Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ. Шестова Вероника Михайловна, воспитатель класса предшкольной подготовки КГУ «Гимназия№21» акимата города Рудного Классы предшкольной подготовки комплектуются из детей, пришедших из разных дошкольных учреждений, а также «домашних» детей. Наблюдения за вновь поступившими детьми к условиям школы, показывают, что в детских коллективах присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. Старший дошкольный возраст очень благоприятен для овладения коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения. - сотрудничать; - слушать и слышать; - воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию; - говорить самому; - эмоционально отзываться; - сопереживать, эмоционально реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; - использовать средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Особое место в процессе формирования коммуникативной компетентности в этом возрасте занимает игровая деятельность. Она позволяет детям относительно легко и непринужденно познать себя и окружающий мир, органично войти в него. С целью развития и коррекции коммуникативной сферы у детей класса предшкольной подготовки через игровую деятельность были изучены современные инновационные технологии, такие как: В.М. Букатов, Е.Е. Шулежко «Социоигровая педагогика», Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников»; Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. «В мире детских эмоций»; Зедгенидзе В. Я. «Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников»; Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. «Учим детей общению»; Панфилова М. А. «Игротерапия общения»; Рылеева Е. В., «Вместе веселее! »; Саранская О. Н. «Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить! »»; Семенака С. И. «Уроки добра»; Шипицина Л. М. «Азбука общения»; технологии ТРиЗ На основе изученных материалов: 1. Составлена психолого-педагогическая диагностика, которая проводится в форме игры, позволяющая формировать дальнейшие планы по развитию и коррекции коммуникативных навыков; 2. Откорректированы планы занятий, где по возможности традиционные технологии заменены игровыми, особое внимание уделяется предметам, входящим в образовательную область «Коммуникация» 3. Разработан цикл нравственно-этических бесед и тренингов, а также разработан курс занятий кружка «В мире экономики» направленных на формирование социальных навыков и ценностных ориентаций у дошкольников; 4. Составлена картотека игр: на формирование межличностных отношений; на сплочение группы; на снижение агрессивности, умение владеть эмоциями; подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и др. 5. Подобрана художественная литература и видеоматериалы; 6. Подобраны приемы и пособия для снятия мышечного и эмоционального напряжения; 7. Изготовлены наглядные пособия и игрушки для проведения дидактических и сюжетно-ролевых игр; 8. Разработаны рекомендации для родителей с целью единого подхода при формировании коммуникативных компетенций; 9. Большую помощь дошкольникам оказывают учащиеся начальных классов и среднего звена, которые приходят в гости с театральными постановками, играми, конкурсами, викторинами. Дети научились общаться в коллективе старших, перестали чувствовать скованность. И самое главное существенно развились навыки коммуникативного общения. Благодаря такой целенаправленной и систематической работе дошкольники осваивают правила общения и слушания, учатся контролировать речь, признавать собственную неправоту, достигать взаимопонимания, самостоятельно разрешать конфликты, меньше внимания требуют от взрослых к себе. Заметно снижается агрессивность “проблемных” детей, уменьшается количество демонстративных реакций. Замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, охотно участвуют в совместных играх. . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Венгер Л. А. «Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования» 2. Деева Г. Г «Проблемы социализации детей дошкольного возраста» 3. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. «Игра и нравственное развитие ребенка» 4. Неверович Я.З. «Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе» 5. Смирнова Е.О. «Особенности общения с дошкольниками» 6. Бычкова С. С. «Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников» 7. Зверева О. «Сюжетно-ролевая игра» | |
Просмотров: 981 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|