Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Мировая художественная культура

музыкальные жанры
Музыкальные жанры.
Открытое занятие клуба «Юный интерпретатор»
Цель занятия: показать удивительное разнообразие музыкальных жанров, повысить познавательный интерес детей к классической музыке.
Задачи занятия:
Образовательная: ввести учащихся в мир музыкальных жанров, научить видеть их общие черты и различия, раскрыть связь музыки с жизнью.
Развивающая: используя инновационные методы обучения развивать творческую инициативу и стимулировать познавательный интерес учащихся.
Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к урокам специального фортепиано, прививать высокий музыкальный вкус.

Педагог: В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии - поэма, сонет, баллада; в изобразительном искусстве - пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке - опера, симфония, соната, этюд…
Род произведений в пределах одного какого-то искусства называют французским словом жанр (genre).
А что такое «музыкальный жанр»? Аружан: Слово "жанр",
в переводе с французского и латинского языков, означает - вид, манера, тип. Музыкальный жанр – это разновидность музыкальных произведений. Определяется музыкальный жанр обычно по разным признакам: характер тематики, средства выражения, состав исполнителей, по музыкальной форме.
Педагог: Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце XVI века, а симфоническую поэму создал в середине XIX века Ференц Лист. Никому еще не удалось создать по отношению к музыке стройную систему жанров вроде таблицы Менделеева, где бы все они были перечислены и строго определены. Жанры так и норовят выйти за пределы своих условных границ.
На занятии клуба поговорим о тех музыкальных жанрах, с которыми вы сталкиваетесь, обучаясь в музыкальной школе и в частности на уроках специальности. Украсим наше занятие новогодней ёлочкой, это будет наше древо музыкальных жанров. После проигрывания произведения каждый из вас украсит ёлочку своей игрушкой – символом музыкального жанра.
И все-таки музыкальные жанры группируются по нескольким направлениям. Особый способ жанрового деления музыки - это разделение на вокальную и инструментальную. Вокальная музыка обычно звучит с текстом, в основе своей имеет песенное происхождение, учитывает особенности человеческого голоса. Инструментальная музыка исполняется на каком-либо инструменте.
Вопрос учащимся. А какая музыка возникла раньше – вокальная или инструментальная?
Лаура: Конечно же, вокальная. Вокальная музыка – это музыка для голоса. Это самый древний вид музыкального искусства.
Педагог: А какой самый старейший жанр вокальной музыки?
Родион: К старейшим вокальным жанрам относится песня. Песня сопровождала человека на протяжении всей жизни.
Звучит песня «Настоящий друг» сл. Пляцковского, муз. Савельева в исполнении Наконечной Юлии.
Педагог: Инструментальные жанры развивались позже вокальных. И начнём мы со стиля барокко. Какие инструментальные жанры преобладали в это время?
Наташа: Инвенции, фуги, токкаты, сюиты.
Педагог: А какой склад музыки преобладал в эпоху барокко?
Наташа: Полифонический склад.
Педагог: Но прежде чем исполнять сложные полифонические произведения юные музыканты приобретают навыки игры многоголосия на лёгких пьесах, основанных на имитации голосов. Что такое имитация?
Родион: Имитáция в музыке — полифонический приём, в котором, после изложения темы в одном голосе, она повторяется в других голосах.
Исполняют свои произведения – Ступа Вадим «Отчего соловей», Долгова Ксения «Ивушка», Зиновьев Родион «На речушке на Дунае», Орынканова Лаура исполнит Канон Караманова. Обратите внимание, что все эти произведения изначально были вокальными, а композиторы их обработали, применили приём имитации и произведения стали инструментальными. Мы наблюдаем слияние жанров вокального и инструментального. Демехина Наташа исполнит отрывок из серьёзного полифонического произведения Трёхголосной фуги И.-С. Баха. Как отличить жанры полифонической музыки от других жанров?
Наташа: В полифонических произведениях есть тема, которая проходит в разных голосах. Произведения могут быть 2-х, 3-х, 4-х голосные. Тема в полифоническом произведении играет примерно такую же роль, что и главный герой в рассказе, где с ним случаются всевозможные приключения. Из темы вырастает форма полифонического произведения. В центре внимания композиторов разработка темы в пьесе, богатство её преобразований. Тема обогащалась тонально, тембрально, контрапунктически. На примере Трёхголосной фуги И.-С. Баха разбираем изменения, происходящие с темой.
Педагог: Следующий жанр, с которым познакомят вас наши исполнители – это жанр крупной формы. К нему относятся соната, рондо. Эти музыкальные жанры получили своё развитие в эпоху классицизма. А кто ответит, какой музыкальный склад начинает преобладать в эпоху классицизма?
Юля: гомофонно-гармонический склад.
Педагог: Сейчас мы послушаем Сонату A-dur Доменико Чимароза в исполнении Наконечной Юлии.
Юля: отличить сонату от других жанров можно по музыкальной форме. В сонате есть три раздела – Экспозиция (показ тем главная, побочная, заключительная и самое важное смена главной тональности). Разработка (тонально неустойчивая, напряжённая). Реприза (все темы звучат в основной тональности). Эта музыкальная форма основана на драматическом контрасте Главной и Побочной партий.
Педагог: В исполнении Океновой Аружан прозвучит Рондо C-dur Муцио Клементи.
Аружан: Рондо – это французское слово, означает «круг», «движение по кругу». В этой музыкальной форме есть главная тема – рефрен. Рефрен повторяется не менее трёх раз и чередуется с эпизодами, которые отличаются друг от друга. Рондо возникло из хоровых песен, в которых запевала исполнял разные по музыке куплеты, а хор подхватывал неизменный припев. В форме рондо пишутся инструментальные произведения, романсы, а также финалы многих симфоний и сонат. Рондо отличается обычно лёгким, оживлённым, подвижным характером и сочетает в себе черты песенности и танцевальности.
Педагог: Вы заметили, что форма рондо сформировалась из хоровых песен и проникает в другие жанры симфонии, сонаты. Мы опять наблюдаем взаимопроникновение жанров.
В 19 веке фортепиано стало популярным инструментом. Рояль стал королём сцены. Многие люди хотели научиться играть на фортепиано, в это же время формируется и исполнительская школа. Требовались произведения, чтобы оттачивать техническое мастерство музыкантов, так появились этюды. Ещё один жанр инструментальной музыки.
Ксения: По-французски этюд – изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды – сначала совсем лёгкие, затем с годами переходят к этюдам более сложным. Этюд развивает технику музыканта, каждый из них рассчитан на освоение какого-либо вида техники. Например: игра октав, трелей, аккордов, позиционных последовательностей. В исполнении Зиновьева Родиона, Ступы Вадима прозвучат Этюды Шитте, в исполнении Долговой Ксении прозвучит Этюд Майкапара.
Родион: я исполняю этюд на развитие мелкой моторики, беглости пальцев.
Вадим: я исполняю этюд в котором осваиваю вид техники – репетиции.
Ксения: я исполняю этюд на выработку чёткого штриха стаккато.
Педагог: А если бы не было названия Этюд у этих произведений, можно их принять за красивые пьесы?
Ребята: Да.
Педагог: Вот опять мы видим, как музыкальный жанр хочет вырваться за пределы своих границ.

Этюды крупных композиторов: Шопена, Листа, Скрябина оказываются не только упражнениями для выработки какого-то приема, но и подлинными произведениями искусства. В видеозаписи звучит Этюд Скрябина №12 в исполнении В.Горовца.
Педагог: На смену классицизма приходит романтический стиль. Художественное направление романтизм возникло в Европейской и Американской культуре в конце XVIII – первой половине XIX века как реакция на эстетику классицизма. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, естественность, искренность и раскованность, повышенное внимание к индивидуальным чертам человека. Романтики отвергали классическую строгость и сдержанность. Им на смену пришли очень сильные эмоции, интуиция, одухотворенность, творческая фантазия.
Наташа: И в эту пору происходит расцвет фортепианной миниатюры: пьесы, художественные этюды, которые отличались красотой мелодий, богатым, сложным гармоническим языком, эти произведения производили сильное эмоциональное впечатление на слушателей. Появились пьесы, имеющие словесное или поэтическое сопровождение, название. Все названия к музыкальным произведениям называют программой. А музыка, у которой есть программа, называется программной музыкой. Название пьесы направляет нашу фантазию.
Педагог: В исполнении Демехиной Наташи прозвучит произведение Э.Грига «Сердце поэта». Это переложение для фортепиано вокального произведения. Сама же песня «Сердце поэта» была написана Григом в 1864 г. и входила в цикл из четырех песен «Мелодии сердца». Автором стихов к ним был Х. К. Андерсен (1805-1875). На заглавном листе изданной нотной тетради композитор поместил посвящение: «Господину профессору Хансу Кристиану Андерсену в знак восхищения и уважения». С 1863 по 1867 гг. композитором было написано пятнадцать песен на стихи Андерсена.
Среди современников Грига песня «Сердце поэта» пользовалась особой популярностью.
Перед исполнением прослушайте стихотворение Х.К.Андерсена «Сердце поэта», русский текст А.Ефремова.
Ты знаешь, как волны в просторе шумят,
Как в струнах волшебные песни звучат,
Ты знаешь душистый запах роз,
Солнечный пламень средь бурь и гроз,
И говор птичий в дубравах густых,
Но сердце поэта постиг ли ты?

Сильнее, чем в море, там бури шумят,
Волшебные песни там вечно звучат,
Там веет дыханье нездешних роз,
Там пламенный зной без прохлады и гроз.
Страстей мятежных то сердце полно,
И кровью от мук исходит оно.
Вот такой глубокий смысл заложен в это произведение.
Следующее произведение прозвучит в исполнении Заиды Карабаевой.Это также, как и «Сердце поэта» Э. Грига, обработка известной песни Ыбрая Сандыбайулы «Гак-ку» (Крик лебедя).
\Заида: В этой пьесе есть все характерные черты, которые отличают казахскую народную музыку от европейской музыки. В пределах единого художественного образа происходит смена ритма, размера, а иногда и темпа. Мелодика также имеет отличия – слышны трихордные попевки, характерные для казахской музыки. Нужно отметить, что Аида Исакова очень бережно и с любовью отнеслась к народной песне и сотворила маленький шедевр.
Педагог: Я думаю на нашем занятии нельзя упустить знакомство с джазовой музыкой. Джаз (англ. jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение.
Заида: Пьеса называется «Давай, буги!». Буги-вуги это модный эксцентрический американский танец. Был распространен в США в 1930—50-е гг. Исполнялся в быстром темпе, в четырехдольном размере. Характеризуется главенством ритмического начала и ясностью мелодии, отсутствием упорядоченности танцевальных движений. В этой пьесе проявились все характерные черты музыкального языка фортепианного буги-вуги: импровизационность, техническая виртуозность, особый тип аккомпанемента — (моторная остинатная фигурация в партии левой руки пианиста так называемый блуждающий бас), преобладание непрерывного ритмического движения в виде ровных восьмых длительностей, триолей или пунктирного «шаркающего» ритма, опора на гармонический «квадрат» блюза, отказ от применения педали.
Педагог: Мы прослушали три пьесы: европейскую (Э.Григ «Сердце поэта»), казахскую (Ыбрай «Гаку»), американскую («Давай, буги!»). На примере этих пьес можно видеть разнообразие жанра пьесы. У этих пьес различные законы письма и исполнения. При работе над любым произведением нужно иметь необходимые знания, чтобы правильно его интерпретировать.
Занятие подходит к концу. Посмотрите на наше древо музыкальных жанров, его наряд отражает всю красоту и разнообразие классической музыки. На вершину я хочу укрепить звезду, как маяк, ориентир для вас в бушующем музыкальном потоке. Я верю, что годы, проведённые в музыкальной школе, не пройдут для вас впустую. Знания, полученные в процессе обучения, помогут вам сформировать эстетический вкус, дадут ключ к пониманию музыкального искусства. Верю, что вы сможете размышлять о музыке, о её предназначении в жизни, что вы вырастите подготовленными слушателями и пропагандистами музыкального искусства.
Категория: Мировая художественная культура | Добавил: lenasadova68 (2016-01-07) | Автор: Садова Елена Вячеславовна E
Просмотров: 237 | Теги: пьеса.соната, этюд, песня | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:02 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru