Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ.

Кабанкина Надежда Николаевна
КГУ «Трёкинская СОШ» Зелёновского р-на ЗКО

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность,
кроме тех, которые проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных её задач – заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка. Педагоги начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, владеющую инструментами саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.
В Послание Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» сказано, что наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке – это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого?
Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования. К 2020 году планируется обеспечить 100-процентный охват казахстанских детей от 3 до 6 лет дошкольным образованием. Поэтому важно дать им современные программы и методики обучения, квалифицированные кадры. В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев-Интеллектуальных школах. Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.
В данное время разрабатываются программы обновления содержания среднего образования. Многие образовательные программы начальной школы, в том числе обновленные образовательные программы, включают создание и передачу тематических единиц. Такой подход отражает объединенную природу учения и преподавания в начальных классах. Особенно вызывают интерес обучающихся, такие педагогические подходы, как проектная деятельность и исследовательское обучение.
Исследовательское обучение опирается на теорию конструктивизма. При таком подходе, учащиеся задают себе вопросы, а учитель выступает в роли координатора обучения, создавая соответствующие сценарии, нежели предлагая факты. Учащиеся используют ресурсы для исследования тем и формируют свои выводы. Это помогает оттачивать навыки более высокого порядка, необходимые для приобретения более глубоких знаний и понимания предмета. Часто исследовательское обучение связано с начальными классами, однако оно может сформировать основу для любого предмета, и превосходно подходит, в частности, для предметов, связанных с социальными вопросами, такими как познание мира (Хамстон и Мурдок, 1996).
В научной литературе описаны три основных подхода в исследовании преподавания и учения. Эти три подхода могут быть представлены следующим образом:
• структурированное исследование (учитель предоставляет подробные методы
обучения, которым учащийся должен следовать (часто, шаг за шагом); предполагается, что учащиеся будут объяснять, обсуждать и делать выводы из своих (или чужих) умозаключений);
• направленное исследование (учитель предоставляет учащимся определенную
структуру, которой они должны следовать (например, выбрать из списка вопросов); учащиеся могут выбрать собственный подход для ответа на вопросы);
• открытое исследование (учащиеся выбирают свой вопрос и метод ответа на такой вопрос).
Структурированное исследование характеризуется высокой степенью помощи учителя. Поэтому будет целесообразно выбрать данный подход для начальных классов или на уроках, когда отрабатываются новые навыки или концепции. По мере приобретения учащимися опыта, к 3 классу, можно использовать направленное исследование. Основной целью учащегося начальных классов является успешное выполнение открытого исследования, с требованием к развитию навыков мышления более высокого уровня (Кристиньяк и Хайккинен, 2007). В рамках общих образовательных программ для начальных классов исследовательское обучение является мощным педагогическим инструментом, который объясняет принципы активного обучения.
Разработка образовательной программы для начальных классов позволяет учащимся изучить интересную для них тему и принять участие в групповой работе. Это те особенности, которые помогают создать истинную мотивацию для учащихся. Одним из аспектов «активатора» обучения является мотивация учащихся, которая способствует реализации их потенциала. Учащиеся, как правило, хотят хорошо учиться в школе, но некоторые теряют мотивацию и интерес. В идеале учащиеся должны быть внутренне мотивированы, так чтобы у них было желание, а не необходимость учиться. Часто это может быть достигнуто путем обучения, активного, сложного и значимого, насколько это возможно. Учащиеся начальных классов лучше мотивированы при условии практического применения осваиваемых ими новых знаний и навыков, а также во взаимосвязи их учебной деятельности с их ежедневным практическим опытом.
Начальная школа, как магнит, должна притягивать учеников своей интересной, содержательной жизнью. В начальной школе важно формировать у детей не только комплекс знаний, умений и навыков, но и опыт эмоционально творческой деятельности, экологическую культуру, ответственное отношение к окружающей среде. Поэтому в своей работе я ищу методы и приёмы, способствующие повышению мотиваций и развитию познавательных интересов учащихся. Как педагог я ставлю перед собой следующую задачу: как научить учиться младшего школьника в современных условиях?
В своей работе я использую метод проектов. В целях развития экологической грамотности и природоохранности, я проводила проектную работу «Как помочь рыбам зимой!».

Проектная работа «Как помочь рыбам зимой!»
Если не обеспечить рыбам дыхание зимой,
можно потерять весь пруд.
Георгий Афанасьев
I этап (подготовительный).
Погружение в проект – выбор проблемы(темы).
Западно-Казахстанская область - одна из самых богатых в республике по численности водоемов. Здесь насчитывается около трехсот различных рек, озер, стариц и почти везде имеется рыба. Мы живём в с. Трёкино. У нас есть озеро «Старица», на берег которого мы часто ходим на экскурсию с 1 класса. Мы изучаем и любуемся красотой родного края. Но на уроках познания мира мы узнали, что рыбы могут оказаться в опасности. Рыбоохранщики каждый год бьют тревогу. В водоемах Западного Казахстана задыхается рыба. Зимой создаётся замороопасная ситуация, которая приводит к гибели рыбы. Мы решили изучить эту проблему и попытаться найти выход из этой ситуации.
II этап (организационный).
Планирование действий – разработка проекта.
Создание банка идей и предложений.
Был составлен план работы:
1. Сбор информации о причинах замора рыбы (интернет, жители села).
2. Встреча со студентом ЗКГУ Кабанкиным С. и студентом колледжа нефти и газа Кучкиным А.
3. Этапы деятельности по оказанию помощи речным жителям.
4. Практическая работа «Воздух – рыбам!»
5. Исследование состояния водоёма и берега весной.
6. Анализ работы. Результат. Выводы.
III этап (поисковый).
Поиск, обработка и осмысление информации.
Осуществление деятельности.
1) Поиск информации на веб-сайтах.
Что такое зимний замор рыбы? Рыба умирает от малого количества воды подо льдом и, соответственно, недостатка кислорода. Поступлению кислорода мешает толстый слой льда, покрывающий водоем. Кислородное голодание у рыб наступает как раз к февралю и продолжается до весенней оттепели. В этот период под толщей льда концентрация кислорода резко снижается. От удушья рыба в наших водоёмах гибнет каждый год. Чтобы избежать этого, нужны самые обыкновенные лунки и проруби. Через лунки проникает свежий воздух, что является спасением для рыб. Рыбаки знают, что такая акция полезна и людям. Бурение лунок заменяет утреннюю зарядку. В нынешнюю зиму ситуация приближается к критической, поскольку низкий уровень воды и толстый лёд. По словам специалистов, если срочно не принять меры, потери рыбных ресурсов будут исчисляться тоннами. Причина банальная - толстый слой льда и многосантиметровая шапка снега перекрывают доступ солнечного света и кислорода в воду. На дне прекращается процесс фотосинтеза, водоросли начинают гнить, выделяя опасные газы: метан, сероводород, углекислый газ. Рыба просто задыхается. В особой опасности водоёмы с большим количеством растительности. Так как растительность поглощает большое количество кислорода под водой.
Чтобы спасти положение, рыбакам надо ехать на рыбалку, рубить лунки. Каждая лунка может снабдить кислородом несколько кубометров воды. В них вставляют снопы из соломы или камыша, чтобы проходил воздух.
2) Опрос жителей села.
Мы провели опрос у жителей села о заморах прошлых лет.
Старожилы рассказали нам, что в 2012 году случился большой замор рыб в озере. Весной на берегу озера оказалось много погибшей рыбы. Она погибла от нехватки воздуха зимой подо льдом.
3) Встреча со студентами.
Кабанкин Сергей - биолог:
Главную опасность представляет замор зимой, когда ледяной покров препятствует поступлению кислорода в водоем из атмосферы. В этот период и растения не обогащают воду кислородом. Количество кислорода в воде может настолько уменьшиться, что рыба начинает задыхаться. Нередко погибает полностью все рыбное население водоема или же гибнут многие ценные виды рыб, и выживает лишь карась.
– Замору подвержены в той или иной степени, все некрупные водоемы без течения. Кислородное голодание обычно наступает в конце февраля – начале марта. В это время практически весь растворенный в воде кислород уже поглощен животными и растительными организмами, а поступление свежего кислорода ограничивается толстыми пластами льда покрывающего весь водоем. И чем суровее зима, тем печальнее последствия замора, тем больше в водоемах гибнет рыбы.
Кучкин Артём - эколог: Самое опасное в заморе заключается в том, что погибшая рыба начнет разлагаться, распространять инфекцию и, в конечном итоге, может погубить всю окружающую флору и фауну. Более того, эпидемия распространится на людей.

Кабанкин С. и Кучкин А. рассказали также о способах оказания помощи водным жителям:
В этом вопросе два принципиальных подхода.
Один состоит в использовании оборудования. Например, рекомендуют использовать Прудовый компрессор (аэратор), который насыщает воду кислородом. Кроме того использовать Зимний обогреватель для пруда (теплая лунка).
Второй подход можно назвать био-технологический. Он основан на использовании природных приемов. Например, заросли водных растений на мелководье в пруду, водоеме – создают путь для насыщения воды кислородом. Камыш, рогоз вполне может транспортировать по трубочкам воздух под лед.
Этот прием природы люди могут технологизировать, и сделать сноп из камыша, вморозить его посреди пруда. Могут подойти и снопы соломы.

Камыш, рогоз – природные помощники!
Стебель камыша полый, пропускает воздух!

IV этап (систематизация).
Результат.
Учащиеся уточняют и анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта.
Раньше рыбу в озерах спасали, что называется, всем миром. И взрослое население, и школьники также активно привлекались для предотвращения заморов.
Каким же способом мы сами своими силами сможем помочь рыбам, какие приспособления для этого необходимы?
Был сделан вывод, что с наступлением зимы, когда водоемы покроются льдом, на озерах и прудах желательно просверлить лунки, чтобы воздух соприкасался с водой и, тем самым, обогащал ее кислородом. Чем больше таких лунок – тем лучше аэрация воды.
Этапы деятельности по оказанию помощи речным жителям.
1) Необходимо сделать прорубь.
Было выявлено, что для этого используют специальные приспособления: ледобуры, бензопилы или старинное приспособление, которое называется «пешня».
2) Очистить лунку от кусочков льда.
3) Вставить в лунки пучки камыша или рогозы так, чтобы нижний конец оказался ниже уровня льда, а верхний – выше. Таким образом, может установиться определенный газообмен между воздухом и водой, так как стебли этих растений богаты многочисленными воздушными полостями.
Практическая работа «Воздух-рыбам!»
1) Сбор камыша
(Учащимися 4 класса было собрано 57 штук камыша.)
2) Делаем отверстие во льду!
(Студенты Кабанкин С.и Кучкин А. сделали 9 прорубей.)
3) Очищаем прорубь от кусочков льда!
4) Вставляем пучки камыша в прорубь!
V Заключительный этап.
Подведение итогов.
В результате проектной деятельности было проделано 9 прорубей и помещено в них 57штук камыша.
Все ребята принимал активное участие. Сложную работу – по проделыванию отверстий во льду, выполняли наши наставники Сергей и Артём. Мы вместе с нашей учительницей Надеждой Николаевной делали посильную нам работу - собирали камыш, очищали проруби от кусочков льда и вставляли туда пучки камыша. В процессе работы над этим проектом мы много узнали нового и научились спасать рыбу. Результат нашей деятельности мы увидели весной, когда сошёл снег и растаял лёд. Мы провели исследование водоёма и берега на наличие погибшей рыбы.
Вывод: Берег чист! Рыбы живы! Мы приумножаем природные богатства нашей страны! Мы спасаем красоту родного края!
Обращение участников проекта!
Внимание! Люди села, страны, всей Земли! Зима – трудное время года для речных обитателей! Помогите рыбам пережить зиму! Пусть каждый из вас сделает хотя-бы один такой прорубь. А вместе их будет много! И помните: «Спасая природу, человек спасает себя!»
Учащиеся 4 класса Трёкинской СОШ
Основываясь на собственном опыте, хочу сказать, что проектная работа благоприятствует развитию познавательных способностей детей, умению самостоятельно находить материал по теме, обрабатывать его, повышает интерес к учебной деятельности.

Литература:
1. веб-сайт www.strategy2050.kz;
2. Руководство для учителя (Второе издание) АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2015 г. – с. 7-45.
3. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение,1990
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Николаевна4144 (2016-11-17) | Автор: Кабанкина Надежда Николаевна E
Просмотров: 35 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2016-12-06, 8:51 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [472]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1137]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1484]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1155]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru