Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

Инновационные процессы в сфере образования, возрастающая роль физических знаний в формировании активной жизненной позиции и социализации у подрастающего поколения, обуславливают важность проблемы личностно ориентированного обучения и требуют переосмысления форм проектирования учебного процесса как управления познавательной деятельностью ученика. Это в свою очередь определяет необходимость использования технологий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности учащихся. Основная цель педагогических технологий – организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Решение этих проблем я реализую через применение интерактивных технологий. Любая педагогическая технология обладает той или иной степенью интерактивности, но некоторые из них содержат интерактивный режим как обязательный компонент. К такой категории относится коллективная (групповая) форма организации учебной деятельности.
Использование интерактивных технологий в обучении позволяет достигнуть высокого уровня коммуникативной активности учебной деятельности школьников. Основной педагогической идеей является самостоятельное конструирование новых знаний и опыта участниками образовательного процесса через общение и взаимодействие.
Обучение протекает в сотрудничестве учеников и педагога. Качество такого взаимодействия зависит от эмоционального уровня познавательной деятельности, а также от качеств субъектов образовательного процесса, их личностно-социальной деятельности, построенной на основе диалога.
Интерактивные подходы в обучении, которые я использую в практике своей работы, организую через групповую форму учебной деятельности учащихся. Я считаю, что такая форма организации учебной деятельности стимулирует умственное развитие учащихся и способствует их воспитанию. Прогрессивная тенденция в развитии урока физики состоит в расширении места, занимаемого коллективной формой организации обучения, так как она опирается на совместную самостоятельную работу, которая сочетается с дифференцированным подходом к учащимся с учетом их индивидуальных способностей.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, усвоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Главное правило групповой формы обучения – это должно происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Коллективная работа имеет следующие признаки:
1. Класс делится на группы для решения конкретных задач.
2. Каждая группа имеет индивидуальное задание (либо одинаковые, либо дифференцированное) и выполняют его сообща под руководством лидера группы или учителя.
3. Задания выполняются таким образом, что можно учитывать и оценивать вклад каждого.
При работе в малых группах обязательно распределяю роли, или же члены группы делают это самостоятельно. В составе группы учащиеся могут выполнять следующие роли:
Фасилитатор – помощник, он же лидер группы.
Регистратор – записывает результаты.
Докладчик – докладывает результаты работы всему классу.
Журналист – задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание.
Активный слушатель – старается пересказать своими словами, то о чем только что говорили.
Наблюдатель – может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы.
Хронометрист – следит за временем, отпущенным на выполнение задания.
Групповые формы обучения я использую при изучении нового материала, закреплении и обобщении изученного, при выполнении практических работ.
В зависимости от выполненной работы, группы могут быть временными или постоянными, гомогенными или гетерогенными. Но все-таки, в практике своей работы, я отдаю предпочтение постоянно-действующим группам. Руководителей групп и их состав подбираю по принципу объединения школьников разной обученности, информированности по данному предмету, психологической совместимости, что позволяет им взаимодополнять и обогащать друг друга.
При групповой форме работы учащихся на уроке, возрастает индивидуальная помощь ученику со стороны учителя и своих товарищей. Причем руководитель группы (это, как правило, сильный ученик) имеет наименьшую помощь, чем ученик слабый, поэтому его знания активизируются, приобретают гибкость, закрепляются при объяснении своему однокласснику.
В зависимости от типа урока и поставленных целей, я составляю дифференцированные или одинаковые задания. Характер выполнения заданий в каждой группе подводит учащихся к решению поставленной проблемы.
Практикую также индивидуальные и групповые опережающие задания: учащиеся готовят краткие сообщения, доклады, проекты по отдельным вопросам. В 7 классе по теме «Природные явления», учащиеся получают опережающие задания – рассказать о причинах и природе землетрясений, о затмениях. В 8 классе после прохождения темы «Передача теплоты», для закрепления используется метод проектов «Система отопления дома» и другие.
Выполнение таких заданий, развивает у учеников приемы самостоятельной и исследовательской деятельности, личную ответственность.
На уроках-семинарах, которые провожу с целью самостоятельного изучения нового материала, составляю одинаковые задания. По завершении выполнения работы ребята оценивают друг друга. Ответ в группах строится от сильного к слабому. Каждому выставляется оценка. Это дает возможность в короткие сроки изучить новый материал, обсудить его и оценить работу каждого. Для экономии времени и снятия психологической напряженности, проверки объективности выставленных оценок, использую сигнальные карточки: «Делегат», «Выбор», «Доверие», «Все все», каждая карточка имеет свой смысл. При выборе карточки «Делегат», группа самостоятельно определяет, кто будет отвечать, и подтверждать правильность выставленных оценок. Сигнальная карточка «Выбор» - отвечающего выбирает учитель, это, как правило, более слабый ученик. Карточка «Все все» - перед классом вся группа подтверждает правильность выставленных оценок. Карточка «Доверие» нравится всем, так как полученные оценки учитель выставляет всем без подтверждения.
Мною разработана система изучения темы «Магнитное поле» в 8 классе по типу уроков – практикумов.
Перед началом изучения материала, сообщаю, сколько учебных занятий отведено на изучение темы, перечисляю знания, умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть. Объясняю, что на изучение данной темы отведено 6 часов.
Каждая группа получает определенное задание (инструктивные карточки, на которых дан алгоритм выполнения работы) и выполняют ее сообща под руководством лидера группы. Способ выполнения работы может быть коллективным или же распределяют обязанности, когда каждый выполняет определенный раздел задания. Затем проверяют уровень усвоения материала и выставляют каждому оценку. На эту работу отводится два урока. Последующие два урока идет на обмен информацией, изучение формул, решения задач. На данном этапе проверяю уровень усвоения материала и объективности выставленных оценок с помощью сигнальных карточек. Пятый урок – итоговый, зачетный, на котором проверяется уровень усвоения всей темы.
Примеров таких уроков в моей педагогической практике много: деловые игры (например, урок пресс-конференция «Ядерная энергия – за и против», при выполнении практической работы «Электрические явления»), встречи с интересными людьми, брейн-ринги, тренинги. Я считаю, что такая организация учебного процесса превращает «учение в увлечение», соответствует современным требованиям образования, имеет социологическое и психологическое обоснование. Результаты анкетирования в экспериментальном классе подтверждают данное положение.
Таблица 1. Результативность учебной деятельности в групповой форме обучения

№ п/п Вид деятельности Результаты
6 кл. 9 кл.
1 Я считаю, что групповая работа развивает самостоятельность ученика А. Да – 60%
Б. Нет – 50% А. Да – 78%
Б. Нет – 22%
2 При групповой работе я не так напряжен А. Да – 55%
Б. Нет – 45% А. Да – 85%
Б. Нет – 15%
3 Умение вести диалог лучше развивается при работе в группе А. Да – 58%
Б. Нет – 42% А. Да – 75%
Б. Нет – 25%
4 При групповой работе ученики учатся лучше взаимодействовать А. Да – 62%
Б. Нет – 38% А. Да – 88%
Б. Нет – 12%
5 Я считаю, что научиться публично говорить, делать выводы проще при групповой работе А. Да – 63%
Б. Нет – 37% А. Да – 75%
Б. Нет – 25%

Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный характер, так как совместный труд более рационален. Групповая форма организации учебной деятельности также учитывает возрастные особенности подростков, которые расположены к различным видам совместной деятельности, формирует положительные нравственные качества личности. Такие уроки несут большой объем информации, так как при их подготовке использую научно-популярную литературу, материалы периодической печати, справочники, фотоиллюстрации, использование информационно-коммуникативных средств обучения (подготовка презентаций, использование слайдов, просмотр видеофрагментов)
Итак, достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности очевидны. Но только в сочетании с другими формами обучения, фронтальной и индивидуальной, групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания я, как учитель, определяю сама, в зависимости от решаемых на уроке учебно-воспитательных задач, специфики содержания, объема, сложности, от стиля отношений, сложившихся в классе (учитель – ученик, ученик – ученик и много других факторов)
Интерактивные технологии обучения – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которые позволяют трансформировать обучение в самообразование, реализовать компетентностный подход в обучении.
Учебные и личностные достижения моих учеников характеризуются позитивной динамикой. В качестве индикаторов, подтверждающих данное утверждение, являются результаты анкетирования, мотивация учебной деятельности, выбор будущей профессии, связанной с физикой, результаты ЕНТ.
Категория: Физика | Добавил: Аяужан (2015-03-31) | Автор: Калижарова Аяужан Асылбековна E
Просмотров: 474 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2016-12-10, 5:38 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1476]
Школьный психолог [501]
История [696]
Опыт [473]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [219]
Мастер-класс [206]
Семья и школа [174]
Компьютер-бум [248]
Английский язык [771]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1142]
Химия [375]
Классному руководителю [626]
Биология [579]
Думаем, размышляем, спорим [92]
Казахский язык и литература [1763]
Краеведение [92]
Начальная школа [3913]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [355]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [290]
Экология [180]
Дошколенок [1492]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [441]
Мой Казахстан [228]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1158]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [282]
Самопознание [381]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [12]
Педагогические программы [4]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru