Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Формирование логического мышления на уроках математики
Формирование логического мышления
на уроках математики (5 класс)
(выступление на педагогическом совете).
Учитель математики Байкунов В.Ш.
Учреждение «Академический лицей г. Костанай»

Не мыслям надобно учить, а учить мыслить.
Э. Кант


В современном мире человеку приходиться правильно ориентироваться и разбираться в той или иной жизненной ситуации, принимать решение, анализировать свои поступки, делать выводы. Это зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является одной из основных задач школьного курса обучения. Большую роль в этом отводиться предмету математика. Недаром говорил Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит, она – школа мышления». Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношение предметов и явлений, законы объективного мира.
Чему можно научить ребенка при обучении математике? Размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать догадки, проверять, наблюдать, обобщать и делать выводы. Развитию логического мышления учащихся способствует решение задач. Они вызывают у детей интерес, активизируют мыслительную деятельность, формируют самостоятельность, нешаблонность мышления, переводят один в другой разные виды представления: слова, символы, образы.
Задача должна быть эстетически притягательна, как предмет искусства. В 5-6 классах их можно формулировать в виде игр, сказок. Слайд 2. Например, задание: «Расставьте между числами 1,2,3,4,5 знаки действий «+», «─», «:», «•» так, чтобы в результате получилось два» можно переделать в сказку: «Двойка вышла из дома и подошла к отряду чисел 1,2,3,4,5 гуськом стоявших у входа в Дом сказок, и, расставив знаки арифметических действий и скобки, преобразовала весь отряд цифр в такую же Двойку, как и сама. Как она это сделала?»
Варианты решений: (1+2+3+4):5=2, (1*2*3+4):5=2. [2]
Текстовые задачи занимают особое место в школьном курсе математики. Общеизвестно, что решение текстовых задач способствует развитию мышления учащихся, более глубокому усвоению идеи функциональной зависимости, повышает вычислительную культуру. В процессе решения текстовых задач у учащихся формируются умения и навыки моделирования реальных объектов и явлений. Решение задач способствует развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, умению самостоятельно осуществлять небольшие исследования. Однако опыт показывает, что это традиционно трудный материал для значительной части школьников.
Практически все авторы, посвятившие свои работы методике обучения решению задач, единодушны в том, что процесс решения математических задач состоит из четырех основных этапов: слайд 3.
1. анализ текста задачи;
2. поиск способа решения и составление плана ее решения;
3. осуществление найденного плана;
4. изучение (анализ) найденного решения.
В своей работе приходится сталкиваться с тем, что чаще всего ребята забывают о самом первом этапе решения любой задачи – анализе условия.
Своим ученикам я стараюсь внушить мысль, что работа над условием задачи – самый важный (основной) этап ее решения.
Работа над условием задачи в классе осуществляется через систему вопросов учителя.
В процессе работы над алгоритмом с учащимися отрабатывается каждый шаг, каждое действие соотносится с требованиями алгоритма. Стимулируется постоянный анализ учениками своей деятельности по решению задач и выделению в ней общих подходов и методов.
В результате ребята, во-первых, знакомятся с общей схемой процесса решения задач, во-вторых, получают систему ориентиров для правильного решения текстовых задач. У них вырабатываются умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач.

Задачи развития логического мышления и познавательной активности решаются и при изучении геометрического материала. Его изучение способствует формированию пространственных представлений детей, прививает элементарные навыки определения простейших геометрических понятий, навыки чёткой формулировки выводов на основе наблюдений. В процессе накопления геометрических представлений основную роль играют наблюдения и практическая деятельность обучающихся.
В 5 классе у нас большой объём геометрического материала. Слайд 4.Мы изучили темы: «Угол. Обозначение углов», « Виды углов. Измерение углов», «Многоугольники. Равные фигуры», «Треугольник и его виды», «Прямоугольник. Ось симметрии», «Площадь. Площадь прямоугольника», Изучая тему «Треугольник и его виды», слайд 5. ребята научились классифицировать треугольники по видам их углов и по количеству равных сторон, слайд 6 было сформировано умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы. Учащиеся применяли полученные знания, решая геометрические задачи на нахождение элементов равнобедренного треугольника. слайд 7
Большой интерес вызвала тема «Объём прямоугольного параллелепипеда». Ребята научились распознавать различные геометрические тела : прямоугольный параллелепипед и куб, находить в окружающем мире объекты, для которых они являются моделями, изображать прямоугольный параллелепипед, находить объём, площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда .
Развитию логического мышления способствует решение нестандартных задач.
В нашем учебнике есть раздел «Задачи от мудрой Совы», решая которые нужно проявить логику и смекалку.
Слайд 9.Например, такая задача: как с помощью пятилитрового бидона и трёхлитровой банка набрать на берегу реки 4 литра воды.
Решение: 1). Наполнить 5-ти литровый бидон;
2).Из бидона перелить 3 литра воды в банку;
3).вылить воду из 3-х литровой банки;
4).воду, оставшуюся в бидоне(2 литра), перелить в банку;
5).снова наполнить бидон;
6).воду из бидона долить в банку.
После этого в бидоне останется 4 литра воды.
Слайд 10. Задача : Каждый учащийся гимназии изучает по крайней мере один из двух иностранных языков. Английский язык изучают 328 учеников, французский язык - 246 учеников, а английский и французский одновременно - 109 учеников. Сколько всего учеников учится в гимназии?
Логическое мышление – это тот конёк, который мобилизует работу всех компонентов усвоения – внимания, памяти, воображения, что составляет основу интеллекта учащихся, вовлекает учащегося в познавательную деятельность, стимулируя тем самым и его логическое развитие.
Итак, для успешного обучения математике в среднем звене, для понимания и усвоения учебного материала у подростков должны быть сформированы три составляющие мышления: слайд 11
• высокий уровень элементарных мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.),
• высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющейся в продуцировании большого количества различных идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
• высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщённых схем анализа явления.
Высокий уровень интеллектуальных способностей, логического мышления у подростка необходимы для успешной учебной деятельности не только на уроках математики, но и при изучении других предметов школьного цикла. А также способствует процессу социализации подростков.
Слайд 12. "Измерив уровень логического мышления, можно построить траекторию дальнейшего совершенствования мыслительной деятельности учащихся."
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: baik (2019-04-20) | Автор: Байкунов Валерий Шаймуханович E
Просмотров: 277 | Теги: мышление, логика, математика-5 кл., Грамотность | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2020-05-26, 4:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1604]
Школьный психолог [547]
История [778]
Опыт [553]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [261]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [873]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1271]
Химия [403]
Классному руководителю [697]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [111]
Казахский язык и литература [1890]
Краеведение [108]
Начальная школа [4154]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [408]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [197]
Дошколенок [1762]
Особые дети [322]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [665]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [491]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1269]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [106]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [583]
Немецкий язык [61]
Технология [320]
Самопознание [444]
Профессиональное образование [131]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [68]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко 2 класс открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество 10 класс глагол Казахские пословицы проект Развитие Речи конспект урока 6 класс Интегрированный урок физика интеллектуальная игра язык 8 класс алгебра ашық сабақ класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература природа сценарий семья осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология дополнительное образование воспитательная работа коррекционная школа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский br конспект спорт дружба История история Казахстана 4 класс библиотека тренинг разработка физическая культура игры бастауыш сынып детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru