых законов в искусстве. В «Прогулке» С. Прокофьева, впрочем, как и во всей его музыке непривычно сочетается простое и сложное: упрощённый ритм с остротой гармонии.
Характерный мелодический рисунок, в котором простота линий сочетается с непривычными изгибами и угловатостями. Но если попробовать спеть мелодию без скачков, то в своей основе она окажется простой гаммой. Это ли не юмор композитора? Не зашифрованное послание юным исследователям и интерпретаторам его творчества? Особенно наглядно своеобразие мелодической линии С. Прокофьева предстает в сопоставлении с мелодикой П. Чайковского. О мелодии С. Прокофьева часто говорят, что ее трудно спеть. Мелодия же П. Чайковского с ее закруглениями, опеваниями, поступенностью (все звуки рядом) поется легко и свободно.
Живая, веселая шутка, звонкий, юношеский смех, остроумная скерцозность, светлый, улыбчивый тон, радость жизни — все это тоже Прокофьев! Ему удалось найти яркие и смелые выразительные краски, которые делают его произведения высокохудожественными и бессмертными.
Сегодня музыка позволила нам побывать в разных городах и странах. Вспомнить известных композиторов, послушать произведения разных жанров. В воображаемом Музее Музыкального Юмора мы познакомились лишь с некоторыми экспонатами. Но хочется верить, что эта экскурсия была интересной, увлекательной и полезной. И нам снова захочется обратиться к творчеству композиторов-классиков в поисках произведений, несущих радость, улыбку и хорошее настроение.

До новых встреч в мире музыки!
Категория: Мировая художественная культура | Добавил: lenasadova68 (2014-10-21) | Автор: Садова Елена Вячеславовна E
Просмотров: 1955 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 6:24 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru