Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе, как одно из условий эффективной организации учебного процесса
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе, как одно из условий эффективной организации учебного процесса

Жолданова Нургиса Тельпековна
Школа – гимназия №32 г. Астана

Здоровье – не все, но все без здоровья
ничто.
Сократ
В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло, на мой взгляд, время идеи здоровьесбережения настало и ее необходимо реализовывать в современном образовательном процессе.
В главе 3 статьи 11 Закона РК «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья
обучающихся». Одними из приоритетных задач Закона РК являются:
• Развитие духовных и физических возможностей личности;
• Формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни;
Однако в последнее время, медики констатируют значительные ухудшения состояния здоровья детей, учащихся начальной школы. Наблюдаются изменения показателей физического развития, патология зрения, рост числа хронических заболеваний: аллергических, сердечно – сосудистой системы, опорно – двигательного аппарата. Все чаще у детей возникают неврологические нарушения, депрессивные состояния. Ежегодно около 65 % учащихся болеют респираторными заболеваниями. У детей повышается утомляемость, сейчас уже широко известен синдром хронической усталости, «помолодели» такие болезни, как диабет, гипертония, атеросклероз. Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. На фоне этой неутешительной ситуации возрастает роль учителя в решении проблем здоровья детей. Ведь известно, что в 50 – 52% здоровье определяется образом жизни и только 10 – 15 % зависит от здравоохранения.
Необходимость смещения акцента в работе учителя в сторону использования здоровьесберегающих технологий становиться очевидной. Вместе с тем возникает проблема повышения педагогического мастерства в данном направлении. Мы, учителя практики, постараемся разобраться вместе в причинах такой неутешительной статистики.
Рациональная организация учебного процесса в начальной школе необходима для предотвращения перегрузок ( а таковые есть: 25 учебных часов в неделю в первом классе), перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения младших школьников, сохранения их здоровья. Наиболее важными показателями рациональной организации учебно – воспитательного процесса, на мой взгляд, являются:
• Организация уроков на основе принципов здоровьесбережения;
• Использование на всех уроках здоровьесберегающих технологий;
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомляемости. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителей.
В связи с этим необходимо следовать четырем правилам организации урока.
Правило 1. Правильная организация урока.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Методика здоровьесберегающих технологий направлена на решение следующих задач: чему учить, зачем учить и как учить? Технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: как учить результативно?
Собственная многолетняя практика дает возможность сделать вывод о том, что необходимо интегрировать оздоровительные моменты в структуру любого валеологизированного урока, что повысит культуру здоровья, результативность обучения и уровень положительной учебной мотивации.
В настоящее время я разрабатываю сборник тестов по русскому языку для 1- 4 классов на языковом материале здоровьесберегающей направленности для практического применения в начальной школе. Таким образом, уроки русского языка тоже могут стать основной формой приобщения к культуре здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Здоровый образ
жизни пока не занимает первого места в главных ценностях человека в нашем обществе. Но, если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на то, что будущее поколение будем больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Svet8045 (2015-12-16)
Просмотров: 583 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-03-29, 5:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru