Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Развитие творческих и интеллектуальных способностей у школьников на уроках физики и информатики в условиях личностно-ориентир обучения

Мухтарова Фатима Галиуллаевна,

учитель физики и информатики,

ГУ "Средняя общеобразовательная школа №17", город Семей, ул. Кашагана, 26.

Развитие творческих способностей у школьников на уроках физики и информатики.
Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является развитие творческих способностей. Творчество предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления.
К сожалению, природа не наградила человека никакими знаниями, никакими практическими навыками работы, способами деятельности. Ребенок рождается беспомощным, ничего не знающим, ничего не умеющим. И разница между детьми только в том, что они в различной степени награждены природной потенциальной способностью к тому или иному виду деятельности.
Какими бы феноменальными ни были задатки, сами по себе, вне обучения, вне деятельности они развиваться не могут. Об этом говорят выводы ученых, основанные на многочисленных исследованиях. «Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии»,Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М, 1972. С. 33.
Однако задатки и способности к определенной деятельности далеко не всегда проявляются в раннем детстве. Поэтому ребенка надо учить и развивать всесторонне, чтобы дать возможность проявиться его скрытым, может быть очень глубоко, способностям. Осуществить это можно только в процессе обучения под руководством взрослых. Ребенок всегда чего-то не знает, а раз он этого «чего-то» не знает, то, как он «этому» может научить себя? Как он, ничего не зная в данной области, может составить план, программу и методику обучения? Человек может составить себе план самообразования, если у него уже есть необходимый запас знаний в данной области, т. е. минимальное, но достаточное общее представление об изучаемом предмете, чтобы самостоятельно постигать его дальше.
ЧТО ЗНАЧИТЬ «УЧИТЬ ТВОРЧЕСТВУ»?
Единственно правильного, объективного толкования творческой деятельности, приемлемого для всех случаев нет, так как проявления творчества настолько многообразны, что сколько-нибудь четкой границы между творческой деятельностью и высоким уровнем мастерства провести, по-видимому, нельзя.
Согласно, например, Б. М. Теплову, «творческой деятельностью в собственном смысле слова называется деятельность, дающая новые, оригинальные продукты высокой общественной ценности».
Конечно, школьники в массе не могут создавать продукты, имеющие общественную новизну и значение, да это и не входит в задачи школы.
Я считаю, что творчество ученика - это создание им оригинального продукта, изделия (а так же решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создан новый для ученика подход к решению (выполнению) задачи.
Обучающая творческая деятельность рассматривается в первую очередь как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств творческой личности:
- умственной активности;
- быстрой обучаемости;
- смекалки и изобретательности;
- стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы;
- самостоятельности в выборе и решении задачи;
- трудолюбия;
- способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т. д.
Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для творческой личности, должен стать самостоятельно созданный (творческий) продукт: модель, макет, игрушка и т. п.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца.
Только снабдив учащихся определенным минимумом общепрофессиональных знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников творчеству.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ТВОРЧЕСТВА.
Цели и задачи уроков.
Бессмысленно проектировать «хороший процесс обучения» с «хорошим содержанием», если нет четкого определения конечной цели. Так же нельзя и создать уроки творчества, предполагающие обучение творчеству вообще, развитие творческих способностей вообще. Если начинать проектирование с «бескритерийным» заданием, то получится, как в сказке: пойди туда, не знаю куда, найди то, не знаю что. Поэтому проектирование начинается с четкого определения конечной цели.
Конкретные задачи можно сформулировать так:
1. Включить детей в разнообразную деятельность.
Это достигается специально подобранными видами практических работ. Успешное выполнение этих работ (в своем неповторимом варианте, т. е. творческое).
2.Выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды труда (деятельности), т. е. перенос знаний и навыков.
3.Развить сообразительность и быстроту реакции при решении различных новых задач, связанных с практической деятельностью.
Исходные принципы.
1. Знания - фундамент творчества.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы
имеющихся у него знаний. Ребенка нужно учить целенаправленно, целеустремленно и постепенно, многократно закрепляя уже полученные ранее навыки.
2.Строгий отбор учебного материала.
В единицу времени ученик может усвоить определенное, а не безграничное количество информации, надо строго отобрать сведения, нужные для решения данной задачи (или задач).
3. Многократность повторения по-разному организованного изучаемого материала.
Чтобы избавиться от монотонности, надо ранее изученный материал повторять в новых разнообразных вариантах (новые задачи).
4. Разностороннее развитие ученика.
Резко повышает эффективность обучения, как в скорости изучаемого материала, так и в приспособляемости к новым видам труда, ранее в практике ученика не встречавшимся.
5. Формирование устойчивого интереса к учению.
6. Обучению грамотному выполнению работ под руководством учителя.
Многократно повторяя упражнения, ученик закрепляет навык, вырабатывает определенный стереотип. Поэтому сразу надо учить правильному, грамотному выполнению работы.
7. Постоянный контроль учителя за работой ученика.
Все действия ученика при выполнении работ различных видов должны находится под полным контролем учителя, даже если навык вроде бы уже и осмыслен. В случае ослабления контроля навык может исчезнуть, или трансформироваться в неправильный.
8. Индивидуальный подход. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ.
На уроках творчества необходимо реализовать общедидактический принцип межпредметных связей, учитывая возможности и содержание учебного материала.
Так на уроках информатики изучая тему:
Графика. Графические операторы», я сначала изучаю с ребятами основные графические операторы: - линия, окружность, дуга, квадрат, используя небольшие программы.

Пример1.
Program Line;
uses Graph;
var
DriverVar,ModeVar: integer;
begin
DriverVar: = Detect;
Mode Var : = 1 ;
InitGraph (DiverVar, Mode Var, 'C:\ tp \ bgi');
Line(220,130,220,200);
readln;
end.

Пример 2.
Program Circle;
uses Graph;
var
DriverVar,ModeVar: integer;
begin
DriverVar: = Detect;
Mode Var : = 1 ;
InitGraph (DiverVar, Mode Var, 'C:\ tp \ bgi');
Circle (118,162,1 15);
readln;
end.

Пример 3.
Program Arc;
uses Graph;
var
DriverVar,ModeVar: integer;
begin
DriverVar: = Detect; Mode Var; = 1 ;
InitGraph (DiverVar, ModeVar, 'C;\ tp \ bgi');
Arc (220,130,0,180,63);
readln;
end.

Пример 4.
Program Arc;
uses Graph;
var
DriverVar,ModeVar: integer;
begin
DriverVar: = Detect;
ModeVar : = 1 ;
InitGraph (DiverVar, ModeVar, C:\tp \ bgi');
Rectangle(200, 1 00,400,200);
Readln; end.

Затем ученики самостоятельно с помощью этих операторов составляют картинку.
Например, ученик 9 «Г» класса, Тятых Иван нарисовал домик:
program domic;
uses Graph;
var
DriverVar,ModeVar:integer;
begin
DriverVar:=Detect; ModeVar:=l;
InitGraph (DriverVar, ModeVar, ‘C:\tp\bgi');
Rectangle(100,200,350,400);
Rectangle(150,250,300,350);
Line(100,200,225,100);
Line(225,100,350,200);
Line(225,250,225,350);
Line(150,300,300,300);
Line(325,100,325,178);
Line(150,300,300,300);
Line(l 50,300,300,300);
readln;
end.
Гаврилова Ольга, ученица 9 «Б» класса создала программу, которая рисует «Паровоз» и заставила его двигаться:
gd,rad,h,x: integer;
begin gd:=detect;
InitGraph (gd,rnd,' С : \tp\bgi');
x :--=!;
h:=400;
SetColor (2);
{bar (190,40,300,220); }
begin
SetLineStyle (0,2,3);
line (10,200,190,200};
line (190,200,190,110);
line (190,110,10,110);
line (10,110,10,200);
circle (50,220,30};
circle (160,220,30);
line (170,110,170,30);
line (170,30,140,30);
line (140,30,140,110);
for x:=l to 400 do
begin
cleardevice; delay (0);
Setbkcolor (white);
SetColor (2);
line (10+x,200,190+x,200);
line (190+x,200,190+x, 110);
line (190+x,l 10,10 + x,l 10);
line (10+x,110,10+x,200);
circle (50+x,220,30);
circle (160+x,220,30);
line (170+x,110,170+x,30);
line (170+x,30,140+x,30);
line (140+x,30,140+x,110);
line (10+x,200,190+x,200);
line (190+x,200, 190H-X, 110);
line (190+x, 110,10+x, 110);
line (10+x,110,10+x,200);
circle (50+x,220,30);
circle (160+x,220,30);
line (170+x,110,170+x,30);
line (170+x,30,140+x,30);
line (140+x,30,140+x,110);
line (10+x,200,190+x,200};
line (190+x,200,190+x, 110);
line (190+x, 110,10+x, 110);
line (10+x,110,10+x,200);
circle (50+x,220,30);
circle (160 + x,220,30);
line (170+x,110,170+x,30);
line (170+x,30,140+x,30);
line (140+x,30,140+x,110);
line (10+x,200,190+x,200);
line (190+x,200,l 90+x, 110);
line (190+x,110,10+x,110);
line (10+x,H0,10+x,200);
circle (50+x,220,30);
circle (160+x,220,30);
line (170+x,110,170+x,30);
line (170+x,30,140+x,30);
line (140+x,30,140+x,110);
line (10+x,200,190+x,200);
line (190+x,200,190+x,110);
line (190+x,110,10+x,110);
line (10+x,110,T0+x,200);
circle (50+x,220,30);
circle (160+x,220,30);
line (170+x,110,170+x,30);
line (170+x,30,140+x,30);
line (140 + x,30,140+x,110} ;
x:=x+l;
end; end; readln;
end.
Ахременко Настя, ученица 9 «Б» класса создала программу, которая рисует «Машину».
Гаврилов Женя нарисовал часы и заставил двигаться стрелки:
program Clock;
uses Crt,Graph;
var
gd,gm,l,x,z: integer;
begin gd:=ega;
InitGraph (gd.gm,'C:\tp\bgi');
SetLineStyle (0,0,3);
circle (320,175,100);
line {320,175,320,85);
forz:=l to 2 do begin
OutTextXY (300,10,'MacnKn');
forx: = 1 to 100 do
begin
ClearDevice; Delay(SOOO);
SetColor(l);
SetBkColor(14);
OutTextXY (300,10,'HacnKn’);
circle (320,175,110);
line(320,175,320+x,85+x);
circle (320,175,110);
line(320,175,320+x,85+x);
circle (320,175,110);
line(320,175,320+x,85+x);
circle (320,175,5);
circle (320,175,5);
circle (320,175,5);
end;
forx: = 1 to 100 do begin
ClearDevice;
Delay(5000);
circle (320,175,110);
line (320,175,420-x,185+x);
OutTextXY (300,10,'MaaiKn');
circle (320,175,110);
line(320,175,420-x,185+x);
circle (320.175,110);
line (320,175,420-x,185+x);
circle (320,175,5);
circle (320,175,5);
circle (320,175,5);
end;
forx:=l to 100 do begin
ClearDevice; Delay(5000);
circle (320,175,110);
line(320,175,320-x,285-x);
circle (320,175,110);
OutTextXY (300,10,'MacnKn');
line (320,175,320-x,285-x);
circle (320,175,110);
circle (320,175,5);
circle (320,175,5);
circle (320,175,5);
line(320,175,320-x,285-x);
end;
forx:=l to 100 do begin
ClearDevice;
Delay(5000);
circle (320,175,110);
line(320,175,220+x, 185-x);
circle (320,175,110);
line (320,175,220+x,185-x);
OutTextXY (300,10,'HacnKii1);
circle (320,175,110);
line(320,175,220+x, 185-х);
circle (320,175,5);
circle (320,175,5);
circle (320,175,5);
end; end;
readln; end.
Фиберг Артем, ученик 9 «Г» класса, нарисовал кораблик и заставил его двигаться:
Program Dv;
uses Graph,Crt;
var
grDrlver : integer;
grMode : integer;
grPath : string;
ErrCode : integer;
x,y : integer;
color : word;
bkcolor : word;
Procedure
Titanik (x,y:integer; colonword);
const
dx-5; dy = 5;
var
OldColor: word;
begin
OldColor: = GetColor; SetColor(color);
MoveTo(x,y);
LineTo(x,y-2*dx);
LineTo(x+10 * dx,y-2 * dy);
LineTo(x+l 1 * dx,y-3 * dy);
LineTo(x+17* dx,y-3 * dx);
LineTo(x+14* dx,y);
LineTo(x,y);
MoveTo(x+3 * dx,y-2 * dy);
LineTo(x+4*dx,y-3*dy);
LineTo(x+4*dx,y-4*dy);
LineTo(x+13 * dx,y-4 * dy);
LineTo(x+13 * dx,y-3 * dy);
Line(x+5 * dx,y-3 * dy ,x+9 * dx,y-3 * dy);
Rectangle(x+8*dx,y-4*dy,x+ll*dx,y-5*dy);
Rectangle(x+7 * dx,y-4 * dy ,x+8 * dx,y-7 * dy);
Circle(x+12*dx,y-2*dy,Trunc(dx/2));
Circle(x+14*dx,y-2*dy.Jmnc(dx/2));
Line(x+10*dx,y-5 *dy,x+10*dx,y-10*dy);
MoveTo(x+17 * dx,y-3 * dy);
LineTo(x+l 0*dx,y-10*dy);
LineTo(x,y-2 * dy);
SetColor(OldColor);
end;
begin
grDriver: = VGA;
grPath : = 'c:\tp\bgi';
InitGraph(grDriver,grMode,grPath);
ErrCode : = GraphResult;
if ErrCode о grOk then Halt(l);
x: = 10;
у : = 200;
color: = LightGray;
SetBkColor(Blue);
bkcolor : - GetBkColor; repeat
Titanik(x,y,color); Delay (3500);
Titanik(x,y,bkcolor);
PutPixel(x,y,color);
x : = x+2;
until (x>500);
readln;
CloseGraph;
end.
Я на уроке предлагаю программу «Модель атома», Буркутбаев Адиль нарисовал Кристаллическую решётку и заставил двигаться электроны вокруг атомов:


После темы: «Основы моделирования», я с учениками рассматриваю задачу «Основы моделирования физических процессов»:
Задача: Рассмотрим взаимодействие электрических зарядов.
program А5;
uses crt,graph;
label 1,2,3;
var l,dx,dv,mv,k:integer;
y,x2,y2:real; cxhar;
begin
clrscr;
gotoxy(14,6);
writeln('Bы работаете с программой качественного исследования');
gotoxy(18,7);
writeln ('взаимодействия электрических зарядов');
gotoxy(12,20);
writeln(‘для продолжения нажмите любую клавишу’);
repeat until keypressed;
l:clrscr;
gotoxy(l 2,6);writeln ('Введите длину нити подвеса(80 - 200)'); gotoxy(12,7);writeln('BBOД 0 - выход из программы'); readln(l);if 1=0 then goto 2; clrscr;
gotoxy(12,8);writeln('npи одноименных зарядах нажмите букву О'); gotoxy(12,9);writeln('npи разноименных нажмите Р');
gotoxy(12,10);writeln('Если исследуется зависимость от величины заряда - В'); c:=readkey; case с of 'о'.'О'.З'.Т.'о'.'О'.'Щ'.'щ': иллюстрация взаимодействия одноименных зарядов
begin
dv:=detect;initgraph(dv,mv,'C:\BP\BGIY);
line(300,0,300,l);circle(300,l+3,3);
line(340,0,340,l);circle(340,l+3,3);dx:=0;
while dx<=l-10 do begin x2:=l; y2:=dx;
y:=sqrt(sqr(x2)-sqr(y2)); setcolor(7);
circle(300-dx,3+round(y),3);
line(340,0,340+dx,round(y)); circle(340+dx,3+round(y),3);
dx:=dx+5; end; setcolor(7);
line(300,0>300-dx,round(y));circle(300-dx,3+round(y),3); line(340,0,340+dx,round(y));circle(340+dx,3+round(y),3); t
outtextху(150,400,'нажмите пробел');
repeat until keypressed; closcgraph; goto 1;
end;
'з','3',Ъ','Н','р','Р','р','Р':иллюстрация взаимодействия разноименных зарядов
begin
dv:=detect; initgraph(dv,mv,'C:\BP\BGI\’);
line( 100,0,100,l);circle( 100,1+3,3);
line(540,0,540,l);circle(540,l+3,3);dx:=0;
while dx<=l-10 do begin x2:=l; y2:=dx;
y:=sqrt(sqr(x2)-sqr(y2)); setcolor(7);
line(100,0,100+dx,round(y));circle(100+dx,3+round(y),3);
line(540,0,540-dx,round(y));circle(540-dx,3+round(y),3);
setcolor(0);delay(300);
line ( 100,0,100+dx^und(y));circle( 100+dx,3+round(y),3);
line(540,0,540-dx,round(y));circle(540-dx,3+round(y),3); dx:=dx+5; end;

setcolor(7);
line( 100,0,100+dx, round(y));circle(l 00+dx,3+round(y),3);
line(540,0,540-dx,round(y));circle(540-dx,3+round(y),3);
outtextxy(150,400,'нажмите пробел');
repeat until keypressed; closegraph; goto 1; end;
‘d’ ,‘D’,’b’,’B’,’в’,’В’,’и’,’И’: зависимость взаимодействия от величины зарядов begin
writeln('для единичных зарядов движение выглядит так');
writeln ('нажмите любую клавишу');
dv:=detect;initgraph(dv,mv,'C:\BP\BGI’);
line(300,0,300,l);circle(300)l+3,3); Hne(340,0,340,l);circle(340,l+3,3);
while dx<=l-100 do begin x2:=l; y2:=dx; y:=sqrt(sqr(x2)-sqr(y2)); setcolor(7);
line(300,0,300-dxjound(y));circle(300-dx)3+round(y),3);
line(340,0,340+dx,round(y));circle(340+dx,3+round(y),3);
setcolor(0);delay(5000);
Une(300,0,300-dx,round(y));circle(300-dx,3+round(y),3);
line(340,0,340+dx,round(y));circle(340+dx,3+round(y),3);dx:=dx+l;
end;
setcolor(7);
line(300,0)300-dx,round(y));circle(300-dx)3+round(y),3); line(340,0,340+dx,round^));circle(340+dx,3+round(y),3);
outtextху(150,400,'нажмите npoбел’) repeat until keypressed; closegraph;
writeln ('если хотите посмотреть, как изменится взаимодействие,');
writeln ('введите кратность заряда (не более 4), иначе введите 0');
readln(k); if k=0 then goto 1;
dv:=detect;itiitgraph(dv,mv,,C:\BP\BGI’);
line(300,0,300,l);cirde(300,l+3,3);
line(340,0,340,l);circle(340,l+3,3);
dx:=0; while dx<=l-round(100/k) do begin x2:=l; y2:=dx;
y:=sqrt(sqr(x2)-sqr(y2));
setcolor(7);
line(300,0,300-dx,round(y));circle(300-dx,3+round(y),3);
line(340,0,340+dx,round(y));circle(340+dx,3+round(y),3);
setcolor(0);delay(500);
line(300,0,300-dx^ound(y));circle(300-dx,3+round(y),3); line(340,0,340+dx)round(y));circle(340+dx,3+round(y),3);
dx:=dx+l; end; setcolor(7);
line(300,0,300-dx,round(y));circle(300-dx,3+round(y)>3); line(340,0,340+dx,round(y));circle(340+dx,3+round(y),3);
outtextху(150,400,'нажмите пробел'); repeat until keypressed;
closegraph; goto 1; end; end;
readln;
2:end.
Задание:
1. Загрузить программу A5;
2. Просмотреть программу и определить, каким образом реализована имитация взаимодействия (движение);
3. Запустить программу на исполнение и пронаблюдать, как имитируется движение (взаимодействие);
4. Вновь вернуться к тексту программы и выяснить назначение процедур рисования вне цикла;
5. Взять в фигурные скобки процедуры рисования в конце блока, реализующего взаимодействие зарядов одного знака;
6. Запустить программу на исполнение;
7. Пронаблюдать процесс и отметить изменения в результатах работы программы;
8. Выйти в программу и изменить параметр в процедуре delay, в одном случае увеличив его, а в другом - уменьшив;
9. Запустить программу и сделать вывод о влиянии измененного параметра на результат.
10. Поэкспериментировать с программой, меняя приращение цикла, длину нити, и проанализировать влияние этих изменений на работу программу.
Затем ребята пытаются смоделировать физические процессы, например закон сохранения импульса (Гаврилов Евгений):
Program impulsl;
USES CRT,GRAPH;
const
nacl=30;
nac2=540;
nacx=150;
VAR I,j ,DRIVERVAR,MODEVAR:INTEGER;
yi, y2,rl,r2 : integer;
prl,pr2,xl,t,x2:real;
BEGIN
writeln('Введите Массу 1 шара');
readln (rl);
writeln ('Введите Массу 2 шара');
readln(r2);
t:=(nac2-nacl)/2;
fprl:=l;
pr2:=l;
while t>0 do begin
t:=(nac2-pr2-nacl-prl);
prl:=prl+l;
pr2:=pr2+l;
end;
xl:=nacl+prl;
yi:=round(xl);
x2:=nac2-pr2;
y2:=Around(t);
DRIVERVAR:=DETECT;
INITGRAPH (DRIVERVAR,MODEVAR,' ');
i:=l; y:=l;
while (i<=y2-rl) and (j<=y2-r2) do begin
circle (nac2-j , na ex, r2 ) ;
circle (nacl+i,nacx,rl) ;
delay(lOO) ;
inc (i);
inc (j);
end;
for i:=l to (y-rl) do begin
cleardevice;
circle (nac2-i,nacx,r2) ;
(circle (nacl + i,na ex, rl) ;
delay(lOO);
readln;
end.

Разработка и использование программных продуктов для развития интеллектуальных способностей и творческой активности учащихся
Творческая деятельность в образовательных учреждениях организована, как правило, в форме факультативных курсов и программ дополнительного образования. Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на конкурс и научно - практические конференции.
Основные виды творческих работ школьников:
- информационно реферативные,
- проблемно-реферативные,
- натуралистические и описательные,
- исследовательские.
Все указанные виды творческих работ могут быть выполнены на любом профиле (гуманитарном, естественном, техническом), но не любым учеником. Так как эта работа не должна быть похожа на «потряхивание коробочки» со стороны педагога. Цель, которую ставит перед собой педагог, на мой взгляд, заключается в следующем: «Обогащение ребенка творческими ресурсами, где каждое задание - проект, которое мы ему предлагаем или он выбирает сам, должно создавать своеобразное «магнитное поле», которое с большей вероятностью приведет к формированию и развитию необходимых интеллектуальных способностей.
Применение учащимися новых информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности невозможно без изучения ими основ, курс информатики должен быть приближен к достижению этой цели. Не следует, однако, ограничивать изучение этих вопросов лишь уроками информатики, учащиеся должны вести свои исследования в тесном взаимодействии других дисциплин. Конструирование программ - один из важнейших разделов современной информатики. Бурное развитие программно - аппаратных средств, появление новых стилей и технологий программирования, как ни парадоксально, не снижают, а напротив повышают уровень требований к массовой алгоритмической культуре. В результате этого на учителя возлагается серьёзная ответственность т. к. он должен предоставить ученику такие условия для исследовательской деятельности, благодаря которым, у него формируется внутренняя мотивация и он подходить к любой возникающей перед ним проблеме (научной или житейской) с исследовательской, творческой позиции. Таким образом, ученик должен осознать внутреннюю потребность поиска неизвестного в своей исследовательской работе, при чем не учитель должен вести ученика «за руку» к ответу. Ученик либо работу осуществляет самостоятельно, либо совместно с учителем.
Самостоятельная исследовательская практика учащихся - важнейший фактор развития творческих способностей. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Написание учебника, создание обучающих и контролирующих программ по различным предметам, всегда большая, кропотливая и полезная работа.
При построении учебно-исследовательского процесса важно:
- выбор темы исследования,
-хорошее осознание учеником сути проблемы,
-организация хода работы,
-оказание взаимоинициирования через совместный поиск неизвестного,
- раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке (и то это уже не обязательно, а только, если получится, приятно и не более того).
I. Постановка задачи.
«...почти во всех делах самое трудное - начало».
Ж. Ж. Руссо.
II. Формирование информационных потоков.
«Важно не количество знаний, а качество их.
Можно знать очень многое, не зная самого нужного».
Л. Н. Толстой.
III. Разработка СТРУКТУРЫ программы.
«Красота везде желанный гость».
Гёте.
IV. Компьютерное конструирование.
«Кто хорошо подготовился к бою, тот его наполовину выиграл».
Сервантес.
V. Анализ результатов исследования.
«Легко взглянуть в соседнюю долину,
Взобравшись на высокий перевал».
VI. Внедрение в процесс обучения.
«Все хорошие принципы уже записаны,
теперь нужно только использовать их».
Б. Паскаль
Делая выводы, мне хотелось бы отметить следующее:
Ребята, которые добывают знания самостоятельно, смогут решить свои проблемы и действовать соответственно независимо от ситуации, так как в их арсенале:
-анализ собственного знания;
-постоянное размышление и осознание пределов знаний,
-ценностей и компетенции;
-гибкость в умении решать проблемы;
-принятие собственной личности.
Максимальный учет истинных, а не липовых интересов школьников является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. Этот фактор существен вообще, но особенно критичен в нынешних условиях острого дефицита социального ресурса, когда скромные силы отечественной педагогики могут быть напрасно потрачены на бессмысленную борьбу со вполне нормальными интересами и потребностями учащихся. Процессы развития творческой активности учащихся - индивидуален. Условия работы в сочетании с методами обучения могут либо способствовать развитию данного индивида, либо его тормозить. Умение найти оптимальные условия для развития каждого ученика определяют уровень профессионального мастерства учителя в такой же мере, как и знание предмета, который он преподает. Творчески работающий учитель всегда оценивает методы преподавания по тому, как они способствуют развитию творческого мышления и воспитанию учащихся. Однако методы обучения могут и тормозить развитие интеллектуальной деятельности, активности и самостоятельности учащихся, если материал предлагается в готовом виде, учителем не ставится проблемные задачи.
Метод проектов на уроках информатики.
Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. С развитием новых информационных технологий и социальных изменений в обществе контакты между людьми планеты вышли на новый уровень. Появилась возможность быть участником международных проектов, телеконференций, общаться с огромной очень разноплановой аудиторией. Каждый человек, может быть творцом новых идей, организатором интересных диспутов или просто координатором связей одноклассников, выпускников своей школы, вуза или детского сада.
Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности. И это задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, являются:
- Обучение в сотрудничестве
- Метод проектов
- Разноуровневое обучение
-«Портфель ученика»
- Индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.
Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения новых информационных технологий, компьютерных, в первую очередь. На уроках информатики я с учащимися пытаюсь создать собственный продукт, который бы соответствовал современному уровню информационной культуры.
Перед учащимися ставлю задачу:
Создать фильм - презентацию «Наш класс» в программе Роvеr Роint, используя метод проектов. В этой презентации учащиеся должны рассказать о собственном классе, отразить его специфику, учебный процесс, досуг, успехи в различных областях деятельности. Форма проведения уроков отличается от традиционного урока и по конструкции, и по расстановке образовательных и воспитывающих акцентов. Разделившись на группы по 2-3 человека, каждая создавала свою часть презентации. Например, 1-я отражала досуг, 2-я - учебу, 3-я - достижения класса и т.п. В каждом классе был выбран координатор, который следил за деятельностью одноклассников. Работа по созданию проекта велась как дома, так и в классе.
Ребята с удовольствием подбирали материал и фотографии, с юмором подходили к работе. На уроках ощущался творческий подъем. По мере выполнения задания проводились промежуточные обсуждения полученных результатов в группах. В процессе работы учащиеся самостоятельно обучали друг друга, помогали. В работе делался акцент на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Учителю отводилась роль организатора познавательной деятельности и активного наблюдателя. Завершилась работа коллективным просмотром фильма, обсуждением и оценкой проекта.
Анализируя работу над проектом, следует отметить, что превалирует практический навык работы с компьютером, и еще низок уровень информационной культуры; учащиеся недостаточно хорошо систематизируют и обобщают информацию в соответствии с поставленной познавательной задачей. Необходимо еще много работать над содержанием, структурой и дизайном создаваемых проектов. Напрашивается вывод, что знание фундаментальных основ информатики является залогом успеха в работе с новыми информационными технологиями.
Создание проектов на уроках позволяет учащимся раскрыть свои творческие способности, показать себя с естественной стороны, приобрести самостоятельные навыки работы в группе.
ПРИМЕНЕНИЕ «МЕТОДА ПРОЕКТОВ» НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Один из подходов личностно-ориентированного обучения - «метод проектов», позволяет формировать навыки исследовательской и коллективной работы, дает большую свободу для творчества учащихся. Рассматривается возможность решения с помощью этого метода межпредметных задач.
Сегодня, когда мы так много говорим о личностно-ориентированном образовании, очевидно, что учебный процесс должен способствовать поиску и развитию способностей заложенных в каждом ребенке.
В нашей школе давно ведется поиск оптимальных форм и методов такого обучения. Одним из них является «метод проектов», широко применяемый как в рамках классно-урочной, так и для самостоятельной работы в процессе освоения общего курса информатики.
«Метод проектов» предполагает, что учащийся или группа учащихся выполняют весь объем запланированных работ от начала и до конца: выбирают тему, разрабатывают, внедряют и при необходимости дорабатывают.
«Метод проектов» характеризуется формированием навыков системного подхода к решению задач, самостоятельности в процессе работы и установлением равноправного партнерства между учителем и учеником. Вместе с тем, работая в составе группы, учащиеся приобретают опыт взаимодействия в творческом коллективе единомышленников, учатся использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно получать новые знания, организовывать свою деятельность и анализировать ее результаты.
Опыт применения «метода проектов» позволяет выделить следующие основные этапы:
- выбор темы проекта;
-моделирование;
-реализация;
-анализ;
-защита;
-внедрение проекта;
-усовершенствование или доработка.
Такой подход позволяет формировать навыки исследовательской и коллективной работы, дает большую свободу для творчества учащихся.
Нельзя недооценивать роли проектов в реализации межпредметных связей. Очевидно, что для проведения этой работы недостаточно усилий только учителя информатики. Целесообразно привлекать к этой работе учителей предметников, заинтересованных в применении и внедрении информационных технологий на своих уроках.
И хотя, проектам учащихся трудно конкурировать на рынке компьютерных программ с современными мультимедийными комплексами, они вполне отвечают тем локальным целям и задачам, для решения которых и были созданы. Так, например, работая в редакторе Power Point ученики, создавая презентацию, работают с конкретным материалом, например: теоремой Пифагора. Я расписываю создание каждого слайда в лабораторной работе, затем задаю домашнее задание: создать презентацию, тему ученики выбирают сами.
В школе веду кружок для работы с одаренными детьми.
Тема кружка информатики и физики:
«Использование современных компьютерных технологий при моделировании физических процессов»
Цели и задачи:
Практическое освоение компьютера как инструмента деятельности человека, базирующееся на фундаментальной теоретической подготовке, знании аппаратных, программных и алгоритмических средств ПК. Формирование основ научного мировоззрения учеников, развитием их физическо-технического мышления, способностей, подготовки к жизни и труду, продолжению образования.
Цели:
• Формирование основ научного мировоззрения. Развитие единого подхода к изучению информационных процессов в живой природе, обществе, технике, обоснование общности процессов восприятия, передачи, преобразование информации в системах различной природы, формирование современного научного представления о мире, его единстве.
• Формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, что включает в себя умение грамотно пользоваться источниками информации, оценка достоверности информации и знания, умения правильно организовать информационный процесс и учебный процесс, оценить информационную безопастность.
• Подготовка учеников к последующей профессиональной деятельности.
• Овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимом условии переходом к системе непрерывного образования, формирование информационной культуры.
Ожидаемые результаты:
• Раскрытие творческого потенциала школьников.
• Умение моделировать физические процессы и явления с помощью новейших макромедийных технологий.
• Уметь применять теоретические знания на практике.

Работая в Macromedia Flash Professional v8.0 среде на занятиях кружка учащиеся заинтересовываются, а потом учатся вещам не только занимательным, но и трудным. В. А. Фабрикант писал: «Физика может и должна быть интересным, увлекательным для учащихся предметом.»
Так ими были созданы такие работы, как:
1. Строение атомного ядра

2.Планетарная модель атома водорода, в которой можно узнать информацию о ядре, атоме, ионе водорода

2. Поглощение светового луча абсолютно черным телом

3. Опыт по теплопроводности

4. Электромагнитные колебания

Используемая литература:
1. Тайны создания игр в Macromedia Flash MX 2004, Джоуб Макар, Бен Виниарчик, NT Press, Москва, 2005 г
Пришла пора ставить в этой работе точку. Можно ли сейчас ответить на вопрос: «Каков результат такой работы?» Я думаю, что это очень трудно, так диагностировать результативность развития творческих способностей у школьников на уроках физики и информатики в условиях личностно-ориентированного обучения - как средства саморазвития учащихся очень сложно. Но как учителя меня радует тот факт, что несмотря на сложность физика из года в год занимает в анкетах учащихся при определении рейтинга предмета в нашей школе достаточно высокое место. Радует, что 20-30% учащихся выбирали экзамен по физике, а сейчас сдают е ё и на ЕНТ. Так в прошлом учебном году, из четырех учеников (сдававших на ЕНТ предмет по выбору – физика), трое получили оценку «5» - отлично.
-Ученица 10 класса, Давлятшина Асия, в 2008 году выступала на международной студенческой конференции, за что получила благодарственное письмо.
-Ученица 10 класса, Бактыгали Зарина, в интеллектуальном марафоне «Ак бота», заняла III место.
-Ученик 11 класса, Баймуратов Фархат, в региональной олимпиаде по физике в 2009, проводимой Пед. Институтом, занял II место,
-а его сестренка, ученица 10 класса Баймуратова Эльмира, то же заняла II место, в этой же олимпиаде.
-Серикбаева Зарина, ученица 9 класса, в том, же 2009 году, в интеллектуальном конкурсе «Эрудит», по физике, заняла II место.
-в ноябре 2009 года, Баймуратова Эльмира, ученица, уже 11 класса, заняла I место в городской олимпиаде среди школьников по физике, проведенной в СГУ им Шакарима, за что получила образовательный грант на обучение по любой специальности с четвертой дисциплиной «физика».
Что, анализируя результаты, поступление учащихся в ВУЗы в наш гуманитарный век, вижу, что ребята продолжают выбирать профессии, так или иначе связанные с физикой.

Категория: Физика | Добавил: fatimuha (2011-02-14) E W
Просмотров: 3570 | Комментарии: 3 | Теги: физика, моделировании физических процессов, информатика | Рейтинг: 1.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 5:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru