Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

коучинг-занятия
Семинар:
«Диалогическое обучение как одна из форм нового подхода в образовании»

Цель занятия: Знакомство с основными идеями «Диалогического обучения»
• Учителя обзорно будут знать основы ДО
• Учителя умеют различать признаки трех типов беседы в диалоговои обучении, знают преимущества исследовательской беседы
• Овладеют навыками организации ГР, смогут взаимодействовать между собой, по окончанию занятия смогут организовать работу в группах у себя на уроках, применяя предложенные методы и приемы
Оборудование: бодрячок, 4 презентация ИД, видеоролик, карточки для рефлексии

План занятия
Все, что в нас имеется, надо развивать.
Это единственный данный нам путь к тому,
чтобы достигнуть совершенства.
А.Рюноскэ японский писатель

1. Показ видеоклипа о споре двух младенцев близнецов;
 После просмотра просит участников коучинг занятия, сказать о чем данный видеоклип, что между ними происходит и предположить тему коучинг занятия
 Деление на группы (стикер)

2. Панорамная презинтация «Учат в школе»:

 Диалогическое обучение – это подход в преподавании и обучении , построенный с учетом определенных регулятивных правил подготовки учебного материала учителем и усвоения его учащимися.
Диалогическое обучение предполагает побуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решении, активизацию их учебной деятельности
Диалогическое преподавание это достижение баланса между воспитательным, «повелительным» разговором учителя и более открытым диалогом с учениками
использование обсуждения всем классом, чтобы раскрыть то, о чем думают ученики и усилить их аргументацию.
Диалог-это не просто разговор , это совместное дело, сотрудничество. Диалоговое обучение выступает как новый подход в обучении современных . Немецкий педагог 19 века А. Дистервег утверждал, что «плохой учитель преподносит истину, хороший -учит ее находить». Поэтому в диалоговом обучении роль учителя ни в коем случае не сводится к роли передатчика знаний, навязывающего свое видение проблемы, свой путь решения проблемы, задача учителя сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.
Согласно исследованию Мерсера «диалог в классе способствует интеллектуальному развитию учащихся и их результативному обучению». Мерсер различил три типа бесед, в которые зачастую вовлекаются обучающиеся субъекты:
• Беседа- дебаты, в которой существует принципиальное расхождение во мнениях и каждый приходит к своему решению;
• Кумулятивная беседа, в которой каждый принимает и соглашается с тем, что говорят другие участники;
• Исследовательская беседа¸ в которой каждый участник предлагает свою информацию. Идеи каждого расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному оцениванию. Участники группы стремятся достичь согласованности.
 Вывод: Диалогическое преподавание - это не…
- Постоянный разговор учеников.
-Избегание нужных объяснений, инструкций или исправлений со стороны учителя.

Диалогическое обучение направлено на следующие цели:
 Более активно вовлечь учеников в математическое и научное мышление во время уроков
 Помочь им добиться более глубокого понимания
 Поощрять будущее участие в этих предметах
 Повысить качество обсуждения всего класса и малых групп
 использование идей учеников путем создания и оспаривания их
 поощрять учеников для развернутого обсуждения классом
 оптимально использовать групповую работу

Научно доказано преимущество для учеников в обучении, реализуемого на основе беседы.
Значительным в использовании разновидностей беседы является осуществление учителем контроля над ходом беседы , его тематикой, актуальностью и содержательной сущностью.
Наиболее распространенной в классе является форма беседы, при которой учитель контролирует речь ученика, задает нужные вопросы, повторяет ответы учеников … развивает мышление.
Речь– один их важнейших инструментов в формировании коллективного опыта
Барнс и Мерсер утверждают, что исследовательская беседа является тем типом беседы, который необходимо совершенствовать учителям.
Вовлечение учеников в ИБ реализуется в условиях работы малых групп с общей проблемой, формируют совместное её понимание, обмениваются идеями и мнениями, обсуждают и оценивают друг друга и создают коллективное знание и понимание.
 Признаки исследовательской беседы:
• Каждый ученик предлагает контекстуально уместную информацию
• Идея каждого участника расцениваются как эффективные, но подвергаются тщательному планированию
• Участники задают вопросы друг другу
• Участники спрашивают и обосновывают то, что сказано, и подобное обоснование является основой беседы
• Участники группы стремятся достичь согласованности (хотя важен не факт достижения согласованности, а стремление к нему)
• Ученики мыслят совместно. Размышляют вслух, формируют гипотезы, рассуждают над их реализацией.
 Фразы и обороты:
• «возможно…»
• «если …»
• «может быть…»
• «вероятно…»
Исследовательское обсуждение, когда говорящие
• Все активно участвуют
• Задают вопросы друг другу
“Что ты думаешь…?”
“Почему ты так думаешь…?”
Разделяют соответствующую информацию
 “Вы помните….?”
• Обосновывают свое мнение
• “Я так думаю, потому что…..”
• конструктивно критикуют
 “Да, но если……
• Пытаются достичь соглашения
• “Согласны ли мы, что ….?”

7 основных правил класса «Когда мы работаем в группе …»
• Все предлагают актуальную информацию
• Ко всем идеям относятся как к целесообразным, но оценивают критически
• Мы задаем друг другу вопросы
• Мы просим представить обоснование
• Мы пытаемся достичь соглашения
• Люди доверяют друг другу и действуют как команда !

3. Составление постера (10 мин)
Тема:
• Что такое исследовательская беседа для учителей
• Что такое исследовательская беседа для ученика
• Структура исследовательской беседы
• Требования для проведения исследовательской беседы
• Советы для эффективного проведения исследовательской беседы
Прием «Автобусная остановка»:
Составить на флипчартах постер на тему «Исследовательская беседа»» работая в группах, оказывая содействие в выполнении данного задания, затем после составления постера презентовать другим участникам коучинг занятия

4. Презентация «Ученые для учения!»
 Обзорная презентация «Ученые для обучения»
 Тест по ДО

5. Итоги занятия:
 Рефлексия: «5+5+1» (один из методов критического мышления):
 Написать 5 предложении о сегодняшнем коучинг занятии
 сократиь до 5 слов
 сократить до 1 слова

Коучинг – занятие:
«Один в поле не воин» или групповая форма работы в диалоговом обучении»

Цель: учителя умеют применять возможности диалогового обучения при подготовке к итоговой аттестации

План и ход занятия
1.Бодрячок «Разноцветная паутина»
Ведущий: Все становятся в один круг и все вместе образуем одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой (пару раз обматывает вокруг ладони свободный конец нити и клубок покатить в сторону одного из участников со словами : н-р, Светлана мне кажется ,что нас с тобой объединяет такое качество, как любовь к математике.
Светлана берет клубок ниток, обматывает вокруг своей ладони и катит клубок дальше …и т.д.

2. Игра «Атомы и молекулы»
Участники игры – атомы беспорядочно ходят по классу .
Ведущий задает вопросы по программе 1 уровня, все ходят и обдумывают ответы.
Когда ведущий говорит «стоп – 2», участники группируются по 2 человека и обсуждают первый вопрос; затем ведущий говорит «стоп – 3» и….т.д
Вопросы:
 Как организовать Lesson Stady?
 Что вы понимаете под процессом «менторинг», в чем заключается ключевая роль ментора?
 Попробуйте вспомнить модель «эффективного ментора». В чем заключается суть этой модели? На что направлен каждый этап?
 Каковы должны быть результаты обучения?
 В каком обучении беседа является неотъемлемой частью?
В ДИАЛОГОВОМ!

Итак, тема сегодняшнего занятия «Один в поле не воин» или групповая форма работы в диалоговом обучении.
Цель: учителя умеют применять возможности диалогового обучения при подготовке к урокам

3. Объединение по группам :
Всем раздаются карточки с терминами, участники должны понять по какому принципу эти ключевые понятия можно объединения в группы.
Итак, почему вы объединились т.о., какая тема вас объединяет? (класс рассаживается по группам по 6 человек)
Названия групп:
 Диалогическое обучение(групповая работа, Мерсер, дебаты, исследовательская беседа, речь, дискуссия)
 Рефлективное преподавание (думать на ногах, Д.Шон, Д. Дьюи, Рефлективный практик, рефлексия, как мы думаем)
 Коучинг и менторинг (ментор, коуч, Иган, эффективный ментор, аудирование, планирование)
 Обучение тому, как обучаться (ЗБР, Ж.Брунер, Бронсон, Скафолдер, Выгодский)
 Оценивание (формативное оценивание, сидеть рядом, PISA,ОДО, интерпритация полученных знаний, тестирование)
Группам раздаются бумажные домики, фундаментом, которых будут являться собранные карточки с терминами.
Ведущий: итак, вы получили кирпичи для фундамента вашего дома – знаний по данной теме.
Мы предлагаем вам достроить дом: дополнить информацию ключевыми понятиями по теме. Таким образом вы получите карту – подсказку из основных, ключевых понятий по каждой заданной теме. Время 5 мин.

Ведущий: на ваших столах лежат листочки А- 4, на которых надо записать 3 емких, открытых вопроса (которые в полной мере раскрывают вашу тему) по вашей теме. Время 3 мин.

4. Прием «автобусная остановка»:
От каждой группы выбирается спикер, который остается сидеть на месте. У спикера система координат – оценивания, в которой по горизонтали отложены №№ группы, а по вертикали - уровень усвояемости материала.
Команды двигаются по часовой стрелке, отвечают на вопросы каждой группы, используя карту подсказку., спикеры оценивают знания по теме и отмечают точкой или звездочкой на листе оценивания – система координат.
Спикеры подводят итоги по листам – графикам, для выявления проблемы.

5. Просмотр фрагментов из мультфильма «Маша и Медведь»:
 Предлагаеся просмотреть фрагменты из известного мультфильма «Маша и Медведь» и определить тип бесед, показанных в мультфильме, обосновать свой выбор
 Инсценировка беседы:
Задание – инсценировать одну из бесед, предложив им на выбор заранее написанное название диалога на листочках трех цветов «индиго - исследовательская беседа», «красный - спор» , «зеленый - кумулятивная беседа» , и определить тип беседы другой команды
5. Обратная связь:
Ведущий:
 Как выдумаете . какой это вид оценивания?
 Как вы думаете, насколько эффективны формы групповой работы, предложенной нами на данном занятии?
 Насколько продуктивной оказалась данная работа?
 Помогла ли вам карта – подсказка обобщить знания по теме?
 Помогла ли вам групповая в систематизации уже полученных знаний?
 Как групповая работа влияет на мотивацию и понимание учебного материала.
6. Рефлексия:
1. Что полезного вы нашли на сегодняшнем занятии?
2. Как и где вы бы могли применить на практике предложенные формы работы?
3. С какими трудностями при выполнении заданий вы столкнулись?
4. Коментарии:

Коучинг «Оценивание для обучения, критериальное оценивание»

Цель занятия: к концу коучинг-занятия учителя будут
- учителя смогут использовать приемы самооценивания и взаимооценивания;
- ученики смогут проводить самооценку и взаимооценку.

Оборудование и материалы: ватман, карточки для рефлексии, перечень приемов самооценки и взаимооценки, скотч; мультимедийный комплекс, презентация темы, видеоподборка. магнитная доска, магниты.

Содержание коучинг-занятия

1.Деление на группы. Упражнение «Фрукты»

2.Просмотр видеоролика «Опять двойка» (киножурнал «Ералаш»)

 Сформулируйте основную мысль видеоролика.
Многие, к сожалению, могут вспомнить факты отметочной тирании из своего школьного детства. Например, учительницу, которая каждый урок начинала с того, что пять минут в гробовой тишине «ползала» ручкой по журналу снизу вверх и сверху вниз, приговаривая: «Сейчас пойдет к доске-е-е, к доске пойдет сейча-а-с…» класс в тихом ужасе вжимается в парты. Кстати, эмоциональная нагрузка у учащихся в подобной ситуации адекватна нагрузке летчика-испытателя перед взлетом на новой машине.
Между тем оценивание результатов обучения является одной из важнейших сторон учебного процесса. Именно оцениванию принадлежит ключевая роль в управлении этим процессом. Под системой оценивания понимаются: шкала, которая используется при выставлении отметок; периодичность выставления оценок; механизм связи между всеми субъектами образовательного процесса; механизм самостоятельного определения учащимися того, насколько успешно они обучаются. иными словами, функция оценивания – это естественный внутренний механизм саморегуляции образовательного процесса.
 Что оценивает учитель, когда ставит отметку за ученическую работу?
Оценивать можно только то, чему учили. Чему учит школа? Тому, что будет нужно ученику в его взрослой жизни. Детям необходимы теоретические знания, поэтому мы обучаем наших детей предметным ЗУН, а потом оцениваем их работу, сравнивая количество правильных и неправильных ответов, учитывая количество решенных задач и число допущенных ошибок и «выводим» отметку. Такая система оценивания прекрасно приспособлена к традиционному способу обучения, когда учитель должен доходчиво объяснить учебный материал, а ученик – хорошо его усвоить и запомнить.
А если оцениваемая работа – творческая, исследовательская, поисковая. Работа, в которой автор имеет свой нестандартный взгляд на личностно значимую для него проблему, работа, подчиняющаяся собственной внутренней логике? Сегодня школа должна учить и этому: увидеть проблему, поставить цель, разработать план, реализовать его, проанализировать свою работу, сделать выводы и так далее. Вероятно, именно это станет для учащихся самым необходимым в постоянно меняющемся мире, где будет недостаточно обладать только академическими знаниями. Вот почему так возрос интерес к деятельностным технологиям обучения, где оценивание приобретает качественно новое значение. Как оценить, например, исследовательскую работу с традиционной системой оценивания? Что считать отличной работой, а что слабой? Есть ли эталон такой работы, с которым можно было бы сравнить любой детский проект и понять, хорош он или плох?

3.Тема коучинг-занятия:
««Оценивание для обучения, критериальное оценивание»
Очевидно, что новые технологии обучения не могут сосуществовать со
старой системой оценивания. Широкое применение исследовательской деятельности закономерно ставит вопрос о создании новой системы, которая в большей степени соответствовала бы современным требованиям. Ученик должен получить опыт самоанализа и рефлексии, стать активной стороной не только процесса обучения, но и оценивания результатов своего обучения. Соответственно акцент в этом случае смещается в сторону самооценивания. Чтобы ребенок научился давать адекватную оценку собственной работе, необходимо, чтобы у него было сформировано представление об эталоне работы. Значит, этот эталон должен быть подробно описан. Критериальное оценивание дает такую возможность.

4.Групповая работа. Отразить в постерах «плюсы» и «минусы» оценивания.

Концептуальные различия двух подходов к оцениванию:
Критериальное оценивание:

Традиционное оценивание:

• планирование, обучение и оценивание - единый, целостный процесс
• использование целого ряда сбалансированных стратегий оценивания
• вовлечение учащихся в само- и взаимооценивание
• использование целого ряда различных и сбалансированных способов фиксирования результатов учебной деятельности ученика и стратегий предоставления отчётов
• по ответам ученика оценивается уровень его понимания на текущий момент
• предоставление ученикам постоянной и своевременной обратной связи на всём протяжении работы над темой
• предоставление ученикам возможности воспринимать оценивание как способ описания и улучшения результатов учения
• оценивание уровня текущих знаний и учебного опыта учеников перед началом изучения новой темы
• планирование, обучение и оценивание - изолированные процессы
• предпочтение отдаётся одному виду стратегии или оценочного инструментария
• оценивание - прерогатива учителя
• предпочтение отдаётся, в основном, одной стратегии фиксирования результатов учебной деятельности ученика и предоставления отчёта
• ответы ученика сравниваются с правильным ответом (оценивается: знает- не знает)
• проверка/тестирование по завершению работы над темой
• единственная цель оценивания – определение отметки
• Оценивание уровня текущих знаний и учебного опыта учеников после изучения новой темы

Отразить в постерах «плюсы» и «минусы» оценивания.

5.Упражнение «Автобусная остановка»

6.Презентация «Система оценивания в других странах »

7.Чтение стихотворения Марины Брунь «Слово».
 Задание: оцените чтение, аргументируйте свою оценку

Слово

Когда сказать захочешь слово,
Мой друг, подумай, не спеши!
Она бывает то свинцово,
То рождено свинцом души.

Оно то жаворонком весело,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь-
Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить,
Иль радость ядом отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
Иль камень в крошку раздробить.

Оно ограбит и одарит –
Пусть ненароком, пусть любя.
Подумай прежде, чем ударить
Того, кто слушает тебя

8.Работа в группах: разработать критерии оценивания стихотворения.
9.Группа (по желанию) знакомит со своими критериями, остальные - дополняют своими критериями.

10. Выразительное чтение стихотворения по выработанным критериям.

11. «Кубизм»: оценка, оценивание, критериальное оценивание, суммативное оценивание, самооценивание, взаимооценивание.

12.Обратная связь. Звучит песня «Давайте говорить» в исполнении Булата Окуджавы.
Стикеры.
Преподаватель Учащиеся
Положительные моменты
Что следует улучшить
Пожелания примечания
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: lborisencko (2015-01-28) E
Просмотров: 1579 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:35 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru