Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Конспект урока познания мира 3 класс
Конспект урока познания мира
3 класс

Тема: Как животные приспособились к среде обитания
Цель: формирование знаний о способах адаптации животных к среде их обитания
Задачи:
1. сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания;
2. развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление;
3.воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, открытки, картинки животных и растений.
Тип: получения новых знаний
Методы учения: частично-поисковый, информационно - сообщающий; объяснительный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий;
Прогнозируемый результат:
Знают: как животные приспосабливаются к жизни в окружающей среде;
Умеют: устанавливать связь в природе;
Понимают: о внимательном и бережном отношении к природе.

Ход урока
I. Вызов
1). Организация групп – приём «Пазлы»
Участники выбирают по одному звену пазла – рассаживаются согласно собранному рисунку по группам: рыба, птица, суслик
2). Просмотр видеофильма «Чудеса адаптации»
3). Обсуждение
- О чём идёт речь в фильме? (Как животные приспособились к среде обитания)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Давайте сформулируем тему нашего урока
«Как животные приспособились к среде обитания»
- Какие действия необходимы, чтобы изучить тему? (Описать способы адаптации животных к среде их обитания)
- Каким образом мы можем достичь цели нашего урока? (Предложения детей)
- А теперь ознакомимся с дескриптором для того, чтобы в конце урока понять достигли ли мы цели урока

• Называть виды приспособления
• Объяснить значение данного приспособления
• Приводить примеры животных по видам приспособления

II. Осмысление
1). Вводная беседа
- Мы с вами уже познакомились с понятием «Среда обитания». Все живые организмы, живущие на земле, занимают свои среды обитания. Глубоко в земле спрятаны норки мышей, сусликов и зайцев (слайд ), так как они обитатели _______ (суши). На деревьях гнездятся птицы, ведь их среда обитания ___________ (наземно – воздушная). В водоёмах нашли своё пристанище разные рыбы, раки, так их среда обитания _______ водная.

- Ваше задание: соотнесите картинки с животными по их среде обитания
(На А-3 формате рисунок природы. Карточки с животными необходимо прикрепить на место согласно среде их обитания)
Демонстрация

- Итак, мы знаем среды обитания. Оценим себя фигурками:
Если не очень хорошо усвоили материал – вы ползаете, как червячки;
Если вы хорошо усвоили материал, но есть над чем поработать – вы плаваете, как рыбки
Если материал усвоен отлично, - вы свободно летаете, словно птицы

2). Проблемная ситуация
Звучит музыка из сериала «Секретные материалы». На фоне музыки голос:
- С планеты Х на Землю отправляются 4 корабля с учёными инопланетянами.
Через 1 000 000 лет их планета исчезнет из Вселенной. Необходимо уже сейчас изменить ДНК (генетику, организм), чтобы переселиться на Землю в виде животных.

Ваша задача: В ходе экспедиции собрать информацию о способах адаптации животных и нарисовать универсальное тело для этой среды обитания

3). Работа в группах
1 – ая группа водная
2 – ая группа – почвенная
3 – ья группа – наземно – воздушная
- Обратите внимание на дескрипторы. Необходимо предоставить:
 Описания изменения тела
 Объяснение значение адаптации для организма
 Выполненый рисунок – универсальное тело
Участники работают с информацией учебника (возможен вариант работы с дополнительной литературой)

Наземно-воздушная среда обитания
Жизнь в каж¬дой среде имеет свои осо¬бен¬но¬сти. В на¬зем¬но-воз¬душ¬ной среде до¬ста-точ¬но кис¬ло¬ро¬да и сол¬неч¬но¬го света. Но часто не хва¬та¬ет влаги. В связи с этим рас¬те¬ния и жи¬вот¬ные за¬суш¬ли¬вых мест оби¬та¬ния имеют спе¬ци¬аль¬ные при¬спо¬соб¬ле¬ния для до¬бы¬ва-ния, за¬па¬са¬ния и эко¬но¬мич¬но¬го рас¬хо¬до¬ва¬ния воды. В на¬зем¬но-воз¬душ¬ной среде бы¬ва¬ют зна¬чи¬тель¬ные из¬ме¬не¬ния тем¬пе¬ра¬ту¬ры, осо¬бен¬но в рай¬о¬нах с хо¬лод¬ной зимой. В этих рай-о¬нах в те¬че¬ние года за¬мет¬но ме¬ня¬ет¬ся вся жизнь ор¬га¬низ¬ма. Осен¬ний ли¬сто¬пад, отлет пе-ре¬лет птиц в теп¬лые края, смена шер¬сти у зве¬рей на более гу¬стую и теп¬лую - все это при-спо¬соб¬ле¬ние живых су¬ществ к се¬зон¬ным из¬ме¬не¬ни¬ям в при¬ро¬де. Для жи¬вот¬ных, оби¬та¬ю-щих в любой среде, важ¬ная про¬бле¬ма – это пе¬ре¬дви¬же¬ние. В на¬зем¬но-воз¬душ¬ной среде можно пе¬ре¬дви¬гать¬ся по Земле и по воз¬ду¬ху. И жи¬вот¬ные этим поль¬зу¬ют¬ся. Ноги одних
при¬спо¬соб¬ле¬ны к бегу: стра¬ус, ге¬пард, зебра. Дру¬гих – к прыж¬кам: кен¬гу¬ру, туш¬кан¬чик.
Из каж¬дых 100 оби¬та¬ю¬щих в этой среде жи¬вот¬ных 75 умеют ле¬тать. Это боль¬шин¬ство на-се¬ко¬мых, птиц и неко¬то¬рые звери, на¬при¬мер, ле¬ту¬чая мышь. Чем¬пи¬он по ско¬ро¬сти по¬ле¬та среди птиц – стриж. 120 км/ч – обыч¬ная для него ско¬рость. Птич¬ки ко¬либ¬ри взма¬хи¬ва¬ют кры¬лья¬ми до 70 раз в се¬кун¬ду. Ско¬рость по¬ле¬та у раз¬ных на¬се¬ко¬мых та¬ко¬ва: у зла¬то¬глаз¬ки – 2 км/ч, у ком¬нат¬ной мухи – 7 км/ч, у май¬ско¬го жука – 11 км/ч, у шмеля – 18 км/ч, а у ба-боч¬ки-браж¬ни¬ка – 54 км/ч. Наши ле¬ту¬чие мыши неве¬ли¬ки ро¬стом. Но их род¬ствен¬ни¬ки кры¬ла¬ны до¬сти¬га¬ют в раз¬ма¬хе кры¬льев 170 см. Круп¬ные кен¬гу¬ру со¬вер¬ша¬ют прыж¬ки до 9 мет¬ров.
Птиц от всех дру¬гих су¬ществ от¬ли¬ча¬ет спо¬соб¬ность ле¬тать. К по¬ле¬ту при¬спо¬соб¬ле¬но все тело птицы. Пе¬ред¬ние ко¬нечно¬сти птиц пре¬вра¬ще¬ны в кры¬лья. Так что птицы стали двуно¬ги¬ми. Опе¬рен¬ное крыло на¬мно¬го более при¬спо¬соб¬ле¬но к по¬ле¬ту, чем ле¬та¬тель¬ная пе¬ре¬пон¬ка ле¬ту¬чих мышей. По¬врежден¬ное опе¬ре¬ние крыла быст¬ро вос¬ста¬нав¬ли¬ва¬ет¬ся. Удлине¬ние крыла до¬сти¬га¬ет¬ся за счет удли¬не¬ния пе¬рьев, а не ко¬стей. Длин¬ные тон¬кие кости ле¬та¬ю¬щих по¬зво¬ноч¬ных могут легко ло¬мать¬ся.
Как при¬спо¬соб¬ле¬ние для по¬ле¬та на гру¬дине птиц раз¬вил¬ся кост¬ный киль. Это опора для кост¬ных ле¬та¬тель¬ных мышц. Неко¬то¬рые со¬вре¬мен¬ные птицы ли¬ше¬ны киля, но од¬но-вре¬мен¬но они утра¬ти¬ли спо¬соб¬ность ле¬тать. Все лиш¬ние тя¬же¬сти в стро¬е¬нии птиц, ме¬ша¬ю-щие по¬ле¬ту, при¬ро¬да по¬ста¬ра¬лась устра¬нить. Мак¬си¬маль¬ный вес всех круп¬ных ле¬та¬ю¬щих птиц до¬сти¬га¬ет 15-16 кг. А у неле¬та¬ю¬щих, на¬при¬мер стра¬у¬сов, он может пре¬вы¬шать 150 кг. Кости птиц в про¬цес¬се эво¬лю¬ции ста¬но¬ви¬лись по¬лы¬ми и лег¬ки¬ми. При этом они со¬хра-ни¬ли проч¬ность.
Пер¬вые птицы имели зубы, но затем тя¬же¬лая зуб¬ная си¬сте¬ма пол¬но¬стью ис¬чез¬ла. У птиц по¬явил¬ся ро¬го¬вой клюв. Во¬об¬ще полет – несрав¬нен¬но более ско¬рост¬ной спо¬соб пе¬ре¬дви-же¬ния, чем бег или пла¬ва¬ние в воде. Но за¬тра¬ты энер¬гии при¬мер¬но вдвое выше, чем при беге и в 50 раз выше чем при пла¬ва¬нии. По¬это¬му птицы долж¬ны по¬гло¬щать до¬воль¬но много пищи.
Полет, может быть:
- Ма¬шу¬щий
- Па¬ря¬щий
Па¬ря¬щий полет в со¬вер¬шен¬стве осво¬и¬ли хищ¬ные птицы. Они ис¬поль¬зу¬ют теп¬лые по¬то¬ки воз¬ду¬ха, под¬ни¬ма¬ю¬щи¬е¬ся от на¬гре¬той земли

Почвенная среда обитания
Поч¬вен¬ная среда - дом для мно¬же¬ства бак¬те¬рий и про¬стей¬ших. Здесь же рас¬по¬ла¬га¬ют-ся гриб¬ни¬цы гри¬бов, корни рас¬те¬ний. За¬се¬ли¬ли почву и самые раз¬ные жи¬вот¬ные: черви, на¬се¬ко¬мые, при¬спо¬соб¬лен¬ные к рытью звери, на¬при¬мер, кроты. Оби¬та¬те¬ли почвы на¬хо¬дят в ней необ¬хо¬ди¬мые для них усло¬вия: воз¬дух, воду, пищу, ми¬не¬раль¬ные соли. В почве мень¬ше кис¬ло¬ро¬да и боль¬ше уг¬ле¬кис¬ло¬го газа, чем на све¬жем воз¬ду¬хе. А воды здесь бы-ва¬ет слиш¬ком много. Тем¬пе¬ра¬ту¬ра в поч¬вен¬ной среде более ров¬ная, чем на по¬верх¬но¬сти. Свет в почву не про¬ни¬ка¬ет. По¬это¬му на¬се¬ля¬ю¬щие её жи¬вот¬ные обыч¬но имеют очень ма-лень¬кие глаза или вовсе ли¬ше¬ны ор¬га¬нов зре¬ния. Вы¬ру¬ча¬ет их обо¬ня¬ние и ося¬за¬ние.
В почве се¬лят¬ся раз¬лич¬ные жи¬вот¬ные. Они по¬вы¬ша¬ют ее пло¬до¬ро¬дие. Таким об¬ра¬зом, почва не может по¬явить¬ся без живых су¬ществ. В то же время и рас¬те¬ни¬ям и жи¬вот¬ным необ¬хо¬ди¬ма почва. По¬это¬му в при¬ро¬де все вза¬и¬мо¬свя¬за¬но.
1 см почвы об¬ра¬зу¬ет¬ся в при¬ро¬де за 250-300 лет, 20 см – за 5-6 тыс лет. Вот по¬че¬му нель¬зя до¬пус¬кать раз¬ру¬ше¬ние и уни¬что¬же¬ние почвы. Там, где люди уни¬что¬жи¬ли рас¬те¬ния, почву раз¬мы¬ва¬ет вода, вы¬ду¬ва¬ет силь¬ный ветер.
Крот от рож¬де¬ния до смер¬ти живет под зем¬лей, света бело¬го не видит. Как зем¬ле¬коп, он не знает себе рав¬ных. Всё у него для рытья при¬спо¬соб¬ле¬но наи¬луч¬шим об¬ра¬зом. Мех
ко¬рот¬кий и глад¬кий, чтобы не цеп¬лять¬ся за землю. Глаз¬ки у крота кро¬хот¬ные, с ма¬ко¬вое зер¬ныш¬ко. Веки их плот¬но за¬кры¬ва¬ют, когда это необ¬хо¬ди¬мо, а у неко¬то¬рых кро¬тов глаза и вовсе за¬рос¬ли кожей. Пе¬ред¬ние лапы у крота – на¬сто¬я¬щие ло¬па¬ты. Кости на них плос¬кие, а кисть вы¬вер¬ну¬та так, чтобы удоб¬ней было рыть землю перед собой и от¬гре¬бать её назад. За день он про¬ры¬ва¬ет 20 новых ходов. Под¬зем¬ные ла¬би¬рин¬ты кро¬тов могут про¬сти¬рать¬ся на огром¬ные рас¬сто¬я¬ния. Ходы у крота двух видов:
- Гнез¬до¬вые, в ко¬то¬рых он от¬ды¬ха¬ет.
- Кор¬мо¬вые, они рас¬по¬ла¬га¬ют¬ся неда¬ле¬ко от по¬верх¬но¬сти.
Чут¬кое обо¬ня¬ние под¬ска¬зы¬ва¬ет кроту, в каком на¬прав¬ле¬нии ко¬пать.
Стро¬е¬ние тела крота, цо¬ко¬ра и сле¬пы¬ша го¬во¬рит о том, что все они оби¬та¬те¬ли поч¬вен¬ной среды. Пе¬ред¬ние ноги у крота и цо¬ко¬ра – глав¬ный ин¬стру¬мент для рытья. Они плос¬кие, как ло¬па¬ты, с очень боль¬ши¬ми ког¬тя¬ми. А у сле¬пы¬ша ноги обыч¬ные. Он вгры¬за¬ет¬ся в почву мощ¬ны¬ми пе¬ред¬ни¬ми зу¬ба¬ми. Тело у всех этих зверь¬ков оваль¬ное, ком¬пакт¬ное, для более удоб¬но¬го пе¬ре¬ме¬ще¬ния по под¬зем¬ным ходам.

Водная среда обитания
В вод¬ной среде воды все¬гда до¬ста¬точ¬но. Тем¬пе¬ра¬ту¬ра здесь ме¬ня¬ет¬ся мень¬ше, чем тем¬пе¬ра¬ту¬ра воз¬ду¬ха, а вот кис¬ло¬ро¬да за¬ча¬стую не хва¬та¬ет. Увидеть всех животных водной среды обитания невозможно. Но они есть на поверхности, в воде и на дне. Все обитатели водной среды имеют обтекаемую форму тела, которая помогает им беспрепятственно передвигаться в воде. Вот над прибрежными растениями пролетела стрекоза. А ее личинка укрылась на дне и ловит головастиков. Ее совсем незаметно из-за окраски, которая не отличается от песка. Много водоплавающих птиц можно встретить по берегам водоемов. Их лапки с перепонками между пальцев позволяют плавать и нырять. Они дышат при помощи жабр или поднимаются на поверхность за глотком воздуха, имеют плавники или перепонки на конечностях, у них обтекаемая форма тела.
Рыбы и ра¬ко¬об¬раз¬ные дышат жаб¬ра¬ми. Это спе¬ци¬аль¬ные ор¬га¬ны, ко¬то¬рые из¬вле¬ка-ют из воды рас¬тво¬рен¬ный в ней кис¬ло¬род, необ¬хо¬ди¬мый для ды¬ха¬ния.
Ля¬гуш¬ка, на¬хо¬дясь под водой, дышит кожей. Осво¬ив¬шие воду мле¬ко¬пи¬та¬ю¬щие дышат лег-ки¬ми, им необ¬хо¬ди¬мо пе¬ри¬о¬ди¬че¬ски под¬ни¬мать¬ся к по¬верх¬но¬сти воды для вдоха.
По¬доб¬ным об¬ра¬зом ведут себя и вод¬ные жуки, толь¬ко у них, как и у дру¬гих на¬се¬ко¬мых, не лег¬кие, а осо¬бые ды¬ха¬тель¬ные тру¬боч¬ки – тра¬хеи.
Одни ор¬га¬низ¬мы (фо¬рель) могут жить толь¬ко в бо¬га¬той кис¬лоро¬дом воде. Сазан, ка¬рась, линь вы¬дер¬жи¬ва¬ют недо¬ста¬ток кисло¬ро¬да. Зимой, когда мно¬гие во¬до¬е¬мы ско¬ва¬ны льдом, может на¬сту¬пить замор рыб, т. е. мас¬со¬вая ги¬бель их от уду¬шья. Чтобы кис¬ло¬род по¬сту-пал в воду, во льду про¬ру¬ба¬ют лунки. В вод¬ной среде мень¬ше света, чем в на¬зем¬но-воз-душ¬ной. В оке¬а¬нах и морях на глу¬бине 200 мет¬ров – цар¬ство су¬ме¬рек, а еще ниже – веч-ная тьма. Со¬от¬вет¬ствен¬но, вод¬ные рас¬те¬ния встре¬ча¬ют¬ся лишь там, где до¬ста¬точ¬но света. Глуб¬же могут жить толь¬ко жи¬вот¬ные. Глу¬бо¬ко¬вод¬ные жи¬вот¬ные пи¬та¬ют¬ся па¬да¬ю¬щи¬ми из верх¬них слоев мерт¬вы¬ми остан¬ка¬ми раз¬лич¬ных мор¬ских оби¬та¬те¬лей.
Осо¬бен¬ность мно¬гих мор¬ских жи¬вот¬ных – это при¬спо¬соб¬ле¬ние для пла¬ва¬ния. У рыб, дель¬фи¬нов и китов – это плав¬ни¬ки. У тю¬ле¬ней и мор¬жей – ласты. У боб¬ров, выдр, во¬до-пла¬ва¬ю¬щих птиц есть пе¬ре¬пон¬ки между паль¬ца¬ми. У жука пла¬вун¬ца есть пла¬ва¬тель¬ные ножки, по¬хо¬жие на весла.

Презентация результатов работ (Приём «Карусель»)
По одному представителю от команды проводят презентацию другим группам)

Проверка степени освоения материала
(Определение % достижения цели. Если 80 % - достиг. Если меньше – провести консультацию)

III. Подведение итогов
Проблемный вопрос:
Что лучше: спрятаться или напугать врагов?
Игра «Найди меня». Найти как можно больше спрятавшихся животных.

1. Рефлексия. Итоговое оценивание согласно цели и дескриптору
– Достигли ли мы целей урока?
– Какое задание вам понравилось? Почему?
-Какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Как нужно справляться с ним в будущем?
2. Д/з творческого характера: подготовить презентацию об одном из животных и среде его обитания
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: Nadya6544 (2017-07-17)
Просмотров: 548 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 5:29 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru