Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура

Урок «Стили барокко и рококо» по основам дизайна в Детской художественной школе
Предмет: основы дизайна
Тема урока: «Стили барокко и рококо»
Цель урока:
Образовательная: формирование новых знаний о стилях барокко и рококо, их характерных черт.
Воспитательная: Воспитание внимательности, усидчивости, пытлиости ума, расширение кругозора
Развивающая: Развитие наблюдательности, наглядно-образной памяти, ассоциативности, фантазии, креативности.
Тип урока: смешанный тип урока
Методы: наглядно-демонстративный, объяснительный, игровой метод.
Межпредметная
связь: живопись, композиция, ДПИ, история изобразительного скусства
Оснащение
урока: слайд-шоу, карточки со словами, ватман, клей, ножницы, заготовки, фломастеры, краски, раздаточный материал

Ход урока:

1. Организационный момент: Отметка учащихся, приветствие.
2. Закрепление и проверка знаний:
Проверка альбомов. Фронтальный опрос.
• С какими стилями мы познакомились на прошлых занятиях?
• Какими отличительными чертами они обладают?
3. Объяснение нового материала:
Сегодня на уроке мы переходим к изучению двух новых стилей – барокко и рококо (слайд 1). Вам они уже известны из уроков истории изобразительного искусства. Что вы можете рассказать об этих стилях? (Ответы детей).
Хорошо! Давайте с вами еще раз вспомним, где и как появились эти стили.
(Слайд 2)
Баро́кко (итал. barocco — «причудливый», «странный», «склонный к излишествам», порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы» (дословно «жемчужина с пороком»); существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
(Слайд 3)
Рокайль (фр. Rocaille) - -начнем с этого слова. Так издавна во Франции называли украшения в виде грубо обработанных камней и раковин, которыми декорировали садовые гроты и фонтаны. Еще в XVI столетии мастера этого дела были известны как рокайлеры. Позднее этим словом стали обозначать всяческие формы, напоминающие украшения подобного рода. Постепенно слово приобрело специфическое, присущее только ему, понятие: каприз природы, прихоть воображения, нечто необыкновенное, причудливое, вычурное. Отсюда термин rococo.
Теперь давайте рассмотрим как развивался этот стиль в различных областях дизайна.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности. Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. (Слайд 4).
Архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. (Слайд 5).
Для стиля барокко характерна показная роскошь, хотя он сохраняет в себе такую важную черту классического стиля, как симметрия.
Настенная роспись (один из видов монументальной живописи) использовалась в украшении европейских интерьеров с ранне-христианских времён. В эпоху барокко она получила наибольшее распространение. В интерьерах использовалось много цвета и крупных, богато украшенных деталей: потолок, украшенный фресками, мраморные стены и части декора,позолота. Характерны были цветовые контрасты — например, мраморный пол, оформленный плитками в шахматном порядке. Обильные позолоченные украшения были характерной чертой данного стиля. (Слайд 6).
В интерьере рококо всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. (Слайд 7).
Мебель была предметом искусства, и предназначалась практически только для украшения интерьера. Стулья, диваны и кресла обивались дорогой, богато окрашенной тканью. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы. Зеркала украшались скульптурами и лепниной с растительным узором. В качестве материала для мебели часто использовался южный орех и цейлонское чёрное дерево. (Слайд 8).
Стиль барокко не подходит для небольших помещений, так как массивная мебель и украшения занимают большой объём в пространстве. Воспроизведения атмосферы стиля барокко в настоящее время возможно с помощью стилизации и использования таких деталей барокко, как:
• статуэтки и вазы с растительным орнаментом;
• гобелены на стенах;
• зеркало в золоченой раме с лепниной;
• стулья с резными спинками и т.д. (Слайд 9).
Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильна украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо - очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. (Слайд 10).
Костюму стиля барокко были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Тогда же в моду вошли штаны, ренгравы, похожие на юбку, широкие, также обильно украшенные кружевами, которые продержались долго. Кроме кружев, на одежде было много бантов, на плечах, на рукавах и штанах — целые серии бантов. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. До 1670 года они украшались пряжками, затем пряжки были вытеснены бантами. Женское платье было, в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (фрипон) и верхней (модест). Первая — светлая, вторая — более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия — узкая, под платьем носили корсет. Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. В моду также вошли зонтики, у женщин — муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. (Слайд 11).
Мода эпохи рококо отличалась стремлением к рафинированности, утончённости и намеренному искажению «естественных» линий человеческого тела. Моду рококо принято считать женственной модой, так как в эту эпоху произошло максимальное приближение мужской моды к типично-женским образцам. Идеал мужчины — утончённый придворный, франт. Идеал женщины — хрупкая стройная жеманница. В моде — осиная талия, узкие бёдра, хрупкие плечи, круглое лицо. Этот силуэт оставался неизменным на протяжении всей эпохи рококо. Женщины носят пышные юбки — панье, создающие эффект «перевёрнутой рюмочки». (Слайд 12).
Женская причёска претерпела значительные изменения. Так, в 1720—1760-х годах в моде была гладкая, маленькая причёска с рядами ниспадающих локонов. Потом причёска начала «расти», чтобы в 1770-е годы превратиться в знаменитые «фрегаты» и «сады. Мужчины сперва отпускали с боков букли, а сзади носили длинную косу. В моде были белые напудренные парики, с закрученными с боков буклями, косичкой и бантом сзади. (Слайд 13).
Основным типом мужской одежды оставался жюстокор, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Под него надевали камзол. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. На карманах — огромные клапаны. Женское платье также претерпело подобную эволюцию: сперва оно было уже, затем начало расширяться и расширилось до предела. В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. (Слайд 14).
Эпоха рококо принесла моду на пастельные, приглушённые тона: нежно-голубой, бледно-жёлтый, розовый, серо-голубой. Румяна и пудра помогают всем дамам выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски. (Слайд 15).
Скажите:
• Какие новые слова вы запомнили?
• Какие образы были популярны в данных стилях?
• Что общего есть между ними?
Вот такие отличительные черты были в стиле рококо и барокко.
4. Физ минутка.
5. Игра.
Как вы заметили, сначала урока вы сидите за разными столами и поделены на 2 группы – команды. Одна команда у нас будет команда Желтых, а вторая – команда Зеленых!
И теперь мы поиграем с вами в игру. У меня на столе карточки с разными словами. Карточки окрашены в 2 цвета – желтый и зеленый. На них написаны слова, характеризующие один из стилей. Задача распределить слова по стилям. Каждая команда может брать карточки только своего цвета. Участвуют все члены команды по очереди. Кто быстрее и правильнее справится с заданием, тот наберет больше очков для своей команды. Понятны условия конкурса? Тогда вперед!!!
6. Закрепление знаний на практике.
Теперь посмотрим, насколько вы были внимательны, как хорошо запоминали новый материал и как работает ваша фантазия.
Каждая команда получает чистый ватман и набор заготовок. Часть заготовок лежит на общем столе. Ваша задача создать коллаж, который будет включать в себя элементы архитектуры, интерьера, мебели и одежды одного из стилей. Для этого задания вам пригодятся приготовленные клей, ножницы, краски, фломастеры, маркеры. На выполнение задание дается ограниченное количество времени. Используйте имеющиеся у вас заготовки, а также заготовки с общего стола, но очень важно выбрать именно нужные заготовки. По итогам выполнения задания необходимо провести презентацию, в которой вы должны подробно рассказать почему вы использовали те или иные детали, цвета, формы.
Теперь определим, какая команда будет работать над стилем барокко, а какая над рококо. Прошу выйти по одному человеку из каждой команды. Проведем жеребьевку. (Жеребьевка).
Теперь когда вы знаете свои стили можете приступать к заданию. Время пошло!
Прошу представителей команд презентовать свою работу. (Выступление команд, презентация).
7. Подведение итогов. Выставление оценок.
Теперь подсчитаем баллы каждой команды. А также оценим работу всех учеников во время урока.
8. Домашнее задания.
Получите раздаточный материал для домашнего задания. В своих альбомах разместите иллюстрации по обоим стилям стилям.

На этом наш урок закончен. Всем спасибо!!!

Урок сопровождается презентацией. Если Вам понравится урок, можете обратиться за презентацией мне на почту.
Категория: Мировая художественная культура | Добавил: olga_uchilka (2015-02-09) | Автор: Неудачина Ольга Андреевна E
Просмотров: 480 | Теги: урок, рококо, дизайн, барокко, МХК, ИЗО | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 10:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru