Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Виртуальные лабораторные работы по физике как одно из средств формирования компетенций учащихся
Виртуальные лабораторные работы по физике как одно из средств формирования компетенций учащихся.

Физический эксперимент является источником знаний и методом исследования. Учебный эксперимент - это отражение научного метода изучения физических явлений. Эксперимент является и главным средством наглядности и средством познавательной информации. Для того чтобы провести демонстрационный эксперимент или фронтальную лабораторную работу необходимо оборудование. К сожалению, бывает так, что кабинет физики недостаточно укомплектован оборудованием или оборудование имеется, но очень устаревшее. Но и при полностью укомплектованной приборами лаборатории физики, подготовка демонстрационного эксперимента требует больших затрат времени. Попытка с помощью физического эксперимента подтвердить теорию может быть неудачна из-за больших погрешностей, из-за временных рамок урока. Таким образом, физический эксперимент не всегда служит источником знаний о физических закономерностях, а закономерности, которые были выявлены, не очень правильны.
Анализируя уровень компетенций учащихся, напрашивается вывод, что «чистая» классическая методика проведения физического эксперимента не совсем эффективна. Учащиеся не могут объяснить суть физических явлений, найти из источников необходимую информацию, не всегда способны анализировать результаты в таблицах и графики, которые получены при выполнении эксперимента. Это ведет к тому, что компетенции не сформированы и низок уровень обученности учащихся. Каков же выход из создавшейся ситуации? Как можно решить данную проблему?
Эксперименты и лабораторно-практические занятия можно проводить виртуально, используя электронные модели, разработанные электронные лабораторные работы, а также лабораторное интерактивное оборудование компании PASCO (США), которое имеется в нашем колледже. При этом восполняется отсутствующее оборудование в кабинете физики. В процессе проведения опыта на виртуальных моделях и выполнения научных исследований учащиеся могут получать знания самостоятельно. Немного о лабораторном интерактивном оборудовании компании PASCO. Это оборудование способствует повышению качества обучения, когда обучающиеся изучая основы физики, имеют возможность проводить научные исследования и эксперименты. Это оборудование позволяет преподавателю полностью реализовать на своих уроках принцип связи теории с практикой, принцип наглядности и доступности, давая ему возможность во время обучения демонстрировать практические опыты и примеры, что позволяет учащимся глубже понимать суть научных теорий и отношений с окружающим миром и природой. А также организовывать практическое исследование.
Положительным моментом является и то, что с помощью компьютера имеется возможность сделать визуальным не само явление, а его упрощенную модель. Поэтому учащимся легко найти закономерности явления, которое они наблюдают. Виртуальные интерактивные модели помогают увидеть физические процессы в более простом виде, представить их, поставить опыты, которые невозможны в реальных условиях. Использование графического регистрирующего прибора Xplorer GLX позволяет одновременно с ходом эксперимента фиксировать построение графика данного процесса. Учащиеся усваивают больше информации, если способ отображения результатов графический. Не секрет, что учащиеся иногда не могут построить и прочитать график. Но при использовании прибора Xplorer GLX этого нет.
Компьютерные модели, используемые мною на уроках физики:
1. При изложении нового материала, проведении уроков, которые содержат эксперимент (с применением интерактивной доски ACTIVboard);
2. При работе в компьютерном классе и использовании графического прибора Xplorer GLX для проведения лабораторных работ и экспериментов;
3. Для дополнительных заданий учащимся с высокой мотивацией по темам, не входящим в программу;
4. Для контроля знаний учащихся на уроках-зачетах, повторительно-обобщающих уроках (электронное тестирование, тестирование с помощью беспроводных тестирующих устройств Activote);
5. Для УМК (при пропуске занятий).
При изучении темы, которая требует демонстрации эксперимента, я провожу виртуальный опыт сама. Учащиеся в это время наблюдают за ходом эксперимента на интерактивной доске ACTIVboard. При проведении фронтальных лабораторных работ мною используются:
1. Программа Electronics. Это - электронный конструктор, который позволяет имитировать ход сборки различных электрических схем, изучать их особенности работы, измерять электрические величины реально, как это надо делать при проведении эксперимента.
2. Виртуальные лабораторные работы. Эта работы составлены с применением технологии уровневой дифференциации, т.е. учащиеся могут выбрать задания по собственным силам и на определённую оценку.
3. Работы с использованием графического прибора Xplorer GLX.
На основе лабораторного пособия по физике, разработанного
компанией PASCO scientific мною был создан сборник лабораторных
работ.
Этот сборник помогает при выполнении фронтального эксперимента и лабораторно-практической работы. Сборник включает в себя:
1. Задания для учащихся (цель работы, оборудование, техника безопасности, алгоритм выполнения работы)
2. Отчет по лабораторной работе (прогноз, таблица данных, вычисления, контрольные вопросы, сравнение прогноза и результатов).
3. Описание Xplorer GLX (меню, порты, функциональные клавиши и их назначение)
Таким образом, использование компьютерных и интерактивных технологий в учебном процессе позволяет преподавателю не только применять новые технологии, но и помогает в получении информации о быстроте и качестве обучения учащихся, благодаря электронному контролю знаний (тестирование), анализировать сформированные компетенции, позволяет вести срочную коррекцию и повышать уровень обученности.
Во главу образовательного процесса мы всегда должны ставить учащегося, которого необходимо вести к знаниям. Есть два мотива обучения: «надо» и «интересно». Если «надо», то это как бы по принуждению, а если «интересно», то – свобода. Задача педагога показать путь от «надо» до «интересно». Это - конструктивная траектория. Реализации этой проблемы способствует применение электронных и интерактивных методов обучения.

Источник: http://А.И. Бугаев Методика преподавания физики в средней школе, Москва "Просвещение", 1981 год; Лабораторные работы по физике
Категория: Физика | Добавил: chirk0va (2016-02-12) | Автор: Чиркова Елена Васильевна E
Просмотров: 231 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 3:01 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru