Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Пути формирования профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха.
Пути формирования профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха.

Важным направлением учебно – воспитательной и коррекционной работы школ является подготовка школьников к будущей профессиональной деятельности.
Активная работа в области профессионального образования, которая проводится специальными школами, позволяет достигать высоких результатов по интеграции слабослышащих подростков в социокультурную среду на основе реализации оптимальных моделей интеграции.
Одним из важных факторов успешной деятельности в этом направлении является правильный выбор будущей профессии и профессиональной реабилитации. Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке молодёжи. Молодые люди с проблемами слуха не всегда могут адаптироваться к новым экономическим условиям. Профориентационная работа должна быть составной частью всей воспитательно – образовательной работы в специальных (коррекционных) школах.
Профориентацию можно определить как систему научно – обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности, потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.
В школе для детей с нарушениями слуха среди таких мероприятий наиболее важными являются:
- сообщение учащимся сведений о разных профессиях, их особенностях в процессе прохождения общеобразовательных, политехнических и трудовых дисциплин и в процессе внеурочной деятельности, а также через средства массовой информации;
- воспитание устойчивых, глубоких интересов к той или иной профессии с учётом склонностей самого слабослышащего ребёнка.
В условиях изменения экономической, политической, социально – культурной ситуации в стране необходимо учитывать новое понимание содержания проблемы выбора профессии. С переходом к рыночной экономике, с развитием науки и техники появляются новые профессии, которые не имеют ещё корней в профессиональной культуре нашего общества и зачастую не предусмотрены обучающими программами по трудовой и профессиональной подготовке в специальной школе для лиц с нарушениями слуха. Отсюда неизбежный болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации. А между тем система общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей играет немаловажную роль в реализации личностного самоопределения и положения подростка с нарушенным слухом в обществе.
Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, основанных на профессиональной мотивации и прфессиональных интересах подростков. Со временем профессиональные интересы могут стать ведущими мотивами профессиональной деятельности. Одним из основных источников возникновения интересов, в том числе и профессиональных, является обучение, воспитание и социальное окружение подростка. «Выявление стойких стержневых интересов и целенаправленное формирование их – одно из основных направлений в работе по профориентации слабослышащих подростков».
В нашу школу постоянно приходят студенты с ПТШ «Болашак», в основном это наши выпускники, чтобы сделать причёски нашим учащимся. Они живой пример того, что могут быть парикмахерами и наши учащиеся, окончив школу, могут поступать учиться в ПТШ «Болашак», где приобретают профессию: парикмахер, повар – кондитер, дизайнер.
Также в классе я провожу занятия на тему: «Профориентация» «Хочу – могу - надо»,Классный час по теме «Путешествие в мир профессий» и т.д.
Я провожу очень много экскурсий с учащимися моего класса. Мы посещали парикмахерскую, где наблюдали за работой женского и мужского мастеров, также мы ходили в магазин, аптеку, кафе, почтовое отделение, где учащиеся с большим интересом наблюдали за работой всех сотрудников.

Пробуждение устойчивого интереса к избранной профессии у слабослышащих определяет их жизненные перспективы и стимулирует учебную и трудовую деятельность. Знаменитые психологи Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин и другие указывают, что психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Основные потребности подросткового возраста заключаются в самоутверждении и общении со сверстниками, в просоциальной деятельности, которая определяется желанием подростка занять определённое место в социуме, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества». В этот период формируется устойчивый определённый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростка.
Можно выделить две основные проблемы, связанные с профессиональным самоопределением слабослышащих:
- несформированность профессиональных намерений. Подростки с нарушениями слуха часто руковоствуются мотивами, не соотвествующими как личным возможностям, так и потребностям общества;
- современный уровень профессиональной подготовки слабослышащих не отвечает требованиям, которые предъявляет им общество.
Важно научить детей и подростков на каждом новом отрезке их жизни решать самим свои проблемы. Это умение пригодится во взрослой жизни, поможет занять достойное и стабильное положение в обществе. Поэтому мы и должны научить слабослышащего ребёнка жить в системе человеческих отношений, организовать в процессе учебно – воспитательной деятельности психологическую помощь слабослышащему ученику таким образом, чтобы тот сам мог влиять на процесс развития своей личности.
Судьбы выпускников КГУ «Школа – интернат для слабослышащих детей» являются итогом нашей работы. Многие из них успешно продолжают учёбу в колледжах Семей, Алматы. Слабослышащие учащиеся хорошо адаптировались в учебных заведениях и осваивают учебную программу. Создавая благоприятные условия для постепенной, мягкой интеграции наших выпускников, помогая выбрать и освоить профессию, которая имеет спрос на рынке труда, способствуя интеллектуальному развитию и получению прочих знаний, школа решает очень важную государственную проблему: «Социальная адаптация слабослышащих выпускников».
Байжакова Бибиля – Акмарал – выпускница колледжа сервиса г. Алматы, швея – декоратор фирмы «Сымбат», Исаева Ирина – закончила юридический колледж и Восточно – Казахстанский Университет г. Усть – Каменогорска, Амренов Ернат – выпускник Новосибирского института социальной реабилитации, стипендиат Президентской программы «Блашак», Касымбетова Алина – закончила Бизнес колледж, специальность «Страховой агент», Кабдулкак Назерке – Бизнес колледж, специальность «Бух. Учёт и аудит» и т. д.

КГУ «Школа – интернат №4 для слабослышащих детей»
г. Семей
Воспитатель II категории
Ильяшева Г.Н.
Категория: Профильное обучение | Добавил: Галя7651 (2014-12-11)
Просмотров: 1190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 6:52 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru