Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Демократизация и школа

Новая роль преподавателя в условиях современного общеобразовательного процесса
Время меняется, а вместе с ним меняемся и мы.
Овидий


Социальные потрясения последних десятилетий исказили представления о том, каким должен быть человек, взявшийся за дело воспитания детей: каковы его личностные, человеческие качества, система ценностных отношений и реальных проявлений в общественной жизни, и в какой мере личностные характеристики отвечают профессиональным требованиям и позволяют нести ответственность за человеческие души.
В настоящее время существует разрыв между теоретическим осознанием необходимости развития нравственной составляющей каждого человека и её реальным уровнем. Изменилась духовная атмосфера общества, а с ней – и ценностные ориентации. Ориентация на материальную обеспеченность стала главнейшим мотивом жизнедеятельности граждан страны. Социологические исследования, изучающие направленность личности современного поколения молодёжи подтверждают, что нравственные ценности не относятся к числу приоритетных. Ценность жизни Другого, природы в целом не имеют определенного значения, что ведёт к общей дисгармонизации общества.
В начале третьего тысячелетия человечество находится на пути формирования нового типа культуры и типа личности. Культура нового типа – культура синтеза, где формирование новой системы ценностей будет идти по пути синтеза достижений техногенной культуры и идей традиционной культуры, т. е. синтеза культур Запада и Востока. Культуре ХХI века необходима личность, в которой соединились понятия «Я» и «МЫ», а это способствовало бы воспитанию у каждой личности потребности в диалоге, способности к диалогу, умению выстраивать диалог.
Диалог – это единственно возможная форма развития культуры, и основное условие существования человечества в данное время. Диалог возможен во взаимодействии людей, культур, конфессий, идеологий, поколений, полов и на конец природы. Для того чтобы диалогическое отношение к себе и миру было претворено в жизнь, необходимо изменить представление о роли преподавателя в сфере образования в условиях современного общеобразовательного процесса.
Профессия педагога – одна из древнейших. В ней аккумулирован тысячелетний опыт поколений, а педагог является связующим звеном, носителем общественно-исторического опыта. Однако современный мир стремительно изменяется, а вместе с ним и социальные роли педагога как субъекта образовательного процесса. Во-первых, преподаватель должен быть творческой личностью, генератором идей. Только творческая личность может воспитать творца. Он должен научиться формировать такое мышление, которое даёт возможность не просто изучать известные представления о мире, но быстро и стабильно создавать новые представления, что является свойством таланта. От формулы «гений – это 99% труда и 1% таланта» перейти к формуле «99% таланта и 1% обучения». Творчество преподавателя проявляется в эффективном внедрении накопленного опыта в новых условиях, в самосовершенствовании, в умении видеть много вариантов решения одной и той же проблемы, трансформировать теоретические указания в конкретные педагогические действия, направленные на достижение цели и укрепление связей с обучаемыми.
Во-вторых, преподаватель учит новому мышлению, методам познания и самоорганизации.
В-третьих, должен уметь развернуть представление во времени. Для этого ему необходимо преодолеть серьёзный мыслительный барьер, чтобы расположить события на одной плоскости.
В-четвёртых, научить студента самостоятельно рассматривать явления целостно и в динамике.
В-пятых, творческий преподаватель должен быть наделен таким качеством, как педагогическая справедливость. Она выступает в роли своеобразной меры объективности преподавателя, уровня его воспитанности (доброты, принципиальности, чуткости). Справедливый преподаватель – это высшая похвала любому уважающему себя педагогу, которая притягивает к нему студентов.
В-шестых, современному преподавателю выдвигается новая роль быть научным консультантом и научным руководителем. Это требование вытекает из специфики самостоятельной работы, которой необходимо руководить, которую нужно контролировать, индивидуализировать, планировать, направлять к изучению конкретных дисциплин и способствовать развитию творческих умений, навыков, в целом творческому саморазвитию студентов. Для того чтобы преподаватель как научный консультант и руководитель умел обучать студентов навыкам научно-исследовательской работы ему самому необходимо овладевать исследовательскими умениями. К его роли выдвигаются новые требования:
1.Развитие творческого воображения;
2.Умение генерировать новые нестандартные идеи;
3.Знание об инновационных креативных технологиях;
4.Использование методов, приёмов и средств для вовлечения студентов в поисковую деятельность;
5.Свободное владение информационными технологиями.
Роль преподавателя становится многократно сложнее, поскольку включает в себя подготовку профессионалов, готовых учиться в течение всей жизни, переобучаться и адаптироваться к изменениям рынка труда. Сейчас важно переходить:
1.От «человека знающего», то есть вооруженного системой знаний, умений и навыков, к «человеку, подготовленному к деятельности», способному активно и творчески мыслить, действовать, интеллектуально, нравственно и физически самосовершенствоваться. Речь идет о переходе от информационного обучения к обучению инновационному.
2.Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность, а инициативность, поскольку данная черта личности может гарантировать успех в жизни, мобильность, готовность к решению различного рода задач. Инициативность надо не только поддерживать, но и целенаправленно, последовательно формировать.
3.От знаний – к компетенциям. Надо отходить от запоминания огромного количества дат, фактов, событий, формул. Надо учить умению рассуждать, сравнивать, оценивать полученную информацию, интерпретировать, аргументировать собственную точку зрения.
4.Преподаватель должен давать знания, требующие от студента анализа и критического пересмотра того, что он знает. Самостоятельное и коллективное обучение должно стать наиболее важной целью образовательной практики.
5.Необходимо переходить от формирования пассивного слушателя к активно мыслящему собеседнику. Критерием успешности обучения должно стать умение ясно выражать мысли, аргументировать, работать в группе и команде.
6.Должен работать принцип «образование ради повышения качества развития личности студента».
Новая роль преподавателя должна опираться на четырёх принципах: учиться жить, учится познавать, учиться делать, учиться жить сообща, налаживая партнёрские отношения.
Преподаватель должен быть:
а) непременно талантливым;
б) способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
в) профессионально грамотным;
г) интеллигентным, нравственным и эрудированным;
д) владеющим передовыми педагогическими технологиями.
Для достижения успехов в профессиональной деятельности преподаватель должен стараться максимально развивать свои внутренние силы, закалять свою волю и характер, мышление и потенциальные возможности. От того, насколько преподаватель умеет управлять процессом собственной деятельности, зависит успешность и результативность его действий как самостоятельной личности. Преподаватель, как и специалист любой другой профессии, также обязан стремиться к выработке таких личностных качеств, как стремление к самопознанию, саморазвитию, самоконтролю, требовательностью к себе и другим, которые позволили бы ему не только свободно контактировать со студентами, но и обогащать педагогический процесс новым содержанием. К. Д. Ушинскому принадлежит такое высказывание: «Учитель только в той мере воспитывает и образовывает, в какой он сам воспитан и образован, и только до тех пор он может воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим воспитанием и образованием».
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование, являясь самостоятельной познавательной деятельностью, требует от личности целенаправленного саморазвития – развития психических свойств, качеств, интеллектуальных, организационных умений и навыков. Только на этом пути возможен рост личностный и рост профессиональный.
Основа становления педагогического мастерства и творчества – это нравственное и духовное становление, в основе которого лежит знание.
По Абаю, человеку свойственно три способности познания – ум, чувство, воля. К проявлениям ума Абай относит восприятие, представление, ощущение, память, воображение, мышление и разум. К уму он относит черты хладнокровности, ясности и остроты, а к чувствам – полноту, радость, любовь, страсть. Абай пишет: «Человек критического ума, склонный к анализу, умеющий отделять нужное от ненужного, как правило, обладает сильным духом. А тот, кто не размышляет над услышанным и увиденным, не только не приобретает нового, но и теряет старые познания. Дух его слабеет. Человека понявшего это, думается, уже можно назвать умным». И главное, как отмечает Абай: «Разум и доброта, упорство, скромность и труд, доверься – не подведут».
Каким должен быть современный преподаватель?
Духовно развитым, социально зрелым, творческой личностью, компетентным, профессионально владеющим всем арсеналом педагогических средств, стремящимся к постоянному самосовершенствованию. Он несет ответственность в формировании и развитии высокообразованной творческой личности и максимальной самореализации (Н. Назарбаев).
Современный преподаватель должен помнить чудесные слова М. Бубера: «Каждая личность, рожденная в этом мире, являет собой что-то особенное, чего никогда не существовало раньше, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан всегда помнить, что никогда ранее на земле не жил никто, подобный ему, и поэтому каждый призван осуществить свою миссию в этом мире».
Преподаватель – это титан, держащий в руках связь времен; мудрец, умеющий просто объяснить все сложное; трибун, чьё патриотическое слово рождает жажду подвига; художник, создающий живую красоту мира; человек, которому ведомы все душевные движения, в котором требовательная строгость равна утешительной нежности.
Категория: Демократизация и школа | Добавил: Азбарова9958 (2014-08-18) | Автор: Азбарова Шолпан E
Просмотров: 1775 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 7:12 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru