Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ТРЕХМЕРНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИЮ ТРЕХМЕРНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Степанова Тамара Сергеевна
заместитель директора по методической работе
Коммунальное государственное учреждение
«Общеобразовательная средняя
школа- гимназия №1 им. Н. Островского»
Казахстан, ВКО, г. Шемонаиха

Казахстанская начальная школа предопределяет будущее страны. Именно мы, учителя начальных классов, с первых ступеней обучения ребёнка должны заниматься формированием качеств гражданина Казахстана, которые позволили бы ему комфортно жить и трудиться свободно в демократическом обществе.
Интерес к учению есть там, утверждал В. А. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Как же добиться успеха? Как вызвать интерес у нынешних учеников к учебе, побудить ребёнка мыслить, рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения.
В связи с этим каждый учитель имеет возможность начать поиски более эффективных подходов в обучении. Качественное образование младших школьников возможно в условиях реализации компетентно – ориентированного подхода.
Изменение уровня сознания педагога – одна из наиболее важных задач переходного периода. Вовлечение педагогов в активную экспериментальную деятельность – один из путей формирование творческого, увлеченного педагога. Более 7 лет в школе работает опытно-экспериментальная группа по теме: «Развитие компетентности учащихся через технологизацию учебного процесса», составляет 23 учителя, психологическая служба. Экспериментальная деятельность педагогов находится на этапе признания: оформления результатов исследовательской деятельности их публикации и их рецензирование. Внедрение в практику результатов исследования и разработка системы мер поощрения творчески работающих учителей. Среди многообразия путей и средств развития творческих способностей наиболее эффективным является собственная исследовательская практика педагога. Учителями школы разработано 19 учебно-методических пособий в форме рабочих тетрадей: прорецензированных на республиканском уровне – 11, на областном – 5, на районном – 3.
Учитель начальных классов Орлова Л.С. является тренером по технологии трехмерной методической системы обучения (сертификат ВКО ИПК ПРО). Она приняла участие в областном конкурсе «Лучший урок с применением ИКТ» с использованием ПТ ТМСО, где заняла призовое место. А также участвовала в Первом республиканском слете педагогов – новаторов «Инновационный потенциал образования», где представляла данную технологию.
В 2014 году Басова Ю.Н. в составе группы учителей приняла участие в республиканской научно-практической конференции «Реализация компетентностно - ориентированного подхода через технологизацию учебного процесса». Данный доклад был внесен в материалы Региональной научно-практической конференции «Компетентностно-ориентированные технологии в системе дошкольного и начального образования».
Компетентностное обучение на уроках ориентировано на развитие личности, культуры мышления, аналитической рефлексии, самостоятельности и ответственности за принятие решений, это готовность действовать в ситуации неопределённости, умение решать практические и теоретические задачи.
В своей практической деятельности мы уделяем большое внимание формированию ключевых компетенций: самоменеджмента, учебно-познавательной, коммуникативной и информационной.
К компетентности самоменеджмента относятся общеучебные умения и навыки, обеспечивающие ученику самостоятельность действий и оптимизацию деятельности на уроках и при выполнении домашних заданий. Оцениваются такие параметры как:
- умение ставить учебную задачу;
- навык планирования собственной деятельности;
- рациональная организация рабочего места;
- навык самоконтроля и самооценки;
- рефлексия.
В практике эти данные являются исходными для организации самостоятельной работы учащихся.
Коммуникативная компетентность определяет формы и виды участия в коллективной, учебной и других видах деятельности учеников с разными характеристиками развития сферы общения.
Для учителя это важный параметр при организации дискуссий, коллективной работы на единую цель:
- монологическая речь (устная и письменная);
- способность вести конструктивный диалог;
- способность работать в команде.
Возможность самостоятельного поиска и осмысления, переработки, переноса информации – это информационная компетентность. Для её целенаправленного развития формируют:
- навык смыслового чтения (умение осмыслять прочитанное на высоком уровне)
- навык «сворачивания» и «разворачивания» информации.
- навык использования технических средств.
Учебно-познавательная компетентность – это уровень развития мыслительных навыков таких как: анализ, синтез, сравнение, логика, умение делать выводы.
Применение ПТ ТМСО Ж. Караева обеспечивает следующие направления
учебной работы:
- реализация дифференцированного подхода к самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения школьным предметам через дифференциацию содержания учебных тем, а не разделения учащихся на дифференцированные группы по последним данным показателей их успеваемости;
- создание комфортных условий на уроке для творческой деятельности как учащихся так и учителя через обеспечение каждого из учащихся необходимым раздаточным материалом с разноуровневыми заданиями;
- определение необходимых приемов и методов, соответствующих каждой из учебных тем, обеспечивающих оптимальный путь и наивысший коэффициент её усвоения учащимися с последующим использованием в учебном процессе;
- регулярное прослеживание за траекторией развития каждого из учащихся по каждому предмету через организацию ведения мониторинга их развития самими же учащимися с дальнейшей корректировкой их ошибочных самостоятельных действий.
Нами разработаны учебно-методические пособия по математике с 1 по 4классы в форме рабочих тетрадей.
Таблица 1 – Учебно-методические пособия по ПТ ТМСО Ж. Караева

Название Класс Автор Рецензент
Математика 1 Ващук Н. Н. Опубликовано в печати Республиканским ИПК ПРО
Математика 2 Орлова Л. С.
Математика 3 Басова Ю. Н.
Соколова Н. В. РОО Шемонаихинского района
Математика

4 Акентьева О.В.
Басова Ю. Н.
Ващук Н. Н. РМО учителей начальных классов Шемонаихинского района
Русский язык 1 Басова Ю.Н. ИПК ПРО
Русский язык 2 Орлова Л.С. Рецензия декана ФЗ и ДО КАСУ кандидата педагогических наук доцента Н.М. Шефер
Русский язык 3 Шацких И.В. Рецензия декана ФЗ и ДО КАСУ кандидата педагогических наук доцента Н.М. Шефер
Задания в тетрадях распределены на 4 уровня (Приложение 1)
Во время выполнения самостоятельной работы с разноуровневыми заданиями между учащимися создаётся дух соревнования, так как на каждый следующий уровень усвоения учащиеся могут переходить только после правильного выполнения заданий предыдущего уровня. Результат выполнения каждого уровневого задания оценивается в баллах, по мере перехода на более высокие уровни ученик набирает всё большее количество баллов.
Самое главное при рейтинговой системе оценивания методы и приёмы активизации познавательной деятельности не конфликтуют с подходами оценивания, как это было раньше, они действуют в эффективном тандеме. Более того применение ПТ ТМСО позволяет строить индивидуальный мониторинг обучения. (Приложение 2)
Индивидуальный мониторинг развития заполняется учеником самостоятельно, ребёнок сравнивает себя с самим собой, что и является формированием таких параметров компетенции самоменеджмента как: самоконтроль, самооценка, рефлексия.
На начальном этапе работы над проблемной темой, учителя отметили преимущества использования педтехнологии: повышается мотивация к обучению, между учащимся и учителем устанавливаются партнёрские отношения, снижается психологическое напряжение на уроках.
Наблюдается положительная динамика качества знаний: математика с 78-85%, русский язык с 56% до 67%, познание мира 90-95%.
По результатам ПГК по математике все учащиеся набрали пороговый уровень, средний балл по школе 17,6%, что выше районного на 0,4.
Таблица 2. Результаты по математике (18.03.2014г)
Класс Кол-во
уч-ся Приняли
участие Средний
балл Не набрали
пороговый уровень Учитель
4 «Б» 9 16 18.6 - Ващук Н.Н.
4 «В» 1 19 17.8 - Басова Ю.Н.
4 «Е» 2 22 18 - Акентьева О.В.

Ежегодно наши дети принимают участие в Областных интеллектуально-творческих играх по развивающему обучению, где занимают призовые места.
Таблица 3. Результаты Областных интеллектуально-творческих игр школ деятельностного типа образования по системе развивающего обучения.
Год Предмет Место Тур Ф. И ученика Ф. И учителя
2010 математика 3 инд, Фёдоров Н. Басова Ю. Н.
2011 математика 2 парн. Капустин В. Басова Ю. Н.
2011 естествознание 2 инд. Капустин В. Басова Ю. Н.
2011 русский язык 1 парн Ветлугин А. Орлова Л.С.
2011 литература 3 Инд. Позднякова В. Орлова Л.С.
2011 литература 3 инд Кононов Д. Орлова Л.С.
2011 литература 3 инд Ветлугин А Орлова Л.С.
2011 литература 3 парн Ветлугин А Орлова Л.С.
2012 Русский язык 1 инд Ветлугин А Орлова Л.С.
2012 литература 1 инд Ветлугин А Орлова Л.С.
2012 литература 1 парн Ветлугин А Орлова Л.С.
2012 литература 3 инд Кононов Д. Орлова Л.С.

Сформированные учебно-познавательные компетенции помогают добиваться высоких результатов и в различных творческих интеллектуальных играх по линии «Дарын»: «Малахит» - 4 «Русский медвежонок» -8, «Ақ бота» - 13 призовых мест.
Происходит развитие не только умственных и интеллектуальных способностей учащихся, но и формирование ключевых компетенций (Приложение 4).
Современные педагогические технологии ПТМСО, используемые в процессе обучения, развивают умственные и интеллектуальные способности учащихся, а также ключевые компетенции, что даёт возможность формированию субъектного опыта всех учащихся образовательного процесса.
Для того, чтобы наши уроки оставляли заметный след в сознании каждого ученика мы находимся в постоянном поиске, эффективно используем на уроках технологию трехмерной методической системы обучения, разнообразные формы урока и средства обучения.

Библиографические ссылки

1. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и внеурочной деятельности. – Москва: Аркти, 2007. -23 с. 63с.
2. Караев Ж. А. Кобдикова Ж.У. Актуальные проблемы модернизации педагогической системы на основе технологического процесса. – Алматы: «Жазушы», 2005. - 125с.
3. Кукшин В.С. Современные педагогические технологии начальная школа – Ростов на Дону «Феникс», 2004. – 267с.
4. Сальникова Т.П. Педагогические технологии. – Москва: Творческий центр Сфера, 2005.- 94с.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: тамара0829 (2015-01-17) | Автор: Степанова Тамара Сергеевна E
Просмотров: 322 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 7:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru