Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Формирование функциональной грамотности учащихся при выполнении проектов
Формирование функциональной грамотности учащихся при выполнении
проектов

Д.Суюндукова, заместитель директора по НМР,
учитель русского языка и литературы
средней школы- лицей №5 им. М.Ломоносова
г.Талдыкорган, Алматинской области

В Послании народу Казахстана от 27 января 2012 года «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» главой государства Н. Назарбаевым поставлена конкретная задача по принятию пятилетнего Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы.
Традиционные методы, заключающиеся в передаче знания от учителя к ученику в процессе учебной деятельности, приводящие к усвоению материала, не прибегая к использованию диалогического метода, новым инновационным технологиям, не отвечают требованиям предъявляемым учащимся, уровень которых возрастает с каждым годом. В настоящее время в обществе сложилось новое понимание основной цели образования. Учитель в первую очередь должен заботиться о формировании у ребенка определенного набора компетенций, способности к саморазвитию, обеспечивающих интеграцию личности в национальную и мировую культуру.
Научить наблюдать, думать, читать, писать, передавать мысль словом – так В.А.Сухомлинский определил главную задачу начальной школы. Для этого необходимы устные и письменные речевые упражнения.
«Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…», - сказал о своѐм герое Евгении Онегине Александр Сергеевич Пушкин.
Так бывает и у нас: читаем, читаем и начинаем чувствовать, что как будто из нашего чтения выходит мало толку. И тут приходит мысль: да так ли мы читаем? Может
быть, неправильно? И начинаем искать советов, указаний, правил, начинаем подозревать, что есть искусство чтения.
На простой вопрос известной телеведущей: кто помог вам в вашей профессиональной деятельности, она вспомнила свою учительницу литературы, которая открыла ей, школьнице, простую истину, в чѐм заключается искусство чтения. Талантливый читатель, выявив авторскую позицию, учтѐт мнение авторитетов и выработает свою собственную точку зрения.
Услышать это было принципиально важно, потому что известная телеведущая ещѐ раз подтвердила, что труд талантливого писателя нуждается в труде не менее талантливого читателя и что владение навыками чтения и успешность неразрывно связаны между собой.
Наша задача – повышение качества образования. Качество образования можно
определить как уровень успешности и социализации выпускника. В нашем современном
информационном обществе дети будут успешны, если они смогут работать с потоками
информации, если у них будут сформированы навыки функциональной грамотности.
Само понятие функциональной грамотности было введено в 1957 г. ЮНЕСКО.
Это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его
взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку
возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро
адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности
свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста
и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов
и других сообщений.
Так как же научить ребѐнка работать с текстами?
Это проектная деятельность, которая формирует навыки работы с различными
источниками информации.
В прошлом учебном году в нашей школе всего было выполнено 28 проектов в старшей школе и 14 в начальной школе.
Самыми успешными оказались проекты по литературе, математике, робототехнике,
химии, английскому языку, этнокультуроведению. Как отмечали члены жюри, авторы лучших проектов нашей ученической научно-практической конференции продемонстрировали речевое мышление, умение ориентироваться в различных источниках информации, владение ИКТ- технологиями. Действительно, проектная деятельность напрямую способствует формированию функциональной грамотности, но во внеурочную проектную деятельность вовлечены не все учащиеся школы.
Возникает вопрос, какие ещѐ ресурсы можно задействовать? Это урок – проект. Некоторые педагоги нашей школы провели уроки в такой форме во время предметных недель. Я тоже попробовала это сделать вместе с учащимися 5 «Г» класса. Ребята поставили перед собой задачу – обобщить знания по теме «Имя существительное» и подготовиться к диктанту.
Ребята работали с преобразованием текстов правил в схемы, таблицы, рисунки.
Продуктом нашей совместной работы стал плакат и памятка по подготовке к диктанту.
Забегая вперѐд, скажу, что дети отрабатывали важное умение – составлять несплошные
тексты и преобразовывать несплошные тексты в сплошные, речь о которых и пойдѐт
дальше.
Вообще чѐтко распределить тексты по определенным категориям или критериям
невозможно, так как один и тот же текст, как правило, имеет различные признаки и может
относиться сразу к нескольким группам. В проектной деятельности удобно использовать
классификацию текстов, разработанную составителями теста PISA. Они и делят тексты на
сплошные и несплошные.
Сплошные тексты нам хорошо известны. Это тексты-повествования, описания или
рассуждения, т.е. те тексты, которые ученики читают в повседневной жизни, в том числе и
в школе.
Выбор способа прочтения такого текста напрямую зависит от цели. В соответствии
с целью и выбирается просмотровое, ознакомительное, изучающее или поисковое чтение.
А наши дети изучают их на уроках словесности.
Работу со сплошными текстами при организации проектной деятельности можно
разделить на два вида:
- обработка текста (посредством написания конспекта, составления плана и тезисов);
- поиск ответов на вопросы по тексту, в т.ч. на те, на которые нет прямых ответов.
При работе со сплошными текстами и большими объѐмами информации в
проектной деятельности целесообразно использовать стратегию « пирамида Блума».
Согласно теории Бенжамина Блума процесс обучения начинается на уровне
знаний: запоминания и воспроизведения фактов, дат и т.д. Далее происходит понимание
– то есть усвоение полученной информации: ее связь с ранее полученной информацией,
обобщение, перефразирование. Применение и использование новых идей в специфичных
ситуациях позволяет ученику решать поставленные задачи, выбирать и изменять
полученную информацию. При анализе происходит сравнение, проверка, необходимых
для синтеза идей (планирование, прогнозирование). Наконец, на уровне оценивания
ученик может отнестись к изучаемому материалу критически и взвесить аргументы,
чтобы оценить ценность той или иной идеи.
Чаще всего пирамида Блума может использоваться при работе с проектами
гуманитарного цикла. Однако участники круглого стола из разных предметных областей в
своих анкетах высказали пожелание более подробного знакомства с данной стратегией.
Каковы же критерии отбора сплошных текстов для работы?
Еще К.Д. Ушинский говорил: «Мы валим в детскую голову всякий ни к чему не
годный хлам, с которым потом человек не знает, что делать... Давно пора серьезно
подумать о том, чтобы оставить в наших учебниках только то, что действительно
необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине и
учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым». Действительно, первое учебное
пособие, которое попадает детям в руки, - это учебник.
Проанализировав учебник по русскому языку для 5 класса, можно были сделаны следующие выводы:
1. Необходимо учитывать возраст учащихся при подборе текста для работы
2. Текст должен быть понятным и доступным
3. Тексты не должны содержать фактических ошибок.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: dina5328 (2015-04-16) | Автор: Динара E
Просмотров: 992 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 10:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru