Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе, как одно из условий эффективной организации учебного процесса Жолданова Нургиса Тельпековна Школа – гимназия №32 г. Астана Здоровье – не все, но все без здоровья ничто. Сократ В мире нет ничего более могущественного, чем идея, время которой пришло, на мой взгляд, время идеи здоровьесбережения настало и ее необходимо реализовывать в современном образовательном процессе. В главе 3 статьи 11 Закона РК «Об образовании» сказано: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся». Одними из приоритетных задач Закона РК являются: • Развитие духовных и физических возможностей личности; • Формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни; Однако в последнее время, медики констатируют значительные ухудшения состояния здоровья детей, учащихся начальной школы. Наблюдаются изменения показателей физического развития, патология зрения, рост числа хронических заболеваний: аллергических, сердечно – сосудистой системы, опорно – двигательного аппарата. Все чаще у детей возникают неврологические нарушения, депрессивные состояния. Ежегодно около 65 % учащихся болеют респираторными заболеваниями. У детей повышается утомляемость, сейчас уже широко известен синдром хронической усталости, «помолодели» такие болезни, как диабет, гипертония, атеросклероз. Около 40% выпускников школ ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. На фоне этой неутешительной ситуации возрастает роль учителя в решении проблем здоровья детей. Ведь известно, что в 50 – 52% здоровье определяется образом жизни и только 10 – 15 % зависит от здравоохранения. Необходимость смещения акцента в работе учителя в сторону использования здоровьесберегающих технологий становиться очевидной. Вместе с тем возникает проблема повышения педагогического мастерства в данном направлении. Мы, учителя практики, постараемся разобраться вместе в причинах такой неутешительной статистики. Рациональная организация учебного процесса в начальной школе необходима для предотвращения перегрузок ( а таковые есть: 25 учебных часов в неделю в первом классе), перенапряжения и обеспечения условий успешного обучения младших школьников, сохранения их здоровья. Наиболее важными показателями рациональной организации учебно – воспитательного процесса, на мой взгляд, являются: • Организация уроков на основе принципов здоровьесбережения; • Использование на всех уроках здоровьесберегающих технологий; От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомляемости. Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителей. В связи с этим необходимо следовать четырем правилам организации урока. Правило 1. Правильная организация урока. Правило 2. Использование каналов восприятия. Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся. Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности. Методика здоровьесберегающих технологий направлена на решение следующих задач: чему учить, зачем учить и как учить? Технология обучения, прежде всего, отвечает на третий вопрос с одним существенным дополнением: как учить результативно? Собственная многолетняя практика дает возможность сделать вывод о том, что необходимо интегрировать оздоровительные моменты в структуру любого валеологизированного урока, что повысит культуру здоровья, результативность обучения и уровень положительной учебной мотивации. В настоящее время я разрабатываю сборник тестов по русскому языку для 1- 4 классов на языковом материале здоровьесберегающей направленности для практического применения в начальной школе. Таким образом, уроки русского языка тоже могут стать основной формой приобщения к культуре здоровья. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Здоровый образ жизни пока не занимает первого места в главных ценностях человека в нашем обществе. Но, если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться на то, что будущее поколение будем больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически. | |
Просмотров: 583 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|