Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Профильное обучение в условиях 12-летнего образования
Согласно концепции развития профильного обучения в Республике Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы предусматривается внедрение на уровне среднего образования профильного обучения учащихся старших классов. Профильное обучение рассматривается одним из инструментов повышения качества образования, реализации актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.
В соответствии с ГОСО 2.003-2002 профильное обучение в 10-11 классах реализуется по общественно-гуманитарному и естественно-математическому направлениям. Предполагается, что таким образом организуемое профильное обучение станет основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования.
Профильное обучение дает возможность получения общего среднего образования в организациях технического и профессионального, послесреднего образования. Основная цель образовательного процесса – завершение общеобразовательной подготовки обучающихся 1-2 курсов через освоение программ предметов инвариантной части учебного плана Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан общего среднего образования, а также освоение программ профессионального образования, направленных на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности.
В настоящее время в системе отечественного образования происходит достаточно много изменений, которые находят отражение в приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 сентября 2013 года № 369. «Основными задачами организации технического и профессионального, послесреднего образования являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) обеспечение профессиональной ориентационной работы с обучающимися;
3) обеспечение взаимосвязи между теоретическим и производственным обучением в соответствии с потребностями рынка труда;
4) внедрение новых технологий обучения, способствующих своевременной адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда;
5) интеграция образовательных программ по техническому и профессиональному, послесреднему образованию с производством»
Реализация этих задач требует перехода на качественно новую форму организации образования, которая ставит студентов в позицию первооткрывателя, искателя истины. Важнейшей задачей становится развитие практических умений, которые ориентированы на профессиональную деятельность студентов.
В системе работы по восприятию и усвоению нового материала студентами широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Лабораторно-практическая работа - это метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя или мастера производственного обучения и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе воспринимают и осмысливают новый учебный материал. Проведение таких занятий позволит им научиться творить, изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознать возможности.
Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает мастер производственного обучения. Мастер должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества учащегося.
Поэтому мастер производственного обучения должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной.
Чтобы быть квалифицированным специалистом, обучающим своей специальности других, нужно постоянно работать над собой, хорошо знать свой предмет и его перспективы, уметь ответить студентам на самые разнообразные вопросы, которые их волнуют. Поэтому все действия необходимо направлять на овладение глубоких знаний, умений и навыков, профессиональная значимость которых необходима для их успешной трудовой деятельности в недалеком будущем. Правильная организация и проведение урока производственного обучения предоставляет возможность активного включения каждого студента в производственную деятельность и создает условия для сотрудничества друг с другом и с мастером производственного обучения.
Распространенная ситуация: отличный инженер, опытный технолог, грамотный мастер оказываются перед необходимостью провести лабораторно-практическое занятие. На первый взгляд, кажется, что может быть легче: обучить студентов тому, что является твоей ежедневной работой, что знаешь, как свои пять пальцев? Однако уже первый опыт выступления в качестве преподавателя неожиданно демонстрирует, что быть прекрасным специалистом, знатоком своего дела и уметь передать свои знания другому – совсем не одно и то же.
Согласно Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан: «Образование как ведущий фактор прогресса общества и стратегический ресурс развития нашей страны призван выполнять новую миссию. В условиях изменяющегося мира усиливается ценностная значимость среднего образования как базового звена системы непрерывного образовании. Образование призвано не только передавать накопленный социальный опыт подрастающему поколению, но и обеспечить условия для созидания человеком самого себя, для усиления вклада его в развитие человеческого потенциала.
На уровне общего среднего образования обеспечивается профессиональная ориентация обучающихся на основе дифференциации и интеграции содержания образования, путем организации профильного обучения в рамках общественно-гуманитарного, естественно-математического и технологического направлений.
Обучающимся предоставлено право выбора уровня, формы и способа обучения, индивидуальных творческих программ в соответствии с интересами, способностями и проектируемыми профессиями.
Выпускник уровня общего среднего образования овладевает систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, видами познавательной и коммуникативной деятельности, необходимыми для обучения на последующем уровне образования. Овладение обучающимися предметными знаниями и компетенциями в рамках выбранного направления профильного обучения становится основой для социального и профессионального самоопределения».
Важнейшим условием профессионального воспитания молодой смены рабочего класса является диалектическое единство процесса обучения и воспитания, обеспечение тесной связи профессионального обучения с жизнью и практикой.
Существует огромное количество форм и методов обучения:
Теоретическое обучение осуществляется преподавателями специальных дисциплин по действующим программам и учебным планам. Оно отличается последовательностью и целенаправленностью. Лабораторные занятия являются формой аудиторной учебной работы студента, в процессе которой выполняется конкретное учебное задание по изучаемой дисциплине, имеющее экспериментальную, прикладную или научно-исследовательскую направленность.
Лабораторные занятия служат связующим звеном между теоретической подготовкой студента и основами практической деятельности; они интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки.
Успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях в решающей степени зависит от педагогов - преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации.
Мастер производственного обучения - это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер производственного обучения - это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь.
Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как к учителю профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для учащихся - это прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы мастер был в этом смысле настоящим образцом.
В связи с профессиональным мастерством мастера уместно привести образное высказывание А.С. Макаренко: «Вы можете быть с ним сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, можете даже не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то ... не оглядывайтесь: все они на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются ваши способности, все равно, кто вы такой - столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист».

Мастер производственного обучения
Драбинская Олеся Викторовна

Источник: http://Стратегия "Казахстан 2020", Стратегия "Казахстан 2050",
Категория: Профильное обучение | Добавил: Lisa (2014-05-04) | Автор: Олеся Викторовна E
Просмотров: 874 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-21, 4:38 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru