Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Демократизация и школа

Как сформировать правовое сознание у школьников.
[size=16]Как сформировать правовое сознание у школьников.[/size]

Современное общественное развитие Казахстана остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрел в сфере патриотического воспитания молодежи. Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяет как одна из приоритетных в современной молодежной политике. Казахстан стал независимым, суверенным государством со своей государственной и правовой системой. В Конституции государства поставлена цель, построить правовое государство, демократичное общество, утвердить гражданский мир и национальное согласие, представить гарантию прав и свобод человека. Как достигнуть такие цели? Реально ли сделать в ближайшее время? Думается, что в решении поставленных целей большое значение имеет ознакомление с принципами правовой системы, принимаемыми в обществе законами уже с детского возраста. Именно в школе сегодня находится социальная база будущих граждан демократического общества. Успех зависит от того, насколько быстро укоренятся полученные знания в умах будущих граждан, смогут ли они использовать свои знания и опыт в политическом процессе и хотят ли быть активными гражданами общества.
Важнейшим достижением системы образования в нашей стране за последние десятилетия является её переориентация на принципы гуманизации, на воспитание подрастающего поколения в духе общечеловеческих ценностей и идеалов мира. В свете этого определяются две важнейшие задачи:
Социальная - существенное изменение положения ребенка в Казахстане;
Педагогическая – формирование элементарной правовой культуры юных членов общества.
Анализируя современное состояние проблемы правового воспитания, следует отметить, что в условиях гуманизации и демократизации нашего общества главной причиной её актуальности является возросший интерес к индивидуальности, личности. Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социально зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Правовое сознание сугубо индивидуально. Но оно должно соответствовать общественному правосознанию, то есть в правосознании личности должны отражаться сложившиеся в обществе правовые теории, идеи, взгляды. Ныне главной идеей общественного правосознания является идея о высокой социальной ценности права, о необходимости его неуклонного соблюдения, строгого следования требованиям законности. Именно эта идея и должна находиться в центре внимания при осуществлении правового воспитания молодёжи.
Общественное правосознание воплощается в жизнь через индивидуальное правосознание. Правовые идеи, теории, взгляды должны стать убеждением конкретных людей. Однако в каждом человеке они преломляются с учётом его жизни и личных качеств. Индивидуальное правосознание человека зависит от его образования, опыта жизни, воспитания, возраста, духовных склонностей, принадлежности к различным социальным группам, национальности. И не учитывать этих обстоятельств при проведении правовой воспитательной работы нельзя. Знание специфики становления и развития индивидуального правосознания при правовом воспитании молодых людей имеет первостепенное значение.
Практика показывает, что среди определенной части молодежи широко распространены правовой инфантилизм, правовой нигилизм и правовой цинизм. Поэтому, организуя право воспитательную работу, необходимо учитывать отношение воспитуемых к праву, уровень знания ими норм права, их готовность действовать в соответствии с правом. Формирование правосознания человека зависит не только от его знаний и опыта, но и от индивидуальных психологических качеств (способностей, темперамента, характера), которые нельзя не учитывать.
Правильное воспитание каждой отдельной личности ведет к созданию культурного, социально активного и законопослушного общества. В современном обществе правовое воспитание становится общегосударственной задачей, т.к. показатели и качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в Конституции Республики Казахстан.
Укрепление норм воспитанности в сознании человека вырабатывает прочное правовое сознание. В данном случае воспитание, как процесс – это средство, а сознание, как результат – цель.
В соответствии с Законом РК "Об образовании” в настоящее время четко определено место и роль воспитывающей деятельности в области образования. Она рассматривается как приоритетное направление в деятельности образовательного учреждения. Школа является одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное, организованное и систематическое воздействие на личность формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правомерного поведения, правовую культуру.
Любое преступное поведение несовершеннолетнего является следствием социальной дезадаптации (отклонения в поведении). Поэтому необходимо способствовать формированию правового сознания. Правовое сознание – это осознание человеком своих прав, их понимание. Правовое сознание формируется на основе права.

Основными его компонентами являются:
 Знание права;
 Понимание права
 Уважение права;
 Вера в правильность и справедливость права;
 Готовность к соблюдению права;
 Неукоснительное выполнение требований права.
Человек с малых лет подспудно начинает осознавать правовые явления. Подрастающий ребенок первые правовые уроки берет у родителей, глядя на их поведение, слушая их слова. А затем правовые знания ребенок получает в школе не столько в результате обучения праву, сколько в процессе обучающей и воспитывающей деятельности.
Проблема правового воспитания личности непреходяща. В современных условиях острых социальных и духовных конфликтов она приобретает актуальность. Откуда же берется в столь юных созданиях деформация нравственных ценностей и ориентиров, которая приводит их к совершению тяжких насильственных преступлений?
Существует классификация отклонений, которая помогает нам определить те или иные причины девиантного поведения несовершеннолетних
1.ФИЗИЧЕСКИЕ - Связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.
Причины от которых зависит наличие данных проблем: наследственные факторы или внешние обстоятельства.
2.ПСИХИЧЕСКИЕ - Связаны с умственным развитием, психическими недостатками. Могут быть врожденными или являться результатом болезни, травмы или другой причины.
3.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - Связаны с нормами получения или неполучения общего или профессионального образования.
Причины: нежелание учиться, неблагополучие в семье, экологические и социальные катаклизмы, отклонения в развитии.
4.СОЦИАЛЬНЫЕ - Связаны с понятием «социальная норма» - правила, образец действия, мера допустимого поведения.
Причины: трудности переходного возраста; неопределенность социального положения; нестабильность; экстремальные ситуации (сиротство, кризисные семьи). Наиболее часто мы сталкиваемся с последними видами отклонений – педагогические, социальные.
Далее вашему вниманию предложены причины социальной дезадаптации несовершеннолетних (в порядке их приоритетности)
 Главное место отводится дисгармоничной семье
 Личностные особенности ребенка( заболевания, характер, темперамент, психические отклонения)
 Школьная дезадаптация подростка
 Асоциально - ориентированное неформальное окружение сверстников
 Социально - демографические проблемы
Семья превращается для многих подростков в фактор, травмирующий и деформирующий их юные души. Ведь только в результате поражений семей алкоголизмом ежегодно около 60 тыс. детей остаются без родительского попечения.
Эти удручающие цифры – свидетельство десятков тысяч изломанных судеб, озлобившихся душ детей, которые с малых лет лишены того, что делает человека – человеком. Но семей, где не хотят правильно воспитывать детей, сознательно прививают им антиобщественные взгляды, буквально единицы. Гораздо чаще родители или не умеют (обычно этого не осознавая) воспитывать детей, или не могут из-за целого ряда причин, где известную роль играют и такие, как болезнь и занятость.
Решающим является не состав, а те взаимоотношения, которые складываются между ее членами. Именно неблагополучные взаимоотношения в семье, отрицательный пример родителей является одной из важнейших причин появления трудных подростков.
Изначально в характере человека нет таких качеств, которые неизбежно приведут его к преступлению. Индивидуальные качества личности могут лишь способствовать этому в сочетании с внешними факторами.
Таким образом, выявление системы нравственных, духовных ценностей – главное в изучении личности. Первые преступление и наказание не проходят бесследно и часто становятся отправной точкой для дальнейшей преступной деятельности. Совершая преступление, человек не только проявляет себя, но и проходит через определенный этап формирования своей личности.
Важнейшей проблемой проведения занятий по обучению школьников праву является то, что способы действия, основанные на реализации правовых принципов, не могут быть извлечены ни из личных отношений между людьми, ни из существующего юридического производства . Таким образом, педагог должен представлять правовое поведение не как реальность , а как возможность, реализующуюся в будущих действиях ученика.
Формирование основ правового сознания детей возможно через формирование трех его компонентов:
• информационно-познавательного – знание детей о правах и обязанностях;
• эмоционально-оценочного – оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения правовых норм.
• поведенческо-деятельностного – умения и навыки по реализации правового поведения, умения реализовывать свои права в деятельности, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Для достижения данных целей и задач, развития у детей устойчивого интереса к изучению своих прав и обязанностей, разнообразия форм проведения занятий я использую игру. Игра – понятие многогранное. Она обучает, развивает, воспитывает. В процессе игры воспитательные требования взрослых к детям становятся требованиями к самим себе, значит активным средством воспитания и самовоспитания. Игра – естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. Игра способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение.
Игра – это уникальный полигон человеческой практики, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. Игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, а с другой стороны, выявить недостаточность опыта.
Таким образом, в своей практике я использую игры нескольких типов:
интеллектуально-творческие игры, деловые игры, комплексные игры.
Благодаря интернет-ресурсам эта работа может быть более разнообразная и интересная:
• флеш-игры – собрать пазлы по мотивам литературных произведений («Чиполино», «Незнайка и его друзья»);
• просмотр мультипликационных фильмов, с дальнейшим его анализам («Чертенок №13», «Буревестник», «Смешарики. Азбука права»)
• просмотр киножурнала «Ералаш»
• использование фрагментов из проекта – «Общее Дело»
• оформление тематических стендов как для детей, так и родителей;
• правовое лото, с учетом возрастных особенностей;
• использование пословиц и поговорок;
Таким образом, хочется отметить тот факт, что игра - естественная форма деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для своего "Я", личного творчества, активности, самопознания, самовыражения. Игра хранит и передает по наследству огромную гамму духовных, эмоциональных ценностей человеческих проявлений. Она вечно обновляется, изменяется, модернизируется, вовлекая детей в совместное творчество и постижение мира.
Практика проводимых занятий и мой опыт показывает, что игра необходимый вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления о правах, приобретаются новые знания, навыки, формируется положительный климат на занятии, повышается интерес к изучению основных прав человека.
Построенные мною в игровой форме занятия позволяют детям в легкой и доступной форме приобретать знания по правам человека и ребенка в частности, основные навыки защиты прав, учатся преодолевать барьеры на пути осуществления своих прав.
Не стоит забывать, что подросток, у которого сформированы правосознание и нравственная культура, не будет пополнять ряды правонарушителей.
Категория: Демократизация и школа | Добавил: Марьям (2011-11-07)
Просмотров: 3227 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 1:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru