Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Урок - исследование.
Урок - исследование.
Движение жидкостей и газов. Закон Бернулли.

Задачи урока[b]:
1.Обеспечить понимание зависимостей скорости течение жидкости от площади поперечного сечения трубы, давление жидкости от скорости ее течения, сформулировать закон Бернулли;
2.Развивать познавательный интерес учащихся путем исследовательской работы;
3.Показать связь изучаемого материала с жизнью.
[b]Оборудование:

Приборы и материалы для проведения опытов; пакет документов, состощий из контрольного листка-опросника, справочного материала, дополнительного научного материала.

Ход урока:
1.Класс делится на группы по 4-5 человек.
2.Каждая группа получает пакет с документами, где содержится материал с заданиями.
3.Ребята выполняют работу с учетом рекомендаций.
4.Изучение хроники событий.
5.Проведение опытов (выполняют ассистенты).
6.Изучить:
А) §17-19 «Физика - 10», учебник для общественно - гуманитарного на-правления общеобразовательных школ, под редакцией Р.Башарулы Б) справочный материал. В) научно - популярную статью: «Закон Бернул-ли и его следствия»
7.Ответить на вопросы:
А) Почему в узких частях трубы скорость движения жидкости больше чем в широких?
Б) В чем состоит закон Бернулли?
В) Можно ли считать, что закон Бернулли - следствие закона
сохранения энергии?
Г) Справедлив ли закон Бернулли для газов?
Д) Где применяется закон Бернулли на практике?
8.Заполнить опорный конспект в своих тетрадях.
9.Решить задачи, предлагаемые в контрольных листах.
10.Подведение итогов.
11.Домашнее задание: § 17-19; упр. 15

Указание к исследованию
1. Прочитать хронику событий.
2. Пронаблюдать за ходом проведения опытов (опыты проводят ассистенты)
3. Изучить:
а)§17, 19 (учебник физики за 10 класс под редакцией Р. Башарулы)
б) справочный материал, взятый из физического энциклопедического словаря под редакцией А. М. Прохорова Москва «Советская энциклопедия» 1984 год.
с) Научно - популярную статью «Принцип Бернулли и его следствия»
4. Ответить на вопросы:
а) Почему в узких частях трубы скорость движения жидкости больше, чем в широких?
б) В чём состоит закон Бернулли?
в) Можно ли считать, что закон Бернулли-следствие закона сохранения энергии?
г) Справедлив ли закон Бернулли для газов?
д) Где применяется закон Бернулли на практике?
е) Объяснить результаты опытов и события, описанные в хронике с точки зрения закона Бернулли.
5. Заполнить опорный конспект: тема урока
Движение жидкости по трубам широко распространено в природе и
технике____________________________________ (примеры)
Пусть S1-площадь поперечного сечения широкой части трубы, S2-узкой части. Рассмотрим движение жидкости в трубах разного поперечного сече-ния. Учтём, что сжимаемость мала, т.е. объём жидкости, протекающий за единицу времени через широкую часть трубы, равен объемы жидкости, протекающему через узкую часть трубы за это же время:

В узкой части трубы давление жидкости меньше, чем в широкой давле-ние зависит от скорости движения жидкости.
Вывод: чем больше скорость, тем меньше Р.

Закон Бернулли ____________________________________________________
Закон применим:
1.для реальных жидкостей, если внутренне трение в них не велико.
2.для газов.
Практическое применение закона Бернулли:
•Работа водоструйных насосов;
•Карбюратор двигателя внутреннего сгорания;
•Пульверизатор;
•Краскораспылитель;
•Создание подъёмной силы крыла самолёта.
Не применяется закон Бернулли:
•Для жидкостей с турбулентным течением;

6. Решить задачи предлагаемых в контрольных листах;
7.Д/з § 17-19

Хроника событий.
Осенью 1912 г. с океанским пароходом «Олимпик» (тогда одним из вели-чайших в мире судов) произошел следующий случай. «Олимпик» плыл в от-крытом море, а почти параллельно ему, на расстоянии сотни метров, проходил с большой скоростью другой корабль, гораздо меньший, броненосный крейсер «Гаук». Когда оба судна заняли положение, изображенное на рис.1, произошло нечто неожиданное: меньшее судно стремительно свернуло с пу-ти словно повинуясь какой-то неведомой силе, повернулось носом к большому пароходу и, не слушаясь руля, двинулось почти прямо на него. Про-изошло столкновение. «Гаук» врезался носом в бок «Олимпика»; удар был так силен, что «Гаук» проделал в борту «Олимпика» большую пробоину. Когда этот странный случай рассматривался в морском судне, виновной стороной был признан капитан гиганта «Олимпик», так как, - гласило постановле-ие суда, - он не отдал никаких распоряжений уступить дорогу идущему на-перерез «Гауку». Суд не рассмотрел здесь, следовательно, ничего необычайного: простая нераспорядительность капитана, не больше. А между тем, имело место совершенно непредвиденное обстоятельство: случай взаимного притяжения судов на море.
Все газеты мира облетело сообщение о необычном явлении на французских рудниках. В одном из французских рудников рабочему приказано было закрыть щитом отверстие наружной штольни, через которую подавался в шахту сжатый воздух. Рабочий долго боролся со струей воздуха, но внезапно щит сам собой захлопнул штольню с такой силой, что, будь щит недостаточно велик, его втянуло бы вентиляционный люк вместе с перепуганным рабочим.
В одной из восточных сказок рассказана следующая история: Пленника бросили посреди небольшой круглой комнаты. Здесь вершил суд сам вели-кий визирь. Сухо прошелестел его голос:
Аллах дарует тебе жизнь, - визирь увидел, как вздохнул пленник, - если отгадаешь великую загадку древних.
Он показал на плоскую чашу, подвешенную на цепях.
- Стоит отверстие в дне чаши, и из нее помечет вода. Каждый миг выте-кает одно и тоже количество воды. Отчего же сужается струйка, удаляясь от чаши? Твое время - пока течет вода. С последней каплей падает и твоя голо-ва. Как быстро течет вода! Стража уже обнажила острые изогнутые сабли. Трудно решать на волоске от гибели. Но голос пленника не дрогнул. Он ус-пел назвать причину сужения струи.
Попытайтесь теперь и Вы разобраться в данных событиях.
С этой целью необходимо:
1. Изучить научный материал, а именно: § 17-18 физика 10 класс, авторы. Р. Башарулы
2. Справочный материал;
3. Дополнительный материал, статью: «Принцип Бернулли и его следст-вия».

Контрольный лист
1.Где быстрее течение реки: на некоторой глубине или на поверхности во-ды; посередине реки или около берега?
2.Скорость течения воды в широкой части трубы 10 см/с. Какова скорость её течения в узкой части, диаметр ко-торой в 4 раза меньше диаметра широкой части?
3.Если подключить шланг к выходному отверстию пылесоса и помес-тить в струю мячик для настольного тенниса (рис 1), то мячик будет парить в струе и при движении шланга следовать за ним. Объясните явление.
4.Почему при выпуске воды из ванны над сливным отверстием образуется
воронка, а иногда и воздушный канал?
5.Если через трубку А (рис 2) продувать воздух, то при некоторой скоро-сти его движения по трубке В будет подниматься вода, захватываться струёй воздуха и распыляться, а из трубки С воздух будет выходить пузырьками. Объясните явление.
6.Почему струя воды, вытекающая из водопроводного края, книзу постепенно суживается?
7.На рисунках 3,а,б показаны две вытяжные трубы для удаления с завода древесных опилок. Одна из труб была непригодна для работы, так как забивалась опилками. Какая это труба и почему она не работала?
8. В трубе переменного сечения в сечении площадью 15 см.2 скоростью потока воды 2,0 м/с. Определить скорость в сечении площадью 10 см2
9. Вдоль улицы АВ дует ветер (рис 4). Почему в боковых улицах тоже возникает ветер? В каком направлении?
10.Что произойдёт, если под одну из чашек уравновешенных весов направить струю воздуха из трубки? Ответ проверьте на опыте.

Литература
1.Физический энциклопедический словарь под ред. А. М. Прохорова М., "Советская энциклопедия", 1984г.
2.Дж. Уокер "Физический фейерверк" М., "Мир", 1989г.
3.Л. А. Горев "Занимательные опыты по физике" М., "Просвещение", 1985г.
4.Я. И. Перельман "Занимательная физика" М., "Наука", 1991г.
5.В. П. Демкович, Л. П. Демкович "Сборник задач по физике" М., "Просвещение", 1981г.
6.Г. П- Степанова "Сборник задач по физике" М., "Просвещение", 1995г.
7.А. П. Рымкевич "Сборник задач по физике" М., "Просвещение", 1996г.
Категория: Физика | Добавил: Катерина (2011-11-26) | Автор: Паевская С.В. E
Просмотров: 3590 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-05-08, 1:47 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru