Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Усиление практической направленности при обучении физики.
Усиление практической направленности при обучении физики.

Образование – это то, что остается после того,
как все выученное забудется.

Макс Теодор Феликс Фон Лауэ, физик

Реформы в системе профессионального образования призваны решать проблемы совершенствования качества обучения и воспитания подрастающего поколения. Для повышения эффективности обучения большое значение имеет формирование практических умений.
Основные идеи принципа практической направленности в процессе обучения:
приобретение знаний и умений, которые потребуются в дальнейшей жизни;
конкретизация знаний и умений, необходимых человеку в современной жизни, так как они меняются по мере усложнения структуры человеческого общества.
Особенностью физики является то, что она изучает всё! Цель – помочь студенту лучше понять и полюбить интересную, но далеко не легкую науку – физику. Научить задумываться над окружающими явлениями и находить им правильное объяснение. Не углубляясь в сложные математические вычисления или сложные эксперименты, на простых опытах и примерах раскрыть перед студентами физическую картину мира, причины и взаимосвязи явлений окружающей природы. Такое миропонимание необходимо любому образованному человеку независимо от того, какую карьеру он выберет в дальнейшем.
К проблемам качества образования сейчас отмечается повышенный интерес во всем мире. А новые жизненные условия выдвигают требования к формированию молодых людей, вступающих в жизнь: они должны быть не только знающими, но мыслящими, инициативными, самостоятельными. Растить именно таких людей – вот заказ нашего общества сегодня.
Самые необходимые умения, которые должны быть сформированы на уроках: применять понятия, законы и теории для объяснения явлений природы и техники, решать задачи на основе известных законов, пользоваться справочными таблицами физических величин. Кроме того, студенты должны приобрести лабораторные умения: планировать проведение опыта, собирать установку по схеме, пользоваться измерительными приборами, проводить наблюдения, снимать показания измерительных приборов, составлять таблицы зависимости величин и строить графики, правильно выполнять приближённые вычисления, составлять краткий отчёт о проделанной экспериментальной работе.
Выбор метода обучения на уроках физики определяется не только задачами урока, его содержанием, материальным обеспечением кабинета, но и умственной работоспособностью студентов. Среди факторов способствующих сохранению высокой работоспособности важное место занимает обоснованная смена видов деятельности, то есть смена методов обучения (словесные, наглядные, практические). Поэтому в процессе обучения для усиления практической направленности рекомендуется использовать самые различные приемы, способы, технологии при работе со студентами. Уже с первых уроков рассматриваем неразрывную связь физики с жизнью. Говорим о том, что физика, её явления и законы действуют в мире живой и неживой природы, что имеет весьма важное значение для жизни и деятельности человеческого организма и создания естественных оптимальных условий существования человека на Земле. Приводим примеры неразрывной связи физики и техники: физика дала технике автомобили, тепловозы, самолёты, телефоны, кино, телевидение, интернет. В свою очередь техника позволила заглянуть в космос и начать его освоение. Обязательно рассматриваем области применимости физики с выбранной профессией (урок по теме: физика в твоей профессии). Затрагиваем и современные аспекты физической науки – нанотехнологии, адронный коллайдер, бозон Хиггса. Это всё повышает интерес к предмету и науке в целом. На последующих уроках студенты учатся объяснять опыты, факты, явления из жизни “научно, грамотно, с точки зрения физики”. С помощью наводящих вопросов и опираясь на уже полученные знания, учатся самостоятельно отвечать на возникающие вопросы. Постепенно они понимают, что всё происходящее вокруг объясняет физика.
В настоящее время кажется очевидным, что практическая направленность обучения должна состоять в передаче студентам основ наук, так как научные знания необходимы каждому, не только для изготовления технических объектов и разработки технологий, но и в быту, для обеспечения своей безопасности. Подрастает поколение, которое с раннего детства пользуется мобильными телефонами, часами слушает музыку в наушниках и просиживает за компьютерными играми. Они должны, изучая физику, уяснить для себя, какое негативное влияние всё это оказывает на человека. И уметь пользоваться всеми благами с наименьшей опасностью для себя.
Важную роль в усилении практической направленности обучения физики играет связь преподавания физики с производственной практикой. Это дополняет теоретическое обучение, даёт студентам ясное представление о применении физических законов и явлений на производстве, а в дальнейшем и в профессии. Поэтому, материал изучается обязательно с упором на применение в выбранной профессии. Все определения даются в простой трактовке.
Сложность формирования методики практических умений состоит в том, что она имеет отличную от содержания учебного курса логику развития, которая характеризуется постепенным нарастанием самостоятельности обучающихся в процессе выполнения упражнений, решения тренировочных и экспериментальных задач, выполнения лабораторных работ и практикума. В каждом конкретном случае, в зависимости от сложности материала и особенностей подготовки студентов приходиться подбирать задания, вопросы, их нужное число. Работоспособность нынешних студентов не очень высокая. Количество часов на изучение предмета постоянно уменьшается. Поэтому за урок выполненных практических заданий не так много. А, как известно, это играет огромную роль в усилении практической значимости уроков физики. К сожалению, иногда ещё не все работы можно выполнить в полном объёме, так как катастрофически не хватает времени и условий для их выполнения и, конечно же, нужных и современных приборов.
Известно, что одно из важных мест в преподавании физики занимает наглядность, и для претворения этого принципа обучения в реальность необходимо уделять этому вопросу максимум внимания. Продумывать этот вопрос до мельчайших подробностей. Умственная работа, лишённая наглядной, образной опоры, в ряде случаев оказывается трудной не только для студентов. Умение мобилизовать образное мышление при восприятии учебного материала значительно облегчает его понимание и запоминание, и приобретение практических навыков. При использовании демонстрационного эксперимента студент, хочет он этого или нет, задумается: где встречался он с подобным явлением на практике, где еще может быть полезно данное явление. Надо стараться сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых знаний и их практическое применение. Для этого, конечно же, широко надо использовать информационно компьютерные технологии.
Важный показатель результатов обучения физике и необходимое условие его успешности – формирование практических умений. Они облегчают приобретение новых знаний, обеспечивают уверенность познавательной деятельности. Суть практической направленности на уроках физики – помочь студентам усвоить учебный материал, научить пользоваться приобретенными знаниями, увлечь этой наукой, заинтересовать теми отраслями производства, где она применяется. Развивать у студентов самостоятельность, привычку к обучению на протяжении всей жизни, знакомить с методами применения знаний по физике на практике, в быту, технике и на производстве. Так как обществу необходим выпускник, умеющий творчески применить полученные знания на практике и способный к продолжению образования, самообразованию и труду.
Категория: Физика | Добавил: IRINKA32 (2016-12-18) E
Просмотров: 78 | Теги: физика, практическая направленность | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2017-04-30, 2:23 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1513]
Школьный психолог [519]
История [736]
Опыт [497]
Научная кафедра [217]
Воспитание души [232]
Мастер-класс [219]
Семья и школа [178]
Компьютер-бум [254]
Английский язык [808]
Великие открытия [20]
Университет здоровья [129]
Математика [1179]
Химия [385]
Классному руководителю [657]
Биология [593]
Думаем, размышляем, спорим [95]
Казахский язык и литература [1804]
Краеведение [93]
Начальная школа [4008]
Беседы у самовара [16]
Мировая художественная культура [39]
Новые технологии в обучении [378]
Сельская школа [73]
Профильное обучение [71]
Демократизация и школа [24]
Физика [302]
Экология [184]
Дошколенок [1572]
Особые дети [281]
Общество семи муз [57]
Школа и искусство
Уроки музыки [641]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [463]
Мой Казахстан [234]
Школьный театр [70]
Внеклассные мероприятия [1195]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [86]
ИЗО и черчение [218]
Физическая культура [536]
Немецкий язык [52]
Технология [299]
Самопознание [403]
Профессиональное образование [108]
Школьная библиотека [81]
Летний лагерь [15]
Дополнительное образование [34]
Педагогические программы [7]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • /li>
  • Обратная связь

    Имя отправителя *:
    E-mail отправителя *:
    Адрес веб-сайта:
    Тема письма:
    Текст сообщения *:
    Оценка сайта:

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru