Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Формирование функциональной грамотности учащихся при выполнении проектов
Формирование функциональной грамотности учащихся при выполнении
проектов

Д.Суюндукова, заместитель директора по НМР,
учитель русского языка и литературы
средней школы- лицей №5 им. М.Ломоносова
г.Талдыкорган, Алматинской области

В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы.
Традиционные методы, заключающиеся в передаче знания от учителя к ученику в процессе учебной деятельности, приводящие к усвоению материала, не прибегая к использованию диалогического метода, новым инновационным технологиям, не отвечают требованиям предъявляемым учащимся, уровень которых возрастает с каждым годом. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Для этого необходимы устные и письменные речевые упражнения.
«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…», - сказал о своѐм герое Евгении Онегине Александр Сергеевич Пушкин.
Так бывает и у нас: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может
быть, неправильно? И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.
На простой вопрос известной телеведущей: кто помог вам в вашей профессиональной деятельности, она вспомнила свою учительницу литературы, которая открыла ей, школьнице, простую истину, в чѐм заключается искусство чтения. Талантливый читатель, выявив авторскую позицию, учтѐт мнение авторитетов и выработает свою собственную точку зрения.
Услышать это было принципиально важно, потому что известная телеведущая ещѐ раз подтвердила, что труд талантливого писателя нуждается в труде не менее талантливого читателя и что владение навыками чтения и успешность неразрывно связаны между собой.
Наша задача – повышение качества образования. Качество образования можно
определить как уровень успешности и социализации выпускника. В нашем современном
информационном обществе дети будут успешны, если они смогут работать с потоками
информации, если у них будут сформированы навыки функциональной грамотности.
Само понятие функциональной грамотности было введено в 1957 г. ЮНЕСКО.
Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его
взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку
возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности
свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста
и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов
и других сообщений.
Так как же научить ребѐнка работать с текстами?
Это проектная деятельность, которая формирует навыки работы с различными
источниками информации.
В прошлом учебном году в нашей школе всего было выполнено 28 проектов в старшей школе и 14 в начальной школе.
Самыми успешными оказались проекты по литературе, математике, робототехнике,
химии, английскому языку, этнокультуроведению. Как отмечали члены жюри, авторы лучших проектов нашей ученической научно-практической конференции продемонстрировали речевое мышление, умение ориентироваться в различных источниках информации, владение ИКТ- технологиями. Действительно, проектная деятельность напрямую способствует формированию функциональной грамотности, но во внеурочную проектную деятельность вовлечены не все учащиеся школы.
Возникает вопрос, какие ещѐ ресурсы можно задействовать? Это урок – проект. Некоторые педагоги нашей школы провели уроки в такой форме во время предметных недель. Я тоже попробовала это сделать вместе с учащимися 5 «Г» класса. Ребята поставили перед собой задачу – обобщить знания по теме «Имя существительное» и подготовиться к диктанту.
Ребята работали с преобразованием текстов правил в схемы, таблицы, рисунки.
Продуктом нашей совместной работы стал плакат и памятка по подготовке к диктанту.
Забегая вперѐд, скажу, что дети отрабатывали важное умение – составлять несплошные
тексты и преобразовывать несплошные тексты в сплошные, речь о которых и пойдѐт
дальше.
Вообще чѐтко распределить тексты по определенным категориям или критериям
невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может
относиться сразу к нескольким группам. В проектной деятельности удобно использовать
классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они и делят тексты на
сплошные и несплошные.
Сплошные тексты нам хорошо известны. Это тексты-повествования, описания или
рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и
в школе.
Выбор способа прочтения такого текста напрямую зависит от цели. В соответствии
с целью и выбирается просмотровое, ознакомительное, изучающее или поисковое чтение.
А наши дети изучают их на уроках словесности.
Работу со сплошными текстами при организации проектной деятельности можно
разделить на два вида:
- обработка текста (посредством написания конспекта, составления плана и тезисов);
- поиск ответов на вопросы по тексту, в т.ч. на те, на которые нет прямых ответов.
При работе со сплошными текстами и большими объѐмами информации в
проектной деятельности целесообразно использовать стратегию « пирамида Блума».
Согласно теории Бенжамина Блума процесс обучения начинается на уровне
знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание
– то есть усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией,
обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных
ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять
полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых
для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания
ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы,
чтобы оценить ценность той или иной идеи.
Чаще всего пирамида Блума может использоваться при работе с проектами
гуманитарного цикла. Однако участники круглого стола из разных предметных областей в
своих анкетах высказали пожелание более подробного знакомства с данной стратегией.
Каковы же критерии отбора сплошных текстов для работы?
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не
годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать... Давно пора серьезно
подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно
необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине и
учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым». Действительно, первое учебное
пособие, которое попадает детям в руки, - это учебник.
Проанализировав учебник по русскому языку для 5 класса, можно были сделаны следующие выводы:
1. Необходимо учитывать возраст учащихся при подборе текста для работы
2. Текст должен быть понятным и доступным
3. Тексты не должны содержать фактических ошибок.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: dina5328 (2015-04-16) | Автор: Динара E
Просмотров: 303 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 5:34 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1152]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru