Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Методическая разработка урока т/о по теме "Автоматизация конвейерных линий"
Методическая разработка урока теоретического обучения
по дисциплине «Основы информатизации и автоматизации производства»
преподавателя спец. дисциплин Брановец А.Е.
Рудненский горно-технологический колледж

Сабақтың тақырыбы: Конвейерлік желісің автоматтандыру
Тема урока: Автоматизация конвейерных линий
Сабақтың типі/ Тип урока: комбинированный урок
Оқыту мен тәрбіелеудің мақсаты: / Учебно-воспитательные цели:
1. Білімдігі : / Образовательная: сформировать знания о принципе пуска автоматизированной конвейерной линии.
2. Дамытушылық :/ Развивающая: развитие способности четко формулировать ответы на вопросы, развивать мыслительную деятельность, самостоятельность в работе.
3. Тәрбіелік : / Воспитательная: воспитание стремления к глубокому усвоению материала и формирование у учащихся самостоятельность при выполнении упражнений, закреплять навыки самоконтролем.
Сабақ проблемасы: / Проблема урока: определение основных задач автоматизации и принципов автоматического пуска конвейерной линии
Білуі керек : / Знать: виды, устройство конвейерных линий, требования предъявляемые к автоматизации конвейерной линии, назначение аппаратов используемых в системах автоматизации
Игере алуы керек : / Уметь: читать функциональную, структурную и блок схемы управления конвейерой линии
Қурал-жабдықтар, кернекі құралдар: / Оборудование, наглядные пособия: раздаточный материал, презентация, электронные упражнения
Пәнаралық байланыс: / Межпредметные связи: спецтехнология, производственное обучение
Үй жұмысы: / Домашнее задание: 3 – Е.М. Соколова «Электрическое и электромеханическое оборудование» § 6.5;
4 – Е.М. Соколова «Электрическое и электромеханическое оборудование» § 6.5, читать схему автоматизации конвейерной линии рис.6.11;
5 – Е.М. Соколова «Электрическое и электромеханическое оборудование» § 6.5, читать схему автоматизации конвейерной линии рис.6.11, составить тест по данной теме (10 заданий, 5 вариантов ответа).
Опережающее задание: По структурной схеме разобрать принцип управления конвейерной линии.

Сабақ барысы: / Ход урока:
I Ознакомление учащихся с темой урока, постановка целей и задач, мотивация учебной деятельности (5 минуты).
Приветствие.
Проверка готовности.
Наличие учащихся.
Название темы урока.
Постановка целей урока
Открыли тетради. Записали тему урока.
II Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний (7 минут).
Сегодня мы должны разобраться с основными принципами автоматизации конвейерной линии. Ранее мы с вами изучали всевозможное оборудование, используемое для сборки схем и обеспечения автоматизации технологических процессов.
И в качестве повторения давайте выполним пару упражнений, которые помогут нам при изучении сегодняшней темы:
1. Фронтальный опрос. Дать определение
• Датчик – это преобразователь контролируемой физической величины в сигнал, удобный для последующего использования в системе.
• Усилитель – элемент, предназначенный для усиления входного сигнала до уровня, достаточного для срабатывания исполнительного механизма, за счёт энергии вспомогательного источника, или за счёт уменьшения других характеристик входного сигнала, характеристики которого необходимо увеличить.
• Частотный преобразователь – электронное устройство для изменения частоты электрического тока.
• Регулятор – это устройство, которое управляет величиной контролируемого параметра. Регуляторы используются в системах автоматического регулирования. Они следят за отклонением контролируемого параметра от заданного значения и формируют управляющие сигналы для минимизации этого отклонения.
• Магнитный пускатель – это низковольтное электромагнитное (электромеханическое) комбинированное устройство распределения и управления, предназначенное для пуска и разгона электродвигателя до номинальной скорости, обеспечения его непрерывной работы, отключения питания и защиты электродвигателя и подключенных цепей от рабочих перегрузок.
2. А теперь давайте повторим термины данного оборудования на казахском языке
• Датчик – көрсеткіш
• Усилитель – күшейткіш
• Преобразователь – түрлендіргіш
• Регулятор – реттеуіш
• Магнитный пускатель – магниттік іскеқосқыш
• Предохранитель – сақтандыргыш
• Реле – реле
• Электродвигатель – электрқозғалтқыш
Запишите новые термины
• Конвейер – тасымалдауыш
• Конвейерная линия – тасымалдауыш желі
Выставление оценок и их комментарий
III Ознакомление с новым материалом (23 минуты)
Но прежде, из курса спецтехнологии следует вспомнить определение конвейер и в чем его назначение.
Конвейер – это механизм непрерывного транспорта, предназначены для перемещения сыпучих, кусочных или штучных грузов.
А теперь назовите виды конвейеров которые вы встречали на производстве во время прохождения практики.
Виды конвейеров:
 ленточные;
 цепные;
 пластинчатые;
 роликовые;
 подвесные.

В настоящее время почти все конвейерные линии на шахтах автоматизированы. Развитие автоматизации конвейерных линий на протяжении длительного периода определялось необходимостью снижения трудоемкости управления и повышения безопасности эксплуатации конвейерного транспорта.
Автоматизированной конвейерной линией называют комплекс конвейеров, аппаратуры электроснабжения и автоматики, объединенных в общую систему, обеспечивающую дистанционное (или централизованное) управление, автоматический контроль за работой, необходимые защиты и блокировки.
В связи с этим широкое распространение получило автоматизированное управление конвейерной линией, техническая сущность которого заключается в централизации управления процессами пуска-останова конвейеров, а также в обеспечении автоматической защиты от развития аварии при возникновении аварийных ситуаций.
В течение урока вы будете выполнять задания и заполнять таблицу «Ответов». По итоговой сумме балла вам будут выставлены оценки.
Таблица «Ответов»
Ф.И.О. учащихся Баллы за задания Итоговая сумма баллов
1 задание 2 задание 3 задание
1.
2.
3.
4.
5.
6
7.

Критерии выставления оценок
«5» - 260-300 баллов
«4» - 210-259 баллов
«3» - 180-209 баллов
«2» - менее 180 баллов

И так в первом задании вы должны правильно подобрать ответы на вопросы с целью повторения и возможности дальнейшего освоения материала.
• 1 задание (Тестовые задания) (4 минуты)
1. Автоматическим управлением называют:
А) управление, при котором одна часть операций или периодов рабочего цикла выполняется автоматически, а другая – при непосредственном участии оператора.
Б) управление, при котором участие оператора весьма ограничено и сводится к подаче команд пуска и останова, а заданная последовательность производственного процесса автоматическая.
С) управление, обеспечивающее заданную последовательность хода производственного процесса с помощью аппаратуры автоматики, исключающей участие и постоянное присутствие обслуживающего персонала.
D) управление осуществляет обслуживающий персонал непосредственно на месте установки объекта с помощью простейших электромеханических устройств.
Е) управление производит оператор или диспетчер с пульта, установленного на расстоянии.

2. Основные задачи автоматизации конвейерной линии
А) контроль за количеством руды на ленте
Б) соблюдения определенного порядка включения-отключения двигателей отдельных конвейеров
С) регулирование натяжения ленты
D) защита от аварий
Е) контроль за параметрами технологического процесса

3. Определить основные части, позволяющие управлять процессом работы конвейера (рис.1):
Укрытие
Станция натяжения
Лента
Сбрасывающая тележка
Обкатной ролик
Привод
Частотный преобразователь
Приводный барабан
Опора конвейера

4. Основным элементом привода конвейера является
A) зубчатая муфта
В) приводный барабан
С) редуктор
D) двигатель
E) зубчатая передача

Результат записали в таблицу «Ответов».
Проблемная ситуация: Определение основных задач автоматизации конвейерной линии
Ответ:
1. Централизация управления процессами пуска-останова конвейеров.
2. Обеспечение автоматической защиты от развития аварии при возникновении аварийных ситуаций.

Структура системы автоматического управления конвейерной линии (рис.2)


В схему структуры введены следующие обозначения аппаратуры:
КП – кнопка «пуск»;
ВПУ – выносной пульт управления;
БС – блок сигнализации звуковой;
ПУ – пульт управления;
БУ – блок управления;
П1,П2,…ПN – пускатели конвейеров;
Д1,Д2,…ДN – двигатели приводов конвейеров;
КВ – конечный выключатель;
СЗ – сирена звуковая;
ДЗ – датчик заштыбовки (завала) конвейера;
ДС – датчик скорости рабочего органа конвейера;
КТВ – кабель-тросовый выключатель;
КСЛ – датчик схода ленты;
ДМИ – датчик магнитно-импульсный;
БКР – блок концевого реле;
РВИ – реле времени;
УКПС – устройство контроля проскальзывания ленты;
ЛС – линия связи.

• 2 задание. (2 минуты)
Теперь попробуйте использую структурную схему системы автоматического управления конвейерной линией составить функциональную блок-схему системы автоматического управления одного конвейера, с целью определения функциональной взаимосвязи между аппаратами автоматической системы (рис.3)

Результат записали в таблицу «Ответов».
1 учащийся производит сопоставление структурной и функциональной схем

Пуск конвейерной линии
Самостоятельно с раздаточного материала зарисовать схему и составить алгоритм автоматического пуска конвейерной линии выполняя 3 задание (рис.5).


Команда на запуск конвейерной линии по этой схеме подается с пульта управления ПУ. При этом формируются два сигнала. Один из них непосредственно подается на пускатель привода первого конвейера П1 а другой является общим для всех приводов конвейеров в линии. Только при наличии дух этих сигналов привод конвейера может быть запущен. Второй сигнал на запуск каждого последующего конвейера (кроме первого) поступает с реле скорости РС предыдущего конвейера, которое срабатывает только тогда, когда скорость рабочего органа этого конвейера превысит 75% от ее номинального значения. При аварийной остановке одного из конвейеров отключается его реле скорости, поэтому пропадает второй сигнал на пускателе привода последующего конвейера. Вследствие этого, он и все последующие конвейеры останавливаются.

• 3 задание. Даны операции в разброс, нужно определить последовательность, т.е. процесс пуска конвейерной линии. (4 минуты)
(рис.6)
Задание:
Формирование 2 сигналов на первом пускателе, срабатывание 2 датчика скорости, разгон 2 конвейера, формирование 2 сигналов на третьем пускателе, запуск 1 конвейера, срабатывание 3 датчика скорости, срабатывание 2 реле скорости, разгон 1 конвейера, срабатывание 1 реле скорости, команда на запуск, формирование 2 сигналов на втором пускателе, разгон 3 конвейера, запуск 2 конвейера, запуск 3 конвейера, срабатывание 1 датчика скорости, срабатывание 3 реле скорости
Ответ:
команда на запуск, формирование 2 сигналов на первом пускателе, запуск 1 конвейера, разгон 1 конвейера, срабатывание 1 датчика скорости, срабатывание 1 реле скорости, формирование 2 сигналов на втором пускателе, запуск 2 конвейера, разгон 2 конвейера, срабатывание 2 датчика скорости, срабатывание 2 реле скорости, формирование 2 сигналов на третьем пускателе, запуск 3 конвейера, разгон 3 конвейера, срабатывание 3 датчика скорости, срабатывание 3 реле скорости

Ответьте на вопрос: Если по какой-либо причине при запуске первого конвейера не сработает датчик скорости, произойдет ли запуск последующего конвейера?
Ответ: Нет, т.к. не произойдет формирование второго сигнала на реле скорости, без которого его срабатывание не возможно, и следовательно не возможен запуск привода последующего конвейера.

Проблемная ситуация: определение основных принципов автоматического пуска конвейерной линии
Ответ:
1. Обязательный разгон конвейера до скорости не менее 75% от номинального, для срабатывания датчика скорости;
2. Обязательная подача двух сигналов на реле скорости для его срабатывания и запуска последующего конвейера.
IV Первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения (5 минут)
А теперь для закрепления материала и определения уровня усвоения заполним «Маркировочную таблицу»
Знали Противоречит тому, что вы знали или думали что знаете Является новым Является не понятным

V Подведение итогов урока (5 минут)
Решение проблемы урока.
Рефлексия:
что на уроке было главным?
что вызвало затруднение?
Выставление оценок за урок.
Выдача домашнего задания.
Категория: Профильное обучение | Добавил: methodist (2014-05-22)
Просмотров: 1813 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-17, 6:13 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru