Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Использование технологических приемов для организации эффективной самостоятельной работы учащихся с учебным материалом.
Использование технологических приемов для организации эффективной самостоятельной работы учащихся с учебным материалом.

Учебный материал по физике является объемным и отведенного урочного времени на эффективное его изучение часто бывает недостаточно. В связи с этой проблемой для достижения поставленной учебной цели является самостоятельная работа учащихся с книгой или учебной литературой.
На первый взгляд, данный прием может показаться безуспешным и этому есть обоснование. Во-первых, в наше время существует такая проблема как отсутствие у детей интереса к чтению(согласно организации экономического сотрудничества и развития ОЭСР, которая провела исследование по выявлению уровня интереса к чтению среди учащихся 15-летнего возраста в 65 странах, интерес к чтению снизился в среднем на 25%. Это привело к тому, что Казахстан по итогам Международного исследования PISA в 2009 г. занял 57 место из 63 стран). Во-вторых наибольшую часть времени учащиеся уделяют интернету, играм на компьютере, просмотру телевизора.
Главное в этом приеме не поступить по следующему сценарию, давая детям такое задание как, - откройте, прочтите, ответьте на вопросы. Так как ученик механически заучивает текст, не понимая содержимого.
Необходимо применить технику активно-продуктивного чтения, которая предусматривает превращение учеников в исследователей, что позволяет им с интересом отнестись к самостоятельному заданию.
Данная техника это совокупность технологических приемов, позволяющих активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Некоторые из них я приведу.
1.Александром Гином был описан такой прием как «отсроченная отгадка». Именно с данного приема можно начать любой урок. Суть данного приема заключается в следующем, учитель в начале урока ставит перед учащимися вопрос в виде загадки, вопроса, эксперимента или др. Ответ учащиеся дают после изучения темы.
Пример.
При изучении темы «Сила Архимеда» можно прочесть легенду про него, но недочитав до конца, таким образом поставить вопрос,- как можно определить объем тела неправильной формы(короны)?
При изучении темы «Испарение и конденсация» можно прочитать отрывок из произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.
И поставить вопросы:
О каком процессе идет речь?
В каком направлении шла теплопередача?
2.Следующий прием это «Оценка текста». Рационально данный прием использовать на уроке. Цель приема настроить учащегося на продуманное чтение. Перед тем как учащийся будет работать с текстом, нужно сформулировать к тексту вопросы, на которые учащиеся должны найти ответы. Учащиеся работают активнее, если присутствует дух соперничества. Для этого можно подготовить вопросы в равных количествах по рядам в классе.
Пример.
При изучении темы «Волны. Виды волн».
1.ряд
Механическая волна это?
Поперечная волна это?
Скорость волны это?
Пример продольной волны.

2.ряд.
Волновое движение это?
Продольная волна это?
Пример поперечной волны.
К какому виду волн относится звук?
3 ряд.
Что передает волна?
Длина волны это?
В каких средах распространяются продольные волны?
Ареной сильных землетрясений в Казахстане является?
3.Большой популярностью среди школьников пользуется прием педагогической техники «Задай вопрос». Когда учащийся ставит вопрос, он «запускает» познавательную деятельность. Говоря словами Алисон Кинг, «умеющие мыслить, умеют задавать вопросы» (King, 1994, p. 18). Некоторые преподаватели определяют, насколько их ученики умеют думать, по тому, как они формулируют вопросы. Кинг провела ряд исследований и пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать довольно примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти (цит. по Халперн Д., 2000, с. 139).
А.Гин предлагает следующий алгоритм: перед изучением учебного текста учащимся ставится задача составить к нему список вопросов. На мой взгляд, эффективнее использовать прием «толстый и тонкий вопросы».
Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется в следующих обучающих ситуациях:
• Для организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя свои таблицы.
• Для начала беседы по изучаемой теме. Если просто спросить: «Что вас интересует в данной теме?», есть вероятность, что вопросы окажутся необдуманными и скороспелыми. Если же после небольшого вступления попросить учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, то уже можно судить об основных направлениях изучения темы, которые интересуют учащихся.
• Для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темы. Часто учащиеся задают вопросы, не учитывая время, которое потребуется для ответа. Учителя такие вопросы могут называть неуместными и несвоевременными. Описанный прием развивает умение оценивать уместность того или иного вопроса, хотя бы по временному параметру.
Достаточно взглянуть на эту таблицу, чтобы понять сущность этого приема.
Пример.
При изучении темы «Фотоэффект» учащиеся формулируют следующий вопросы:

? ?
В эту графу мы записываем те вопросы, на которые предполагается развернутый, «долгий», обстоятельный ответ. Например:
Почему при освещении положительно заряженной цинковой платины фотоэффект не наблюдается?
Почему фотоэффект служит доказательством корпускулярных свойств света? В эту графу мы записываем вопросы, на которые предполагается однозначный, «фактический» ответ. Например:
Что такое фотоэффект?
Что называют красной границей фотоэффекта?
Кто сформулировал законы фотоэффекта?

За хороший вопрос один ученик может получить отличную оценку, т.к. составить такой вопрос не так уж и просто. Сформулировать правильный вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития»( по Л.С. Выгодскому), которые он хотел бы узнать.
4.Педагогический прием «кубик Блума» можно использовать для того чтобы учащиеся на уроке формулировали вопросы.
Берем кубик с разноцветными гранями и на каждой грани приклеиваем надписи начала вопросов:
Вопросы, которые начинаются со слова «НАЗОВИ» позволяют воспроизвести материал.
Вопросы такого плана как «ПОЧЕМУ» позволяют выяснить причинно-следственные связи.
Отвечая на вопрос «ОБЪЯСНИ».Ученик должен уметь применить свои знания в новой ситуации.
Сложность вызывают следующие вопросы, которые начинаются со следующих слов «ПРЕДЛОЖИ», «ПОДЕЛИСЬ», «ПОДУМАЙ», так как раскрывается уровень владения материалом, ученик должен использовать межпредметные связи и т.п.
Пример.
При изучении темы «Уравнение Менделеева-Клайперона» можно провести актуализацию знаний.
Почему для вывода основного уравнения молекулярной физики используют идеальный газ? (для того чтобы найти количественную связь между макромиром и микромиром, необходимо как можно больше упростить задачу. Поэтому для упрощения расчетов в молекулярно – кинетической теории была введена простейшая физическая модель реального газа – идеальный газ)
Объясни основные законы МКТ, используя опытное подтверждение(на экране появляются явления, доказывающие эти положения: диффузия, расширение тел при нагревании, броуновское движение и т.д.)
Назови реперную точку шкалы Кельвина (0 К- её называют абсолютным нулем температур. Это самая низкая температура, при которой вымирает все живое на земле, даже бактерии -273С)
Предложи способ измерения давления газа в нашем классе (измерить объем класса, найти массу воздуха в классе, далее зная массу одной молекулы, через молекулярную и постоянную Авогадро, найти число молекул в воздухе, затем найти концентрацию молекул, измерить температуры и вот теперь подсчитать давление воздуха в классе)
Придумай свои реперные точки, И объясни почему именно они
Поделись своим умением выводить формулы (р=2/3 NW/V, найти кинетическую энергию)
Категория: Физика | Добавил: malyschevalyubov2016 (2016-01-02) | Автор: Малышева Любовь E
Просмотров: 152 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 3:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru