Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков
КГУ "Кокпектинская СОШ"
учитель начальных классов
Макарова Неля Валентиновна
Рефлексивный отчет по одному уроку из запланированной серии последовательных уроков

В основу своего урока я взяла модули, которые были изучены на первом этапе Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, оценивание для обучения и оценивание обучения, использование информационно - коммуникативных технологий, обучение талантливых и одаренных, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников, управление и лидерство в обучении. Выполняя все задания и упражнения на протяжении всего урока, я опиралась на ранее полученные знания учащихся и на их опыт.
. Целью обучения предмету «Грамота» является сформировать высоконравственную личность школьника, развить его индивидуальные творческие способности, обучить осознанному чтению, письму, правильной и выразительной связной речи. В результате обучения необходимо сформировать функциональную грамотность, позволяющую использовать приобретенные знания, умения и навыки по чтению и письму в различных жизненных ситуациях, в реальном общении. Новые подходы в преподавании и обучении через интеграцию 7 модулей Программы, будет способствовать достижению этой цели.
Серию последовательных уроков грамоты я проводила в своем 1Б классе. Этот класс со среднестатистической успеваемостью, то есть здесь есть дети уровня обучения А,В,С.
Для рефлексивного отчета я выбрала четвертый урок в серии последовательных уроков. Тема урока «Парные согласные по глухости и звонкости Б-П»
Выбранный мною урок является продолжением изучения темы «Парные согласные по глухости и звонкости». Использование разных стратегий семи модулей должны способствовать закреплению и изученного ранее и получению новых знаний. Вытекающие из этого следующие цели урока:
Учащиеся должны :
1.узнать о парных глухих и звонких согласных;
2.слышать и различать парные глухие и звонкие согласные в устной и письменной речи;
3.размышлять над тем . что не все согласные буквы имеют пару по глухости и звонкости;
Ожидаемый результат:
1.Знают о парных глухих и звонких согласных
2.Слушают и различают парные глухие и звонкие согласные в устной и письменной речи
3.Размышляют над тем, что не все согласные буквы имеют пару по глухости и звонкости.
Каждый урок необходимо продумать , мне очень хотелось апробировать методы преподавания и ключевые идеи «Программы курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан». Для этого мне необходимо было изучить все активные методы , соотнести их к своему предмету и возрасту учащихся.
Я поставила перед собой цель добиться результатов и увидеть какие будут изменения в отношении учеников к обучению.
Создавая уроки необходимо «создать образовательную среду, благодаря которой учащиеся будут активно участвовать в учебном процессе , а не пассивно принимать информацию». [1стр138]
«Многие теоритические исследования, посвящённые процессу обучения 70-х и 80-х, основывались на гуманистической психологии и рассматривали человеческий потенциал роста с акцентом на концепцию «Я». Побуждающим фактором тому стало убеждение в том, что личная свобода, выбор, мотивация и чувства имеют значение в развитии понимания. Наиболее известным ученым был Авраам Маслоу (1967), разработавший иерархическую модель мотивации. На низшем уровне он расположил биологические и физиологические потребности, а на верхнем уровне самовыражение. Маслоу утверждает, что только в случае удовлетворения потребностей низшего уровня можно полностью переходить на последующий уровень, поскольку мотивация на низшем уровне всегда сильнее чем на высшем.»[2 стр.129]
Свой урок я построила по принципу иерархии модели мотивации Маслоу.
Знакомство с темой начали на предыдущем уроке, на котором дети познакомились с глухой согласной буквой П которая является парой по глухости и звонкости буквы Б.
И согласно иерархической модели мотивации Маслоу в основании которой лежат биологические и физиологические потребности и исходя из этого свой урок я начала с организационного момента. На котором я проверила оснащение кабинета, необходимым оборудованием для проведения урока. Дети должны себя чувствовать комфортно.
И переходя к следующему этапу урока, по уровням Маслоу это безопасность, для того чтобы дети себя чувствовали на уроке не только комфортно, но и в безопасности в начале урока я провела эмоционально психологический настрой. Прочитала стихотворение и дети подарив друг другу улыбку и пожелав хорошего настроения. И уже начиная урок дети чувствовали себя в определенной безопасности. Почувствовав поддержку от учителя и от одноклассников все в приподнятом настроении были готовы к дальнейшие действия.
Третья ступень мотивации Маслоу – чувство принадлежности и любви.
Этот этап урока, чтобы настроить детей на рабочий лад, я начала с проверки домашнего задания. Так как не все дети прилежно выполняют домашнее задание, чтобы не ставить ребенка перед классом демонстрируя его не выполнение задания, я применила стратегию «светофор». Из двух цветов , красного – не готов к уроку, зеленый – готов отвечать, учащиеся выбирали и наклеивали тот стикер который соответствует их готовности. Наклеивая, красный стикер дети уже знают по предыдущим урокам, что они задание должны будут выполнить, и мной оно обязательно будет проверено у всех.
И на этом же этапе урока дети проговаривают правила работы в группах, которые выписаны на постер расположенный на доске.
Так же совместно с учащимися разрабатываем критерии оценивания на уроке.
Согласно конструтивистской теории обучения, которая базируется на утверждении, что развитие мышления учащихся происходит в условии взаимодействия имеющихся знаний с новыми. Чтобы проверить уровень имеющихся уже знаний у учащихся на данном этапе провела проверку пройденного материала.
На предыдущем уроке дети составляли из слогов слова и определяли, к какой группе относятся собранные ими слова. Задавая детям вопросы:
-Какие это были слова?
-Что в них общего?
-Чем занимаются люди этих профессий?
-Чем занимается пекарь?
Для повторения применила стратегию «вопрос ответ».
Даю возможность ответить каждому из учащихся, при затруднении при ответе учащегося группы С, учащиеся групп А и В могли ему помочь. Дети вспомнили с кокой согласной буквой и звуком работали. С легкостью вспомнили то, что слова относились к группе- профессий , чем занимаются люди данных профессий.
Формативно оценив детей на данном этапе я применила стратегию «словесная похвала».
Работая с учебником прочитали скороговорку в которой были перечислены изделия из теста , дети назвали букву которая стоит первой в этих словах скороговорки и сами пришли к тому что на этом уроке будем рассматривать звонкий согласный звук Б , который является парой глухого согласного звука П. И этот этап урока прошел без затруднений. Вместе с детьми определили цель и задачи урока. Самим детям пока еще не удается самостоятельно определять цель и задачи урока, но я уверена в скором времени и это им будет по силам.
К четвертой ступени в иерархии Маслоу стоит– потребность в уважении- мы к нему подходим на следующем этапе урока при работе в парах и работе в группах
«Для того, чтобы развить диалоговое обучение , большое внимание уделяется выработки качеств необходимых для продуктивного обмена мнениями. Как утверждал Александер «беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а наоборот- взаимным процессом в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение вперед». [3 стр. 145]
Мерсер описал диалог, как совместное приобретение знаний или вовлеченность в процесс «обмена мыслями»».
Работа в группах способствует диалогу и обмену мнениями и для эффективной работы я поделила детей на группы.
Имея в виду что урок проводился в младшем школьном звене решила поделить детей с помощью печенек с рисунком. Каждый из детей взяв печеньку с определенным рисунком находили соответствующую печеньку и садился в ту группу.
Первое задание для работы в группах было составление из букв одно слово, которое начинается с согласной звонкой буквы Б наклеив буквы на лист А4. Для выполнения этого задания я применила стратегию «»
Учащиеся распределили обязанности в группе для каждого участника. И приступив к выполнению справились с заданием опередив отведенное для задания время. У первой группы получилось слово – бублик, у второй – батон и у третьей – булка. Не большое затруднение вызвало задание у первой группы, так как у них в наборе букв были две буквы б. Но тем не менее каждая группа в виде формативного оценивания получила по печеньке в копилку своих баллов. Работая в группах учащиеся подбирали слоги, все из участников были задействованы, выполняли задание сосредоточенно но не было у их сомнения в том, что они вместе не справятся с заданием.

Рис.1 Дети занимаются физминуткой
После выполнения я провела физминутку, дав возможность отдохнуть, подвигаться и затем с новыми силами продолжить урок.
«Л. Выгодский характеризует детей младшего возраста как учеников, у которых когнитивное развитие происходит в процессе социального взаимодействия ; иными словами, в момент , когда учеников обучают более взрослым способам мышления путем их общения с более способными учениками …» И я это наблюдала когда дети работая в группе, при распределении обязанностей, наклеивание букв ученику группы С, помогая ему правильно расставить буквы на листе.
Для выполнения следующего задания я решила еще раз разделить детей на группы, применив стратегию «цветные скрепки». Дети, взяв скрепки поменялись местами рассевшись в соответствии с цветом скрепки.
У каждой группы на столах лежал лист А4 на котором предыдущая группа наклеила слово. Заданием для групп было нарисовать на постере то как они себе представляют это слово, то есть перенести на рисунок, то что было написано. На выполнение этого задания я им дала 7 минут, по завершении спикер защищает работу и совместно со всеми учащимися определили, как будет оцениваться работа. И решили, если работа будет иметь 3 и более отдельных элементов, будем оценивать работу группы, выполненную на 5 баллов, если 2 -4 балла и меньше двух- 3 балла.
И дети принялись обсуждать как они будут рисовать.
2 группа решили просто нарисовать батон на столе, 3 группа, рисуя булку пошли дальне, они не только нарисовали булку, но еще рядом нарисовали бутерброд. Но первая группа при выполнении данного задания нарисовали бублики нескольких видов и то с чем можно эти бублики кушать. И единогласно 5 баллов было дано этой работе.
Рис.2 Работа 2 группы Рис.3 Дети нарисовали батон

Рис.4 Работа третьей группы Рис.5 Работа первой группы
Формативное оценивание этого задания проводилось по критериям и конечно же и словесной похвалы.
При выполнении проведенных заданий дети познакомились с тем, что если парная согласная б находится в начале слова, то читается она ясно и четко. Теперь мне надо показать что происходит с парной согласной если она находится в конце слова.
Это задание выполняют все дети. Я применила стратегию «угадай ка».
На доске написано слово голубь. Дети отвечают на вопросы:
Прочитайте слово написанное на доске. Какой звук слышен в конце слова (глухой согласный П) а какая буква написан в слове?
«Мы знаем что буквы и звуки не всегда совпадают. Как это проверить?
Дети отвечают: «Надо изменить слово». Дописываем в слове букву и слог, чтобы получилось : голубь и голуби. Дети читают слова снова и отвечают на вопрос : Какой звук стоит после согласного? (гласный).
На доске записаны в столбик слова, а дети проговаривают проверочные слова с гласной буквой после согласной.(суп-супы; зуб-зубы; сноп- снопы; дуб –дубы; краб-крабы-крабик; сугроб-сугробы; столб-столбы) и дописывают во второй столбик.
Что изменилось?( согласный стоит в середине слова, после него стоит гласная буква)
Совместно с детьми делаем вывод: нужно изменить слово чтобы после согласного звука стоял гласный звук, тогда парная согласная читается и пишется одинаково.
На этом этапе дети тоже оцениваются формативно, получая за правильные ответы баллы и словесную похвалу.
После задания провожу итог урока задавая вопросы детям:
-О каких парных согласных говорили на уроке?
-Почему их называют парными по глухости и звонкости?
-Какая позиция для парных согласных сильная, а какая слабая?
Предлагаю детям открыть учебник и прочитать на 109 странице пословицу
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
- Объясните смысл пословицы. (Дети отвечают, что надо трудится, что бы что то получить.)
-Думаю , каждый поймал свою рыбку, новые знания.
«Самовыражение – полная реализация талантов, способностей и потенциала» стр.130
Исходя из этого учащиеся смогли реализовать свои способности в усвоении темы данного урока. Это было видно по результатам рефлексии и моим наблюдениями во время урока. Каждый ученик думал, рассуждал, задавал вопросы, принимал активное участие в работе группы.
Проводя суммативное оценивание в конце урока , дети подсчитывают полученные ими баллы, я обнаружила, что все дети получили положительные отметки. Дети группы С получавшие при традиционном оценивании отметку три, получили четыре, что мотивирует их в дальнейшем на положительный результат.

Рис.6 Рефлексию по уроку, дети наклеивают стикеры

Урок закончен. Цель моего урока думаю достигнута. Мне удалось достичь доверительного отношения с учащимися и отойти от авторитарного преподавании и развить устную и письменную речь. Коммуникабельность у учащихся. Результаты, которые я ожидала получить в групповой работе:
1. Ученик сможет выражать свое мнение
2. Умение прислушиваться к мнению других членов группы
Удалось создать благоприятный психологический климат. Учащиеся могли задавать вопросы, просить помощи у своих одноклассников, с увлечением выполняли предложенные задания.
Интегрируя в будущем 7 модулей программы и учебный материал я думаю мои ученики научатся понимать, размышлять, аргументировать и научатся тому, как обучаться и как следствие, ответственными в обучении.

Список используемой литературы:
1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. г.Караганда,2012г.стр.138
2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. г.Караганда,2012г.стр.129
3. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. г.Караганда,2012г.стр.145
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: ноя (2015-01-15) E
Просмотров: 1042 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 7:03 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru