Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся специализированных школ в процессе подготовки к концертному выступлению.
Формирование эмоционально-волевых качеств у учащихся специализированных школ в процессе подготовки к концертному выступлению.
Концертное выступление является одним из самых сложных видов деятельности для учащихся. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического совершенствования. Практический опыт замечательных исполнителей многих поколений привел к целому ряду теоретических обобщений. Но сколько исполнителей – столько неповторимых индивидуальностей. Эта область искусства находится в постоянном развитии и мало изучена. В последнее время особое внимание уделяется изучению психологических сторон деятельности исполнителя. Одной из проблем, которая представляет интерес, является проблема формирования эмоционально-волевых качеств в повседневной работе с учащимися и подготовка их к концертному выступлению.
Наиболее важной, ответственной и трудноразрешимой задачей для педагога, работающего с детьми, является способность заинтересовать, увлечь ребёнка. Профессионализм педагога определяется именно его умением привить ребёнку любовь и интерес к делу, которым он занимается. Эмоционально-психическое состояние увлеченности в процессе занятий значительно способствует активизации таких умственно-психических процессов как внимание, мышление, память, воображение, представление, значительно ускоряется формирование технических навыков исполнения.

У каждого опытного педагога свои методы работы над этой задачей, и с каждым новым учеником открываются новые методы и средства воспитания любви к инструменту. Наиболее трудные в техническом плане проблемы получают решение, если ученику интересно работать. Важно, чтобы «надо» в процессе занятий незаметно перешло в «хочу». Существуют различные приемы и способы активизации учащихся.
Имеет смысл в определенных обстоятельствах сыграть на честолюбии, в хорошем смысле этого понятия, которое, заложено в каждом человеке. Это один из возможных стимуляторов, особенно в подростковом возрасте. Ауэр писал: «Я очень часто замечал, что действуя на честолюбии ученика, превращая какое-либо достижение в дело чести, я добиваюсь превосходных результатов».
Большую роль в развитии ученика играет целесообразно подобранный репертуар. Разучиваемое произведение должно не только нравиться ученику, но и вызывать живой, непосредственный отклик. «Самое важное – любить то, что исполняешь и верить в то, что исполняешь. Как только эта вера исчезает, произведение сразу тускнеет, а то и вовсе проваливается» (С. Рихтер).
Далеко не все то, что приходится делать ученику с самого начала становится ему интересным. Заинтересованность чаще всего появляется в ходе занятий в том случае, когда у ученика, благодаря указаниям и помощи педагога все время что-то «получается». Если же педагог все время раздражается, а исполнение не улучшается, то закономерно в психике ученика возникает отрицательная реакция, появляется чувство неуверенности в своих силах. Уверенность – атрибут воли. Воля питает и поддерживает чувство уверенности в себе. Пока в ученике не выработалась привычка к организованной работе (привычки облегчают волевое усилие), пока музыка не стала духовной потребностью, дети переживают вместе с учителем «становление воли», начиная с обычных повседневных домашних занятий. Вопрос не только в том, чтобы заставить себя сесть за инструмент, но и научиться делать это хорошо.

Основные причины возникновения неблагоприятных психических состояний следующие:

1. Предшествующее состояние страха вызывает состояние неуверенности на сцене, а состояние увлеченности вызывает состояние вдохновения. Иными словами, если состояние увлеченности постоянно сопровождало репетиционные занятия, то в процессе концертного выступления оно перейдет в состояние вдохновения. На это надо обращать внимание в педагогической практике и в процессе занятий стремиться к тому, чтобы каждый урок проходил увлеченно.
2. Перед концертным выступлением значимость ситуации, в которую попадает учащийся, чувство большой ответственности, некоторое эмоциональное напряжение могут вызвать состояние стресса, паники. Поэтому педагогу не стоит акцентировать внимание на ответственности, а создавать установку на обычное исполнение.
3. Такие физические состояния, как болезнь, усталость могут быть причиной раздражительности или безразличия. В таком случае будет правильно прекратить занятие.
4. Определенная установка на преодоление трудностей, на достижение цели значительно мобилизует волю, мышление и другие психические процессы, принимающие участие в деятельности исполнителя.
5. Психические состояния могут передаваться от одного человека к другому. Это также следует учитывать и в педагогической практике, поэтому перед выступлением необходимо избегать разговоров с учеником о страхе, сценическом волнении.
Чтобы результат общей с учителем работы – исполнение программы на экзамене или участие в концерте выглядел технически грамотно, эмоционально ярко, нужна вера ученика в свои силы и возможности. Здесь необходимо умение учащегося настроится. Найти это состояние должен помочь педагог. «Верьте, что вы играете хорошо, и вы будете играть еще лучше» – говорил своим ученикам Фредерик Шопен.
Большинство авторитетных психологов настаивает на том, что человека с идеально здоровой психикой встретить довольно трудно. Поэтому педагог должен помочь ученику преодолеть сложное психологическое состояние, приободрить, поддержать ученика. Особенно важно наилучшим образом настроить ребенка, создать для него благоприятный душевный климат накануне публичного выступления. Между тем, бывает так, что до последней репетиции педагог продолжает фиксировать внимание ученика на фрагментах различных технических трудностей.
Бывает, что за час до выступления ученику внушают: «смотри не забудь там-то и там-то все, что я тебе говорила». Желаемый результат при этом достигается редко, зато нервозность ученика доходит, чуть ли не до крайних пределов. Вместо того чтобы настроиться, войти в образ, сбросить с себя все, что отвлекает, учащийся старается «не забыть». Опытные педагоги поступают иначе. «Я лично хорошо знаю, что такое внушение и полностью отдаю себе отчет в его силе и действенности, - говорил Е. Нестеренко, - а потому, как педагог иду даже иногда на некоторые хитрости. Например, чтобы ученику сбросить излишнее психологическое напряжение перед выступлением, я могу в этом случае рассказать о каком-нибудь эпизоде из собственной исполнительской практики, вспомнить о своих ошибках, просчетах…. Приободрить учеников я стараюсь не только перед выходом на сцену, но даже слушая их в зале. Обычно я говорю своим подопечным: будете на сцене – обязательно взгляните в мою сторону. Это для того, чтобы поддержать их кивком головы или одобрительным жестом».
Некоторых учеников травмирует сама мысль, что до них и после них на сцене выступает кто-то более «сильный». Л.Н. Власенко предлагал психологически настроить ученика так: «Поверьте, то, что можете сделать вы, именно вы, никто другой не сделает. Пусть это будет не везде, а лишь в определенном репертуаре… Главное – ощущение: так, как сыграете вы, другой не сыграет. У него (другого) может быть прочная техника, богаче репертуар, но он не пропоет фразу, так как вы…»
Похвала перед выступлением необходима, пусть она не всегда будет вполне искренней, в педагогике бывают ситуации, где цель оправдывает средства. Есть, конечно, ситуации, где похвала противопоказана даже перед выступлением. В этом случае только сам педагог может вынести решение, что и когда он скажет воспитаннику накануне выхода на сцену.
Необходимо учитывать также, что во время концертного выступления есть моменты рассредоточивающие собранность выступающего, это сценическое волнение, наличие публики, необычность обстановки. Справиться с этим помогут систематические упражнения. К.С. Станиславский говорил – необходимо развивать особую технику, помогающую «вцепляться» в объект так, чтобы уже затем сам объект отвлекал нас от всего остального. Для актера театра этот «объект» – партнер или какой-либо предмет на сцене. Для музыканта – исполняемое произведение. Как свидетельствует опыт многих исполнителей, полезно сосредоточиться на качестве звучания, фразировке, динамике и т.д. Если удается «вцепиться в объект» по выражению Станиславского, дальше все налаживается само собой, процесс входит в нормальную колею. Если случаются технические помарки, «Главное здесь – не расстраиваться, а быстрее проскочить неудавшееся место. И затем… заиграть еще с большей энергией и подъемом» (В. Третьяков).
Опытные педагоги учат не преувеличивать масштабы беды. Надо дать себе и ученику право на случайную неудачу. Наполеон проиграл более трети своих сражений. Сделаю все, что могу, а там уже как получится. Такая внутренняя ориентация приносит большое психологическое облегчение. Возникает ощущение свободы, легкости. Дав себе право на относительную неудачу, ученик открывает путь к удаче.
Интересный случай произошёл со С. Рихтером. Однажды перед ответственным выступлением он вдруг сильно разволновался. Вдруг кто-то обронил: «А ведь не было еще в истории ни одного великого артиста, который бы хоть раз в жизни не провалил своего выступления». Рихтер рассмеялся и играл в тот вечер прекрасно.
Концерт окончен. Позади страхи и переживания. В этот момент очень важны слова педагога. Первая оценка выступления даётся педагогом и его слова глубоко западают в душу ученика. В этот момент очень важны выражение лица, манера общения, интонация голоса педагога. Хорошо, если все прошло благополучно. А если нет? Если педагог недоволен, раздражен, обескуражен? Опытный педагог знает: упрекам, претензиям, нареканиям тут места нет. Воспитательный и практический эффект будет нулевым, а отрицательные последствия более чем вероятны. Поэтому в эти минуты педагог должен быть особенно чуток и терпим.
Необходимо спустя какое-то время, когда ученик осознает произошедшее, спокойно разобраться в классе, почему не получилось то, что задумывалось. Но первые минуты после выступления самые не подходящие для анализа, т.к. допущенные ошибки и так терзают ученика. Часто недовольство преподавателя вызывает то, что учащийся сделал что-то по-своему, а не так как говорил учитель. Но бывают неудачи, от которых иной раз больше пользы, чем от самого точного выполнения указаний педагога.
В музыкальной педагогике с ее, порой, командно-конструктивным стилем, доминирует позиция «делай как я». Последствия, присущие такому методу преподавания – безынициативность, неразвитость индивидуального начала, сказываются позже. Иногда ошибка и творческая работа – своя, лично пережитая, полезнее аксиомы, подсказанной кем-то другим. Интересна аналогия Д. Шафрана: «Вы посмотрите, как растет ребенок в семье. Если он физически и психически здоров, он все время проявляет активность и любознательность. Ошибается, ударяется, обжигается, набивает шишки и все равно делает всё сам. И это совершенно естественно. То же, по-моему, и в мире музыки». Так стоит ли чрезмерно бояться ошибок учеников?
Если учащийся систематически крупно проигрывает на сцене, если волнение постоянно для него помеха, то исполнительство для него, пожалуй, закрыто. Лучше всего излечивает от сценического страха успех, удача – одна, другая, третья. Успех ведет очень часто к существенным структурным изменениям в психике, меняется самооценка, характер учащегося. Укрепляется доверие к себе – для исполнителей очень мнительных это просто исцеление.
Успех можно понимать, подчас, по-разному. Особенно в детской педагогике. «Победа над собой», «это выступление лучше предыдущего», «ты справился с трудной программой». Ведите счет своим удачам, а не своим неприятностям, советуют опытные педагоги и психологи.
Категория: Профильное обучение | Добавил: galinaonichshenko (2015-05-23) | Автор: Онищенко Галина Викторовна E
Просмотров: 287 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 8:58 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru