Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Особенности технологии БиС
Особенности технологии «БиС»
Технология “БиС” предлагает решение существующего противоречия между необходимостью целенаправленного управления качеством обучения в общеобразовательной школе и недостаточной разработанностью теоретических основ и технологии управления качеством обучения в общеобразовательной школе.
Основным вкладом технологии “БиС” в развитие образования Казахстана является разработка объективных критериев показателей и параметров измерения качества обучения, а также создание эффективных педагогических условий для формирования операциональной системой управления качеством обучения с учетом основных закономерностей теории самоорганизации.
Для повышения качества обучения необходимо применять в учебном процессе единый подход к определению результатов обучения и образования в целом. Автор технологии “Биоинформатика и синергетика” Вассерман Ф.Я. дает следующие определения качества обучения и управления качеством обучения:
“Качество обучения в социальном значении, может выступать как некий исторически-временной эталон научно обоснованного опыта жизнедеятельности людей, максимальное усвоение которого субъектами обучения в процессе взаимодействия обеспечивает требуемый результат ”
“Управление качеством обучения - это выполнение требований по соблюдению совокупности принципов, методов, средства и форм управления обучением разработанных и применяемых в учебных заведениях с целью повышения эффективности образования посредством объективного механизма измерения качества обучения
Измерители
На настоящий момент недостаточно объективных методов определения уровня содержания учебного задания, методов определения учебного задания и механизма конечного результата.
В технологию включена система стандартных измерителей, на базе которых возможно получение объективных данных качеств обучения. Эта задача решена включением в систему управления качеством обучения нормативов, регулирующих и контролирующих различные уровни освоения предметной информации с последующей возможностью их измерения. Необходимо отметить, что наличие по теме управления норм, стандартов, эталонов измерения и является, собственно измеряемыми показателями качества обучения, согласно теории качества. В связи с этим одной из норм является время выполнения задачи (при этом время как физическая величина повышает точность измерений).
Процедура измерения должна быть гибким средством управлений, диагностики и контроля, а так же процессным регулятором дифференциации и отвечать следующим требованиям:
- учитывать тот факт, что каждый отдельный ученический коллектив обладает индивидуальной суммой возможностей учебной подготовленности учеников.;
- учитывать то, что каждый ученический коллектив имеет свою индивидуальную биоинформационную (способность мышления обрабатывать информацию) особенность скорости и качества выполнения задания;
- учитывать естественное отставание среднего ученика от лучшего по времени выполнения задания.
Разработка и применение эти трех концептуальных критериев лежат в основе технологии “Биоинформатика и Синергетика”.
В основе системы измерителей находятся принципы синергетика и биоинформатика. Так, биоинформационный подход связан с информационными возможностями нашего мозга, как биологической среды. Синергетический подход связан с исследованиями П.К.Анохиным явлениями самоорганизации сложных и нелинейных структур, к которым, безусловно, относится и взаимодействие субъектов обучения. Синергетика – измерение качества синергетического взаимодействия всех субъектов обучения, направленное на качественное усвоение учебной информации. Биоинформационный принцип измерения отражает закономерности работы клеток мозга, имеющих определенную пропускную способность обрабатываемой информации во времени. Синергетический принцип механизма измерения отражает закономерности и особенности суммарных возможностей ученического сообщества и направлен на формирование единых стандартов качества обучения в рамках возможностей конкретного коллектива.
Объективные методы определения уровня содержания задания
Расчетным методом уровня содержания учебного задания предлагается формула расчета сложности - система норм и стандартов формирования учебных единиц в различные конструкты (конструкт - расчетная форма содержания, например, содержание теста и есть конструкт, по которому определяется сложность задания). Эта формула входит в систему измерителей технологии “Бис” и носит название “формула расчета сложности” (далее-ФРС). Формула структурно состоит из двух взаимосвязанных частей измерения и контроля:
дифференциации по уровню усвоения учащимися учебного материала
дифференциации по уровню содержания учебного материала
Механизм измерения, контроля дифференциации содержания по уровню усвоения учащимися учебного материала состоит из трех единиц измерения - НПС, ППС, ВПС.
НПС - нижний порог сложности. Соответствует уровню актуального развития ребенка (по Выгодскому). Предполагает подачу минимального количества единиц УЭ (учебные элементы, представляют собой информационные единицы конкретного предмета, составляющие количественные данных пригодных к измерению. УЭ заложены в шкалу возрастания:
-минимальные единицы (цифры, числа, буквы, слова, словосочетания);
-максимальные единицы (числовые выражения, предложения, формулы, правила, понятия и законы).учебного элемента) в зависимости от синергетических измерителей обратной связи;
ППС - промежуточный порог сложности. Предполагает удвоение предыдущих единиц УЭ на промежуточную величину;
ВПС - верхний порог сложности. Соответствует уровню ближайшего развития учащихся (по Выгодскому) соответствует в два раза большей сложности содержания единиц Учебных элементов (УЭ) в учебном материале относительно ППС и в три раза большему уровню единиц (УЭ) по сравнению с ППС. В основу механизма измерения, контроля дифференциации по уровню содержания учебного материала заложена оперативная и практическая применимость для преподавателей-практиков.
Технологические карты позволят учителю проводить уроки с высоким качеством. Перечень карт: алгоритм, биоинтернет, тренажер, устный урок-1,2, 3, логика, лидер, СРВ, ИСН. Всего-11
На уроках биологии наиболее применимы такие технологические карты, как устный урок-1,2, 3.
Структура технологической карты «Устный урок 1»
1. Организационный момент. Постановка цели.
- Правила работы по карте.
- Актуализация субъектного опыта учащихся.
- Введение в тему урока.
- Раскрытие ключевых слов на доске по теме.
- Работа по МПМ (матрица посадочных мест).
2. Организация восприятия
- Развитие внимания и памяти. (на доске написаны 7 слов (НПС — нижний порог сложности)
3. Запись по памяти
- Запись по памяти ключевых слов.
- Ввести в МПМ первые отметки (6-7 слов = отметка «+»)
4. Организация осмысления
- Работа с текстом на основе ключевых слов (время работы 3 минуты на лист учебника)
5. Перекрестный опрос (первичная проверка понимания) — вопросы репродуктивного типа
- указать ячейку, задать вопрос — 3 сек. на ответ. (если есть ответ - отметка «+»)
- Внести данные в МПМ.
6. Анализ и рефлексия перекрестного опроса
- Оценить уровень усвоения, если нет нормы — провести обсуждение и дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему.
- Внести данные в МПМ — вторая отметка.
7. Критический опрос (первичное закрепление)- вопросы проблемного типа
- указать ячейку, задать вопрос — 3 сек. на ответ. (если есть ответ - отметка «+»)
- Внести данные в МПМ.
8. Анализ и рефлексия критического опроса
- Оценить уровень усвоения, если нет нормы — провести обсуждение и дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему.
- Внести данные в МПМ — третья отметка.
9. Тематический словарный запас
- Письменный рассказ по теме урока (время — 5 минут, норма для учащихся 7-11 классов — от 63 слов и выше)
- Внести данные в МПМ — четвертая отметка.
10. Анализ урока
- Обобщение темы, заключительные выводы, подведение итогов.
- Оценивание учащихся. (4 “+”- оценка 5 (отлично), 3 “+”- оценка 4 (хорошо), 2 “+”- оценка 3 (удовлетв), 1 “+”- оценка 2 (неудовл))

Апробация данной технологии проводится в средней школе № 1 города Актобе с сентября 2009 года.
Директор СШ № 1: Муханова Ж.И.
Главный технолог: Унбаева Г.С.
Материал составлен на основе методического пособия для учителя автор Вассерман Ф.Я. Управление качеством обучения в общеобразовательных школах ("Биоинформатика и синергетика")

Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: скунс (2010-02-23) | Автор: Лазебник Наталья Константиновна E
Просмотров: 11884 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-14, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru