Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Обобщающий урок "Силы в природе" 7 класс
Обобщающий урок по теме «Силы в природе»

Раздел программы: «Взаимодействие тел»
Тема урока: «Силы в природе»
Тип урока: комбинированный обобщающий урок.
Вид: урок-игра.
Технология: игровая.
Время проведения: заключительный урок по теме «Взаимодействие тел».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки с заданиями.
Подготовительный этап
Класс заранее разбивается на группы. Каждая группа готовит сообщение об одной из сил и её связи с экологией.

ЦЕЛИ УРОКА:
• Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел»;
• Формировать умение применять знания на практике, объяснять физические явления в природе, технике и быту;
• Прививать интерес к чтению дополнительной литературы;
• Формировать умение работать в соревновательном режиме.

ЗАДАЧИ УРОКА :
• Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления;
• Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний о силах, существующих в природе;
• Развивающая – развитие творческого мышления, памяти, внимательности.

ХОД УРОКА
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Ребята! Посмотрите на рядом сидящего соседа по парте. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите, а сосед в свою очередь должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
И мне очень приятно с вами работать.

I. Попробуйте угадать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке:
• Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, у женщин и детей – меньше. Её совсем мало у больных. Она не вещь и не сохраняется;
• Она имеет направление;
• «Давай поборемся», - говорят те, у кого её много.
(учащиеся отгадывают, о какой физической величине идёт речь) (Сила)
Правильно. Это слово в обыденной речи имеет много значений. О вас можно сказать: «Примутся за дело с новыми силами», «Будете сражаться изо всех сил». А что говорят о слабом человеке? «Силёнок не хватит», а о сильном- «Ну и силища». Говорят ещё о силе привычки и о творческих силах, о силе воли. Даже нечистая сила существует в народных преданиях. Вот и мы, сегодня, весь урок будем говорить только о силах. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова: «Вся сила - в знаниях!»
Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное и познавательное путешествие в страну сил. А поедем мы в путешествие в группах по 6-7 человек. (С группами лучше определится заранее). А поможет нам в этом карта, которую вы видите на доске.

Прежде чем отправиться в путешествие нужно хорошо подготовиться, поэтому проведем разминку. Отправляясь в дорогу, нужно собрать необходимые вещи.
Вот у нас, на доске шкаф с буквами, обозначающими физические величины. Вы должны собрать из них как можно больше формул, относящихся к теме сегодняшнего урока. Кто быстрее?
µ; g; k; m; x; ρ; V; Fупр; Fтяж; P; Fтр; N.
Учащиеся каждую формулу вывешивают на доску и поясняют ее.
Критерии оценивания: За каждую составленную формулу учащиеся ставят – 1 балл
Молодцы! Вещи собраны, пора в дорогу!
Пока едем, предлагаю поиграть в физическое лото. У вас имеются карточки с примерами физических явлений и силы, которые возникают при каждом их этих явлений. Нужно их соотнести между собой.
(Каждому ученику раздается по 4 карточки, ему необходимо расставить свои карточки в нужную колонку)

Критерии оценивания: За каждую правильно поставленную карточку учащиеся ставят – 1 балл

Сила упругости Сила тяжести Сила трения
• Груз подвешен на резиновом шнуре
• Предмет вылепленный из глины
• Футбольный мяч после удара
• Буксировочный трос на котором тянут автомобиль
• Линейку которую положили на два брусочка,а сверху поставили груз.

• Капли дождя падают на Землю
• Человек споткнулся и упал
• Стоит стол
• Падающий кирпич с десятого этажа
• Яблоко, сорвавшееся с дерева
• Санки катятся по траве
• Колесо катится по дороге
• Камень лежит на склоне гор
• Торможение автомобиля
• Сгорание метеора в атмосфере
• Тащить мешок с песком по земле

1. А вот и первая наша остановка- Сила тяжести.
Что же ждет нас на этой станции? О местных достопримечательностях расскажет нам гид. (Представитель из первой группы рассказывает приготовленное заранее сообщение о силе тяжести).
Сообщение: Сила- мера взаимодействия тел между собой. Сила тяжести- сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Например, падение мяча, подброшенного вверх, падение капель дождя. Если тело движется только под действием силы тяжести, то оно свободно падает. Сила тяжести зависит от массы тела и рассчитывается по формуле F=mg. Измеряется сила тяжести в ньютонах. Сила тяжести имеет большое значение. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется: сходят с гор лавины, образуются водопады и т.д. Все живые существа чувствуют притяжение Земли.

Экспериментальное задание№1: Вычислить какую силу тяжести оказывает ваша группа на пол.
Критерии оценивания: Кто в группе принимал активное участие по нахождении силы тяжести – 1 балл(самооценивание)

Чтобы отправиться дальше, нужно пройти испытание - найти «физические ошибки в рассказе».
(каждый учащийся самостоятельно работает по тексту и исправляет ошибки).

Примерный текст: Сила тяжести - это сила, с которой Земля отталкивает от себя тела. Она всегда направлена вертикально вверх. Сила тяжести зависит от объема тела или обратно пропорционально его массе. Земной шар немного сплюснут у полюсов. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного меньше, чем на экваторе. Сила тяжести на вершине горы больше, чем у ее подножия.

Критерии оценивания: За каждую правильно найденную и исправленную ошибку учащиеся ставят – 1 балл, максимальное количество 6 баллов.

Испытание пройдено, можно ехать дальше!
Чем заняться в дороге? Давайте разгадаем кроссворд?
(Каждой группе раздается физический кроссворд, кто быстрее выполнит - тому балл)

Приложение №1
(учащиеся работают в паре)

1

2
3
4
5
6

1.Единица измерения силы.
2.Она меняется под действием силы.
3.Сила величина векторная, а значит имеет …..
4.Прибор для измерения силы.
5.Действие одного тела на другое.
6.То к чему приложена сила (все предметы в физике так называют)

2. Мы прибыли на следующую остановку- Вес тела.
Послушаем сообщение гида из второй группы.
Сообщение: Вес тела - это сила, с которой тело давит на опору или натягивает подвес. Обозначается вес тела буквой Р, измеряется в Ньютонах. Вес покоящихся, или движущихся по горизонтальной опоре тел, прямолинейно и равномерно равен по величине силе тяжести. Но сила тяжести приложена к телу. А вес - к опоре или подвесу. Соотношение между весом и силой тяжести изменяется, если тело вместе с опорой станет двигаться в направлении действия силы тяжести неравномерно. Когда опора падает свободно вместе с находящимся на нем телом, опора не препятствует движению тела, поэтому в теле не возникают деформации и оно не давит на опору. Такое состояние тела называется невесомостью. Невесомость наступает в космическом корабле, когда выключают двигатели.

И здесь нас тоже ждет испытание - качественные задачи.
(Задачи по очереди задаются каждой группе, обучающиеся совещаются и кто-то один дает ответ)
Качественные задачи:
1. Как изменится вес космонавта при торможении спускаемого аппарата?
(При старте вес будет будет сначала возрастать, а после выхода в космос и
выключения двигателя вообще пропадет (невесомость) .
Если корабль свободно перемещался по своей орбите при неработающих
двигателях, а затем включили тормозной двигатель, тут же появляется
"вес", или сила инерции, которая прижимает космонавта к "полу", т. е. к той стороне
кабины, где работает двигатель. При входе в атмосферу торможение
будет уже за счет сопротивления воздуха. Чем резче торможение, тем
больший вес будет у космонавта.)
2. Парашютист спрыгнул с самолета. Можно ли считать, что он находится в невесомости?
(Считать нельзя, т.к он падает (притягивается к Земле с определенной силой), но эта сила меньше силы притяжения Земли, т.к уменьшает ее сила сопротивления воздуха с парашютом, поэтому парашютист падает медленнее.)
3. Как изменится вес человека при движении лифта вверх?
(При движении лифта вверх вес человека на весах будет увеличиваться по формуле (g+a)m=P,т.е коэффициент пропорциональности+ускорение самого лифта умноженного на массу)
4. Что произойдет со значением веса тела при движении тела вниз с ускорением? (При движении тела вниз вес тела уменьшаться (g-a)m=P,)
5. На столе лежит книга. Куда приложены вес тела и сила тяжести?
(Вес книги приложен к столу (книга давит на стол), а сила тяжести приложена к самой книге (Земля притягивает книгу). Таким образом, вес и сила тяжести — это силы, приложенные к разным телам.)
6. На потолке весит лампа. Куда приложены вес тела и сила тяжести?(Вес лампы приложен к потолку, а сила тяжести приложена к самой лампе)

Молодцы! И с этим испытанием вы успешно справились. Поехали дальше!
Дорога - длинная, чтобы не заскучать давайте рассчитаем с какой силой вы давите да стул, на котором вы сидите. (g=10 Н/кг) Взаимопроверка учащихся-сосед проверяет и выставляет количество баллов. (2б)

3. Время прошло быстро и следующая остановка- Сила упругости.
И что же интересного нас ждет здесь? Выступление гида из группы.

Сообщение: Сила упругости - это сила, возникающая в результате деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. Деформация- это изменение формы или размеров тела под действием внешних сил. Существуют деформации растяжения, сжатия, изгиба, кручения. Также упругие и пластические деформации. Сила упругости, возникающая при деформации растяжения или сжатия, пропорциональна удлинению пружины. Это отражено в законе Гука- Fупр.= kx, где k- коэффициент жесткости. Закон Гука выполняется только для упругих деформаций. Сила упругости измеряется в Ньютонах.

Чтобы отправиться далее, нужно решить несколько задач.
(Каждой группе раздаются индивидуальные задачи разной сложности. Обучающиеся в группе сами определяются с тем, какую задачу будут решать.

1. Жесткость пружины 200 Н/м. Определите силу упругости, действующею на пружину, если она при этом растягивается на 5 см. (1 б)
2. Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.(1 б)
3. Жесткость прорезиненного жгута 7,2*104 Н/м. На какую длину растянется жгут, если на него действует сила 10 кН? (1 б)
4. На тело действует сила тяжести 5 Н и сила упругости 2 Н. Определите равнодействующую этих сил. (2 б)
5. Тело массой 300 г подвешено на пружине. Определите на сколько растянется пружина, если жесткость этой пружины 150 Н/кг. (2 б)

Это испытание пройдено, пора в дорогу. Чтобы не тратить время зря, проведем игру
«Верю не верю».
1. Силой называют физическую величину, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. да
2. Действия двух тел могут уравновешиваться. Для этого надо, чтобы они были направлены в одну сторону. Нет.
3. Силы, которые возникают вследствие деформации тел, называют силами упругости. Да.
4. 1 кН = 10 Н. Нет.
5. Сила – величина векторная. Да.
6. Сила с которой Земля притягивает все тела называют силой тяжести. Да.
7. Вес тела вычисляется по формуле - P = mg. Да.
8. сила упругости зависит от массы тела. Нет.
9. Единица измерения коэффициента трения- метр. Нет
10. Вес тела – это результат взаимодействия тела и Земли. Нет

За правильный ответ – 1 балл.
/\_/\_/\/\/\_._._

4. А вот и следующая остановка- Сила трения.
Чем знаменито это место? (Выступление гида из второй группы).

Сообщение: Сила трения- это сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны или перемещаются друг относительно друга. Трение препятствует движению. Причина возникновения силы трения- межмолекулярное притяжение, действующее в месте контакта трущихся тел. Сила трения направлена противоположно движению тела, измеряется в Ньютонах. Рассчитать силу трения можно, если знать массу тела и коэффициент трения. Существует три вида трения: покоя, качения и скольжения. Трение покоя возникает, когда тело находится в покое и его трудно сдвинуть с места. Трение скольжения возникает, когда тело скользит по наклонной плоскости. Трение качения можно наблюдать, если перекатывать тело по бревнам.

Осталось последние испытание- определите экспериментально коэффициент трения скольжения (В каждой группе выполняется эксперимент, затем представитель от группы рассказывает о полученных результатах. У кого наиболее четко сформулирован вывод - тот и победил в этом испытании).

Экспериментальное задание№3: Определить коэффициент трения деревянного бруска, скользящего по деревянной линейке, используя формулу Fтр = = μР
Порядок выполнения работы
1. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
2. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Замерьте при этом показание динамометра. Эта сила равна по модулю силе трения Fтp, действующей на брусок.
3. Взвесьте брусок и груз. Этот вес по модулю равен силе нормального давления N бруска на поверхность, по которой он скользит.


Критерии оценивания: наиболее активный представитель каждой группы, может оценить по одному 1 баллу учащихся те кто принимал участие в проведении эксперимента.

Те кто был представителями наших островов, гидами – 1 балл.

5. Последняя остановка- Всезнайка.

Рефлексия.
Понравилось ли вам наше путешествие?
Учащиеся подсчитывают количество баллов:
37-42 балла – «5»
31-36 балла – «4»
30-20 балла – «3»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

Спасибо за внимание! До новых встреч!
Категория: Физика | Добавил: Людмила0170 (2015-11-24) | Автор: Долгая Людмила Ивановна E
Просмотров: 2471 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-04-24, 4:59 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru