Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Обоснование необходимости преобразований школьной практики (Почему мне и моей школе нужно меняться?)
Когда мы говорим о глобализации, затронувшей практически все мировые процессы от экономики до культуры, не следует забывать, что изменения, захлестнувшие мир, касаются не только государств, в которых мы живем, но и, не в меньшей степени, нас, людей, наших взглядов, представлений, привычек. На бытовом уровне мы, чаще всего, отмечаем только плюсы интеграции: развитие и распространение передовых научных технологий, социально-культурную экспансию, экономическое взаимодействие между странами. Однако на планетарном уровне глобализация несет и негативные проявления: возникновение периферийных экономик, утрату слабыми странами своих ресурсов, рост цен, трудовую миграцию.

Усложняющиеся проблемы социализации приводят к тому, что человек 21 века, стремящийся быть востребованным и конкурентоспособным членом общества, должен приложить немало усилий для того, чтобы быть не только гражданином своей страны, но и частью геотехнокультурного содружества планеты. Подобная унификация определяет главной целью национальных образовательных систем «готовить высококвалифицированных специалистов для решения глобальных проблем» (Штатская Т. В., с. 65).

При этом не следует забывать, что вхождение в общемировое образовательное пространство основано не на попытке сделать национальные образовательные системы одинаковыми, а на стремлении «развития и самостоятельных структур, и всей развивающейся системы, как множества взаимодействующих разновеликих образовательных пространств различного уровня» (Лиферов А. П., 1997)
Анализируя процессы интеграции в общемировом образовательном пространстве, можно выделить следующие тенденции:

1. Во всех странах, занимающих верхние позиции в рейтинге ОЭСР, осуществлен переход от образования для избранных к высококачественному образованию для всех слоев населения без каких либо возрастных, физических, социальных, этнических, религиозных ограничений.

2. Все более усиливается межгосударственное сотрудничество в области образования; об этом свидетельствует рост влияния таких организаций, как ОЭСР, в составе которой 34 государства, ACER, CITO, ETS, NIER, WESTA, IEA и инициированными ими Программами по оценке образовательных достижений учащихся PISA, TIMSS, PIRLS

3. Рост гуманитарной составляющей образования, которое происходит за счет усиления личностно ориентированных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики.

4. Развитие критического мышления в образовании при сохранении национальных традиций и национальной идентичности.

Такая интеграция в образовании на европейском пространстве известна нам как Болонский процесс, задуманный для «сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства образования». В рамках Болонского процесса, проводятся реформы образования, делая его доступным для людей любого возраста, подключая принцип «обучения на протяжении всей жизни»; объединяются образование и экономика с целью превращения интеллектуальных ресурсов в факторы, которые будут способствовать экономическому и социальному росту; реформируются национальные образовательные системы, с целью сделать их привлекательными для учебы и работы студентов и преподавателей из других стран.

Продвигая идею вхождения Казахстана в общемировое образовательное пространство, Президент РК Н. А. Назарбаев еще в 2007 году, за три года до подписания Болонской декларации, отметил, что «главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира» [онлайн на http://www.adilet.gov.kz/ru/node/7507] (получено 28 марта 2014 года).

Каковы же основные критерии того, что реформирование, проводимое государством, и в частности Казахстаном, идет правильным путем? Существуют совместные рекомендации ЮНЕСКО и ОЭСР, разработанные Британским агентством по обеспечению качества в высшем образовании. Им было установлено шесть критериев, по которым оценивается качество современного высшего образования:
• разработка, содержание и организация учебных планов и программ;
• преподавание, изучение и оценивание знаний;
• успеваемость и достижения студентов;
• оказание помощи и кураторство над студентами;
• учебные ресурсы;
• управление качеством и его повышение.

Теперь все национальные министерства обязаны доказать “качество” образовательных услуг именно по этим критериям, если они хотят быть принятыми в европейскую зону, предусмотренную Болонским процессом.

На основании этих рекомендаций, в 2009 году Казахстан выработал собственные приоритеты в развитии успешности качества образования:
• Создание системы обеспечения качества образования;
• Организация контроля за качеством образования
• Подготовка и осуществление процедуры аккредитации;
• Проведение процедуры самооценки, экспертной оценки, мониторинга;
• Обновление содержания образовательных программ высшего образования;
• Разработка учебных планов и программ;
• Гармонизация национальной модели кредитной технологии обучения с Европейской системой трансферта кредитов (ECTS;)
• Выработка нового формата ключевых компетенций.

В 2010 году Казахстан, наконец, стал членом Болонского процесса, первым из центральноазиатских стран присоединившись к декларации. На мой взгляд, прямым следствием этого стало создание Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011 – 2020 годы, главной целью которой была названа модернизация системы образования Казахстана, увеличение инвестиций государства в образование, улучшение качества образования и выход на европейский уровень.
Однако, знакомясь с результатами вхождения Казахстана в Болонский процесс, начинаешь понимать, что реформирование идет не так, как планировалось.

По утверждению экспертов, резкое изменение системы высшей школы в Казахстане привело к ухудшению уровня образования, и обусловлено это инертностью системы управления вузами, отсутствием стратегического планирования в отрасли и адекватной системы измерителей результатов деятельности высших учебных заведений, а также отсутствием интереса к системе высшего образования со стороны сектора предприятий. Кроме того, произошло уменьшение оплаты труда преподавателей. А самым неприятным фактором стало то, что были адаптированы только внешние составляющие Болонского процесса – кредиты, многоуровневая система обучения. Внутренние составляющие – академическая мобильность студентов и преподавателей – практически отсутствуют.
Надо ли говорить, что нестыковки в высшем образовании стали прямым следствием того, что не все в порядке в образовании школьном? На протяжении десятилетий в Казахстане говорят о скорейшей модернизации, забывая, что модернизация невозможна без кардинальных изменений качества образовательных услуг, говорят о реформах, не представляя себе, что реформы не творятся росчерком пера, а подготавливаются тихим кропотливым трудом тысяч учителей.

Минуло два года с тех пор как в Послании Президентом РК Н. А. Назарбаевым, были определены приоритетные пути модернизации образования:
1) Использование в обучении самых современных технологий.
2) Улучшение качества переподготовки учителей.
3) Создание независимых центров аттестации учителей.
4) Сделать доступным получение качественного образования детьми из сельской местности и из малообеспеченных семей.
5) Обучать детей практическому использованию своих компетенций в процессе социализации.
6) Гармоническое обучение, способствующее социализации.
Трудно более четко определить пути развития, чем это было сделано Президентом. И, тем не менее, на местах эти прекрасные идеи яростно профанируются, превращаясь в нескончаемые потоки бумаг, справок и отписок.

Грустным показателем того, что проблемы у Казахстана есть, стал анализ международного исследования PISA- 2009, 2012.
Так в 2009 году по грамотности чтения казахстанские школьники оказались в группе стран, показавших результат ниже среднего значения. Если страны ОЭСР показали средний балл – 493, то у Казахстана он был – 390. Рейтинг среди других 65 стран – 59. В исследовании математической обученности страны ОЭСР показали средний балл – 497, Казахстан - 405 баллов, 53 место. В естественнонаучных дисциплинах Казахстан показал - 400 баллов, соответственно 58 место в рейтинге.

Результаты PISA- 2012 оказались такими же плачевными:
грамотность чтения – средний балл – 432, страны ОЭСР – 494, 47 место;
математическая обученность – 393, страны ОЭСР – 494, 59 место;
естественнонаучные знания – 425, страны ОЭСР – 501, 51 место.

Это ли не основание для того, чтобы прийти к осознанному выводу: образовательная система Казахстана требует немедленного профессионального реформирования. Конечно, это не стагнация; есть ЦПМ АОО НИШ, есть АО «НЦПК «Өрлеу», есть «Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования» – на образовательном пространстве страны они творят настоящее маленькое чудо. Есть «Назарбаев Интеллектуальные школы», призванные играть особую роль в казахстанском образовании. Есть Назарбаев Университет - настоящая интеллектуальная кузня страны! Однако, на мой взгляд, всего этого слишком мало, чтобы сделать качественный рывок вперед.
К сожалению, нет единого рецепта, как сделать успешным образование своей страны. Однако, есть ориентиры – государства, которые благодаря своевременно и решительно проведенным преобразованиям, стали флагманами на образовательном поле современности – это страны Азиатского тихоокеанского региона Китай, Корея, Сингапур, Япония, Тайвань. Каждое из них обладает своими индивидуальными особенностями, но есть, на мой взгляд, черты, которые объединяют их и, следовательно, могут быть унифицированы:
• Заимствование лучших черт наиболее прогрессивных систем образования мира при наполнении их национальным содержанием
• Полиязычие.
• Высокая мотивация на получение полноценного школьного образования, как плацдарма для дальнейшего обучения. В Китае, например, конкуренция настолько велика, что ежегодно12,5 миллионов человек после окончания школы вынуждены идти работать.
• Опека государства над работой с одаренными и талантливыми детьми. В Сингапуре дети даже делятся на потоки по способностям. В Китае пользуются льготами, к их услугам стипендии, субсидии предприятий.
• Развитие как обучения для обучения, так и обучения обучению. Во всех странах АТР поощряются дополнительные вечерние занятия и самообразование.
• Воспитание у школьников способности к саморегуляции и рефлексии; в Японии ведутся занятия, посвященные самокритике и размышлению, на которых учащиеся отмечают, что им нравится и не нравится в школе, анализируют свое поведение и качество выполнения работы.
• Высокая роль ИКТ в образовательном процессе, развитие дистанционного обучения, существование многочисленных образовательных программ телевидения.
• Ставка на естественнонаучное и политехническое образование
• Повсеместно развитое критериальное оценивание
• Развитие непрерывного образования - LIFE LONG LEARNING
• Повышение престижности профессии учителя, подтвержденной различными формами материального стимулирования.

Эти и некоторые другие особенности образовательных систем стран АТРК кажутся мне наиболее привлекательны и близки ментальности казахстанцев по своему развитию, культуре и традициями.

Обучаясь на курсах повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан, я счастлив, потому что могу быть пусть незаметным, но все же одним из них – настоящих лидеров, педагогов и патриотов, этой немногочисленной пока еще армии «неравнодушных».

Приезжая в школу, я смотрю в глаза своих учеников, доверчивые, наивные, чистые – и ясно понимаю, что до сих пор я просто учил их, но никак не готовил к встрече с суровой и жестокой правдой жизни.

Как не потерять им себя в этом непрестанно изменяющемся мире, как стать достойными гражданами своей страны, как найти свое место среди людей?

Ведь, как и тысячи лет назад, на эти вопросы может ответить только школа, на чьи плечи была возложена миссия воспитания и образования подрастающего поколения. Кто же может помочь ребенку, только начинающему свое образование, найти свое место в этой глобальной системе координат?

Ответ прост: учитель. Учитель, тщательно и постоянно обдумывающий методы и пути развития, изменения и усовершенствования своей практики преподавания и обучения (Руководство для учителя 1 уровня, с. 191).

Не потому ли все чаще и чаще в последнее время говорится о переосмыслении роли учителя в 21 веке? О том, что учитель должен стать лидером в своем классе и школе, хорошо осведомленным и способным решить любые проблемы возникающие на уроке. О том, что учитель должен находиться в постоянном, добровольном поиске новых знаний, обусловленном как профессиональными, так и личными причинами (Духнич Ю.). О том, что учитель должен не просто учить ребенка своему предмету, но должен обучать его обучаться: быть готовым при необходимости самому увидеть проблему, поставить цель, сформулировать задачи и решить их, то есть самому стать лидером. Получается, что главнейшей целью образования на современном этапе становится воспитание не просто компетентного ученика, но ученика, хорошо умеющего использовать эти компетенции практически. Полагаю, именно этим руководствовалась ОЭСР при разработке Проекта «Определение и отбор ключевых компетенций», в котором были определены основные компетенции ученика 21 века, так называемая «Модель ученика 21 века», среди которых наиболее значимы, на мой взгляд, не те, что связаны с ученическими умениями, а те, которые определяют способности ученика действовать как автономно, так и в социально неоднородных группах. Те самые способности, на развитие которых направленно критическое мышление.

Я работаю в небольшой сельской школе, где, кроме меня, трудятся еще 18 замечательных педагогов. Средний возраст нашего коллектива 43 года. В рейтинге акима района мы занимаем золотую середину, процент качества наших учащихся лишь на немного превышает средний районный показатель. Казалось бы, такое положение дел должно устраивать и администрацию, и руководство: звезд не хватаем, но и ругать нас особо не за что…

Однако, мы полны сил и планов. Единственное, чего нам не хватает, это знаний о том, как следует провести изменения в школьной практике, чтобы и наши любимые дети, и мы сами наконец-то почувствовали, что живем мы не на обочине 21 века, что мы те, кто этот век творит.

Я благодарен судьбе, которая позволила мне оказаться на курсах, которая вложила в мои руки необходимые для проведения изменений знания и инструментарий, дала мне возможность осознать, что все в моих руках, моем желании измениться и помочь измениться другим.

Я не знаю, каким лидером я буду. Но я уверен, что и коллектив школы, и администрация поддержат меня. У меня есть своя сплоченная, испытанная в деле команда единомышленников, для которых я был и остаюсь человеком, которому они верят. Есть великолепная испытательная площадка в лице трех моих коллег, обучившихся или обучающихся сейчас на Курсах для учителей 3 уровня. Я знаю, что все вместе мы многое сможем.

Сейчас я просчитываю свои первые шаги. Думаю, что, в первую очередь, это будет попытка улучшения практики групповой работы и внедрение принципов диалогического обучения, путем проведения серии коучингов. Вторым пунктом я определяю попытку внедрения метода Lesson Studу, который я полагаю идеальным методом улучшения обучения, на уровень школьных методических объединений. Параллельно я постараюсь совместно с менти лучше разобраться в принципах критериального оценивания, с целью внедрения его в третьем и четвертом классе, создавая полигон для средней школы. Кроме того, мне хочется изменить систему проведения классных часов… Планов громадьё…

Но пока что эти планы не связанны четкой системой.

Единственное, что я осознаю четко, так это то, что не может быть школьного лидерства без любви к детям. Главное для нас - любить и не навредить.

Использованная литература:

1. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы [онлайн на http://kze.docdat.com/docs/30/index-14091.html] (получено 27 марта 2014 года)

2. Духнич Ю. Lifelong Learning – Обучение на протяжении всей жизни. [онлайн на http://www.smart-edu.com/lifelong-learning.html] (получено 27 марта 2014 года).

3. Г.Ж. Сарсембаева (докторант PhD, КАСУ), А.А. Кайгородцев. Казахстан в Болонском процессе [онлайн на http://www.group-global.org/publication/view/1992] (получено 28 марта 2014 года)

4. Штатская Т.В. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 11 – стр. 65-65

5. Руководство для учителя 1 уровня. стр. 103

6. Интеграция мирового образования – реальность третьего тысячелетия [Текст] : монография / А. П. Лиферов. – М. : Славянская школа, 1997. – 226 с. : 11 л. ил., 18 л. табл.

7. Новый Казахстан в новом мире. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, г. Астана, 28 февраля 2007 года. [онлайн на http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-28-fevralya-2007-g_1343986887] (получено 30 марта 2014 года)

8. Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. Послание Президента Республики Казахстан народу Казахстана, г. Астана, 28 февраля 2007 года. [онлайн на http://www.akorda.kz/ru/page/page_215750_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-17-yanvarya-2014-g] (получено 30 марта 2014 года)

9. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий – Алматы, 2009 – 120 с.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Серый_Волк-ст (2015-02-08) | Автор: Луконин Сергей Викторович E
Просмотров: 473 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-03, 2:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [245]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3902]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru