Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

О процессе планирования развития школы, предполагающего постановку цели, определение ожидаемых результатов, системы критериев успешности
«Все думают об изменении человечества,
и никто не думает об изменении самого себя»

Лев Толстой

При изучении стартового состояния школы, я определил тему своей практики как «Повышение качества знаний учащихся 9 класса путем внедрения в школьную практику групповой работы».

Важнейшими задачами на пути ее реализации я посчитал:
• способствовать внедрению в урочный процесс групповой работы.
• организовать систему менторинга с наиболее продвинутыми членами педагогического коллектива.
• провести цикл коучинг-сессий по всем актуальным для педагогического коллектива темам.
• апробировать подход Lesson Study как инструмент школьных методических объединений учителей для мониторинга развития индивидуальных педагогических компетенций учителя.

Утвердив с администрацией школы план своей работы, я приступил к подготовке основных мероприятий.

Есть одно простое правило: если ты хочешь, чтобы люди что-то сделали, сделай это сначала сам. Для кого-то твой поступок станет стимулом, для кого-то примером, кто-то не захочет отстать. Поверьте, тех, кто останется равнодушным, будет меньшинство. Этого правила я стараюсь, по мере возможности, придерживаться и в жизни, и в работе.
Поэтому свою школьную практику я должен был начать с того, чтобы своим примером показать коллегам: «Посмотрите, я это делаю. Это не так сложно, как вам кажется, главное захотеть! За желанием придет стремление научиться, за учебой – знания, за знаниями – опыт. Вместе мы сможем все. Главное, не бояться измениться, не бояться начать что-то делать. Пусть вначале мы что-то сделаем не так – не делает ошибок лишь тот, кто ничего не делает. Но если мы не попробуем, мы так никогда и не узнаем, какими бы могли стать».

Наверное, поэтому моя деятельность на практике страдала излишним прикладным характером. Испытывая некоторый дискомфорт от преследующего меня дефицита времени, я старался делать лишь то, что может дать практическую пользу, послужить наглядным примером. Вот поэтому свою практику я начал с изменений в своем классе.

С первого урока стал вводить элементы групповой работы. Работа в группах эффективна, когда она стимулирует учащихся к обдумыванию и обсуждению полученной информации, учит оспаривать и понимать мнения других. Дети вполне корректно отнеслись к тому, что я пытаюсь перестроить их работу, но не сразу поняли, что я от них хочу, а я изо всех сил старался избежать пошлого: «А сегодня, дети мы с вами будем работать в группах!» или «Сегодня, дети, у нас будет необычный урок!», «К нам на урок пришел ваш любимый Незнайка!» Очень хотелось, чтобы все произошло естественно, чтобы это стало «своей» формой работы – воспринятой, а не навязанной.

Одной из первоочередных задач я посчитал освоение детьми когнитивного картирования, великолепной стратегии и НПвПиО, и критического мышления. До сих пор учащиеся прекрасно представляли себе, что такое кластер и использовали эту стратегию довольно уверенно. Оставалось сделать лишь шаг, и мы его постарались сделать. В девятом классе первую карту мы составили совместно (я рисовал на доске, в ужасе упрекая себя в склонности к шаблонам, паттернам, стереотипам, но поступить как та прекрасная воспитательница, наблюдающая за ребенком, одевающим куртку из финского ролика, я не имел возможности), а вот вторую они уже сделали самостоятельно, взаимодействуя в группе. Забегая вперед, хочется сказать, что работа с картами понятий стала одной из излюбленных в классе, принятой полностью. В каком-то смысле, здесь они даже достигли своеобразного совершенства. Подтверждением могут служить их домашние карты, а также то, что во время мастер-класса все три группы выполнили постер за восемь минут.

Были внедрены и другие стратегии групповой работы. Факты подтверждают, что процесс внедрения групповой работы является поэтапным. Таким образом, на раннем этапе работа в группах должна сначала развивать навыки социального взаимодействия, затем, когда отношения между учащимися установятся, учителя могут развивать их навыки эффективного общения и решения проблем. (Раздаточные материалы. Первая неделя. /Первый день. Руководство по работе в группе/ с. 55).

Поэтому сначала мы учились, казалось бы, самым элементарным вещам: распределять роли в группе, говорить друг с другом, следить за временем, оценивать свою работу и работу товарищей по дескрипторам, простейшей рефлексии. И не важно, что было использовано в каждый конкретный момент: «Мозаика», рефлексивное мини-сочинение, «Автобусная остановка», «Картинная галерея» - все эти стратегии служили одному: раскрепостить детей. Это на самом деле сложно, и является не только моей и моих учеников проблемой. Не сразу, но класс понял, что при групповой работе многое воспринимается легче, важно не терять время на пустую болтовню, уметь рационально использовать те преимущества, которое теперь дает им урок:
• Говорить по очереди
• Активно слушать
• Задавать вопросы и спрашивать, есть ли вопросы
• Вносить предложения и спрашивать, есть ли предложения у других
• Выражать свои мысли и мнения и интересоваться идеями и мнениями других
• Совместно обсуждать предложения, идеи и мнения
• Помогать и просить о помощи
• Пояснять и оценивать идеи
• Принимать групповые решения и приходить к единому мнению
• Подводить итоги обсуждения

Чтобы убедить ребят, мне пришлось не раз встречаться с ними в неформальной обстановке, вести беседы о лидерстве, много общаться по электронной связи.
Впоследствии умением девятиклассников работать в группе воспользовались мои коллеги. Всю последнюю неделю я в основном ходил на уроки тех, кто решился на использование групповой работы в собственной практике.

Всего я посетил девять уроков, шесть из них были сняты на видео, остальные зафиксированы на фотографиях.

Если честно, до начала практики наиболее пугающей для меня была перспектива проведения менторинга. Как человек, постоянно сомневающийся в себе, я полагал, что именно эта часть моего планирования будет наиболее сложна для выполнения. Но именно менторинг мне пришлось задействовать раньше, чем какие-либо другие инструменты. В первый же день ко мне обратился учитель нашей школы, проходящий, как и я, практику во время второго этапа обучения на 3 уровне, с просьбой помочь ему в планировании серии последовательных уроков и способствовать интеграции в процесс обучения семи модулей. Это были плодотворные три недели совместной работы, когда нами были разработаны стратегии групповой работы, воспитания лидерства среди обучающихся, работа со слабо мотивированными и одаренными детьми, использование ИКТ и когнитивного картирования на уроках физкультуры. Это тот этап в моей работе, которым я по-настоящему горжусь.

Необыкновенно интересной для меня оказалась работа, связанная с проведением коучинг-сессии. Разумеется, я нисколько не заблуждаюсь в глубине своих знаний или силе ораторского мастерства, которое вообще отсутствует. Но возможность поделиться с коллегами наболевшем, рассказать о том, что узнал во время прохождения первого этапа своего нахождения на курсах меня завораживала. Мной было проведено шесть коучингов по темам:
a) «Внедрение в школьную программу 7 модулей. Модель идеального ученика»;
b) «Формы и методы организации работы в группах».
c) «Использование ИКТ в процессе обучения»;
d) «Активные формы работы на уроке: новые подходы к организации деятельности учащихся»;
e) «Проблемы оценивания и самооценивания учебной деятельности на современном уроке»;
f) «Рефлексия на разных этапах урока».

Первый коучинг «Внедрение в школьную практику 7 модулей. Модель идеальных ученика и учителя» я подготовил вместе с двумя моими менти: учителем физики Станиславом Б., прошедшим в 2012 году курсы 3 уровня и учителем физкультуры Юрием Б., обучающимся на однозначных курсах в настоящее время. Коучинг состоял из двух частей: о семи модулях рассказали мои «трехуровневые» коллеги, а модели ученика и учителя 21 века строил с участниками коучинга я сам. Присутствовали одиннадцать человек, включая директора школы и зама по УР, трое – участвовали в мероприятии, всего, таким образом, 14 педагогов.

Сначала мы рассказали о том, почему учителям надо меняться: «Вы меняетесь по той же причине, по которой вы сначала пришли в преподавание. Вы меняетесь, потому что, то, чем вы зарабатываете на жизнь, никогда не было просто работой - но в большей степени являлось миссией. Вы меняетесь, потому что вы заботитесь о детях и знаете, что до тех пор, пока вы не овладеете этими навыками и знаниями, вы не сможете передать их вашим учащимся» (С. Бич, 2012). Лично на меня речь, на которой было основано вступление, в свое время, произвела сильнейшее впечатление, поэтому эмоционально зарядить коллег я постарался с самого начала, используя для встряски визуализацию – «состаренные» фотографии последнего педсовета, которые, на мой взгляд, должны были иллюстрировать наше текущее внутреннее содержание. Мои коллеги 3 уровня рассказали педагогам о революционном значении семи модулей Программы (Юрий Б.), второй более подробно остановился на модуле «Использование ИКТ в преподавании и обучении» (Станислав Б.). Когда подошла моя очередь, я, разделив учителей на группы, попросил их с помощью ножниц и бумаги создать модель идеального ученика и идеального учителя.

С радостью готов сказать, что тот фокус, на который нас поймала когда-то тренер, получился и здесь. Мои коллеги были крайне удивлены, когда выяснилось, что ученик и учитель у них получились РАЗНЫЕ, не соответствующие друг другу. А еще больше они удивились, когда увидели, что у ВСЕХ требования к ученикам куда более строгие и широкие, чем к учителю. Сначала это всех развеселило. А потом вдруг стало понятно, что нам, ОКАЗЫВАЕТСЯ, есть, о чем еще поговорить и совместно подумать.

В основу второго коучинга «Формы и методы организации работы в группах» лег материал, который был апробирован мной и Татьяной Д. во время прохождения первого этапа обучения и расширенный разъяснением самого понятия «коучинг» и его теории, так как у педагогов, моих коллег, сложилась несколько неверная трактовка того, что это такое. Во время занятия я показал несколько стратегий групповой работы («Наборщик», «Буриме» и «Пятистишие»), каждая из которых могла быть применена на любом уроке. Педагоги работали с огромным удовольствием, выполняли задания, участвовали в обсуждении, спорили, делали выводы. После коучинга я услышал от коллег много слов благодарности. Педагогам понравилось все: и организация, и уровень подготовки и сами приемы создания коллаборативной среды в группах.

Нет смысла подробно останавливаться на всех коучингах, все они проходили своевременно, были, на мой взгляд, неплохо организованы, и хотя «страдали» излишней эмоциональностью, от которой я не смог избавиться, как ни старался, смогли дать моим коллегам повод для размышлений и рефлексии. На коучингах присутствовали все свободные на тот момент учителя, хотя изначально я предполагал привлечь к работе только педагогов, работающих в 9 классе. Не думаю, что занятия были в тягость учителям, иллюстрацией может послужить эпизод, когда один и тот же коучинг - «Технология критериального оценивания учебных достижений» - пришлось провести два раза. Подготовлен тренинг был мною в содружестве с учителем 1 уровня Алимой С. Первый раз его провела она для учителей, приехавших в нашу школу на семинар «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка». Второй раз мною, уже для своих учителей, не сумевших побывать на первом занятии, но попросивших провести тренинг и для них.

Не менее важной частью своей работы по изменению школьной практики я считаю работу с родителями. Что бы ни говорили по поводу приоритетов влияния на детей семьи и школы, я полагаю, что все идет, прежде всего, от родителей. Как бы ни любил я учеников, как бы ни старался учить их верным взглядам на жизнь, никогда не сравняться мне во влиянии с тем, чему учат детей мамы и папы. Вот поэтому в круг своих интересов я включил проведение коучинга для родителей. На собрании из 15 родителей было девять. Я рассказал им о новых тенденциях в образовании, о том, что ждет наших учеников в ближайшем будущем. На втором этапе рассказал родителям об инклюзивном образовании и провел с родителями тренинг по тому образцу, который показали нам наши прекрасные коллеги из Шахана – Инна Букина и Ирина Москвичева!

Для чего я использовал эту тему, полагаю, объяснять нет нужды. В каждой школе, видимо, есть дети, которые требуют к себе особого отношения. У нас это двое слабослышащих, причем у младшего ребенка это соотносится со слабой олигофренией. В прошлом году из школы были переведены в специализированный интернат двое детей с близкими диагнозами. Так что проблема явная и неприятная. Поэтому на коучинг был приглашен и классный руководитель второго ребенка с прицелом на то, что она проведет подобное мероприятие на родительском собрании самостоятельно.

Родители были активны, со всеми заданиями справились. И хотя каждый был сам себе на уме (в рефлексии четверо показали, что в нашей школе осуществить то, о чем я говорю невозможно), думаю, все уяснили основные позиции инклюзивного образования: право на равное образование имеют все, все дети имеют право общаться со сверстниками, общение с детьми с особыми потребностями обогащает духовно не только их, но и здоровых детей.

24 апреля провел районный семинар учителей русского языка на тему "Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка". В его рамках подготовил контрольно-обобщающий урок в 9 классе «Сложное предложение» и внеклассное мероприятие «Стихи, опаленные звездой по имени Солнце», жанр которого определить затрудняюсь, поскольку сам так и не понял, что это было!

Гостей было немного – 16 человек, драгоценных коллег-филологов, в основном приглашались учителя сельских школ, так как сверхидея семинара была в том, чтобы показать, что можно сделать, как выкручиваться в ситуации, если материально-технические возможности школы мизерны, а отставать от жизни не хочется!
Вот тут-то и возникли дополнительные моменты, связанные с моей деятельностью по прохождению практики в школе: мало показать свои ИКТ-умения, надо еще сделать это через призму семи модулей!

И мы с ребятками решили показать свою работу в группах: решение лингвистических задач, оформление графических организаторов, работу с дескрипторами и так далее. Готовились честно, потому и урок получился живой, где-то даже чересчур, веселый, с сюрпризами и неожиданностями.

Но довольны остались все: и ребятки, и гости. Было много положительных отзывов, похвал; лист распределения работы в группах (в основу была положена разработка Иры Т., доработанная мной дескрипторами) разлетелся на сувениры.

Боюсь, я не смог рассказать всего, что происходило на практике. Это было похоже на «американские горки»: взлет, падение, пустота…, взлет падение, пустота… Может быть, все было хорошо, но… обычное мое состояние после сделанного: а так ли это? а на самом ли деле ты был полезен? а не взял ли ты снова своим напором, драйвом, эмоциями? учитель ли ты, или все же актеришка, как упрекали меня не так давно, который разыгрывает никому непонятную, ненужную пьесу из жизни школы?

Как-то так…

Использованная литература:

1. Раздаточные материалы. Первая неделя. /Первый день. Руководство по работе в группе/ с. 55.

2. С. Бич. (2012) Почему учителям надо меняться? Раздаточные материалы. Первая неделя. /Первый день. Руководство по работе в группе/ с. 59.

3. Отрывки из рефлексивного дневника. Первый день практики: "Ой, вы гой еси, добры молодцы! С чем вы к нам, хорошие, явилися?" [онлайн на http://www.bilimal.kz/new/?r=records/view&id=420] (получено 15 мая 2014 года)

4. Отрывки из рефлексивного дневника. Четвертый день практики: О том, как учителя от учеников слишком многого хотели, или Через коучинг к звездам! [онлайн на http://www.bilimal.kz/new/?r=records/view&id=433] (получено 15 мая 2014 года)

5. Отрывки из рефлексивного дневника. Шестой день практики: Как 9 класс с Тургеневым бодался, или Почему, что детям хорошо, то отцам смерть. [онлайн на http://www.bilimal.kz/new/?r=records/view&id=450] (получено 15 мая 2014 года)

6. Отрывки из рефлексивного дневника. Возвращение блудного попугая [онлайн на http://www.bilimal.kz/new/?r=records/view&id=514] (получено 15 мая 2014 года)
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Серый_Волк-ст (2015-02-08) | Автор: Луконин Сергей Викторович E
Просмотров: 392 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2016-12-07, 5:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1138]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1485]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [516]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru