Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Острецова Л. В.- учитель химии- биологии высшей категории Новичкова Л. Н. – учитель географии- биологии высшей категории КГУ « Мамлютская санаторная средняя школа - интернат» Почтовый адрес: СКО, г. Мамлютка, ул. Школа-интернат-150900 E-mail: larisa.nikolaevna_novichkova@mail.ru Интегрированное занятие прикладного курса «Экология и здоровье человека»-11 класс и « Глобальная экономика и Казахстан» -10 класс Пояснительная записка. Интегрированное занятие по прикладным курсам« Глобальная экономика и Казахстан» -10 класс и «Экология и здоровье человека» -11 класс направлено на накопление знаний и практических умений, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области. Предлагаемое занятие соответствует целям и задачам биологического, географического и химического образования старшей ступени естественно- математического профиля общеобразовательной школы. Интеграцию прикладных курсов мы провели в связи с всеоб¬щей экологизацией наук, развивающей экологический образ мышления, который все больше про¬никает в медицину, природоохранные сферы деятельности и стано¬вится характерным для современной эпохи. Занятие проводится для учащихся 10 и 11 классов. Оно предполагает разнообразные ви¬ды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы: использование различных источников информации, знаком¬ство с комплексным географическим исследованием территории, географи¬ческим описанием, химическим экспериментом и биологическим обоснованием экологической ситуации Северо- Казахстанской области. Подготовка и проведение данного занятия будет способствовать развитию профессиональной направленности лично¬сти учащегося, обобщению межпредметных (география, биология, химия ,экология) знаний по проблеме «Охрана внутренней среды человека в условиях глобальной экологической ситуации», формированию практических умений и навыков по оценке состояния окружающей среды, выявлению причин некоторых заболеваний, ук¬реплению своего здоровья. По окончанию работы учащиеся представят результаты работы в виде аналитической справки и рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья. Данное мероприятие проходило в рамках областного проблемно-ориентированного семинара «Создание модели здоровьесберегающего и здоровьевосстанавливающего пространства в организации образования как основное условие формирования учебной мотивации школьников». Тема занятия: «Охрана внутренней среды человека в условиях глобальной экологической ситуации». Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии исследования. Цель занятия: развивать знания и умения по охране внутренней среды организма человека в условиях глобальной экологической ситуации. Задачи: • Образовательные - формирование целостного представления об основах естественных наук, их теоретических и прикладных аспектах, научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов; способствовать осознанию сущности и причин экологических проблем; формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту; создание навыков исследовательской деятельности, развитие логического мышления. • Развивающие – развитие творческого мышления, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации. • Воспитательные - формирование у учащихся бережного отношения к природе и своему здоровью, коммуникативных качеств личности. • Практические – умение применять теоретические знания на практике в повседневной жизни по анализу питьевой воды, молока, зерновой продукции и меда. Оборудование занятия: компьютер, слайдовая презентация, видеоролик, инструктивные карты для учащихся, политико-административная карта Северо - Казахстанской области, атласы « Физическая география Казахстана», буклеты с рекомендациями. Лабораторное химическое оборудование: • химические приборы (мерный цилиндр, стаканы, колбы, пипетки, пробирки, штатив, чашки Петри, предметные стекла, фильтровальная бумага, дистиллятор); • реактивы для проведения анализа воды, молока, меда, зерна. Выставка: « Бренды Северного Казахстана» • продукция ТОО « Мамлютский мукомольный комбинат»- мука пшеничная высшего и первого сорта, ржаная мука, отруби, зародыши пшеницы. • молочная и кисломолочная продукция, выпускаемая на территории СКО–молоко, кефир, ряженка, йогурт. • продукты пчеловодства - мед, прополис, помор, воск, медовые соты. Время проведения: 80 минут, сдвоенное занятие. Форма организации учебной деятельности: групповая Форма проведения: занятие - исследование. Методы и приемы работы: проблемное обучение, исследовательский, картографический, работа в парах и в группах, химический эксперимент. Подготовка к занятию: проведение комплексной экскурсии на ТОО « Мамлютский мукомольный комбинат», посещение лаборатории по анализу зерна. Структура занятия. Этапы проведения занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся. I.Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места школьников к занятию Приветствие учителей, проверка наличия материала для работы на занятии II. Индукция (мотивация и целеполагание ) « Мозговой штурм» (направляет уч-ся на формулирование темы занятия) Вопрос: какое положительное и отрицательное значение оказывает на здоровье человека сложившаяся на данный момент глобальная экологическая ситуация Определяют тему занятия Отвечают на вопрос, формулируют цели занятия III. Изучение нового материала. Разъяснение учителем правил работы в группе с помощью инструктивной маршрутной карты 1.Самоконструкция. Самостоятельная работа учащихся в группе с помощью инструктивной маршрутной карты 2.Социоконструкция. Предлагают обсудить результаты работы в группе Обсуждают результаты работы в группах и записывают их на маршрутных листах 3.Экспериментальная работа Инструктаж и помощь учителя химии- биологии Самостоятельная работа в группе по проведению экспериментальной части занятия 4. Подготовка и защита аналитических справок по заданию лаборатории, выработка рекомендаций Отчет о результатах работы группы 4.Рефлексия содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного) и рефлексия деятельности на уроке Экспресс- опрос Прием рефлексии «Цепочка пожеланий» Учащиеся выступают в роли корреспондентов Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы, начиная фразой со словами: «Я прожил этот час не зря, потому что …» (при этом передается символ – глобус земного шара) IV.Домашнее задание Подготовка эссе по теме занятия Ход занятия 1.Организация класса (учащиеся сидят за столами по группам) 2. Новый материал. Ориентировочно – мотивационный момент, сообщение темы и цели занятия. Учитель химии - биологии: Ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Вы знаете, что в присутствии гостей каждый человек старается показать себя с лучшей стороны. Я надеюсь, что вы тоже покажете сегодня свои лучшие качества. А почему у нас присутствуют гости? А присутствуют они потому, что занятие у нас сегодня необычное. Учитель географии - биологии: А необычное оно по 3-м причинам: 1) это интегрированное занятие прикладных курсов по экологии и географии; 2) занятие проводится одновременно в 10 и 11 классах; 3) мы сегодня проводим занятие, используя технологию исследования, где каждый выступит в роли эксперта, который подготовит определенные рекомендации по теме. А вашим результатом работы, как известно, станут новые полученные знания. Учитель химии-биологии. Тема нашего занятия «Охрана внутренней среды человека в условиях глобальной экологической ситуации». « Мозговой штурм»: из предложенных понятий в области изучения основ естественных наук выбрать те, которые связаны с темой нашего занятия. Для выполнения данного задания -2 минуты, по окончанию работы выступление спикера с обоснованием выбора. Понятия: полезные ископаемые, человек, биосфера, природные ресурсы, Республика Казахстан, здоровье, продукты питания, биотические отношения, абиогенные факторы, глобальные экологические проблемы, биогеохимия, экономика, минеральные и органические вещества, географические оболочки, трудовые ресурсы, гетеротрофы, автотрофы, метаболизм, круговорот веществ в природе, Эпиграфом нашего занятия будут слова В.И.Вернадского, который еще в 1944г. в своей работе «Несколько слов о ноосфере» писал: « В истории нашей планеты наступил критический момент огромного для человека значения, подготовлявшийся миллионы, вернее, миллиарды лет, глубоко проникший в миллионы людских поколений». Эти мысли ученый высказал задолго до того, как человечество реально столкнулось с угрозой появления необратимых изменений в природных системах, подрыва естественных условий и ресурсов, существованию нынешнего и будущих поколений жителей планета Земля. Одним словом, встал остро вопрос: как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра. Учитель географии- биологии. «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» Н.М.Амосов Наше занятие по теме« Охрана внутренней среды человека в условиях глобальной экологической ситуации»проведём в форме исследования, в ходе которого вы узнаете о том, какое положительное и отрицательное значение оказывает на здоровье человека сложившаяся на данный момент глобальная экологическая ситуация. Для того, чтобы целостно ответить на этот вопрос вам потребуются знания, умения и навыки нескольких школьных дисциплин - географии, биологии, химии и экологии. По мере нашего исследования вы будете заполнять маршрутные листы, которые раздали вам. Работать будем коллективно и в группах. Вам потребуются навыки работы с картами, схемам и текстом, а также вы будете выполнять химические лабораторные эксперименты. И так приглашаем вас к работе. Учитель химии - биологии. Девизом нашей работы будут слова: Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй сам себя, тебя никто не будет поправлять. Учащиеся работают в группах, выполняют задания, предложенные в маршрутном листе. Учитель географии - биологии. «Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к своим природным богатствам. Мы должны научиться правильно ими управлять… И самое главное - максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост» Из послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана « Стратегия « Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». И так, обратимся к вашим маршрутным листам. Мы предлагаем исследовать территорию СКО: дать характеристику водных источников питьевой воды на территории нашей области, отраслей АПК Северо - Казахстанской области – мукомольной и молочной промышленности и географию размещения отрасли животноводства- пчеловодства. Работа по 3 блокам: • Географо - экономический • Химический • Биолого - экологический ( по одному заданию из каждого блока для группы) Лаборатории учащихся: №1 - Исследование качества питьевой воды. № 2 - Исследование зерновой продукции. № 3 - Исследование молочной продукции. № 4 - Исследование продуктов пчеловодства. Маршрутный лист урока Лаборатория №1- Исследование качества питьевой воды. Задание № 1: Исследование по карте “Физическая карта СКО ”, работа с источниками дополнительной информации. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою наслаждаются, не понимая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь!» Антуан де Сент-Экзюпери 1. Определите основные источники водных ресурсов на территории нашей области. 2. Назовите главный источник водоснабжения на территории СКО. 3. Определите крупные водохранилища области. 4. Используя дополнительные источники информации, определите, в чем заключается экологическая проблема водообеспечения региона. Перечислите основные ингредиенты, загрязняющие водные объекты с превышением ПДН. 5. Используя источники информации, рассчитайте объем потребляемой питьевой воды для школы – интерната на текущий учебный год и на каждого учащегося в среднем по школе. Задание № 2: Исследование органолептических показателей воды, работа с источниками дополнительной информации. 1.Выяснить, чем отличаются по составу различные образцы воды (морская, пресная, минеральная, дистиллированная). 2.Изучить справочную литературу, найти данные о составе морской и пресной воды и водной части организма – сыворотки крови. 3. Установить, можно ли получить воду, лишенную всех примесей. Найти в справочнике по химии материал о способе получения дистиллированной воды, лишенной всех примесей. 4. Выяснить: какими свойствами обладает дистиллированная вода по сравнению с пресной питьевой. 5.Определить с помощью эксперимента органолептические показатели питьевой воды (цвет(окраска), прозрачность, запах, содержание взвешенных частиц). 6.Определить качество воды методами химического анализа: водородный показатель (рН), жесткость воды. ФИЗМИНУТКА - Пауза психологической разгрузки Лаборатория № 2 - Исследование зерновой продукции. Задание № 1: Исследование особенностей развития на территории области зернового кластера. 1. Определите главную задачу АПК на современном этапе развития Казахстана. 2. Что такое зерновой кластер? 3. Определите по карте и покажите основные районы по выращиванию яровой пшеницы. 4. Определите главный фактор в размещении отраслей мукомольно-крупяной промышленности. 5. Изучив материал, составьте комплексную географическую характеристику действующего кластерного предприятия на территории области - ТОО «Мамлютский мукомольный комбинат» Задание №2: Исследование органолептических показателей зерновой продукции, работа с источниками дополнительной информации. 1.Ознакомьтесь с методикой лабораторного исследования качества зерна и зерновой продукции. 2.Проведите исследование с помощью эксперимента по определению органолептических показателей зерновой продукции (цвет (окраска), влажность, содержание клейковины, клетчатки и хлебопекарные свойства). 3.Изучив материал, сравните химический состав муки разного вида и сорта и выделите основные направления их применения. 4. Выясните, для чего нашему организму нужна целлюлоза (клетчатка)? 5.Установите, в чем польза питательных веществ зародышей пшеницы для здоровья человека. Лаборатория № 3 - Исследование молочной продукции. «Существует единственный пищевой продукт, который в естественных условиях перетекает из одного живого организма в другой; этот уникальный продукт – молоко» Задание № 1: Исследование особенностей развития на территории области предприятий по производству молочной продукции. 1. Что такое молочный кластер? 2. Определите по карте и покажите основные районы по производству молока и молочной продукции Казахстана. 3. Определите главный фактор в размещении отраслей молочной промышленности. 4. Изучив материал, составьте комплексную географическую характеристику географии молочной промышленности СКО. 5. Назовите крупнейших производителей молочной продукции в СКО. Задание №2: Исследование органолептических показателей молочной продукции, работа с источниками дополнительной информации. 1. Провести социологический опрос учащихся и взрослых в школе. 2. Изучить методику определения компонентов молока, химического состава и основных физико-химических свойств молока, кисломолочных продуктов. 3. Определить с помощью эксперимента органолептические показатели различных брендов молочной продукции (цвет (окраска), вкус, консистенция, запах, наличие посторонних примесей, водородный показатель (рН). 4. Сравнить различные бренды молока по химическому составу и показателям качества молока. Образец №1: натуральное цельное коровье молоко Образец №2: молоко питьевое пастеризованное Образец №3: молоко отборное пастеризованное Образец №4: молоко натуральное специально отобранное 5. Выясните, для чего нашему организму нужны кисломолочные продукты? 6. Выяснить суточную потребность в молочной и кисломолочной продукции для учащихся школы- интерната. Лаборатория № 4 - Исследование продукции пчеловодства. «Мед – сладкое ароматическое вещество, собираемое пчелами из нектарников или с других частей растений, после соответствующей переработки в медовом желудочке, откладываемое в сотах». И.А.Каблуков. Задание № 1: Исследование особенностей развития на территории области отрасли пчеловодства. 1. Используя различные источники информации, составьте краткую историческую справку по развитию пчеловодства на территории Казахстана и СКО. 2. Какова цель государственной программы возрождения пчеловодства в Казахстане? 3. Чем представлена медоносная база пчеловодства на территории области? 4. Какова биологическая роль пчел для сельхозпроизводителей? Задание № 2: Исследование органолептических показателей молочной продукции, работа с источниками дополнительной информации. 1. Изучив дополнительную литературу, узнайте, какие разновидности меда получают на территории СКО? 2. Изучите методику определения качества меда. 3. Определить с помощью эксперимента органолептические показатели различных видов меда (зрелость, аромат, вязкость, консистенция). 4. Определить с помощью эксперимента прочие добавки к меду (сахара, крахмала, мела, воды), проведя качественные реакции для обнаружения веществ в меде. 5. Определите значение продуктов пчеловодства для здоровья человека и составьте рекомендации по их использованию. Реализация плана занятия: 1. Самостоятельная работа учащихся в группе с помощью инструктивной маршрутной карты. 2. Обсуждают результаты работы в группах и записывают их на маршрутных листах. 3. Самостоятельная работа в группе по проведению экспериментальной части занятия. 4. Отчет о результатах работы группы и защита своей работы. Рефлексия «Цепочка пожеланий»: Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы, начиная фразой со словами: «Я прожил этот час не зря, потому что …»(передают из рук в руки символ – глобус земного шара). Домашнее задание: подготовить эссе по теме занятия Используемая литература: 1. Верховский В.Н, Смирнов А.Д. «Техника химического эксперимента», Москва, «Просвещение»,1973г. 2. Гурвич Я.А. Химический анализ. М: Высшая школа, 2010г. 3. Джарвис Д.С. Мед и другие естественные продукты,1990г. 4. Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Северо - Казахстанской области. Управление природных ресурсов и регулирования природопользования СКО; г. Петропавловск, 2011 г 5. Каневский Е.М. Уроки экономии в быту. Алма-Ата, «Казахстан»,1987г 6. Нифантьев З.Е. Школьная химия и потребности общества.1996г 7. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана « Стратегия « Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства». 8. Прикладная экономика - (учебное пособие ) ; М.; Артель-Сервиз; 2003 г 9. Прикладная экономика- (сборник заданий); М.; Артель-Сервиз; 2003 г. 10. Северо - Казахстанская область. Энциклопедия. Алматы, « Арыс», 2004г. | |
Просмотров: 845 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|