Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Игровые элементы в учебно-воспитательной работе среднего школьного возраста
ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Понятие игры и игровой деятельности

Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения. Так, например, согласно Д.Г. Миду игра – это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли. Н.Д. Ушинский отмечает, что «игра – развитие души», а Л.С. Выгодский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений.
Исследования теории игры начались еще во второй половине ХIХ века. Многие ученые в 20-30-е годы также занимались разработкой теории игры, как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания человека. Но научные исследования в основном ориентировались на изучение игры как метода самообразования.
В Большой энциклопедии под редакцией С. Южаков (1902) понятие игра определяется как значение, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств.
Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра то, чем играют и во что играют: забава, установленная по направлениям, и веши, для того служащие».
Создатели теории психоанализа определяют три основных мотива, которые приводят человека к игре. Первым является влечение к повторению. Вторым – влечение к освобождению, снятию препятствий, сковывающих свободу, указывая на психологически-индивидуальный характер потребности в игре. И третьим определятся влечение к слиянию с общностью и окружающим миром.
Попытка вывести определение в большом разнообразии понятий «игра», сделанная учеными ХIХ-ХХ века, считается нами нецелесообразной, так как может просто пополнить терминологический ряд. Однако лучше остановиться на ряде положений, очерчивающих границы этого явления.
 игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое;
 игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться;
 игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками;
 игра – необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной ситуации;
С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, воспитательная, познавательная, игротерапевтическая. Последняя из выше названных играет немаловажное значение, возникающих в других видах жизнедеятельности человека. Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре.
Таким образом, к основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, импровизационность, добровольность, удовольствие.

2. Классификация игры.

Сущность понятия «досуг» также является деятельность. Поэтому игра и досуговые развлечения – имитация настоящей деятельности. В результате каких-либо увлечений происходит реализация продуктивной деятельности, считающейся объективно досуговой. Участие игропрактики на работе, в учебном процессе, на досуге подводит к размышлениям о том, что все игры включают досуговедческую сущность, содержащую познавательные, обучающие и воспитательные аспекты. При осуществлении различной игровой деятельности, в зависимости от места, условий, правил, целей и задач часто применяются игры-задания, игры-тренинг, игры-развлечения, игры-упражнения из процессов человеческой жизнедеятельности и используются различные области знаний.
Чаще всего при рассмотрении классификаций, игры разделяют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр, а именно:
 по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
 по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические);
 по игровой методике (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, педагогические);
 по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные, пространственно временные).
Все эти подразделы до настоящего времени относили только к педагогике игры.
С детских игр начинается формирование культуры поведения, миропонимание, закладывается основа мечтательности, развиваются фантазии и способность к творчеству. Важным организационным моментом для проведения игры является обеспечение благоприятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических возможностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом.
Из всего многообразия игр важно выделить основные группы, которые можно отнести к условиям поведения игр, содержащим классификационные признаки:
 игры по времени поведения;
 игры по мету проведения;
 игры по возрасту участников;
 игры по степени регулирования;
 игры с предметами и без предметов;
 игры по содержанию.
Нельзя не отметить и тот факт, что игровая деятельность включает теоретические и практические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также определяет специфику востребованности кадров в области социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности. Важность игр бесспорна, так как они сопровождают человека на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, развлечения и отдыха, духовного и физического совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, так и самими играющими.
Специально организованное соревнование в эрудиции и логике, проводимое по заранее определенным правилам – интеллектуально-творческие игры. С.П. Афанасьев выделяет игры – соревнования, викторины и многие другие, указывая на определеннее правила, существующие в организации интеллектуально-творческих игр, в которых есть такие пункты, как:
 количество игроков в команде;
 первоочередность поставленных вопросов в игре;
 оценка каждого ответа, конкурса;
 определение временных рамок каждого ответа.
Дидактические игры входят в интеллектуально-творческие игры и подразделяются по области деятельности. К ним относятся дидактические материалы, содержащие задачи, занятия-упражнения. В результате подобных упражнений игровых действий воспитываются сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности.
Существуют музыкально-дидактические игры, содержащие в себе определенные музыкальные задания. Такие игры применительны в хореографических и музыкальных коллективах художественной самодеятельности. При проведении игр-уроков, под руководством опытного педагога, полученные навыки в процессе разучивания подобной аранжировки, помогают успешно выполнять задания. На занятиях вводят ключевые упражнения – «Развития памяти, фантазии и воображения», «Борьба стихий», «Аквариум» и т.д. Все игры имеют познавательное и воспитательное значение.
Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, относятся к творческим и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду. Поэтому цели игровых методов таковы:
 изменение моделей поведения;
 формирование уверенности в себе;
 привитие навыков коммуникации.
В ходе реализации игровых технологий соблюдаются определенные условия, на которые указывает ряд психологов. При этом отмечают нежелательность включения в группу лиц с психической патологией и ярко выраженными защитными механизмами. Участие в группе должно быть добровольным. Таким образом, играя для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, каждый находит удовлетворение своих индивидуальных способностей, импровизируя и «творя» собственные действия.
Поэтому задача сферы досуга –обеспечение благоприятных условий, где преобладание социально-культурных, социально-педагогических усилий могло бы способствовать активизации положительных моментов в организационном, социально-психологическом и индивидуальном плане.

3. Игровые элементы учебно-воспитательной работы

Предлагается проанализировать педагогические функции использования игровых элементов в коллективной деятельности. Игровые элементы, будучи включенными, в художественно-педагогическую деятельность подобных досуговых коллективов, активно способствуют решению целого комплекса учебно-воспитательных и художественных задач. Опираясь на положение о педагогической ценности игровых форм ив обучении, воспитания и развития молодежи, важно исследовать функции использования игровых элементов в коллективах художественной самодеятельности разных жанров. Данные сгруппированы в соответствии с функциями, которые выполняют игровые элементы в структуре коллективной деятельности участников художественной самодеятельности.
Первая группа данных: игровые элементы используются в функции средств снятия умственного, физического и эмоционального напряжения и усталости участников. Подобные элементы применялись руководителями в коллективах для снятия усталости у участников, возникшей в процессе трудовой деятельности и в процессе непосредственных занятий в коллективе художественной самодеятельности. Так, например, в ходе многократного повторения комбинации народного танца участники заметно устают, резко снижается их сосредоточенность, и замедляются темпы их продвижения. Для предотвращения подобных негативных педагогических последствий во многих коллективах народного танца используются игровые формы в качестве средства активного переключения их с монотонного и однообразного характера движений. Педагог предлагает провести «конкурс» на включение данного элемента в импровизационной короткой танцевальной композиции или представить себе, что они - участники танцевального конкурса и им следует разучиваемую комбинацию включить в исполнение танца. С помощью подобных средств решается комплекс педагогических задач: снимается эмоциональное напряжение и физическая усталость участников, создается психологическая разрядка и формируется новая готовность к дальнейшей отработке и закреплению заданной танцевальной комбинации.
Вторая группа данных: игровые элементы используются в функции средств совершенствования учебно-воспитательного и художественного процесса. С целью более глубокого постижения идейно-художественного замысла произведения, которое участникам самодеятельного театрального коллектива предстоит разучить и исполнить, педагог предлагает им представить историческую ситуацию персонажей, чтобы глубже понять мотивацию их поступков.
Нередко используется несколько вариантов выполнения подобного задания. Первый – это мысленное представление участниками этой ситуации с ее воспроизведением педагогу и другим участникам. Иногда это задание выполняется индивидуально, а иногда – небольшой группой. Второй вариант – это предметно-действенное выполнение подобного задания. Обычно первый и второй варианты взаимосвязаны между собой. Правда, при втором варианте исполняется только часть ситуаций, которые были отобраны при обсуждении и подведении итогов выполнения первого варианта.
Мысленное и практически действенное проигрывание действий персонажей – ролей, жестко не связанных с сюжетом пьесы, позволяют участникам побудить воображение с представлением исторического и психологического контекста жизни персонажей и их взаимоотношений между собой и с выработкой отношений к событиям и явлениям жизни того времени. Часто обнаруживалось, что участники не могут выполнить подобные задания не столько из-за того, что не владеют элементами сценического поведения и перевоплощения, сколько из-за того, что достаточно развернуто, не чувствуют и не представляют себе исторический контекст. Подобное является следствием недостаточной их подготовленности. Воспитательный и развивающий эффект игровых элементов и игры в подобных ситуациях возможет только при наличии у участников соответственной культурной базы, иначе возможны серьезные ошибки в трактовке ролей, линий их поведения, искажение идейно-образного замысла автора.
Иногда в театральных коллективах происходит нарушение органического общения партнеров из-за ряда причин, связанных со слабым владением ими элементами актерского мастерства. В качестве средств преодоления подобного затруднения педагог зачастую предлагает участникам создать этюды, ассоциативно связанные с воспроизведением и отработкой нужных умений и навыков актерской технологии. Здесь также применяется ряд вариантов: от определения им четкого сюжета ролевого взаимодействия и т.п. до максимальной свободы в выборе сюжета этюда и предлагаемых обстоятельств самими участниками. Важно, чтобы любой вариант был мотивирован педагогическими и художественными задачами, которые решает руководитель самодеятельного коллектива.
Подобные варианты обязательно должны создавать участникам условия для импровизации, развития их творческого воображения, вариативности решения задач применительно к разным предлагаемым обстоятельствам. Подобные игровые задания используют и руководители коллективов народно-сценического танца, вокально-хоровых ансамблей народной песни, где элементы драматизации театрализации, сюжетно-ролевой динамики развития действия персонажей выступают средствами выполнения художественных и педагогических задач.
Часто игровые элементы используются специально для решения задач по формированию и развитию определенных качеств – хореографической пластичности, легкости и координации движений, их музыкально-хореографического мышления, памяти, чувства ритма и т.п. Педагог предлагает участникам задания на имитацию соответствующих действий с воображаемыми предметами: «прыжки через скакалку», «прыжки через ручей», «бег с кувшином с водой на голове», «танец с пушинкой на ладони», «изображение дуновения ветра», «движение ветвей и листьев деревьев», «имитация движений и повадок различных животных» и т.п. Некоторые из этих элементов выступают в роли «заготовок» будущих танцевальных композиций.
Для ускорения процесса формирования коллектива педагоги применяют игровые элементы в следующих организованных ситуациях.
Для сближения, знакомства новых участников в коллективах народного танца в процессе обучения разучиваются игры-танцы с элементами последовательной смены партнеров, партнерш, с элементами знакомства.
Кроме использования игровых элементов в учебно-воспитательной и художественной работе, в коллективе иногда применяются развернутые формы игр, которым присущи отмеченные черты.
Третья группа данных: игровые элементы используются в функции средств рекреативно-гедонистической деятельности участников коллектива. В сложившихся коллективах выявляется тенденция совместного проведения досуга – вечеров отдыха, праздников, дней рождения и т.п. Внутри этих форм большое место занимают игры и игровые элементы, вплетающиеся в другие формы и создающие нравственно-эстетическую атмосферу оптимизма и радости общения с людьми, также влюбленными в искусство.
В ходе изучения были выявлены следующие игровые формы:
молодежные комплексные конкурсы (КВН, «А ну-ка, девушки!», конкурс эрудитов, музыкальные киоски и т.д.), процесс подбора и умелого использования участниками необходимых игровых элементов способствует развитию разнообразных индивидуальных способностей: актерского перевоплощения, умения входить в игровое состояние и действовать в нем.
Использование национальных игровых элементов. При совместных встречах коллективов художественной самодеятельности, особенно если их участники являются представителями разных национальностей, игровые элементы часто имеют национальную форму. Знакомство участников с этими играми позволяет в непринужденной обстановке овладеть элементами национальных культур, лучше понять друг друга.
Таким образом, изучение практики использования игровых элементов в учебно-воспитательном процессе коллективов художественной самодеятельности показало богатство их педагогических функций. Их реализация позволяет руководителям решать многообразные задачи эстетического и нравственного развития юношей и девушек. И это не случайно, ибо, как известно, игра и творчество, игра и искусство родственны: «В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивидов по их собственному внутреннему содержанию. В этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть».
Категория: Профильное обучение | Добавил: artistka (2014-12-20) | Автор: Михасёва Татьяна Владимировна E
Просмотров: 765 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-04-30, 6:30 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru