Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Теоретические подходы к развитию образовательной среды школы средствами проектной деятельности.
Теоретические подходы к развитию образовательной среды школы средствами проектной деятельности.

Мир 21 века переживает кардинальные изменения в сфере образования. Ведущей тенденцией педагогики третьего тысячелетия признана ориентация на личностное начало человека. В соответствии с парадигмой личностно-развивающей ориентации образования его приоритетной целью и критерием эффективности становится развитие личностного потенциала индивида. В новой социальной ситуации в России и Казахстане на фоне глобализации и экологизации мышления, демократизации общества и становления открытой рыночной экономики, гуманизации и информатизации всех сторон жизни общества сфера образования претерпевает существенные изменения. Приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является повышение качества результатов образования на разных уровнях. При этом речь идет не просто о повышении качества образования относительно тех критериев, которые использовались в прошлом, но и об обеспечении соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития современного общества и экономики. В контексте этого актуальной является задача переосмысления представлений о «качественном» образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны. Целью образовательного процесса сейчас провозглашается развитие самоактуализирующейся, самоорганизующейся, безопасной, толерантной личности. Личности, стремящейся к саморегуляции и адаптивности, креативности и социальной компетентности, конкурентоспособности, открытой для восприятия нового опыта, готовой сделать ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Достижение данной цели требует обновления образовательной среды и, соответственно, поиска механизмов ее преобразования, связанных с процессом целенаправленного формирования и развития личности.
Современный этап развития общественного производства тесно связан с проектной культурой, которой пронизаны не только сфера материального производства, но и наука, искусство, система социальных взаимоотношений, общественное сознание человека. Проектная культура рассматривается в качестве основы гармоничного взаимодействия человека с природой, обществом и технологической средой. Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса, внедрение которой в образовательный процесс приведет к коррекции образовательной среды в соответствии с современными потребностями.
Термин «проект» в научно-педагогической литературе имеет различные трактовки. Проект – реалистичный замысел, план о желаемом будущем. Проект – совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов) для создания какого-либо продукта, содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. Проект – метод обучения, основанный на постановке социально-значимой цели и ее практическом достижении. В последнее время появилось и широко распространяется еще одно значение слова «проект». Речь идет о проекте как некой акции, деле, предприятии, имеющем определенные цели. Здесь проект выступает не как результат, а как некая организационная форма построения целенаправленной деятельности. Однако, поскольку нас проект интересует прежде всего по отношению к образовательной деятельности, то мы обратимся к определениям фигурирующим в трудах Е.Н. Ястребцевой, Н.Ю. Пахомовой, И.П. Тарасовой, непосредственно занимающихся изучением проектной деятельности в образовательных учреждениях. Применительно к школе образовательный проект рассматривается Е.Н. Ястребцевой как «совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности»[1,c.18]. Более детальное выделение дидактических признаков учебного проекта мы находим в определении Н.Ю. Пахомовой «…учебный проект, с точки зрения учащегося, это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей» [2, c.16]. Подчеркивая, что учебный проект – дидактическое средство, Н.Ю. Пахомова раскрывает и другую его строну «…учебный проект, с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации» [2,c.19]. В своем исследовании понятия учебного проекта И.П. Тарасова также приходит к подобной структуре: «Проект» – это пять «П»: проблема – проектирование (планирование) – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» – это его портфолио, тоесть папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневники, планы, отчеты и др.» [3,c.26]. В определении Н.Ю. Пахомовой: «Метод учебного проекта – это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики»[2,c.30]. На основании вышеуказанных подходов мы сформулируем рабочее определение термина «проект», которое и примем за основу в нашей работе.
Проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет прикладное значение. Проект сточки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию: целенаправленной самостоятельной деятельности учащихся по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы. Проектная деятельность предусматривает постановку проблемы, проектирование (планирование), поиск информации, получение продукта и его презентацию, а также формирование портфолио проекта[4,С.35].
Традиционный взгляд на процесс обучения основан на предположении, что главная задача учителя – передать научные знания учащимся. Следовательно, хорошо подготовленный педагог должен обязательно обладать большим объемом достаточно систематизированных знаний и умением излагать их интересно, увлекательно и понятно. Использование метода проектов как учебной технологии основано на несколько ином подходе к целям и задачам обучения, т.е. на иной парадигме обучения. Использование метода проектов предполагает, что учащимся предлагаются практические ситуации (часто в форме самих проектов, упражнений, исследований), для того, чтобы они могли развивать способности и пополнять знания. При этом под развитием способностей понимается предоставление учащимся возможности работать самостоятельно, быть активными в проектировании, исследовать, анализировать, размышлять, принимать решения и осуществлять их. Предполагается также, что для решения практических проектных задач учащиеся должны использовать уже полученные знания и умения и, в то же время осваивать в процессе проектирования новое. Таким образом, для метода проектов традиционный путь, реализация которого предусматривает сначала приобретение научных знаний, а потом их использование, не является единственными определяющим. В этой педагогической технологии упор делается на активное обучение детей в процессе проектирования. Роль учителя при этом – создать такие условия, при которых это будет возможно. Педагог в данном случае не ставит целью вложить в головы учащихся заранее отобранные и обработанные научные факты (хотя такой вид работы не исключается полностью). Он пытается развить у школьника вкус к исследовательской деятельности, обучить его обоснованному риску и принятию решения. Метод проектов используется при этом как средство формирования творческого, уверенного, инициативного человека, умеющего работать индивидуально и в команде и способного учиться всю жизнь[5,с.83].
Проектный метод в школьном образовании в настоящий момент рассматривается как некая альтернатива классно-урочной системе. Однако в научной литературе существует и мнение, что его следует использовать как дополнение к другим видам обучения. Так в современной школе можно выделить четыре основных направления, при котором эффективно применение метода проектов: 1) проект как метод обучения на уроке; 2) проектные технологии дистанционного обучения; 3) для формирования исследовательских навыков школьников во внеурочной работе; 4) как метод организации исследовательской деятельности учителей[5,с.85]. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [1,с.11]. В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, четко представленный американским педагогом и философом Джорджем Дьюи (1859 - 1952), утверждающим следующее: «Детство ребенка – не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь». Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни[5,с.66]. Всякая деятельность с детьми, в том числе и обучение, должна строиться с учетом их интересов, потребностей, основываясь на личном опыте ребенка. Основной задачей обучения по методу проектов является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ученики делают, они должны делать сами: планировать, выполнять, анализировать, оценивать, понимать зачем они это сделали. Программа в методе проектов строится как серия взаимосвязанных моментов, вытекающих из тех или иных задач. Ученики должны научиться планировать свою деятельность совместно с другими ребятами. Найти, добыть знания, необходимые для выполнения того или иного проекта, таким образом, раз¬решая свои жизненные задачи. Строя отношения друг с другом, познавая жизнь, они получают необходимые для этой жизни знания, причем самостоятельно, или совместно с другими в группе, концентрируясь на живом и жизненном материале, учась разбираться путем проб в реалиях жизни. Преимущества этой технологии – это энтузиазм в работе, заинтересованность детей, связь с реальной жизнью, выявление лидирующих позиций ребят, научная пытливость, умение работать в группе, самоконтроль, лучшая закрепленность знаний, дисциплинированность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей[5,с.66-67]. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение ролей-заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», предметными – если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный практический результат, готовый к применению. Предмет исследования может быть по содержанию: монопредметным – выполняется на материале конкретного предмета; межпредметным – интегрируется смежная тематика нескольких предметов, например, информатика, экономика; надпредметным – выполняется этот проект в ходе факультативов, изучения интегрированных курсов, работы в творческих мастерских. Проект может быть итоговым, когда по результатам его выполнения оценивается освоение учащимися определенного учебного материала, и текущим, когда на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного материала лишь часть содержания образования[4,с.28].
К типологическим признакам можно отнести доминирующий в проекте метод – исследовательский, творческий, приключенческий и т.д. Доминирующий в проекте содержательный аспект – литературное творчество, экологические, языковые, культурологические, географические, исторические, музыкальные. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые).По продолжительности проведения (краткосрочные, долгосрочные, эпизодические).
В соответствии с первым признаком можно выделить следующие типы проектов.
Исследовательские проекты. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов[4,с.44]
Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции) [4,с.46].
Приключенческие, игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая.
Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом [4,с.45].
Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газе¬та, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал).Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику[4,с.41].
По второму признаку – доминирующему содержательному аспекту проекты можно выделить следующие проекты.
Литературно-творческий проект. Это наиболее распространенные типы совместных проектов. Дети разных возрастных групп, разных стран мира, разных социальных слоев, разного культурного развития, разной религиозной ориентации объединяются в желании творить, вместе на-писать какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в га¬зету, альманах, стихи.
Естественно - научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу.
Экологические проекты также требуют привлечения исследовательских, научных методов, интегрированного знания из разных областей.
Языковые (лингвистические) проекты популярны, по¬скольку они касаются проблемы изучения иностранных языков, что особенно актуально в международных проектах и потому вызывает живейший интерес участников проектов.
Культурологические проекты связаны с историей и традициями разных стран. Без культурологических знаний очень трудно бывает работать в совместных международных проектах, так как необходимо хорошо разбираться в особенностях национальных и культурных традиций партнеров, их фольклоре.
Спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта.
Исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий политических, социальных, анализировать какие-то исторические события, факты.
Музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музы-кой. Это могут быть аналитические проекты, творческие, когда ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение.
Что касается таких признаков, как характер контактов, продолжительность проекта и количество участников проекта, то они не имеют самостоятельной ценности и полностью зависят от типов проектов, выбранных по на¬званным выше признакам.
Анализируя разнообразные точки зрения по вопросу о развитии образовательной среды, мы пришли к мнению о том, что оно обеспечивается соответствием характера инновационных процессов в образовании особенностям социальной среды, социального заказа. Опираясь на ряд основополагающих документов (раскрывающих содержание и перспективы развития системы образования в Казахстане и России), а именно на «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования» (Россия), «Государственную программу развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы», «Государственный общеобязательный стандарт среднего образования в РК» мы выделили несколько приоритетных задач, стоящих перед современной школой. В числе которых – формирование личности, готовой и способной к самостоятельной деятельности; выявление и развитие разносторонних способностей детей и подростков; стимулирование научно-поисковой деятельности учащихся; формирование личности способной к сотрудничеству с педагогами и сверстниками.
Реализация поставленных перед школой задач, несомненно, провоцирует необходимость развития образовательной среды школы в соответствующем направлении. Попытаемся ответить на вопрос: «Каковы возможности проектной деятельности в развитии образовательной среды в соответствии с указанными параметрами?»
1. Развитие образовательной среды на постсоветском пространстве, в соответствии с социальным заказом, требует создания условий для формирования личности, готовой и способной к самостоятельной деятельности. «Решение проблемы формирования и развития самостоятельности учащихся в условиях новых рыночных отношений в государстве при использовании инновационных технологий обучения следует считать особенно актуальным»[6,с.93]. Ученик в процессе проектной деятельности, несомненно, находится в условиях стимулирующих развитие его самостоятельности.
А. Реализация проекта невозможна без выполнения принципа абсолютной добровольности участия [4,с.19], то есть ученик самостоятельно принимает решение о собственном участии в проектной деятельности, сам определяет то направление, по которому он хотел бы работать.
Б. Участник проекта самостоятельно определяет цели деятельности и выбор путей решения стоящих перед ним задач [4,с.22], а также самостоятельно осуществляет шаги по достижении поставленной цели. Учитель выполняет роль помощника: помогает определить цель деятельности, рекомендует источники получения информации, раскрывает возможные формы работы.
В. Ученик в процессе реализации проектной деятельности на практике использует ранее полученные знания, умения и навыки, а также приобретает новые, что в дальнейшем сказывается на уровне его готовности к самостоятельной деятельности в условиях трудовой и повседневной действительности.
2.Развитие образовательной среды на современном этапе предусматривает выявления и развития разносторонних способностей детей и подростков, стимулирование научно-поисковой деятельности учащихся. Учебные проекты бывают разные: в зависимости от характера деятельности выделяют практико-ориентированные проекты, исследовательские, информационные, творческие проекты. Разнообразие форм проектов раскрывает широкие возможности для учащегося и педагога в области развития природных задатков и формирования способностей, как благодаря многообразию форм деятельности, так и тому, что указанные формы проектов могут быть как межпредметными, так и реализованы по направлению, связанному с конкретной учебной дисциплиной. Кроме того все без исключения типы проектов способствуют развитию научно- познавательной деятельности учащихся, поскольку работа по выполнению проекта любого типа требует формирования навыков работы, связанной с поиском и осмыслением информации – учащиеся для успешного выполнения проектов изучают и используют на практике методы эмпирического и рационального познания. «В процессе проектно-исследовательской деятельности формируются разные типы и виды мышления (продуктивное, критическое, абстрактное, логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное). Дети приобретают такие мыслительные и проектно-исследовательские умения, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской или проектной работы, а в конечном итоге – умение учиться не только в школьный период, но и в течение всей жизни»[7,с.47].
3. Современная школа призвана формировать личность, способную к сотрудничеству с педагогами и сверстниками. Проекты бывают групповые и индивидуальные, но о выполнении, какого бы проекта речь не шла, его успешная реализация не возможна в условиях отсутствия слаженного сотрудничества школьника и его сверстников, учеников старшего и младшего возраста, педагогов, родителей. При выполнении индивидуальных проектов, при высокой степени самостоятельности ученика, сохраняется необходимость конструктивного взаимодействия с координатором проекта, в качестве которого часто выступает учитель-предметник. «Педагог из ментора превращается в консультанта и помощника ребенка как начинающего исследователя. В условиях такого обучения педагог для учащегося – партнер, у кого можно учиться исследовательскому подходу к учению и жизни в целом»[8,с.66] Педагог и учащийся вступают в отношения сотрудничества, несомненно взаимовыгодные, поскольку не только учащийся приобретает значимые для него умения, необходимые для достижения поставленной цели, но и учитель получает возможность с новой точки зрения взглянуть на поставленную проблему. При выполнении групповых проектов формируется чувство коллективной ответственности, навыки сотрудничества с педагогом- координатором и остальными участниками проекта [4,с 31]. Имеет значение проектная деятельность и в формировании навыка сотрудничества между учениками и их родителями, особенно в условиях реализации проектной деятельности учениками начальных классов, когда родители могут быть привлечены не только к оценке конечного продукта, но и к реализации самого проекта.
Подводя итоги выше сказанному, делаем следующие выводы:
1. Проектная деятельность обладает широкими возможностями в развитии образовательной среды школы-гимназии, необходимой для успешного формирования личности в соответствии с современными потребностями общества.
2.Использование метода проектов способствует формированию у ученика способности к самостоятельной деятельности, самостоятельному выбору, самоопределению. Это нехарактерно для традиционного обучения, однако является задачей, стоящей перед современной школой.
3.Метод проектов способствует созданию условий, при которых система отношений «учитель-ученик» выводится на качественно новый уровень партнерских взаимоотношений, формируются навыки сотрудничества со сверстниками.
4.В рамках проектного обучения возможна организация условий проживания ребенком различных ситуаций, реализация различных видов деятельности, возможность попробовать себя в различных социальных ролях, что приводит к выявлению и развитию разносторонних способностей детей и подростков.
Итак, метод проектов позволяет создать среду, которая способствует развитию ребенка. Использование метода проектов в образовательной среде школы-гимназии ведет к формированию деятельностного и коммуникативного компонентов, развивает самостоятельность учащегося.

Список литературы
1.Ястребцев Е.Н. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. Учебно-методическое / Е.Н. Ябстребцев-М.:2006.-160с.
2..Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография/ М.Н.Певзнер, О.М.Зайченко, В.О.Букетов, С.Н. Горычева, А.В.Петров, А.Г.Ширин, под ред. М.Н.Певзнера, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого. 2002. – 316 с.
3.Улановская И.М. Подход к классификации образовательных сред/ И.М. Улановская // Ежегодник Рос.психол. об-ва. Психология как профессия (исследователь, практик). М., 2002. Т. 9. Вып. 3.- С. 156–157.
4. Краткий психологический словарь ./Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1998.- 203 с.
5. Пономарева И.Н., Несговорова Н.П. Научно-методические основания мониторинга качества подготовки педагогов к эколого-профессиональной проектной деятельности [Электрон. ресурс]: // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № www.science-education.ru/102-6095
6.Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов М.: Гардарики, 1999. – 520 с.
7.Груздева И.В. Развивающий потенциал проектно-исследовательской деятельности/ И.В. Груздева//Пермский педагогический журнал Выпуск № 3, 2012. - С. 45-48.
8.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Моника (2016-05-30) | Автор: Вилкова Ирина Владимировна E
Просмотров: 1401 | Теги: метод проектов, образовательная среда, педагогика | Рейтинг: 2.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-10, 4:09 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru