Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

« Групповая работа как способ развития речи учащихся на уроках математики».
« Групповая работа как способ развития речи учащихся на уроках математики».
Успехи учащихся в изучении математики находятся в прямой связи с культурой их устной и письменной речи. Если ученик отвечает на уроке грамотно, красиво, четко, в темпе, соответствующем возможностям остальных учащихся, то он облегчает работу всего класса по усвоению учебного материала. Такой ответ все слушают с интересом и вниманием. Наоборот, ученик, который говорит с трудом, неграмотно, замедляет темп работы класса, затрудняет ее; такой ответ остальные учащиеся слушают без интереса, невнимательно. Отсюда следует глубинная взаимосвязь между работой по развитию речи учащихся и всем остальным учебным процессом.
Проблема молчания учащихся на уроках математики меня тревожит давно. Выходя к доске, и решая тот или иной номер, или задание, ученики стараются все делать молча, в крайних случаях комментируя свое решение, если этого требует учитель. Я хочу сделать так, чтобы ученики не только решали у доски, но и комментировали его, делали свои выводы, анализировали, сравнивали, обсуждали, задавали по ходу решения вопросы согласно таксономии Блума т.е. от простого к сложному, отстаивали свои мнения и решения, убеждая других. Поэтому, я решила внедрить новые методы и подходы в практику преподавания и обучения в контексте тематики семи модулей Программы второго уровня, такие модули как: « Новые подходы в обучении», «Обучение критическому мышлению», «Обучение с учетом возрастных особенностей», «Оценивание», «ИКТ», «Управление и лидерство», «Обучение талантливых и одаренных детей». Для того, чтобы добиться от учащихся каких–то результатов в обучении каждый учитель должен создать для учащихся коллаборативную среду, среду где раскрепощенность, создающаяся при свободном выборе задач, наглядная система опорных сигналов, способствующая восстановлению в памяти изученного материала и становлению устной речи, -все это должно быть подчинено одной цели: ученик должен учиться победно! Еще Мерсер (2005), доказал, что взаимодействие в группе сверстников играет важную роль в обучении. Когда учащиеся работают в парах или группах, они взаимодействуют более «равноправно», нежели в беседах по типу учитель-ученик», и потому имеют различные возможности для развития обоснованных аргументов и описания наблюдаемых явлений. Речь- главный инструмент для формирования коллективного опыта.(Руководство для учителя, 2012, стр.252). Дети учатся посредством формирования представлений и навыков, используя метод диалога.
Именно групповая работа открывает перед учащимися широкие возможности общения, дети учатся правильно говорить, в процессе совместной работы общаются с одноклассниками, учатся излагать, аргументировать и отстаивать свои идеи, учатся слушать и слышать друг друга, учатся уважительному отношению друг к другу. Каждый из учащихся несет ответственность за плодотворную работу в группе, ведь от этого зависит результат всего учебного процесса. А самое, на мой взгляд, главное в групповой работе -это повышение интереса к предмету, что способствует совершенствованию обучения, желанию знать больше, для того, чтобы обеспечить успех группе, в которой он работает.
Исследователи утверждают, что ученики, работающие в группах, больше узнают, о том, что изучается, и сохраняют дольше полученную информацию, чем ту которую им выдал учитель. Они более удовлетворены своей практической деятельностью, чем ученики, работающие по традиционным методикам. У них есть стимул к познавательной активности. Учителю необходимо постоянно следить за тем, чтобы процесс работы в группе был достаточно сложен, разнообразен, познавателен, с целью удержания внимания учащихся.
Возникает вопрос: А как сделать так, чтобы заставить учащихся говорить на уроках математики?
Для решения этой проблемы необходимо решить ряд задач:
1. Организовать работу в группах постоянного и сменного состава.
2. Развивать словесно-логическое мышление через исследовательскую работу.
3. Вести мониторинг эффективности групповой работы по развитию речи учащихся на различных этапах урока.
Все этапы урока необходимо пересмотреть и научиться преподносить по- новому. Так на этапе актуализации опорных знаний учащиеся могут работать либо в парах и задавать вопрос- ответ друг другу, либо использовать стратегии критического мышления. На этапе изучения нового материала возможно составление карт понятий или постеры, после чего ученики сами же их презентуют друг другу. Этот вид работы нравится детям.
Необходимо научить учащихся работать самостоятельно с учебным материалом, заполнять дневник двойной и тройной записи.
Этап закрепления можно посвятить самостоятельной работе либо с учебником, либо с раздаточным материалом, причем учащиеся выбирают себе количество заданий, согласно их уровню знаний.
Домашнее задание предлагается делать по уровням сложности. Так слабому учащемуся было достаточно сделать один два номера, но обязательно выучить правило и обратить внимание на вопросы в конце параграфа. Остальные учащиеся, если считают, что этого для них мало, усложняют себе работу. Согласно учением Мерсера и Фишера(1993) , которые рассматривают свойство ЗБР по передаче ответственности за выполнение задания ученику как главную цель скаффолдинга в преподавании. В частности:
а)разрешение ученикам выполнять задание, которое они не смогли бы выполнить самостоятельно;
б)целенаправленное формирование у ученика компетентности, позволяющей ему, в конечном итоге, выполнить задание самостоятельно;
в)содействие достижению учениками более высокого уровня самостоятельной компетентности в результате применения опыта подмостков. (Руководство для учителя,2012, стр.184).
Этап оценивания предоставить самооцениванию либо взаимооцениванию. По окончании урока необходимо рефлексирование с применением различных форм его проведения.
В контексте теории Диалогового обучения Александера (2004) традиционные модели общения в классе, в котором голоса учеников едва принимаются во внимание необходимо искоренять. Задача учителя на современном этапе обучения и преподавания направлять, а не управлять.
Для чего нужно задавать вопросы? Для того, чтобы протестировать знания учеников, предоставить им возможность для размышления, развития и совершенствования своего мышления. Здесь необходимо руководствоваться таксономией Блума.
Одной из идей, модуля «Новые подходы в обучении и преподавании» является взаимодействие во время, которого у учащихся самостоятельно развивается мышление и речь. Чтобы процесс развития речи не останавливался на этапах закрепления знаний и умений учащихся, надо подвести учащихся к связанному рассказу при устном объяснении решаемой задачи, обеспечивая возможность последовательно, аргументированно и доказательно комментировать решаемые задачи.
Предоставляя возможность учащимся многократно слушать образцы объяснений решаемых задач нового типа, постепенно усложняя их решения. Эти образцы решений сначала излагает учитель, а затем по желанию учащиеся. При этом учитель предъявляет высокую требовательность к учащимся разных уровней А,В,С, чтобы их ответы постепенно приближались к «образцовым». Применить методы: компактный, алгоритмический обеспечивая, таким образом, ученикам возможность последовательно, аргументированно, доказательно комментировать решаемые задачи. Организация дифференцированного обучения также влияет на развитие речи учащихся.
Предоставляла ученикам право выбрать либо самостоятельную работу, во время которой они уже не прислушиваются к объяснениям, либо коллективную форму работы, при которой каждое упражнение продолжают выполнять с подробным объяснением. Дифференцированные формы работы надо осуществлять и при решении неэлементарных задач, используя прием «разбиения» и вовлекая учащихся в поиск, обсуждение решаемой задачи, тем самым определяются талантливые и одаренные дети. Ставлю учащихся перед необходимостью сосредоточить свои усилия главным образом на аргументированном, доказательном объяснении решаемой задачи или излагаемого теоретического вопроса. Формирую внутреннее стремление, побуждения, мотивы, которые «заставляют» ученика прислушиваться к объяснениям при решении задач.
Поскольку устная и письменная речь взаимосвязаны и умения письменно высказывать свои мысли крайне важны, то целенаправленно обучаю грамотному изложению письменного решения задач. Для этого использую всевозможные сочетания различных приемов и форм работы: комментированное решение задач, коллективную работу с записью решения задачи на доске, устные упражнения, самостоятельные и контрольные работы. Групповую форму работы эффективно применять на внеклассных мероприятиях и на родительских собраниях.
Заметила, что дети стали более внимательными и активными на уроке, стали более разговорчивыми, их речь стала немного грамотнее, темп урока чуть-чуть повысился, т.к. учащиеся строго следили за временем строго отведенном на каждый этап урока. При составлении постеров, дети стали обращать внимание на грамотное оформление математических записей, в ответах использовали математические термины, записи в тетрадях улучшились за счет снижения оценки за небрежность, меньше стало исправлений, решения задач сопровождаются логически убедительно, аргументировано, четко
Подводя итоги, можно сделать вывод, что новые подходы в обучении и преподавании приносят «положительные» результаты. Мониторинг показал повышение качества знаний учащихся следующим образом:
2 четверть-качество знаний в 5 «А» классе-63%
3 четверть-качество знаний в 5 «А» классе-66%
За 2014-2015 учебный год -70%.
Для успешного обучения детей, развивая их способности, необходимы новые подходы в обучении и преподавании по всем предметам школьной программы.

Используемая литература:
1.Руководство для учителя.2012г. Второй (основной )уровень.
2.Совершенствование методики работы учителя математики. Я.И. Груденов
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: yanina_1970s (2016-02-16) | Автор: Диммель Ольга Владимировна E
Просмотров: 189 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-09, 2:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru