Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении

Развитие основных компетентностей учащихся профильных классов через курс «Методы исследовательской деятельности
Дигтярь Н.В., педагог-психолог, зам.директора по УВР КГУ "ОСШ №31 г.Темиртау"

Одна из задач, поставленная в Концепции развития образования Республики Казахстан, - «изменение содержания образования от знаниецентрического к компетентностному». А компетентностный подход предполагает формирование интеллектуальной и исследовательской культуры школьников, создание условий для самоопределения и самореализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения. Поэтому введение в рабочий учебный план 10-11 классов программы «Методы исследовательской деятельности» актуален. Участие в исследовательской работе дает возможность осознать свою значимость, принадлежность к научной деятельности, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и предполагает участие в научных экспериментах и исследованиях. Т.е. способствует развитию основных компетентностей у учащихся, таких как решение проблем, работа с информацией и коммуникация.
Данный курс ведется в КГУ «ОСШ №31» с 2005 года, я приступила к ведению курса с 2007 года, программа была утверждена экспертным советом ГУ «ОО» 5 ноября 2007г.
Программа рассчитана на 68 часов при двухгодичном обучении, т.е. по 1 часу в 10 и 11 классах независимо от направления обучения.
Цель программы: познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствовать творческому развитию начинающих исследователей.
Задачи, которые ставятся при преподавании:
• вооружить учащихся теоретическими знаниями о различных формах организации научно-исследовательской и проектной деятельности;
• сформировать основы практических умений организации исследовательской и проектной деятельности;
• познакомить учащихся со способами представления результатов работы, с рекомендациями по подготовке и проведению публичной защиты, ведению дискуссии по теме доклада.
Занятия проводятся в различных формах:
• лекции по темам, раскрывающим теоретические понятия, вопросы о методиках и методах сбора и обработки информационного материала, правила устного выступления;
• работа в группах на практических занятиях;
• индивидуальные консультации;
• творческий отчет учащихся.
На занятиях применяются элементы технологии «Биоинформатика и Синергетика» (тематический словарный запас (ТСЗ), систематический словарный запас (ССЗ), ОСУДы, критический опрос и др.), также тренинговые упражнения, игровые приемы и многое другое.
Реализация программы предполагает формирование компетентностей, т.е. учащиеся должны уметь.
В ходе развития компетентности «решение проблем» учащиеся должны уметь:
• сформулировать проблему исследования в виде познавательной задачи;
• определить цель исследования;
• разработать гипотезу решения познавательной задачи;
• разработать модель объекта исследования и методику его проведения.
В ходе развития компетентности «работа с информацией» учащиеся должны уметь:
• самостоятельно отбирать и накапливать материал;
• использовать различные источники информации и разнообразные приемы работы с ними;
• провести исследование.
В ходе развития компетентности «коммуникация» учащиеся должны уметь:
• описать и объяснить полученные результаты;
• презентовать и публично отстаивать результаты своего исследования.
Для контроля уровня достижений школьников используются такие способы, как наблюдение активности на уроках, анализ подготовленных учащимися материалов для создания творческой работы (проекта, исследования), итоговое тестирование на знание теоретического материала курса. Итоговая аттестация – защита творческой работы по выбранному предмету. По итогам работы учащиеся предоставляют портфолио, который содержит все письменные работы и практические задания, выполняемые дома и на занятиях, результаты собственного исследования.
Итоговое тестирование проводится в конце 10 класса и в конце 11 класса с целью определить уровень знания теоретического материала и для сравнения эффективности преподавания теории (т.е. какие темы сложнее усваиваются учащимися, на что следует обратить внимание в следующем году обучения). На примере одного из тестирований можно увидеть, что результаты тестирования в 10 классе немного выше, чем у тех же детей в 11 классе, это говорит о том, что на втором году обучения у учащихся повышается уровень знания теоретического материала, который они будут в дальнейшем использовать в вузах и сузах.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской (творческой) работы на школьной научно-практической конференции. По результатам школьной конференции учащиеся рекомендуются для выступления на городской конференции.
После школьной НПК на последующих занятиях проводится рефлексия проведенной работы по исследованию и выступлению, где учащиеся составляют отчет по результатам исследовательской деятельности. Т.к. это довольно-таки сложная работа составлять отчет, то учащимся предоставляется форма составления такого отчета, т.е. в ходе этого вида деятельности происходит развитие компетентности «письменная коммуникация».
В ходе посещения данного курса учащиеся составляют портфолио «О себе», которые также презентуют перед своими одноклассниками. Портфолио составляются по определенной форме.
Разделы портфолио:
• Визитная карточка.
• Раздел документов.
• Раздел работ.
• Раздел отзывов.
В ходе преподавания курса я стараюсь отследить адекватность выбранной проблемы исследования дальнейшему выбору профессии. В таблице представлены результаты анализа. Так, в 2009г. из 33 выпускников у 12 тема исследовательской работы совпадает с выбранной для обучения в вузе специальностью (36,4%). В 2010г. из 16 выпускников у 8 учащихся тема исследования совпадает с выбранной специальностью (50%). Т.е. учащиеся, которые уже ориентированы на поступление в определенный вуз на интересующую их специальность, стараются выбирать тему исследования в соответствии с выбранной профессией. Это, я считаю, большой аргумент в пользу эффективности программы. Возможно, данная тема исследования найдет свое продолжение в вузе или сузе в курсовой или дипломной работе.
Категория: Новые технологии в обучении | Добавил: natasha73 (2012-02-08) | Автор: Дигтярь Наталья г.Темиртау E
Просмотров: 815 | Теги: программа курса, компетентности учащихся, портфолио учащегося | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-15, 10:07 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru