Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

обмен опытом
Приемы повышения мотивации и познавательной деятельности студентов в процессе обучения (на уроках физики).

Подготовила преподаватель: Мамедова Л.М.

Умственный труд неразрывно связан с приобретением новых знаний, и занимательная наука ничуть не стремится освободиться от него. Она желает лишь сделать этот труд интересным а потому и приятным, стремится опровергнуть тысячелетнюю поговорку о горьком корне учения».
Я.И.Перельман
Введение
Развитие познавательного интереса студентов является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса учащихся.
От того, как преподавателю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе обучения – Щукина Г. И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:
1. Личности учителя.
2. Содержания учебного материала Ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается.
3. Мотивов и приемов обучения
Если первые два пункта не всегда во власти преподавателя, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив. Психолого-педагогическая наука рассматривает мотив как побуждение к деятельности. Под учебными мотивами понимается весь комплекс побудителей учебной деятельности. Процесс реализации мотивов по определению А. К. Марковой называется мотивацией.

ВИДЫ МОТИВОВ
Познавательные
1. Широкие познавательные (общие): ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями.
2. Учебно – познавательные (предметные): ориентация на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний.
3. Самообразования: ориентация на приобретение дополнительных знаний. Затем на построение специальной программы самосовершенствования.
Социальные
1. Широкие социальные мотивы. Долг и ответственность, понимание, социальной значимости учителя.
2. Узкие социальные или позиционные. Стремление занять определённую позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение.
3. Социального сотрудничества: ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком.
В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять.
Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.
Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.
Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности учащегося.
Физика занимает особое место среди изучаемых дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира, показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, формирует творческие особенности учащихся их мировоззрения, убеждения, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у учащихся способствует росту их активности на уроках, качестве знаний, формированию познавательных мотивов учения.
Можно выделить два источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:
1. содержание учебного материала;
2. организация учебной деятельности.
К первому источнику относятся следующие стимулы:
1. новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона),
2. обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях на известных ранее сторон, связей, отношений, закономерностей, которые дополняют, что уже известна),
3. историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых),
4. показ практического значения и необходимости знаний (т. е. связь между содержанием рассмотренного материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства).
Ко второму источнику организации учебной деятельности относятся:
1. Включение в занятие различных форм самостоятельных работ учащихся;
2. Проблемное обучение;
3. Постановку практических работ (исследовательских, творческих)

Среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету, который осознается учащимися раньше, чем другие мотивы. Им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать школьников нужно лишь тому, что им интересно. Познание – труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.
Изучая и апробируя способы и приемы мотивации учащихся при обучении физике, я для себя выбрала приемы, которые считаю наиболее эффективными.

Приём обращения к социальному опыту учащихся (рассматриваются примеры, взятые из повседневной жизни). Прием заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые из жизни примеры, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала.
Хочется отметить, что обращение к жизненному опыту учащихся всегда сопровождается анализом собственных действий, собственного состояния, ощущений (рефлексией). Кроме того, обращение к опыту детей - это не только прием для создания мотивации. Важно и то, что учащиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.
Создание проблемной ситуации. Перед учащимися ставится некоторая проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, умения и навыки, которые ему необходимо усвоить согласно программе. Обычно этот прием используется в начале урока.
Например, при изучении темы: «Сообщающиеся сосуды», в начале урока учащимся задается вопрос: «Утонет ли лодка рыбака, если в середине дна лодки рыбак сделает отверстие для сохранения рыбы?».
Проведение эксперимента. Изучение явлений на основе физического эксперимента способствует более глубокому усвоению физических законов, повышает интерес школьников к изучению предмета.
Использование «веселых вопросов и задач»: данный прием позволяет учащимся увидеть физику с неожиданной стороны, повышает интерес и познавательную активность, а также может оказать и некоторое воспитательное воздействие на них, ибо, по словам Л.Н.Толстого, “ничто так не сближает людей, как хороший безобидный смех”. К тому же смех, как говорят врачи, полезен для здоровья.
Например, учащимся задается следующая задача: длина пути от Сашкиного дома до школы 1500 м. Время, оставшееся до начала занятий, 30 мин. С какой скоростью должен равномерно двигаться в школу Саша, чтобы наверняка не попасть на первый урок – контрольную по алгебре.

Из сказки Г.-Х. Андерсена "Снежная королева"
"... В одной руке у него — маленькая чашечка с мыльной водой, в другой — глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска (качелей) качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги".
Вопрос: Почему на поверхностях мыльных пузырей видны радужные полосы?
(Ответ Радужные полосы возникают в результате интерференции световых волн, отраженных от наружной и внутренней поверхностей мыльного пузыря.)
Из иракской сказки "Смеющаяся рыбка"
"— Да, дяденька, это я сказал! Посмотри на эту рыбу — видел ли ты такую в своей жизни? Присмотрись к ее чешуе — она разноцветная! Голод притупил твое зрение, и ты перестал замечать красивое и доброе! Это не рыба, а чудо".
Вопрос: Чем объясняется разноцветность чешуи сказочной рыбки?
(Ответ Интерференцией света на чешуйках, в частности)
Применение интеллектуальных игр: чаще интеллектуальные игры используются на уроках обобщения по различным темам как часть урока или это может быть целый урок – игра. Разберем игру «Восхождение к вершине». Формируются 4 - 5 групп - это альпинисты, восходящие к вершине. У каждой команды свой флажок. Стартуют одновременно; побеждает команда, которая взойдёт первой. На ответ даётся 1 мин. Каждая команда проходит все базы, оставаясь на каждой до тех пор, пока не даст полный и правильный ответ. Очерёдность хода определяется темпом решения задач.
При проведении интеллектуальных игр всегда наблюдается активность учащихся. В работу также включаются слабоуспевающие учащиеся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации учащихся.
Использование различных литературных жанров.
Пословицы: они ценны для физики тем, что представляют в афористической форме наблюдения за природными явлениями и житейскими ситуациями. Зачитав текст пословицы, предлагаю учащимся ряд вопросов: «О каком физическом явлении (понятии, законе) говорится в пословице?», «Верна ли пословица с точки зрения физики?

Пословицы о силе трения
Вода и землю точит и камень долбит.
Корабли пускают, как салом подмазывают.
Не подмажешь – не поедешь.
Попала шина на щебенку – быть ей съеденной.
Кабы знать, где упасть, так соломки бы припасть.

Пословица о силе тяжести
На гору десять тянут, под гору один столкнет.

Пословица о диффузии
Ложка дегтя в бочке меда.

Пословицы об отражении света
Не все то золото, что блестит.
Алмаз и в грязи виден.
В темном и гнилушка светится.

И другие пословицы, связанные с физическими явлениями:
Сухую грязь к стене не прилепишь.
Масло с водой не смешаешь.
За горячее железо не хватайся.
Куй железо пока горячо.
Как камень в воду.
Большому кораблю - большое плавание.
Шила в мешке не утаишь.
Ежа голыми руками не возьмешь.
Загадки: учащиеся любят отгадывать загадки. Краткость и ритмичность формы, яркая образность и шутливый колорит загадок позволяют возбудить с их помощью интерес учеников к изучению конкретных вопросов:
Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится. (Лыжник)
Ходит - бродит по коврам, водит носом по углам.
Где прошел - там пыли нет, пыль и сор - его обед. (Пылесос)
Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило)
Загляните под окошко - там растянута гармошка.
Но гармошка не играет, нам квартиру согревает. (Батарея)
В воде купался, а сух остался. (Гусь)
Без рук, без ног, а в избу лезет. (Тепло)
В морях и реках обитают, но часто по небу летают.
А как наскучит ей летать, на землю падает опять. (Вода)

Поэзия: поэтический глаз зорок и может найти «жемчужину» там, где мы не видим ничего примечательного. Поэтому большой интерес представляет рассмотрение стихов под углом зрения их связи с физикой:
… Татьяна пред окном стояла,
На стекла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О и Е
/А. С Пушкин. Евгений Онегин/

…Зимний ветер и упруг и свеж,
По сугробам шагали тени,
В инее серебряном олени,
А мороз всю ночь ломился в сени.
/С. Н. Марков. Знаю - малиновою ранью/
Использование репродукция картин, кроссвордов, ребусов и головоломок. Проверить знания учеников можно, предложив им работу, как по отгадыванию кроссвордов, ребусов, головоломок, так и по самостоятельной разработке таковых.

С. Тюнин. Всё в мире относительно-2

Использование ПК
Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, а непрерывная обратная связь, подкрепленная тщательно продуманными стимулами учения, оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения — формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении.
Практика работы с учащимися показывает, что изучение физики может быть увлекательным и захватывающим занятием. Учащиеся понимают, насколько интересным может быть постижение тайн природы, как заманчиво и полезно стремление использовать открытые эффекты и закономерности на практике.
Задача учителя - пробудить в душах учеников этот интерес к физике, который поможет им успешно преодолеть все трудности её изучения и продолжить обучение в старших классах, а затем осознанно выбрать свой жизненный путь.

Вывод:

1. Физика формирует творческие особенности учащихся их мировоззрения, убеждения, т. е. способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. Наличие познавательных интересов у учащихся способствует росту их активности на уроках, качестве знаний, формированию познавательных мотивов учения.
2. Каждый учитель личность и от этого зависит какие он формы мотивации применяет более успешно

«Ваш успех развивается внутри вас,
если вы его не видите в себе,
то окружающие не заметят тем более»
Чак Норис

Литература:

Блудов М.И. «Беседы по физике», Москва, Просвещение, 1983 г.
Богданов К.Ю. Физика в гостях у биолога», Москва, Просвещение, 1998 г.
Глущенко Г.Р. «Интеллектуальные соревнования», Краснодар, «Советская кубань», 1999 г.
Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике», Москва, Наука,1982 г.
Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», Москва, Просвещение, 1990 г.
Перельман Я.И. «Занимательная арифметика», Москва, Наука 1983 г.
Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты», Москва, Наука, 1986 г.
Соурц К.Э. «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», Москва, Наука, 1994 г.
Чалдаева С.А. «Физика и человек», Москва, Просвещение, 1990 г.
Зайцева О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка //Н.ш. 2001г. №1
Беримец В.И. “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.
Категория: Физика | Добавил: Leila (2011-06-07) E
Просмотров: 2213 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-05-02, 5:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru