Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Игровые технологи на уроках физики
Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.
Й.Хейзинга

Активизация мыслительной деятельности на уроках – является приоритетной задачей на современном этапе образования. Сейчас как никогда возросла роль учащегося в умении делать самостоятельный и осознанный выбор. Демократическое общество даёт право родителям и самому ребёнку решать: что он именно желает получить от школы. Именно поэтому необходимо учить так, чтобы постоянно поддерживать интерес к предмету. В этом помогают учителю технологии направленные на развитие коммуникативных способностей учеников.
Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям:
дидактическая цель ставиться перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетания элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функции и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Наиболее часто из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображении фантазии, появление стихийных групповых игр. Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо- и социодрама.
Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария - условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание ситуации и характеристик действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости ученики обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной, но жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, подавлять активность, нарушать регламент и этику поведения.

Технология деловой игры состоит из следующих этапов.
Этап подготовки Разработка игры разработка сценария
план деловой игры
общее описание игры
содержание инструктажа
подготовка материального обеспечения
Ввод в игру постановка проблемы
условия, инструктаж
регламент, правила
распределение ролей
формирование групп
консультации

Этап проведения Групповая работа над заданием работа с источниками
тренинг
мозговой штурм
работа с игротехником
Межгрупповая дискуссия выступления групп
защита результатов
правила дискуссии
работа экспертов

Этап анализа и обобщения вывод из игры
анализ, рефлексия
оценка и самооценка
работы
выводы и обобщения
рекомендации

Практическое использование игровых моментов на различных этапах урока.
Одним из многочисленных примеров проведения деловой игры для учащихся является аукцион игрушек.
Аукцион начинается с объяснения правил участия в аукционе. На аукцион выставляется несколько игрушек, в устройстве которых заложены физические законы. Ведущий аукциона поочередно показывает действие данных игрушек.
Реклама к игрушке должна быть яркой, но не содержать фактических данных о принципе ее действия. Правилами поведения аукциона принято:
а) высказывается каждый желающий по каждой предоставленной игрушке;
б) высказывается только один раз, дополнять свои высказывания нельзя;
в) компетентное жюри оценивает данные характеристики конкретной игрушки и выбирает лучший вариант ответа;
г) победитель получает в награду данную игрушку и выбывает из участников аукциона;
д) игра продолжается, пока не разыграют все имеющиеся игрушки.
Для проведения подобного аукциона жюри можно выбрать из учащихся старших классов. Проведение таких мероприятий не ограничено возрастными особенностями. Даже самые старшие классы с интересом принимают участие, только уровень ответов при объяснении принципа действия будет выше.
На аукцион кроме игрушек можно выставить некоторые простые инструменты: ножницы, отвертку, уровень, и т.д. Участники аукциона должны объяснить принцип их действия. Некоторые предметы, выставляемые на аукцион, могут быть изготовлены учащимися самостоятельно. Тогда ученик должен предоставить паспорт-инструкцию по действию данной игрушки или какого-либо инструмента.
Могут рекламировать игрушки те ребята, которые их принесли на аукцион.
Завершающий момент – жюри подводит итог проведения аукциона. Поздравляют ребят, которые выиграли игрушки или другие предметы на аукционе, также награждаются и наиболее активные участники аукциона. Их можно наградить или призами, или памятными вымпелами участников аукциона.
Перечень предметов, которые можно выставлять на аукцион.
а) игрушки:
- заводные автомобили, пружинные пистолеты (сила упругости);
- инерционные автомобили (сила трения, закон инерции);
- игрушки-неваляшки (условия равновесия тел);
- мячи, резиновые игрушки (сила упругости);
- калейдоскоп (зеркальное отражение);
- флейты, свистульки (звук, источники звука)
и т.д.
б) инструменты:
- ножницы (рычаг, давление и т.д.);
- отвертка (клин);
- уровень (свободная поверхность жидкость);
- плоскогубцы (рычаг, давление) и т.д.
в) бытовые предметы:
- мыло (сила поверхностного натяжения);
- сахар (сила поверхностного натяжения, явление диффузии);
- фарфоровая чашка или пиала (теплопроводность);
- флакончик духов (явление диффузии);
- бумажные салфетки (капиллярные явления, явление смачивания);
- бутылка растительного масла (явление смачивания, силы поверхностного натяжения).
Как видно из данного списка количество и качество предметов, представленных на аукционе, зависит только от фантазии устроителей аукциона.
Примером применения тренировочных, закрепляющих материал урока игр являются всевозможные игровые моменты, применяемые во время опроса или закрепления пройденного. Эти игровые моменты позволяют держать в поле зрения весь класс, дают возможность ученику самому выбрать маршрут ответа и степень сложности вопросов.
Цветик-семицветик
На лепестках цветка цветика-семицветика с оборотной стороны записаны задания,
вопросы, на которые учащимся необходимо ответить.
В середине цветка написана тема вопроса.

«Яблоня»
На ветках волшебной яблони висят разноцветные яблоки. Эти яблоки должны легко сниматься, и на их обратной стороне написаны вопросы. На красных яблоках более трудные вопросы, желтые – с более легкими вопросами, самые простые вопросы по данной теме записаны на зеленых яблоках. Ученик может сам, учитывая степень своей подготовленности, выбирать «яблоки» и получить соответствующую оценку.
Такие игры просты, в исполнении реквизита к ним, ученики с интересом принимают участие. Особенно хорошо применять такие игры для учащихся первой ступени изучения физики
«Рыбная ловля»
Аналогично игре «Яблоня» построена игра «Рыбная ловля». С оборотной стороны на рыбках трех различных цветов, по степени сложности, написаны вопросы. Ученик выуживает вопросы при помощи удочки, у которой вместо крючка – маленький магнитик, а на носиках у рыбок прикреплены обычные скрепки. Ученик сам выбирает себе вопросы, выбирая себе уровень сложности.

«Вершина Знаний»
Данная игра проста в исполнении реквизита к ней. Причем на рыбках можно писать не сами вопросы, а номера. Вопросы же можно давать отдельно по блокам трудности. Такие игры можно применять на уроках закрепления знаний. Можно интересно оформить подведение итогов урока, если класс предварительно разбить на две команды.
Каждый ответ или этап урока можно оценивать по баллам и эти баллы дают возможность командам подниматься на «Вершину Знаний».
Игра «Светофор»
Позволяет проводить быстрый фронтальный опрос всех учащихся класса. Удобней проверять при помощи данной игры знания учащимися формул, наименований физических величин, единиц их измерения и обозначений

Опрос учащихся с использованием кроссвордов
Заинтересованность ученика при опросе повышает его активность. Этого можно добиться, используя кроссворды, которые могут составляться по темам, или по целому разделу. Составление кроссвордов формирует у учащихся логическое мышление, умение четко и кратко задавать вопрос, способствует знакомству с дополнительной литературой.
Учитель или учащиеся составляют кроссворд (ребус, чайнворд) на изучаемую тему или её повторение. Например, физический кроссворд "Единицы измерения" (рис. 2). Если правильно его заполнить, то в выделенном столбце можно прочитать нужное слово.

Вопросы к кроссворду (по горизонтали):
1 — единица измерения давления (паскаль);
2 — единица измерения массы (килограмм);
3 — единица измерения массы (тонна);
4 — единица измерения площади (квадратный метр);
5 — единица измерения времени (час);
6 — единица измерения силы (ньютон);
7 — единица измерения объёма (литр);
8 — единица длины (метр).
■ "Физическое домино". Из плотной бумаги вырезают небольшие прямоугольники одинакового размера, разделяют наполовину, на обеих частях записывается текст. Правила игры: карточки перемешиваются и раздаются поровну играющим. Игру начинает тот, у кого карточка "пусто—пусто"; дальнейший её ход — как в обычном домино. Выигрывает ученик, который первым выставит все свои карточки или положит пластину, к которой ни один из играющих не может приставить другие. Рассмотрим пример текстового домино для VII класса на тему "Первоначальные сведения о строении вещества" (рис. 3).


Исходя из своего опыта могу сделать вывод, что дети любят играть на уроке, но они не всегда выполняют правила! Чаще всего это бывает в групповой игре, где учащиеся пытаются помочь друг другу. В этом случае не стоит отчаиваться и прекращать игровой процесс, просто надо сделать правила игры более жёсткими.

«Ералаш»
Сходные по своим задачам в дидактике опроса решает игра «Ералаш», составление карточек для игры во многом напоминает кроссворды. Учащиеся делят карточку на две половинки: в первом столбце записываются вопросы или какие-то понятия, во втором столбце не по порядку записываются ответы или толкования данных понятий.
Приведу несколько уроков с применением игровых технологий

Урок-КВН “В лабиринтах кинематики» (9, 10 11 классы)
Цели урока:
Образовательные - сформировать целостную систему знаний по теме «Кинематика», расширить кругозор.
Развивающие – применять знания в новой обстановке, применять знания по механике в повседневной жизни, совершенствовать интеллектуальные способности, мыслительные умения.
Воспитательные – развитие коммуникативных свойств личности, создание ситуации успеха, формирование добросовестного отношения к учебному труду, ответственного отношения к общественному поручению, воспитание командного духа.
Задачи:
Заинтересовать физикой, повторить основные законы, определения, формулы в ходе игры по теме «Кинематика»
Подготовительный период: класс делится на 3 команды, выбирается капитан команды, учащиеся готовят эмблемы, названия команд, готовят
домашнее задание «Реклама одного из видов движения с точки зрения физики – равномерного, равноускоренного, равнозамедленного». Члены жюри – ученики 11 класса. Учитель обязательно проводит предварительный инструктаж с членами жюри. У учителя для игры должно быть на 1-2 задания больше, в случае непредвиденных пауз.
Место проведения – кабинет физики.
Время проведения –60 минут
Ход игры.

Учитель:
Здравствуйте ребята, встреча идет в «прямой трансляции», поэтому заранее просим извинения за накладки, которые неизбежны при этом. Сегодня встречаются веселые и находчивые любители физики. Как известно, КВН - команды веселых и находчивых. клуб непредвиденных ситуаций, но законы подлежат исполнению всеми членами команд: 1. В замкнутой системе кабинета, когда игрок тянет время – зрителей тянет к выходу; 2. физика + юмор=константа, т.е. чем больше физики, тем меньше юмора и наоборот; 3. Силы взаимодействия команд противоположны по направлению, но не равны по величине, а равнодействующая всегда направлена в сторону побеждающей команды.

Задание №1 Представление команды
Оценивается название команды, эмблема команды – по 1 баллу.

Задание №2 Реклама одного из видов движения
Это домашнее задание выдано заранее. Рекламировать равномерное, равноускоренное, равнозамедленное движения – по 3 балла.

Задание №3 «Разминка»
Внимательно ученики слушают утверждения , либо вопросы выведены через документ-камеру на экран .Если утверждение верно, то напротив номера вопроса пишете ДА , если неверно – НЕТ. Правильный ответ – 1 балл.
Это задание можно и не оценивать, проводить его в качестве паузы и в конце при подведении итогов жюри.
1. Ваше движение в школьный буфет не является поступательным (НЕТ)
2. При резком торможении автобуса пассажиры отклоняются назад (НЕТ)
3. Пассажиры в движущемся автобусе покоятся относительно водителя (ДА)
4. При движении по окружности ускорение направлено по касательной к окружности (ДА)
5. Путь и перемещение всегда равны друг другу по модулю (НЕТ)
6. Автомобиль будет двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем при отсутствии силы трения и сопротивления воздуха. (ДА)
8. Металлический шар падает с некоторой высоты. Его движение равноускоренное, так как сила тяжести, сила сопротивления воздуха и Архимедова сила не компенсируют друг друга (ДА)
9. Медуза движется как пример реактивного движения (ДА)
10. Курвиметр - это прибор для измерения перемещения (НЕТ)
11. Всадник, перелетающий через голову лошади при резкой ее остановке будет двигаться по инерции (НЕТ)
12. Слон более инертен чем слоненок (ДА)
13. Перо птицы падает на Землю с большой высоты 0,4 м\с (ДА)
14. На Земле возможна невесомость (ДА)
Задание №4 «Задача-шутка»
Правильный ответ – 1 балл
Жила-была Баба-Яга в дремучем-дремучем лесу. Чтобы взлететь в ступе, в дремучем-дремучем лесу Бабе Яге необходимо набрать скорость 54км\ч. Она разгоняется с ускорением 0,3м\с2. Сможет ли взлететь Баба Яга, если длина самой большой поляны в лесу –0,2 км?
(Ответ – нет. Вычисляем по формуле : 2аS= V2-V02)

Задание №5

Определить путь и перемещение от железнодорожного вокзала г.Пушкина до школы №530, учитывая масштаб. (Ответ: путь 1,4 км)
Правильный ответ – 3 балла.




Задание №6 Конкурс капитанов.

Не одно поколение учеников решало задачи, которые составлены еще в начале XVIII в. Леонтием Филипповичем Магницким.
Магницкий – выдающийся педагог-математик первой половины XVIII века, автор «Арифметики», одной из самых замечательных книг XVIII века, которую М. В. Ломоносов назвал «вратами учености».
Магницкий первый познакомил наших предков с математикой в редком для своего времени объёме и показал её большое практическое значение. В этом главная заслуга Магницкого перед историей математического образования в нашей стране.
Не менее важна его заслуга как первого учителя русских моряков, преодолевшего с успехом громадные затруднения, которые встретились ему при изложении на русском языке основ мореходной науки.
Через 10-15 минут капитаны должны представить на суд жюри решение задач. Оценка за конкурс- 5 баллов.
Задача «На охоте»
Пошел охотник на охоту с собакой. Идут они лесом, и вдруг собака увидела зайца. За сколько скачков собака догонит зайца, если расстояние от собаки равно 40 скачкам собаки и расстояние, которое собака пробегает за 5 скачков, заяц пробегает за 6 скачков? Считать, что скачки делаются одновременно зайцем и собакой.
(Решение: Если заяц сделает 6 скачков. То и собака сделает 6 скачков. Но собака за 5 скачков из шести пробежит то же расстояние, что и заяц за 6 скачков. Следовательно, за 6 скачков собака приблизится к зайцу на расстояние, равное одному своему скачку. Поскольку в начальный момент расстояние между зайцем и собакой было равно 40 скачкам собаки, то собака догонит зайца через 40 *6 = 240 скачков)

Задание №7
Командам выдаются карточки, необходимо как можно полно описать характер движения двух тел (определить начальную скорость, координату, ускорение, записать зависимости скорости , ускорения, перемещения от времени, построить графические зависимости и т.д.)– за каждую физическую характеристику -1 балл, найти место и время встречи – 3 балла.
Х1= 20+ 5t
Х2= 6+ t2

Задание №8
За каждый правильный ответ 1 балл
Два тела движутся навстречу друг другу: одно равноускоренно на север, другое – равнозамедленно на юг. Нарисовать:
1. как направлены ускорения;
2. как направлены векторы скорости;
3. как направлены векторы равнодействующих;
4. как направлены векторы количества движения этих тел.

Задание №9
Правильный ответ 4 балла
Длина скачка блохи на столе под углом 45о к горизонту равна 20 см. Во сколько раз высота ее подъема над столом превышает ее собственную длину, составляющую 0,4мм?
Ответ 125

Подведение итогов.
Пока члены жюри подсчитывают очки, вам нужно за минуту составить как можно больше слов из того, что я предложу. Все слова – имена существительные, нарицательные в единственном числе в именительном падеже.
КИНЕМАТИКА ( кит, мат, тик, канат, метка ……..т.д.
Учащиеся по очереди называют слова, побеждает тот, у кого окажется больше слов.
Подводятся итоги членами жюри. Поощряются отдельные ученики из команд за удачную эмблему, рекламу и т.д.
Элементы игры можно вставлять в этапы урока примером является следующий урок

Тема урока: Вес воздуха. Атмосферное давление.
Цели урока:
Образовательные:
рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие;
систематизировать знания по теме “Давление. Давление в жидкости и газе”:
повторить основные формулы тем;
формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов.
Развивающие:
совершенствовать навыки индивидуальной и групповой работы;
активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
развить творческие способности с помощью экспериментальных заданий.
Воспитательные:
развить чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе изучения предмета;
развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, присоска, шприц, стакан с водой, тарелка .
ХОД УРОКА
1. Организационная часть.
2.Повторение и проверка ранее изученного материала (фронтально).
Игра – физическое лото « Давление».

3. Объяснение нового материала
Изложение нового материала начинаем с решения задачи. Одному из учащихся предлагается определить, какое давление оказывает вода на дно стакана, находящегося в руках. Он измеряет высоту стакана, она равна 10 см.
р= Þĝh р.= 1000 кг/м^3 *10 м/с^2 *0,1м = 1000 па
Затем закрываем этот стакан листиком бумаги и, поддерживая его рукой, переворачиваем вверх дном.
Учащимся предлагаем вопрос:
- Что в этом случае является дном?
- Листок бумаги .
- Вода оказывает такое же давление на листок бумаги?
- Да.
- Почему же он тогда не падает, находясь под давлением воды?
- Листок находится в равновесии, на него должна действовать сила, которая
направлена снизу вверх.
Выясняем, что этой силой является сила давления воздуха.
Давление воздуха называют атмосферным давлением.
Атмосферное давление обусловлено весом воздуха.
Тема сегодняшнего урока «Вес воздуха. Атмосферное давление»
Цель урока: рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие, рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности
(в медицине).
Отгадайте загадку: Чего в комнате не видишь? (воздух)
Воздух окружает нас, он необходим для жизни. Люди настолько привыкли вдыхать воздух, двигаться в нем и ощущать его кожей, что перестали его замечать.
На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу. Впервые взвесил воздух Галилей, до него считали, что воздух невесом. На опыте покажу, как можно определить массу воздуха.
Проведём опыт, подтверждающий, что воздух действительно имеет массу. Взгляните на рисунок «а». Вы видите, что к левой чаше весов подвешен стеклянный шар, а на самой чаше лежит пробка с трубкой и зажимом. На правой чаше стоит гиря, уравновешивающая вес предметов на чаше слева: пробки, трубки, зажима и шара, в котором есть окружающий нас воздух.
Взгляните на рисунок «б». Шар отцепили от чаши и присоединили к насосу. Некоторое время воздух из шара откачивали.
Затем трубку пережали зажимом, а шар опять подвесили к чаше (рис. «в»). Мы видим, что теперь гиря «перевешивает», следовательно, масса шара стала меньше массы гири. То есть опыт подтвердил, что атмосферный воздух обладает массой. Её можно измерить при помощи весов и гирь. Зная объём шара, можно даже подсчитать плотность воздуха.
Существование массы воздуха – причина того, что воздух, притягиваясь к Земле, имеет вес. Известно, например, что атмосферный воздух, расположенный над площадью поверхности Земли в 1 м^2, имеет огромный вес – около 100 тысяч ньютонов!
Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой (от греческих слов атмос – пар, воздух и сфера – шар)
Смесь газов, образующих атмосферу Земли, называют воздухом, состав: 78 % азота, 21 % кислорода и остальные газы 1%.
Мы знаем, что молекулы движутся беспорядочно с большой скоростью. Чтобы выйти за пределы притяжения Земли, необходимо развить очень большую скорость - 11,2 км/с. При этом основная масса земной атмосферы находится на высоте не более 10 км от Земли, т.к. за счет земного притяжения молекулы воздуха не могут улететь далеко от поверхности Земли. Резкой границы она не имеет ее верхние слои очень разряжены и постепенно переходят в пустое межпланетное пространство.
По своему строению воздушный океан напоминает дом.
Первый «этаж» - тропосфера. Он получил своё название от греческого слова «тропос» - поворот. Этот слой простирается в среднем до 11 км над уровнем моря.
Второй «этаж» - стратосфера. Его название происходит от латинского слова «стратум» - настил, слой. Он расположен от 11 до 55 км.
Третий «этаж» - мезосфера (от греческого «мезо» - средний, промежуточный). Этот слой от 55 до 80 км от Земли.
Четвертый «этаж» - термосфера (от греческого «термо» – тепло, жар). Частицы движутся с такими большими скоростями, которые имеют молекулы при температурах 1000-20000С.
Пятый «этаж» - экзосфера (от греческого «экзо»- снаружи) т.е. внешняя оболочка атмосферы. Высота этого слоя 500-600 км.
Атмосфера оживляет Землю. Океаны, моря, Реки, ручьи, леса, растения, животные, человек – всё живет в атмосфере и благодаря ей. Земля плавает в воздушном океане; его волны омывают как вершины гор, так и их подножия; а мы живем на дне этого океана, со всех сторон им охваченные, насквозь им проникнуты.… Не кто иной, как она покрывает зеленью наши поля и луга, питает и нежный цветок, которым мы любуемся, и громадное, многовековое дерево, запасающее работу солнечного луча для того, чтобы отдать нам ее в последствии.
Камилл Фламмарион
Мы живем на дне большого глубокого воздушного океана и как рыбы в воде ничего не знают о давлении воды, так и многие из вас до сегодняшнего дня ничего не подозревали о давлении атмосферы. Давление воздуха заставляет вращаться ветряные двигатели, надувают паруса, сносят крыши домов, приносят дожди.
Вследствие своей тяжести верхние слои воздуха, подобно воде в океане, давят на нижние слои и сжимают их. Так как воздух, в отличие от жидкости, сжимаем, то плотность воздушных слоев на разных высотах будет различной. Например, на высоте 5,4 км над Землей она в 2 раза меньше, чем у поверхности Земли, а на высоте 11 км в 4 раза меньше. Воздушный слой. Прилегающий к Земле, имеет наибольшую плотность, он сдавлен тяжестью всех верхних слоев и, согласно закону Паскаля, передает это давление по всем направлениям одинаково. В результате этого все тела, находящиеся на Земле, испытывают давление всей атмосферы.

Физкультминутка: Давайте сделаем дыхательные упражнения. Правильное дыхание способствует улучшению мыслительного процесса. Положите руки на диафрагму и сделайте несколько глубоких вдохов и выдох Задумывались ли вы над тем, как мы дышим?
При вдохе диафрагма увеличивает объем легких. Давление воздуха в легких становится меньше атмосферного. Атмосферный воздух проникает в легкие.
При выдохе диафрагма сжимает легкие, объем легких уменьшается. Поэтому давление воздуха в легких становится больше, чем атмосферное. Воздух выходит наружу.
Проведем опыт1.
Ученик пьет сок через трубочку. А теперь объясните, почему мы можем пить сок через трубочку?
-При вдохе давление в легких меньше атмосферного. Сок из пакета поднимается вверх по трубочке, а пачка сока деформируется под действием атмосферного давления.
Проведем опыт 2.
Положим на плоскую тарелку монету и нальем немного воды. Монета очутится под водой. Возьмем тонкий стакан, ополоснём его кипятком и опрокинем на тарелку рядом с монетой. Теперь посмотрим, что будет. В стакане давление меньше, чем снаружи. Вода начнет подниматься в стакан под действием атмосферного давления и монета окажется сухой.

4. Закрепление.
а) экспериментальное задание : Объясните почему вода поднимается за поднятым поршнем ? учащимся предлагается провести опыт 3.
На столе лежит медицинский шприц и стакан с водой. Если резко поднять рукоятку поршня, то между ним и жидкостью образуется безвоздушное пространство, давление в котором практически равно нулю. Поэтому атмосферное давление, воздействуя на поверхность жидкости в сосуде, вгонит жидкость вверх по трубке в пространство с меньшим давлением. Но если же поршень поднимать плавно, то внешне всё будет выглядеть так, как будто бы жидкость «сама собой» поднимается за поршнем.
б) - Как действуют присоска?.
Присоски смачиваем водой, давление внутри присоски уменьшается. Под действием атмосферного давления прижимается к стене.

Вес воздуха создает давление. Воздух давит на все ваше тело со всех сторон, подобно воде, если вы находитесь на дне моря. Огромная масса воздуха очень сильно давит на Землю, и давление при этом составляет примерно один килограмм на квадратный сантиметр. Площадь вашей ладони — примерно 77 квадратных сантиметров. Представьте, что на вашу ладонь положен груз весом в 77 килограммов! Причиной того, что вы этого не замечаете, служит то, что воздух, находящийся под вашей рукой, давит с такой же силой, как и сверху. И на вашу голову воздух давит с силой в 270 килограммов, но вас не сплющивает, потому что и внутри вашего тела есть воздух, который уравновешивает давление наружного воздуха

г ) Работа по картинкам:
2.


2. 3. 4. 4. 5. 6.


- Что нового сегодня узнали на уроке?
- Чему научились?
- Достигнута ли цель урока? (Рассмотреть причины, создающие атмосферное давление, экспериментально доказать его наличие, рассмотреть использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности (в медицине).)

5. Домашнее задание: провести эксперимент, объяснить его, зарисовать увиденное.
Возьмём два стакана, огарок свечи, немного газетной бумаги, ножницы. Поставим зажженный огарок свечи в один из стаканов. Вырежем из нескольких слоёв газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного больше, чем внешний край стакана. Затем вырежем середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана осталась открытой. Смочив бумагу водой, мы получим эластичную прокладку, которую и положим на верхний край первого стакана. Осторожно поставим на эту прокладку перевёрнутый второй стакан и прижмём его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись рукой за верхний стакан, поднимем его. Мы увидим, что нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним.




Литература
Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1979.
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.
Боев П.М. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.
Газман О. С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.
Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности- Л., 1983
Журавлев А. П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.
Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.
Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. М., 1994
Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990
Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.
Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.
Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
Пидкасистый П. П., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М.: РПА, 1996.
Категория: Физика | Добавил: vasilij (2016-10-23) | Автор: Костиков Василий Валентинович E
Просмотров: 61 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:54 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru