Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1. Понятие игры и игровой деятельности Понятие «игра» включает в себя огромный спектр представлений, и разные авторы по-своему подходят к трактовке этого определения. Так, например, согласно Д.Г. Миду игра – это процесс, в котором ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности и установки и учится исполнять определенные роли. Н.Д. Ушинский отмечает, что «игра – развитие души», а Л.С. Выгодский охарактеризовал игру как первую школу воспитания ребенка, как арифметику социальных отношений. Исследования теории игры начались еще во второй половине ХIХ века. Многие ученые в 20-30-е годы также занимались разработкой теории игры, как важнейшего средства всестороннего развития и воспитания человека. Но научные исследования в основном ориентировались на изучение игры как метода самообразования. В Большой энциклопедии под редакцией С. Южаков (1902) понятие игра определяется как значение, не имеющее практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применения на практике некоторых искусств. Наиболее подробное определение понятию «игра» дает В.И. Даль в своем Толковом словаре живого великорусского языка. «Игра то, чем играют и во что играют: забава, установленная по направлениям, и веши, для того служащие». Создатели теории психоанализа определяют три основных мотива, которые приводят человека к игре. Первым является влечение к повторению. Вторым – влечение к освобождению, снятию препятствий, сковывающих свободу, указывая на психологически-индивидуальный характер потребности в игре. И третьим определятся влечение к слиянию с общностью и окружающим миром. Попытка вывести определение в большом разнообразии понятий «игра», сделанная учеными ХIХ-ХХ века, считается нами нецелесообразной, так как может просто пополнить терминологический ряд. Однако лучше остановиться на ряде положений, очерчивающих границы этого явления. игра есть определенное действие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное или какое-либо другое; игра инициируется внутренней потребностью в чем-либо: отдыхе, обучении и так далее, но без энергетической заряженности мотивационной сферы игра не может состояться; игра является не только «школой» общения, но и школой взаимодействия между конкретными игроками; игра – необязательное и своего рода безответственное занятие, поскольку оно осуществляется всегда не в реальной, а в условной ситуации; С термином «игра» тесно взаимосвязан термин «игровая деятельность». В человеческой практике игровая деятельность занимает ведущее место, особенно в детском возрасте, и ей присущи такие функции, как: развлекательная, социокультурная, диагностическая, коррекционная, коммуникативная, воспитательная, познавательная, игротерапевтическая. Последняя из выше названных играет немаловажное значение, возникающих в других видах жизнедеятельности человека. Учитывая то, что игровая деятельность всегда является добровольной и включает элементы соревнования и возможности самореализации, к структуре игры как деятельности относят постановку и реализацию цели, планирование, анализ результатов. Игровая деятельность является важным средством овладения различными жизненными ситуациями. В процессе игры не только реализуются и стимулируются способности человека, но и активизируется сознание, раскрепощается подсознание. Именно игровая деятельность способствует быстрому усвоению и закреплению информации, используемой в игре. Таким образом, к основным характеристикам игровой деятельности можно отнести: доступность, активность, прогрессивность, состязательность, эмоциональную приподнятость, импровизационность, добровольность, удовольствие. 2. Классификация игры. Сущность понятия «досуг» также является деятельность. Поэтому игра и досуговые развлечения – имитация настоящей деятельности. В результате каких-либо увлечений происходит реализация продуктивной деятельности, считающейся объективно досуговой. Участие игропрактики на работе, в учебном процессе, на досуге подводит к размышлениям о том, что все игры включают досуговедческую сущность, содержащую познавательные, обучающие и воспитательные аспекты. При осуществлении различной игровой деятельности, в зависимости от места, условий, правил, целей и задач часто применяются игры-задания, игры-тренинг, игры-развлечения, игры-упражнения из процессов человеческой жизнедеятельности и используются различные области знаний. Чаще всего при рассмотрении классификаций, игры разделяют по месту и времени их проведения. Это игры на воздухе и в помещениях, игры на воде и спортивной площадке, зимние и летние игры. Все это подводит к некоторому разделению игр, а именно: по области деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические); по игровой методике (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, педагогические); по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные, пространственно временные). Все эти подразделы до настоящего времени относили только к педагогике игры. С детских игр начинается формирование культуры поведения, миропонимание, закладывается основа мечтательности, развиваются фантазии и способность к творчеству. Важным организационным моментом для проведения игры является обеспечение благоприятной обстановки для игровой деятельности, способствующей развитию гармонизации интеллектуальных и физических возможностей каждого участника, независимо от возраста, так как игра по своей природе многофункциональна и способствует выработке позитивного отношения к постижению культуры в целом. Из всего многообразия игр важно выделить основные группы, которые можно отнести к условиям поведения игр, содержащим классификационные признаки: игры по времени поведения; игры по мету проведения; игры по возрасту участников; игры по степени регулирования; игры с предметами и без предметов; игры по содержанию. Нельзя не отметить и тот факт, что игровая деятельность включает теоретические и практические аспекты внедрения в различные области жизнедеятельности общества, а также определяет специфику востребованности кадров в области социально-педагогической и культурно-досуговой деятельности. Важность игр бесспорна, так как они сопровождают человека на протяжении всей его жизни, при этом открывая мир познания, развлечения и отдыха, духовного и физического совершенствования. Любая игра содержит регулятивный принцип, включает педагогические основы и может быть организована как воспитателем, учителем, так и самими играющими. Специально организованное соревнование в эрудиции и логике, проводимое по заранее определенным правилам – интеллектуально-творческие игры. С.П. Афанасьев выделяет игры – соревнования, викторины и многие другие, указывая на определеннее правила, существующие в организации интеллектуально-творческих игр, в которых есть такие пункты, как: количество игроков в команде; первоочередность поставленных вопросов в игре; оценка каждого ответа, конкурса; определение временных рамок каждого ответа. Дидактические игры входят в интеллектуально-творческие игры и подразделяются по области деятельности. К ним относятся дидактические материалы, содержащие задачи, занятия-упражнения. В результате подобных упражнений игровых действий воспитываются сосредоточенность, внимание, настойчивость, развиваются познавательные способности. Существуют музыкально-дидактические игры, содержащие в себе определенные музыкальные задания. Такие игры применительны в хореографических и музыкальных коллективах художественной самодеятельности. При проведении игр-уроков, под руководством опытного педагога, полученные навыки в процессе разучивания подобной аранжировки, помогают успешно выполнять задания. На занятиях вводят ключевые упражнения – «Развития памяти, фантазии и воображения», «Борьба стихий», «Аквариум» и т.д. Все игры имеют познавательное и воспитательное значение. Игры, содержащие необычный, нестандартный подход, относятся к творческим и многие из них подходят к комплексному, досуговому виду. Поэтому цели игровых методов таковы: изменение моделей поведения; формирование уверенности в себе; привитие навыков коммуникации. В ходе реализации игровых технологий соблюдаются определенные условия, на которые указывает ряд психологов. При этом отмечают нежелательность включения в группу лиц с психической патологией и ярко выраженными защитными механизмами. Участие в группе должно быть добровольным. Таким образом, играя для себя, выражая свои мечты и стремления, мысли и чувства, каждый находит удовлетворение своих индивидуальных способностей, импровизируя и «творя» собственные действия. Поэтому задача сферы досуга –обеспечение благоприятных условий, где преобладание социально-культурных, социально-педагогических усилий могло бы способствовать активизации положительных моментов в организационном, социально-психологическом и индивидуальном плане. 3. Игровые элементы учебно-воспитательной работы Предлагается проанализировать педагогические функции использования игровых элементов в коллективной деятельности. Игровые элементы, будучи включенными, в художественно-педагогическую деятельность подобных досуговых коллективов, активно способствуют решению целого комплекса учебно-воспитательных и художественных задач. Опираясь на положение о педагогической ценности игровых форм ив обучении, воспитания и развития молодежи, важно исследовать функции использования игровых элементов в коллективах художественной самодеятельности разных жанров. Данные сгруппированы в соответствии с функциями, которые выполняют игровые элементы в структуре коллективной деятельности участников художественной самодеятельности. Первая группа данных: игровые элементы используются в функции средств снятия умственного, физического и эмоционального напряжения и усталости участников. Подобные элементы применялись руководителями в коллективах для снятия усталости у участников, возникшей в процессе трудовой деятельности и в процессе непосредственных занятий в коллективе художественной самодеятельности. Так, например, в ходе многократного повторения комбинации народного танца участники заметно устают, резко снижается их сосредоточенность, и замедляются темпы их продвижения. Для предотвращения подобных негативных педагогических последствий во многих коллективах народного танца используются игровые формы в качестве средства активного переключения их с монотонного и однообразного характера движений. Педагог предлагает провести «конкурс» на включение данного элемента в импровизационной короткой танцевальной композиции или представить себе, что они - участники танцевального конкурса и им следует разучиваемую комбинацию включить в исполнение танца. С помощью подобных средств решается комплекс педагогических задач: снимается эмоциональное напряжение и физическая усталость участников, создается психологическая разрядка и формируется новая готовность к дальнейшей отработке и закреплению заданной танцевальной комбинации. Вторая группа данных: игровые элементы используются в функции средств совершенствования учебно-воспитательного и художественного процесса. С целью более глубокого постижения идейно-художественного замысла произведения, которое участникам самодеятельного театрального коллектива предстоит разучить и исполнить, педагог предлагает им представить историческую ситуацию персонажей, чтобы глубже понять мотивацию их поступков. Нередко используется несколько вариантов выполнения подобного задания. Первый – это мысленное представление участниками этой ситуации с ее воспроизведением педагогу и другим участникам. Иногда это задание выполняется индивидуально, а иногда – небольшой группой. Второй вариант – это предметно-действенное выполнение подобного задания. Обычно первый и второй варианты взаимосвязаны между собой. Правда, при втором варианте исполняется только часть ситуаций, которые были отобраны при обсуждении и подведении итогов выполнения первого варианта. Мысленное и практически действенное проигрывание действий персонажей – ролей, жестко не связанных с сюжетом пьесы, позволяют участникам побудить воображение с представлением исторического и психологического контекста жизни персонажей и их взаимоотношений между собой и с выработкой отношений к событиям и явлениям жизни того времени. Часто обнаруживалось, что участники не могут выполнить подобные задания не столько из-за того, что не владеют элементами сценического поведения и перевоплощения, сколько из-за того, что достаточно развернуто, не чувствуют и не представляют себе исторический контекст. Подобное является следствием недостаточной их подготовленности. Воспитательный и развивающий эффект игровых элементов и игры в подобных ситуациях возможет только при наличии у участников соответственной культурной базы, иначе возможны серьезные ошибки в трактовке ролей, линий их поведения, искажение идейно-образного замысла автора. Иногда в театральных коллективах происходит нарушение органического общения партнеров из-за ряда причин, связанных со слабым владением ими элементами актерского мастерства. В качестве средств преодоления подобного затруднения педагог зачастую предлагает участникам создать этюды, ассоциативно связанные с воспроизведением и отработкой нужных умений и навыков актерской технологии. Здесь также применяется ряд вариантов: от определения им четкого сюжета ролевого взаимодействия и т.п. до максимальной свободы в выборе сюжета этюда и предлагаемых обстоятельств самими участниками. Важно, чтобы любой вариант был мотивирован педагогическими и художественными задачами, которые решает руководитель самодеятельного коллектива. Подобные варианты обязательно должны создавать участникам условия для импровизации, развития их творческого воображения, вариативности решения задач применительно к разным предлагаемым обстоятельствам. Подобные игровые задания используют и руководители коллективов народно-сценического танца, вокально-хоровых ансамблей народной песни, где элементы драматизации театрализации, сюжетно-ролевой динамики развития действия персонажей выступают средствами выполнения художественных и педагогических задач. Часто игровые элементы используются специально для решения задач по формированию и развитию определенных качеств – хореографической пластичности, легкости и координации движений, их музыкально-хореографического мышления, памяти, чувства ритма и т.п. Педагог предлагает участникам задания на имитацию соответствующих действий с воображаемыми предметами: «прыжки через скакалку», «прыжки через ручей», «бег с кувшином с водой на голове», «танец с пушинкой на ладони», «изображение дуновения ветра», «движение ветвей и листьев деревьев», «имитация движений и повадок различных животных» и т.п. Некоторые из этих элементов выступают в роли «заготовок» будущих танцевальных композиций. Для ускорения процесса формирования коллектива педагоги применяют игровые элементы в следующих организованных ситуациях. Для сближения, знакомства новых участников в коллективах народного танца в процессе обучения разучиваются игры-танцы с элементами последовательной смены партнеров, партнерш, с элементами знакомства. Кроме использования игровых элементов в учебно-воспитательной и художественной работе, в коллективе иногда применяются развернутые формы игр, которым присущи отмеченные черты. Третья группа данных: игровые элементы используются в функции средств рекреативно-гедонистической деятельности участников коллектива. В сложившихся коллективах выявляется тенденция совместного проведения досуга – вечеров отдыха, праздников, дней рождения и т.п. Внутри этих форм большое место занимают игры и игровые элементы, вплетающиеся в другие формы и создающие нравственно-эстетическую атмосферу оптимизма и радости общения с людьми, также влюбленными в искусство. В ходе изучения были выявлены следующие игровые формы: молодежные комплексные конкурсы (КВН, «А ну-ка, девушки!», конкурс эрудитов, музыкальные киоски и т.д.), процесс подбора и умелого использования участниками необходимых игровых элементов способствует развитию разнообразных индивидуальных способностей: актерского перевоплощения, умения входить в игровое состояние и действовать в нем. Использование национальных игровых элементов. При совместных встречах коллективов художественной самодеятельности, особенно если их участники являются представителями разных национальностей, игровые элементы часто имеют национальную форму. Знакомство участников с этими играми позволяет в непринужденной обстановке овладеть элементами национальных культур, лучше понять друг друга. Таким образом, изучение практики использования игровых элементов в учебно-воспитательном процессе коллективов художественной самодеятельности показало богатство их педагогических функций. Их реализация позволяет руководителям решать многообразные задачи эстетического и нравственного развития юношей и девушек. И это не случайно, ибо, как известно, игра и творчество, игра и искусство родственны: «В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивидов по их собственному внутреннему содержанию. В этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть». | |
Просмотров: 765 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|