Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Обобщающий урок "Силы в природе" 7 класс
Обобщающий урок по теме «Силы в природе»

Раздел программы: «Взаимодействие тел»
Тема урока: «Силы в природе»
Тип урока: комбинированный обобщающий урок.
Вид: урок-игра.
Технология: игровая.
Время проведения: заключительный урок по теме «Взаимодействие тел».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, индивидуальные карточки с заданиями.
Подготовительный этап
Класс заранее разбивается на группы. Каждая группа готовит сообщение об одной из сил и её связи с экологией.

ЦЕЛИ УРОКА:
• Повторить и обобщить знания полученные учащимися при изучении темы «Взаимодействие тел»;
• Формировать умение применять знания на практике, объяснять физические явления в природе, технике и быту;
• Прививать интерес к чтению дополнительной литературы;
• Формировать умение работать в соревновательном режиме.

ЗАДАЧИ УРОКА :
• Воспитательная – развитие познавательного интереса, логического мышления;
• Учебная – углубление, обобщение и систематизация знаний о силах, существующих в природе;
• Развивающая – развитие творческого мышления, памяти, внимательности.

ХОД УРОКА
Добрый день, уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

Ребята! Посмотрите на рядом сидящего соседа по парте. Глядя в глаза соседу, скажите ему несколько добрых слов, за что-то похвалите, а сосед в свою очередь должен кивнуть головой и сказать: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу.
И мне очень приятно с вами работать.

I. Попробуйте угадать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке:
• Она имеется у всех здоровых людей. У мужчин её больше, у женщин и детей – меньше. Её совсем мало у больных. Она не вещь и не сохраняется;
• Она имеет направление;
• «Давай поборемся», - говорят те, у кого её много.
(учащиеся отгадывают, о какой физической величине идёт речь) (Сила)
Правильно. Это слово в обыденной речи имеет много значений. О вас можно сказать: «Примутся за дело с новыми силами», «Будете сражаться изо всех сил». А что говорят о слабом человеке? «Силёнок не хватит», а о сильном- «Ну и силища». Говорят ещё о силе привычки и о творческих силах, о силе воли. Даже нечистая сила существует в народных преданиях. Вот и мы, сегодня, весь урок будем говорить только о силах. Я предлагаю девизом нашего урока взять слова: «Вся сила - в знаниях!»
Сегодня, ребята, мы совершим с вами увлекательное и познавательное путешествие в страну сил. А поедем мы в путешествие в группах по 6-7 человек. (С группами лучше определится заранее). А поможет нам в этом карта, которую вы видите на доске.

Прежде чем отправиться в путешествие нужно хорошо подготовиться, поэтому проведем разминку. Отправляясь в дорогу, нужно собрать необходимые вещи.
Вот у нас, на доске шкаф с буквами, обозначающими физические величины. Вы должны собрать из них как можно больше формул, относящихся к теме сегодняшнего урока. Кто быстрее?
µ; g; k; m; x; ρ; V; Fупр; Fтяж; P; Fтр; N.
Учащиеся каждую формулу вывешивают на доску и поясняют ее.
Критерии оценивания: За каждую составленную формулу учащиеся ставят – 1 балл
Молодцы! Вещи собраны, пора в дорогу!
Пока едем, предлагаю поиграть в физическое лото. У вас имеются карточки с примерами физических явлений и силы, которые возникают при каждом их этих явлений. Нужно их соотнести между собой.
(Каждому ученику раздается по 4 карточки, ему необходимо расставить свои карточки в нужную колонку)

Критерии оценивания: За каждую правильно поставленную карточку учащиеся ставят – 1 балл

Сила упругости Сила тяжести Сила трения
• Груз подвешен на резиновом шнуре
• Предмет вылепленный из глины
• Футбольный мяч после удара
• Буксировочный трос на котором тянут автомобиль
• Линейку которую положили на два брусочка,а сверху поставили груз.

• Капли дождя падают на Землю
• Человек споткнулся и упал
• Стоит стол
• Падающий кирпич с десятого этажа
• Яблоко, сорвавшееся с дерева
• Санки катятся по траве
• Колесо катится по дороге
• Камень лежит на склоне гор
• Торможение автомобиля
• Сгорание метеора в атмосфере
• Тащить мешок с песком по земле

1. А вот и первая наша остановка- Сила тяжести.
Что же ждет нас на этой станции? О местных достопримечательностях расскажет нам гид. (Представитель из первой группы рассказывает приготовленное заранее сообщение о силе тяжести).
Сообщение: Сила- мера взаимодействия тел между собой. Сила тяжести- сила, с которой Земля притягивает к себе тела. Например, падение мяча, подброшенного вверх, падение капель дождя. Если тело движется только под действием силы тяжести, то оно свободно падает. Сила тяжести зависит от массы тела и рассчитывается по формуле F=mg. Измеряется сила тяжести в ньютонах. Сила тяжести имеет большое значение. Благодаря силе тяжести облик нашей планеты непрерывно изменяется: сходят с гор лавины, образуются водопады и т.д. Все живые существа чувствуют притяжение Земли.

Экспериментальное задание№1: Вычислить какую силу тяжести оказывает ваша группа на пол.
Критерии оценивания: Кто в группе принимал активное участие по нахождении силы тяжести – 1 балл(самооценивание)

Чтобы отправиться дальше, нужно пройти испытание - найти «физические ошибки в рассказе».
(каждый учащийся самостоятельно работает по тексту и исправляет ошибки).

Примерный текст: Сила тяжести - это сила, с которой Земля отталкивает от себя тела. Она всегда направлена вертикально вверх. Сила тяжести зависит от объема тела или обратно пропорционально его массе. Земной шар немного сплюснут у полюсов. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного меньше, чем на экваторе. Сила тяжести на вершине горы больше, чем у ее подножия.

Критерии оценивания: За каждую правильно найденную и исправленную ошибку учащиеся ставят – 1 балл, максимальное количество 6 баллов.

Испытание пройдено, можно ехать дальше!
Чем заняться в дороге? Давайте разгадаем кроссворд?
(Каждой группе раздается физический кроссворд, кто быстрее выполнит - тому балл)

Приложение №1
(учащиеся работают в паре)

1

2
3
4
5
6

1.Единица измерения силы.
2.Она меняется под действием силы.
3.Сила величина векторная, а значит имеет …..
4.Прибор для измерения силы.
5.Действие одного тела на другое.
6.То к чему приложена сила (все предметы в физике так называют)

2. Мы прибыли на следующую остановку- Вес тела.
Послушаем сообщение гида из второй группы.
Сообщение: Вес тела - это сила, с которой тело давит на опору или натягивает подвес. Обозначается вес тела буквой Р, измеряется в Ньютонах. Вес покоящихся, или движущихся по горизонтальной опоре тел, прямолинейно и равномерно равен по величине силе тяжести. Но сила тяжести приложена к телу. А вес - к опоре или подвесу. Соотношение между весом и силой тяжести изменяется, если тело вместе с опорой станет двигаться в направлении действия силы тяжести неравномерно. Когда опора падает свободно вместе с находящимся на нем телом, опора не препятствует движению тела, поэтому в теле не возникают деформации и оно не давит на опору. Такое состояние тела называется невесомостью. Невесомость наступает в космическом корабле, когда выключают двигатели.

И здесь нас тоже ждет испытание - качественные задачи.
(Задачи по очереди задаются каждой группе, обучающиеся совещаются и кто-то один дает ответ)
Качественные задачи:
1. Как изменится вес космонавта при торможении спускаемого аппарата?
(При старте вес будет будет сначала возрастать, а после выхода в космос и
выключения двигателя вообще пропадет (невесомость) .
Если корабль свободно перемещался по своей орбите при неработающих
двигателях, а затем включили тормозной двигатель, тут же появляется
"вес", или сила инерции, которая прижимает космонавта к "полу", т. е. к той стороне
кабины, где работает двигатель. При входе в атмосферу торможение
будет уже за счет сопротивления воздуха. Чем резче торможение, тем
больший вес будет у космонавта.)
2. Парашютист спрыгнул с самолета. Можно ли считать, что он находится в невесомости?
(Считать нельзя, т.к он падает (притягивается к Земле с определенной силой), но эта сила меньше силы притяжения Земли, т.к уменьшает ее сила сопротивления воздуха с парашютом, поэтому парашютист падает медленнее.)
3. Как изменится вес человека при движении лифта вверх?
(При движении лифта вверх вес человека на весах будет увеличиваться по формуле (g+a)m=P,т.е коэффициент пропорциональности+ускорение самого лифта умноженного на массу)
4. Что произойдет со значением веса тела при движении тела вниз с ускорением? (При движении тела вниз вес тела уменьшаться (g-a)m=P,)
5. На столе лежит книга. Куда приложены вес тела и сила тяжести?
(Вес книги приложен к столу (книга давит на стол), а сила тяжести приложена к самой книге (Земля притягивает книгу). Таким образом, вес и сила тяжести — это силы, приложенные к разным телам.)
6. На потолке весит лампа. Куда приложены вес тела и сила тяжести?(Вес лампы приложен к потолку, а сила тяжести приложена к самой лампе)

Молодцы! И с этим испытанием вы успешно справились. Поехали дальше!
Дорога - длинная, чтобы не заскучать давайте рассчитаем с какой силой вы давите да стул, на котором вы сидите. (g=10 Н/кг) Взаимопроверка учащихся-сосед проверяет и выставляет количество баллов. (2б)

3. Время прошло быстро и следующая остановка- Сила упругости.
И что же интересного нас ждет здесь? Выступление гида из группы.

Сообщение: Сила упругости - это сила, возникающая в результате деформации и стремящаяся вернуть тело в исходное положение. Деформация- это изменение формы или размеров тела под действием внешних сил. Существуют деформации растяжения, сжатия, изгиба, кручения. Также упругие и пластические деформации. Сила упругости, возникающая при деформации растяжения или сжатия, пропорциональна удлинению пружины. Это отражено в законе Гука- Fупр.= kx, где k- коэффициент жесткости. Закон Гука выполняется только для упругих деформаций. Сила упругости измеряется в Ньютонах.

Чтобы отправиться далее, нужно решить несколько задач.
(Каждой группе раздаются индивидуальные задачи разной сложности. Обучающиеся в группе сами определяются с тем, какую задачу будут решать.

1. Жесткость пружины 200 Н/м. Определите силу упругости, действующею на пружину, если она при этом растягивается на 5 см. (1 б)
2. Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.(1 б)
3. Жесткость прорезиненного жгута 7,2*104 Н/м. На какую длину растянется жгут, если на него действует сила 10 кН? (1 б)
4. На тело действует сила тяжести 5 Н и сила упругости 2 Н. Определите равнодействующую этих сил. (2 б)
5. Тело массой 300 г подвешено на пружине. Определите на сколько растянется пружина, если жесткость этой пружины 150 Н/кг. (2 б)

Это испытание пройдено, пора в дорогу. Чтобы не тратить время зря, проведем игру
«Верю не верю».
1. Силой называют физическую величину, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. да
2. Действия двух тел могут уравновешиваться. Для этого надо, чтобы они были направлены в одну сторону. Нет.
3. Силы, которые возникают вследствие деформации тел, называют силами упругости. Да.
4. 1 кН = 10 Н. Нет.
5. Сила – величина векторная. Да.
6. Сила с которой Земля притягивает все тела называют силой тяжести. Да.
7. Вес тела вычисляется по формуле - P = mg. Да.
8. сила упругости зависит от массы тела. Нет.
9. Единица измерения коэффициента трения- метр. Нет
10. Вес тела – это результат взаимодействия тела и Земли. Нет

За правильный ответ – 1 балл.
/\_/\_/\/\/\_._._

4. А вот и следующая остановка- Сила трения.
Чем знаменито это место? (Выступление гида из второй группы).

Сообщение: Сила трения- это сила, возникающая при взаимодействии поверхности одного тела с поверхностью другого, когда тела неподвижны или перемещаются друг относительно друга. Трение препятствует движению. Причина возникновения силы трения- межмолекулярное притяжение, действующее в месте контакта трущихся тел. Сила трения направлена противоположно движению тела, измеряется в Ньютонах. Рассчитать силу трения можно, если знать массу тела и коэффициент трения. Существует три вида трения: покоя, качения и скольжения. Трение покоя возникает, когда тело находится в покое и его трудно сдвинуть с места. Трение скольжения возникает, когда тело скользит по наклонной плоскости. Трение качения можно наблюдать, если перекатывать тело по бревнам.

Осталось последние испытание- определите экспериментально коэффициент трения скольжения (В каждой группе выполняется эксперимент, затем представитель от группы рассказывает о полученных результатах. У кого наиболее четко сформулирован вывод - тот и победил в этом испытании).

Экспериментальное задание№3: Определить коэффициент трения деревянного бруска, скользящего по деревянной линейке, используя формулу Fтр = = μР
Порядок выполнения работы
1. Положите брусок на горизонтально расположенную деревянную линейку. На брусок поставьте груз.
2. Прикрепив к бруску динамометр, как можно более равномерно тяните его вдоль линейки. Замерьте при этом показание динамометра. Эта сила равна по модулю силе трения Fтp, действующей на брусок.
3. Взвесьте брусок и груз. Этот вес по модулю равен силе нормального давления N бруска на поверхность, по которой он скользит.


Критерии оценивания: наиболее активный представитель каждой группы, может оценить по одному 1 баллу учащихся те кто принимал участие в проведении эксперимента.

Те кто был представителями наших островов, гидами – 1 балл.

5. Последняя остановка- Всезнайка.

Рефлексия.
Понравилось ли вам наше путешествие?
Учащиеся подсчитывают количество баллов:
37-42 балла – «5»
31-36 балла – «4»
30-20 балла – «3»

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.

Спасибо за внимание! До новых встреч!
Категория: Физика | Добавил: Людмила0170 (2015-11-24) | Автор: Долгая Людмила Ивановна E
Просмотров: 385 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2016-12-02, 10:48 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [204]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1760]
Краеведение [92]
Начальная школа [3899]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [349]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1475]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [377]
Профессиональное образование [99]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru