Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Внедрение стратегий формативного оценивания в рамках обновления содержания образования
Внедрение стратегий формативного оценивания
в рамках обновления содержания образования


Чтобы внедрить стратегии формативного оценивания в рамках обновления содержания образования в колледже мне необходимо было:
• во-первых, прийти к осмыслению процесса формативного оценивания, использовать его стратегии в своей профессиональной деятельности;
• во-вторых, показать его возможности студентам, как будущим учителям, для оказания им содействия в преподавании и обучении с использованием новых подходов, которые тесно связаны с пониманием эффективной оценки обучения и оценки для обучения.
За последнее десятилетие в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных компетентностей учащихся. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания. При такой парадигме образования традиционная «отметочная» система оценивания имеет ряд проблем.
Востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений обучаемых, который позволит устранить негативные моменты в обучении, способствует индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. «Оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей, является формативным, иначе оцениванием для обучения» (Руководство для студента, стр.142).
Оценивание для обучения – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением студента, процесс поиска и интерпретации данных, используемый преподавателями и студентами для определения:
а) уровня, на котором находятся обучаемые в процессе своего обучения;
б) направления, в котором следует развиваться;
в) решения, как лучше достигнуть необходимого уровня.
Целью формативного оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения, которая предполагает постановку задач учителем или совместно с учащимися для улучшения результатов обучения. Согласно моему ССП в данном модуле целью являлось: произвести формативную самооценку и взаимооценку работы студентов по теме.
В период проведения серии последовательных уроков я постаралась активно и эффективно внедрить данный модуль, и в этом мне помогло использование разнообразных стратегий формативного оценивания.
Для выявления того, насколько студенты правильно выполняют задание, и для осуществления эффективного самооценивания я использовала стратегию «Измерение температуры»: после 10-минутной работы в группе, приостанавливала деятельность студентов рефлексивным вопросом: «Что вы сейчас делаете?». Отвечая на этот вопрос, студенты предоставляли мне информацию об уровне понимания сути задания и на какой стадии процесса его выполнения они находятся. Эта стратегия помогала вовремя выявить уровень понимания сути задания и внести соответствующие корректировки, благодаря чему студенты выполнили задание правильно и в установленные сроки.
Чтобы определить и оценить глубину понимания темы, проблемы мы применяли стратегию «Светофор», которая позволила студентам обозначить собственную степень понимания или непонимания материала и затем принять решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе.

Фото 1. Стратегия «Светофор»

Также студентам понравилось применение обратной связи – «Две звезды, одно желание», «Сэндвич с обратной связью». Выбор данных стратегий не случаен, так как каждая из них предусматривала использование приемов самооценки студентом или взаимооценки одногруппниками и способствовала повышению эффективности формативного оценивания.



Фото 2 и 3. «Две звезды, одно желание»






Фото 4, 5 и 6. «Сэндвич с обратной связью»

Мне кажется, что оценка одногруппников – полноценный обучающий прием оценивания. Кроме того, взаимное оценивание позволяло закреплять изученный материал посредством тщательного изучения творчества друг друга. Студенты учились отмечать сильные и слабые стороны других работ и, таким образом, анализировали собственный прогресс.
Но при первой попытке взаимооценивания во время проведения «Сократовского семинара» возник конфликт между студентами, т.к. оцениваемый не согласился с предложенной оценкой относительно себя. Пришлось примирять студентов и напоминать о том, что проверяется готовая работа (согласно принятым нами же критериям), а не студент или группа студентов. Думаю, что регулярное использование различных приёмов взаимооценивания приучит студентов корректно относиться к этому.
Я уверена, что предложенные стратегии мои студенты смогут применить в своей педагогической деятельности.

Фото 7. Рефлексия студентки М.

Что касается эффективной постановки вопросов при развитии самооценивания студентов, я уже упоминала стратегию «Измерение температуры» при работе в группе. Приём же «Сигналы рукой» способствовал констатации понимания или непонимания студентами материала. Для этого мы предварительно договаривались об определенных сигналах, увидев которые, я предлагала некоторым студентам высказаться, ответив на уточняющие вопросы: «Что именно вам непонятно? Что именно вы поняли?».
На этапе подведения итогов работы групп и обсуждения полученных результатов задавала студентам следующие вопросы: «Какие положительные стороны были отмечены в работе каждой группы? С какими трудностями столкнулись группы при выполнении задания? Как можно их преодолеть?» В ходе ответов совместно со студентами отмечали достоинства в работе каждой группы (составление заданий к тексту, таблиц наблюдений, ментальных карт), определяли пути преодоления возникших проблем.
Данная стратегия давала возможность определить: стоит ли перейти к следующему разделу в изучении темы, т.к. результаты положительные; либо предложить студентам выполнить дополнительные задания, упражнения или использовать другие методы обучения с целью более глубокого освоения темы, т.к. результаты невысокие.
Фото 8. Обратная связь студентки К.

Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы обучающихся. Данную мысль я старалась донести до своих студентов. Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса, а критерии способствуют его объективности. Поэтому, перед тем как начать выполнение какого-либо задания, студенты разрабатывали критерии оценивания, основой которым служили учебные цели. Эффективно разработанные критерии оценки и их градация ясно демонстрировали студентам, что и как будет оцениваться, а также служили хорошим руководством в процессе выполнения работы. Для работы в группе (правила на 1 уроке), для наблюдения за беседой (на 2 уроке), для организации оценивания составленных и выполненных заданий по тексту (на 3 уроке) и созданных презентаций по теме (на 4 уроке) были даны мною или совместно разработаны критерии, которых и придерживались студенты во время работы. Наличие критериев позволило грамотно выполнить и защитить своё творчество, а главное сформировать позитивное отношение к оцениванию и повысить ответственность студентов за достижение результата.

Фото 9 и 10. Критерии работы в группе и при наблюдении беседы.

Подчас и нам, преподавателям, сложно определить критерии оценивания работ студентов, особенно, если это творческие работы. На первых порах и студентам тяжело было разрабатывать такие критерии, приходилось уделять этому много времени. Я считаю, что мне необходимо продолжить эту работу и сделать её регулярной.
Формативное оценивание – непрерывный поток обратной связи со студентами, поэтому в конце каждого занятия она присутствовала обязательно. Не обходилось и без рефлексии, которая позволяла студентам провести мониторинг своего понимания основных знаний и навыков.


Фото 11 и 12. Рефлексия «Три М(омента)»

Считаю, что получала эффективную обратную связь, которая давала мне возможность увидеть, как идет процесс обучения, информировала о достижениях и проблемах студентов. Студенты же познакомились со способами самооценивания и взаимооценивания, убедились в необходимости проведения обратной связи и рефлексии, применения стратегий, которые позволят выявить степень усвоения материала и понимания выполнения заданий, учились составлять критерии для оценивания работы.


Фото 13. Рефлексия студентки Ч.

С учетом всех выводов, положительных моментов и трудностей, возникших в период практики при использовании стратегий формативного оценивания, я планирую продолжать работу в данном направлении для того, чтобы учитывать потребности и возможности каждого студента, а также научить их контролировать собственное обучение, сформировать максимум компетенций, необходимых им как в процессе обучения, так и в дальнейшей педагогической деятельности.

Использованная литература:
1. Программа курсов дополнительного профессионального образования студентов выпускных курсов высших учебных заведений, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработанная на основе уровневых программ повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015 г. – 43 с.
2. Руководство для тренера. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015 г. – 121 с.
3. Руководство для студента. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015 г. – 183 с.
4. Раздаточные материалы. Первая неделя. Первый этап «Лицом к лицу». – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015 г. – 275 с.
5. Раздаточные материалы. Вторая неделя. Первый этап «Лицом к лицу». – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015 г. – 299 с.
6. Задания для выполнения в период практики в высшем учебном заведении. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015 г. – 15 с.
7. Раздаточные материалы. Первая – вторая неделя. Второй этап «Лицом к лицу». – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015 г. – 83 с.
8. Оценивание учебных достижений учащихся. Методическое руководство/Сост. Р. Х. Шакиров, А.А. Буркитова, О.И. Дудкина. – Б.: «Билим», 2012
9. Формативное (формирующее) оценивание: методическое пособие / Е.Н. Кохаева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2014
10. Программа развития одаренности детей. АОО «Назарбаев интеллектуальные школы».
Активные упражнения для создания обучающей коллаборативной среды. Сборник упражнений / Ж.К. Шимырбаева, З.Е. Идришева. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства – 2015. – 36 с.
Категория: Профильное обучение | Добавил: espanola (2018-02-14) | Автор: Завертяева Ирина Васильевна E
Просмотров: 247 | Комментарии: 1 | Теги: формативное оценивание, колледж, обновлённое содержание образования | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2018-11-13, 10:27 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1574]
Школьный психолог [535]
История [760]
Опыт [534]
Научная кафедра [227]
Воспитание души [252]
Мастер-класс [230]
Семья и школа [186]
Компьютер-бум [262]
Английский язык [844]
Великие открытия [25]
Университет здоровья [134]
Математика [1244]
Химия [396]
Классному руководителю [679]
Биология [602]
Думаем, размышляем, спорим [101]
Казахский язык и литература [1862]
Краеведение [98]
Начальная школа [4112]
Беседы у самовара [20]
Мировая художественная культура [44]
Новые технологии в обучении [392]
Сельская школа [79]
Профильное обучение [83]
Демократизация и школа [28]
Физика [312]
Экология [190]
Дошколенок [1675]
Особые дети [306]
Общество семи муз [61]
Школа и искусство
Уроки музыки [655]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [483]
Мой Казахстан [241]
Школьный театр [76]
Внеклассные мероприятия [1236]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [101]
ИЗО и черчение [225]
Физическая культура [563]
Немецкий язык [56]
Технология [312]
Самопознание [423]
Профессиональное образование [120]
Школьная библиотека [87]
Летний лагерь [20]
Дополнительное образование [54]
Педагогические программы [17]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы конспект урока 6 класс физика язык класс стихи Казахстан математика урок праздник познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень семья и школа игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье вода Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Астана Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура Великая Отечественная Война игры КВН занятие детский сад физкультура коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru