Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Развитие ребёнка средствами хореографического искусства.
В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству, в частности хореографическому. Танцевальное искусство с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно богатой личности.
Хореография приносит радость как исполнителю, так и зрителю, она воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Этот вид искусства любят многие дети. Им нравится двигаться под ритмичную танцевальную музыку. Простая, доступная музыка будит их фантазию, увлекает. Ребёнок учится слушать, воспринимать, оценивать и любить музыку.
Танец и музыка очень взаимосвязаны друг с другом. Музыка является душой танца. Она создаёт то творческое настроение, ту эмоциональную атмосферу, которые необходимы для создания образа в танце. Ведь только при органической взаимосвязи музыки и движений танец приобретает осмысленность и выразительность. Движение и музыка, одновременно влияя на ребёнка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, воздействуют на его двигательный аппарат, развивают слуховую, зрительную, моторную ( мышечную) память, учат благородным манерам. В танцах музыка помогает детям следовать за развивающимся содержанием, чувствовать логическое завершение музыкальной мысли.
С давних пор известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Чем раньше ребёнок начнёт слышать приятную ему музыку и сопровождать ее ритмичными движениями, тем активнее начнётся развитие всех сенсорных каналов, необходимых в жизни.
Творческая активность детей развивается постепенно, путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.
Учитывая психологию детей дошкольного возраста и беря во внимание то, что ведущей деятельностью в этот период является игра, занятия можно выстраивать в форме танцевальных и музыкальных игр. Танцевальные игровые композиции обогащают детей яркими образными движениями, создают условия эмоциональной разрядки, улучшают функции внимания. В танце ребёнок проявляет свои способности, свою творческую активность, фантазию, учится сам создавать пластические образы. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется.
Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать её органичным компонентом занятия, средством достижения намеченной педагогом цели.
Подвижные игры различной направленности являются эффективным средством комплексного развития танцевальных качеств или обучения отдельным умениям, закрепления определённых танцевальных навыков.
Так, игровое занятие можно провести в форме погружения в сказку. Тогда традиционные упражнения партерной гимнастики приобретают одушевлённые формы в виде животных, растений, явлений природы, предметов, что помогает их сделать понятнее, интереснее, а также развивает детское воображение и творчество, закладывает основы эмоционального исполнения. В то же время мышечные ощущения закрепляются с интересом и удовольствием, что способствует развитию физических данных детей: выворотности, гибкости, растяжки.
Использование игровой технологии предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств игр, но может осуществляться путём включения методических особенностей игры в любые танцевальные движения.
Ценность игр заключается в том, что приобретённые умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретённые воспитанниками в игровых условиях, не только сравнительно легко применяются ими при последующем, более углублённом изучении соответствующих движений, но и облегчают дальнейшее овладение сложными техническими приёмами. На этапе совершенствования двигательных навыков неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у воспитанников способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде.
Процесс игровой образовательной танцевальной деятельности позволяет быстрее и проще добиться необходимого уровня эмоционального, интеллектуального, физического, коммуникативного, эстетического развития воспитанников.
Благодаря интересу всех детей к играм вообще, они легче втягиваются в обучение, вкладывая больше сил, а соответственно, получая и больше пользы – закладываются основы трудолюбия. Успешно освоив через игру базовый уровень танцевальных умений и навыков, дети чувствуют себя уверенней в коллективе детского сада, школы, лагеря отдыха, компании друзей. Они учатся плодотворно взаимодействовать друг с другом и получать удовольствие от коллективного творчества, укрепляются межличностные связи, совершенствуются коммуникативные навыки.
В музыкальных играх дети создают определённый образ и передают в движении разнообразные чувства. Игра– это особая форма усвоения ребёнком окружающей действительности. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определённую цель, какое-либо задание. Игра выступает как универсальное средство развития и обучения, стимулирующее творческую деятельность детей и формирующее начальные хореографические умения. Через музыкально-ритмические игры дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной грамотой, с окружающей жизнью, уточняют и осмысливают свои представления о мире. Упражнения разучиваются через образные сравнения в игровой форме. Ритмические музыкальные игры способствуют развитию у детей музыкальности и пластической выразительности, гармонично развивают.
Детские танцы - это как путешествие в волшебную страну, где все друг друга понимают. Язык танца объединяет детский коллектив, а слияние игр и танца даёт каждому ребёнку дополнительный импульс, интерес к танцу и вообще к творчеству.
Активным, творческим, пробуждающим в ребёнке художественное начало является и сам процесс обучения танцу. Именно в детском возрасте закладываются основы танца. Осваивая танцевальную лексику, ребёнок не просто воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала для него доступной. Танцевальная часть занятия требует абсолютной внутренней собранности, серьезной физической подготовки, стремления к преодолению трудностей и способностей к сознательной затрате значительного количества физических сил. Эта часть занятия направлена на выработку необходимых хореографических навыков: развитие выворотности, укрепление мускулатуры, стоп и подъёма, развитие эластичности связок и мягкость движений. На коллективных занятиях изучаются простейшие танцевальные элементы и композиции. Ребята учатся работать во взаимодействии друг с другом, понимать и чувствовать своего соседа. Все навыки и умения, приобретённые на коллективных занятиях, пригодятся в дальнейшей жизни. Ребёнок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.
Занятия хореографией помогают детям снять психологические и мышечные зажимы, выработать чувства ритма, уверенность в себе, научиться двигаться в соответствии с музыкальными образами, что необходимо для сценического выступления. Также воспитать в себе выносливость, скорректировать осанку, развить координацию, что необходимо не только для занятия танцем, но и для здоровья в целом, а также стать частичкой одной большой и дружной команды.
Каждый ребёнок стремится к красоте и гармонии, старается выразить себя посредством движения, и помочь ему в этом могут специально организованные танцевальные занятия, которые призваны развить в ребёнке выразительность, пластичность, общую культуру движений. Занятия включают в себя:
Ритмические упражнения. Одно из важнейших условий правильного исполнения танца - способность воспринять его ритм и вовремя в него включиться. Как правило, дети по природе очень чутко улавливают ритм, они его прекрасно чувствуют, но далеко не всегда могут передать его движениями. Упражнения развивают у ребёнка чувство ритма, умение двигаться под музыку.
Разминочные упражнения. Для того, чтобы красиво танцевать нужно сначала научиться владеть своим телом и знать его возможности. С помощью специальных разминочных упражнений ребёнок учится разогревать мышцы и готовится к более сложным танцевальным упражнениям. Также он учится держать правильную осанку.
Упражнения на пластику и фантазию. Особую роль в развитии детей средствами хореографии играет участие детей в исполнительной и сочинительной деятельности, импровизации. Дети испытывают потребность в свободном танце, для них это доступная форма самовыражения.
Партерная гимнастика. Дети с удовольствием занимаются партерной гимнастикой. Упражнения выполняются сидя и лёжа на ковриках. Применяется ряд комплексных упражнений для различных групп мышц тела. Упражнения способствуют исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогают выработать выворотность ног, развить гибкость, эластичность стоп.
Хореографические упражнения. Дают представление о классическом танце. Разучиваются основы классического танца. Дети знакомятся с позициями и положениями рук и ног, положением корпуса и головы во время исполнения танцевальных движений. В этой части занятия они чувствуют себя настоящими балеринами.
В музыкально - танцевальных играх дети создают определённый образ и передают в движении разнообразные чувства. Игры создают на занятии атмосферу радости, бодрости и удовольствия. В играх дети легко усваивают и совершенствуют многие способности и жизненно необходимые навыки.
Постановочная и репетиционная работа
Разучиваются сюжетные, игровые танцы на основе выученных ранее элементов.
Закрепляются знания и навыки, приобретённые на уроках, а также приобретаются новые, связанные с работой над раскрытием танцевального образа, с решением круга исполнительских задач, предъявляемых сценой. Как правило, после постановочной работы, следуют продолжительные репетиции, на которых отрабатывается танцевальное мастерство.
Категория: Профильное обучение | Добавил: robert (2013-02-18) | Автор: Гаммершмидт Галина E
Просмотров: 4344 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 11:07 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru