Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Интегрированное занятие прикладного курса «Экология и здоровье человека»-11 класс и « Глобальная экономика и Казахстан» -10 класс
Острецова Л. В.- учитель химии- биологии высшей категории
Новичкова Л. Н. – учитель географии- биологии высшей категории
КГУ « Мамлютская санаторная средняя школа - интернат»
Почтовый адрес: СКО, г. Мамлютка, ул. Школа-интернат-150900
E-mail: larisa.nikolaevna_novichkova@mail.ru
Интегрированное занятие
прикладного курса «Экология и здоровье человека»-11 класс и
« Глобальная экономика и Казахстан» -10 класс
Пояснительная записка.
Интегрированное занятие по прикладным курсам« Глобальная экономика и Казахстан» -10 класс и «Экология и здоровье человека» -11 класс направлено на накопление знаний и практических умений, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области. Предлагаемое занятие соответствует целям и задачам биологического, географического и химического образования старшей ступени естественно- математического профиля общеобразовательной школы.
Интеграцию прикладных курсов мы провели в связи с всеоб¬щей экологизацией наук, развивающей экологический образ мышления, который все больше про¬никает в медицину, природоохранные сферы деятельности и стано¬вится характерным для современной эпохи. Занятие проводится для учащихся 10 и 11 классов. Оно предполагает разнообразные ви¬ды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы: использование различных источников информации, знаком¬ство с комплексным географическим исследованием территории, географи¬ческим описанием, химическим экспериментом и биологическим обоснованием экологической ситуации Северо- Казахстанской области. Подготовка и проведение данного занятия будет способствовать развитию профессиональной направленности лично¬сти учащегося, обобщению межпредметных (география, биология, химия ,экология) знаний по проблеме «Охрана внутренней среды человека в условиях глобальной экологической ситуации», формированию практических умений и навыков по оценке состояния окружающей среды, выявлению причин некоторых заболеваний, ук¬реплению своего здоровья. По окончанию работы учащиеся представят результаты работы в виде аналитической справки и рекомендаций по сохранению и укреплению здоровья.
Данное мероприятие проходило в рамках областного проблемно-ориентированного семинара «Создание модели здоровьесберегающего и здоровьевосстанавливающего пространства в организации образования как основное условие формирования учебной мотивации школьников».

Тема занятия: «Охрана внутренней среды человека в условиях глобальной экологической ситуации».
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации средствами технологии исследования.
Цель занятия: развивать знания и умения по охране внутренней среды организма человека в условиях глобальной экологической ситуации.
Задачи:
• Образовательные - формирование целостного представления об основах естественных наук, их теоретических и прикладных аспектах, научно обоснованных правилах и нормах использования веществ и материалов; способствовать осознанию сущности и причин экологических проблем; формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в быту; создание навыков исследовательской деятельности, развитие логического мышления.
• Развивающие – развитие творческого мышления, умение излагать свое мнение, обсуждать, делать выводы, сотрудничать, работать с источниками информации.
• Воспитательные - формирование у учащихся бережного отношения к природе и своему здоровью, коммуникативных качеств личности.
• Практические – умение применять теоретические знания на практике в повседневной жизни по анализу питьевой воды, молока, зерновой продукции и меда.
Оборудование занятия: компьютер, слайдовая презентация, видеоролик, инструктивные карты для учащихся, политико-административная карта Северо - Казахстанской области, атласы « Физическая география Казахстана», буклеты с рекомендациями.
Лабораторное химическое оборудование:
• химические приборы (мерный цилиндр, стаканы, колбы, пипетки, пробирки, штатив, чашки Петри, предметные стекла, фильтровальная бумага, дистиллятор);
• реактивы для проведения анализа воды, молока, меда, зерна.
Выставка: « Бренды Северного Казахстана»
• продукция ТОО « Мамлютский мукомольный комбинат»- мука пшеничная высшего и первого сорта, ржаная мука, отруби, зародыши пшеницы.
• молочная и кисломолочная продукция, выпускаемая на территории СКО–молоко, кефир, ряженка, йогурт.
• продукты пчеловодства - мед, прополис, помор, воск, медовые соты.
Время проведения: 80 минут, сдвоенное занятие.
Форма организации учебной деятельности: групповая
Форма проведения: занятие - исследование.
Методы и приемы работы: проблемное обучение, исследовательский, картографический, работа в парах и в группах, химический эксперимент.
Подготовка к занятию: проведение комплексной экскурсии на ТОО « Мамлютский мукомольный комбинат», посещение лаборатории по анализу зерна.
Структура занятия.

Этапы проведения занятия Деятельность учителя Деятельность учащихся.

I.Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности рабочего места школьников к занятию Приветствие учителей, проверка наличия материала для работы на занятии
II. Индукция
(мотивация и
целеполагание ) « Мозговой штурм» (направляет уч-ся на формулирование темы занятия)
Вопрос: какое положительное и отрицательное значение оказывает на здоровье человека сложившаяся на данный момент глобальная экологическая ситуация Определяют тему занятия

Отвечают на вопрос, формулируют цели занятия
III. Изучение нового материала. Разъяснение учителем правил работы в группе с помощью инструктивной маршрутной карты
1.Самоконструкция. Самостоятельная работа учащихся в группе с помощью инструктивной маршрутной карты
2.Социоконструкция. Предлагают обсудить результаты работы в группе Обсуждают результаты работы в группах и записывают их на маршрутных листах
3.Экспериментальная работа Инструктаж и помощь учителя химии- биологии Самостоятельная работа в группе по проведению экспериментальной части занятия
4. Подготовка и защита аналитических справок по заданию лаборатории, выработка рекомендаций Отчет о результатах работы группы
4.Рефлексия
содержания учебного материала (используется для выявления уровня осознания содержания пройденного) и рефлексия деятельности на уроке

Экспресс- опрос

Прием рефлексии «Цепочка пожеланий»

Учащиеся выступают в роли корреспондентов
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы, начиная фразой со словами: «Я прожил этот час не зря, потому что …» (при этом передается символ – глобус земного шара)
IV.Домашнее задание Подготовка эссе по теме занятия

Ход занятия
1.Организация класса (учащиеся сидят за столами по группам)
2. Новый материал.
Ориентировочно – мотивационный момент, сообщение темы и цели занятия.
Учитель химии - биологии:
Ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости. Вы знаете, что в присутствии гостей каждый человек старается показать себя с лучшей стороны. Я надеюсь, что вы тоже покажете сегодня свои лучшие качества. А почему у нас присутствуют гости? А присутствуют они потому, что занятие у нас сегодня необычное.
Учитель географии - биологии:
А необычное оно по 3-м причинам:
1) это интегрированное занятие прикладных курсов по экологии и географии;
2) занятие проводится одновременно в 10 и 11 классах;
3) мы сегодня проводим занятие, используя технологию исследования, где каждый выступит в роли эксперта, который подготовит определенные рекомендации по теме. А вашим результатом работы, как известно, станут новые полученные знания.
Учитель химии-биологии.
Тема нашего занятия «Охрана внутренней среды человека в условиях глобальной экологической ситуации».
« Мозговой штурм»: из предложенных понятий в области изучения основ естественных наук выбрать те, которые связаны с темой нашего занятия. Для выполнения данного задания -2 минуты, по окончанию работы выступление спикера с обоснованием выбора.
Понятия: полезные ископаемые, человек, биосфера, природные ресурсы, Республика Казахстан, здоровье, продукты питания, биотические отношения, абиогенные факторы, глобальные экологические проблемы, биогеохимия, экономика, минеральные и органические вещества, географические оболочки, трудовые ресурсы, гетеротрофы, автотрофы, метаболизм, круговорот веществ в природе,
Эпиграфом нашего занятия будут слова В.И.Вернадского, который еще в 1944г. в своей работе «Несколько слов о ноосфере» писал: « В истории нашей планеты наступил критический момент огромного для человека значения, подготовлявшийся миллионы, вернее, миллиарды лет, глубоко проникший в миллионы людских поколений». Эти мысли ученый высказал задолго до того, как человечество реально столкнулось с угрозой появления необратимых изменений в природных системах, подрыва естественных условий и ресурсов, существованию нынешнего и будущих поколений жителей планета Земля. Одним словом, встал остро вопрос: как жить сегодня, чтобы иметь шансы увидеть завтра.
Учитель географии- биологии.
«Добыть и сохранить здоровье может только сам человек»
Н.М.Амосов
Наше занятие по теме« Охрана внутренней среды человека в условиях глобальной экологической ситуации»проведём в форме исследования, в ходе которого вы узнаете о том, какое положительное и отрицательное значение оказывает на здоровье человека сложившаяся на данный момент глобальная экологическая ситуация. Для того, чтобы целостно ответить на этот вопрос вам потребуются знания, умения и навыки нескольких школьных дисциплин - географии, биологии, химии и экологии. По мере нашего исследования вы будете заполнять маршрутные листы, которые раздали вам. Работать будем коллективно и в группах. Вам потребуются навыки работы с картами, схемам и текстом, а также вы будете выполнять химические лабораторные эксперименты. И так приглашаем вас к работе.
Учитель химии - биологии. Девизом нашей работы будут слова:
Делай все по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй сам себя, тебя никто не будет поправлять.
Учащиеся работают в группах, выполняют задания, предложенные в маршрутном листе.
Учитель географии - биологии.
«Нам принципиально важно переосмыслить
наше отношение к своим природным богатствам.
Мы должны научиться правильно ими управлять…
И самое главное - максимально эффективно
трансформировать природные богатства
нашей страны в устойчивый экономический рост»
Из послания Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана « Стратегия « Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
И так, обратимся к вашим маршрутным листам. Мы предлагаем исследовать территорию СКО: дать характеристику водных источников питьевой воды на территории нашей области, отраслей АПК Северо - Казахстанской области – мукомольной и молочной промышленности и географию размещения отрасли животноводства- пчеловодства.
Работа по 3 блокам:
• Географо - экономический
• Химический
• Биолого - экологический
( по одному заданию из каждого блока для группы)
Лаборатории учащихся:
№1 - Исследование качества питьевой воды.
№ 2 - Исследование зерновой продукции.
№ 3 - Исследование молочной продукции.
№ 4 - Исследование продуктов пчеловодства.
Маршрутный лист урока
Лаборатория №1- Исследование качества питьевой воды.
Задание № 1: Исследование по карте “Физическая карта СКО ”, работа с источниками дополнительной информации.
«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха,
тебя невозможно описать, тобою наслаждаются,
не понимая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни.
Ты – сама жизнь!»
Антуан де Сент-Экзюпери
1. Определите основные источники водных ресурсов на территории нашей области.
2. Назовите главный источник водоснабжения на территории СКО.
3. Определите крупные водохранилища области.
4. Используя дополнительные источники информации, определите, в чем заключается экологическая проблема водообеспечения региона. Перечислите основные ингредиенты, загрязняющие водные объекты с превышением ПДН.
5. Используя источники информации, рассчитайте объем потребляемой питьевой воды для школы – интерната на текущий учебный год и на каждого учащегося в среднем по школе.
Задание № 2: Исследование органолептических показателей воды, работа с источниками дополнительной информации.
1.Выяснить, чем отличаются по составу различные образцы воды (морская, пресная, минеральная, дистиллированная).
2.Изучить справочную литературу, найти данные о составе морской и пресной воды и водной части организма – сыворотки крови.
3. Установить, можно ли получить воду, лишенную всех примесей. Найти в справочнике по химии материал о способе получения дистиллированной воды, лишенной всех примесей.
4. Выяснить: какими свойствами обладает дистиллированная вода по сравнению с пресной питьевой.
5.Определить с помощью эксперимента органолептические показатели питьевой воды (цвет(окраска), прозрачность, запах, содержание взвешенных частиц).
6.Определить качество воды методами химического анализа: водородный показатель (рН), жесткость воды.
ФИЗМИНУТКА - Пауза психологической разгрузки
Лаборатория № 2 - Исследование зерновой продукции.
Задание № 1: Исследование особенностей развития на территории области зернового кластера.
1. Определите главную задачу АПК на современном этапе развития Казахстана.
2. Что такое зерновой кластер?
3. Определите по карте и покажите основные районы по выращиванию яровой пшеницы.
4. Определите главный фактор в размещении отраслей мукомольно-крупяной промышленности.
5. Изучив материал, составьте комплексную географическую характеристику действующего кластерного предприятия на территории области - ТОО «Мамлютский мукомольный комбинат»
Задание №2: Исследование органолептических показателей зерновой продукции, работа с источниками дополнительной информации.
1.Ознакомьтесь с методикой лабораторного исследования качества зерна и зерновой продукции.
2.Проведите исследование с помощью эксперимента по определению органолептических показателей зерновой продукции (цвет (окраска), влажность, содержание клейковины, клетчатки и хлебопекарные свойства).
3.Изучив материал, сравните химический состав муки разного вида и сорта и выделите основные направления их применения.
4. Выясните, для чего нашему организму нужна целлюлоза (клетчатка)?
5.Установите, в чем польза питательных веществ зародышей пшеницы для здоровья человека.
Лаборатория № 3 - Исследование молочной продукции.
«Существует единственный пищевой продукт,
который в естественных условиях перетекает
из одного живого организма в другой;
этот уникальный продукт – молоко»
Задание № 1: Исследование особенностей развития на территории области предприятий по производству молочной продукции.
1. Что такое молочный кластер?
2. Определите по карте и покажите основные районы по производству молока и молочной продукции Казахстана.
3. Определите главный фактор в размещении отраслей молочной промышленности.
4. Изучив материал, составьте комплексную географическую характеристику географии молочной промышленности СКО.
5. Назовите крупнейших производителей молочной продукции в СКО.
Задание №2: Исследование органолептических показателей молочной продукции, работа с источниками дополнительной информации.
1. Провести социологический опрос учащихся и взрослых в школе.
2. Изучить методику определения компонентов молока, химического состава и основных физико-химических свойств молока, кисломолочных продуктов.
3. Определить с помощью эксперимента органолептические показатели различных брендов молочной продукции (цвет (окраска), вкус, консистенция, запах, наличие посторонних примесей, водородный показатель (рН).
4. Сравнить различные бренды молока по химическому составу и показателям качества молока.
 Образец №1: натуральное цельное коровье молоко
 Образец №2: молоко питьевое пастеризованное
 Образец №3: молоко отборное пастеризованное
 Образец №4: молоко натуральное специально отобранное
5. Выясните, для чего нашему организму нужны кисломолочные продукты?
6. Выяснить суточную потребность в молочной и кисломолочной продукции для учащихся школы- интерната.
Лаборатория № 4 - Исследование продукции пчеловодства.
«Мед – сладкое ароматическое вещество,
собираемое пчелами из нектарников
или с других частей растений,
после соответствующей переработки
в медовом желудочке, откладываемое в сотах».
И.А.Каблуков.
Задание № 1: Исследование особенностей развития на территории области отрасли пчеловодства.
1. Используя различные источники информации, составьте краткую историческую справку по развитию пчеловодства на территории Казахстана и СКО.
2. Какова цель государственной программы возрождения пчеловодства в Казахстане?
3. Чем представлена медоносная база пчеловодства на территории области?
4. Какова биологическая роль пчел для сельхозпроизводителей?
Задание № 2: Исследование органолептических показателей молочной продукции, работа с источниками дополнительной информации.
1. Изучив дополнительную литературу, узнайте, какие разновидности меда получают на территории СКО?
2. Изучите методику определения качества меда.
3. Определить с помощью эксперимента органолептические показатели различных видов меда (зрелость, аромат, вязкость, консистенция).
4. Определить с помощью эксперимента прочие добавки к меду (сахара, крахмала, мела, воды), проведя качественные реакции для обнаружения веществ в меде.
5. Определите значение продуктов пчеловодства для здоровья человека и составьте рекомендации по их использованию.
Реализация плана занятия:
1. Самостоятельная работа учащихся в группе с помощью инструктивной маршрутной карты.
2. Обсуждают результаты работы в группах и записывают их на маршрутных листах.
3. Самостоятельная работа в группе по проведению экспериментальной части занятия.
4. Отчет о результатах работы группы и защита своей работы.
Рефлексия «Цепочка пожеланий»:
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы, начиная фразой со словами: «Я прожил этот час не зря, потому что …»(передают из рук в руки символ – глобус земного шара).
Домашнее задание: подготовить эссе по теме занятия
Используемая литература:
1. Верховский В.Н, Смирнов А.Д. «Техника химического эксперимента», Москва, «Просвещение»,1973г.
2. Гурвич Я.А. Химический анализ. М: Высшая школа, 2010г.
3. Джарвис Д.С. Мед и другие естественные продукты,1990г.
4. Информационный бюллетень о состоянии окружающей среды Северо - Казахстанской области. Управление природных ресурсов и регулирования природопользования СКО; г. Петропавловск, 2011 г
5. Каневский Е.М. Уроки экономии в быту. Алма-Ата, «Казахстан»,1987г
6. Нифантьев З.Е. Школьная химия и потребности общества.1996г
7. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана « Стратегия « Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
8. Прикладная экономика - (учебное пособие ) ; М.; Артель-Сервиз; 2003 г
9. Прикладная экономика- (сборник заданий); М.; Артель-Сервиз; 2003 г.
10. Северо - Казахстанская область. Энциклопедия. Алматы, « Арыс», 2004г.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: ЧАЙКА0820 (2015-11-09) | Автор: Новичкова Лариса Николаевна E
Просмотров: 845 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-04-25, 7:17 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru