Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура

Правила нанесения размеров на чертежах
Правила нанесения размеров на чертежах

Цели: научить учащихся выполнять чертёжные надписи в соответствии с ГОСТом.

Ход урока
Нанесение размеров
Для определения величины изображённого изделия какой-либо его части по чертежу на нём наносят размеры. Размеры разделяют на линейные и угловые. Линейные размеры характеризуют длину, ширину, толщину, высоту, диаметр или радиус измеряемой части изделия. Угловой размер характеризует величину угла.
Линейные размеры на чертежах указывают в миллиметрах, но обозначение единицы измерения не наносят. Угловые размеры указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения.
Общее количество размеров на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для изготовления и контроля изделия.
Правила нанесения размеров установлены стандартом. Некоторые из них вы уже знаете. Напомним их.
1. Размеры на чертежах указывают размерными числами и размерными линиями. Для этого сначала проводят выносные линии перпендикулярно отрезку, размер которого указывают . Затем на расстоянии не менее 10 мм от контура детали проводят параллельную ему размерную линию. Размерная линия ограничивается с двух сторон стрелками. Какой должна быть стрелка, показано на рисунке 29, б. Выносные линии выходят за концы стрелок размерной линии на 1…5 мм. Выносные и размерные линии проводят сплошной тонкой линией. Над размерной линией, ближе к её середине, наносят размерное число.
2. Если на чертеже несколько размерных линий, параллельных друг другу, то ближе к изображению наносят меньший размер. Расстояние между параллельными размерными линиями должно быть не менее 7 мм.
3. Для обозначения диаметра перед размерным числом наносят специальный знак – кружок, перечёркнутый линией . Если размерное число внутри окружности не помещается, его выносят за пределы окружности.
4. Для обозначения радиуса перед размерным числом пишут прописную латинскую букву R
5. . Размерную линию для указания радиуса проводят, как правило, из центра дуги и оканчивают стрелкой с одной стороны, упирающейся в точку дуги окружности.
6. При указании размера угла размерную линию проводят в виде дуги окружности с центром в вершине угла .
7. Перед размерным числом, указывающим сторону квадратного элемента, наносят знак  . При этом высота знака равна высоте цифр.
8. Если деталь имеет несколько одинаковых элементов, то на чертеже рекомендуется наносить размер лишь одного из них с указанием количества. Например, запись на чертеже «3 отв. Ø10» означает, что в детали имеются три одинаковых отверстия диаметром 10 мм.
9. При изображении плоских деталей в одной проекции толщина детали указывается, перед размерным числом, указывающим толщину детали, стоит латинская строчная буква s.
10. Допускается подобным образом указывать и длину детали, но перед размерным числом в этом случае пишут латинскую букву l.

Вопросы для закрепления темы (фронтальный опрос и работа в тетради):

1) В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?
2) Какой толщины должны быть выносные и размерные линии?
3) Какое расстояние оставляют между контуром изображения и размерными линиями?
4) Как наносят размерные числа на наклонных размерных линиях?
5) Какие знаки и буквы наносят перед размерным числом при указании величины диаметров и радиусов?
6) Перечертите в рабочую тетрадь, квадрат со стороной 20 мм, увеличив его в 2 раза. Нанесите необходимые размеры, укажите толщину детали (она равна 4 мм).
7) Начертите в рабочей тетради окружности, диаметры которых равны 40, 30, 20 и 10 мм. Нанесите их размеры. Начертите дуги окружности с радиусами 40, 30, 20 и 10 мм и нанесите размеры.

Масштабы
В практике приходится выполнять изображения очень крупных деталей, например, деталей самолёта, корабля, автомашины, и очень мелких – деталей часового механизма, некоторых приборов и др. Изображения крупных деталей могут не поместиться на листах стандартного формата. Мелкие детали, которые еле заметны невооружённым глазом, невозможно вычертить в натуральную величину имеющимися чертёжными инструментами. Поэтому при вычерчивании больших деталей их изображение уменьшают, а малых увеличивают по сравнению с действительными размерами.
Масштаб – это отношение линейных размеров изображения предмета к действительным. Масштабы изображений и их обозначение на чертежах устанавливает стандарт.
Масштаб уменьшения – 1:2, 1:2,5; 1:4; 1:5; 1:10 и др.
Натуральная величина – 1:1.
Масштаб увеличения – 2:1; 2,5:1; 4:1; 5:1; 10:1 и др.
Наиболее желателен масштаб 1:1. В этом случае при выполнении изображения не нужно пересчитывать размеры.
Масштабы записывают так: 1:1, 1:2, 5:1 и т. д.
Следует помнить, что в каком бы масштабе ни выполнялось изображение, размеры на чертеже наносят действительные размеры детали.
Угловые размеры при уменьшении или увеличении изображения не изменяются.

Вопросы для закрепления темы (фронтальный опрос):
1. Для чего служит масштаб?
2. Что называется масштабом?
3. Какие вам известны масштабы увеличения, установленные стандартом? Какие вам известны масштабы уменьшения?
4. Что означают записи: 1:5; 1:1; 10:1?

II. Итог урока.

1. Оценка практической работы учащихся, разбор допущенных ошибок.

2. Ответ на вопрос:

1) Какова последовательность выполнения чертежа «плоской детали»?
Категория: Мировая художественная культура | Добавил: Марина8939 (2015-01-25) | Автор: Сафатова Марина Владимировна E
Просмотров: 678 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru