Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Урок "Архимедова сила" для 7 класса
План-конспект урока по физике в 7 классе

Тема: Действие жидкости на погруженные в нее тела. Архимедова сила.

Задачи урока: ознакомить школьников с новым физическим явлениям- действием жидкости на погруженное в нее тело; изучить закон Архимеда; формировать интеллектуальные умения анализировать, сравнивать, систематизировать знания.

1. Выявление имеющихся знаний.
Подготовка учащихся к разрешению задач урока. Учитель напоминает, что ими уже изучено действие жидкости и газа на дно и стенки сосуда.
Актуализация ранее усвоенных знаний. Учитель проводит фронтальный опрос в виде беседы с использованием ранее составленной таблицы ДЭЗ по теме «Давление жидкости на дно и стенки сосуда».
Вопрос Стр. Ответ
1. Выведите формулу для расчета давления на дно сосуда. 77
p = P/S

p = mg/S

p = ρVg/S

p = ρgh
2. От каких величин зависит давление жид-кости на дно сосуда? 77 Давление жидкости на дно сосуда зависит только от плотности и высоты столба жидкости.
3. По какой формуле рассчитывается дав-ление жидкости на стенки сосуда, давление внутри жидкости? 77 p = ρgh
4. В каких единицах выражают величины, входящие в эту формулу? 77 [ρ] = кг/м3
[h] = м
[р] = Па
g = 9,8 Н/кг

Мотивация знаний.
Учитель:
-подчеркивает значимость изучаемых явлений;
-подводит итог беседы по таблице.
Выделение элементов знаний, подлежащих изучению. Приступая к изучению нового явления, учитель указывает учащимся на те вопросы, которые предстоит рассмотреть: практическое изучение действия жидкости на погруженное в нее тело; теоретическое обоснование экспе-риментов.

2. Знакомство с новым материалом.
Формулировка темы урока. Учитель и учащиеся фиксируют тему урока.
Постановка учебных проблем. По мере раскрытия темы на уроке строится структурная схе-ма.

Явление Научные факты Гипотеза Величины Законы Применение


Учащиеся определяют какое явление они будут рассматривать на уроке и заполняют колонку «Явление».
Первая учебная проблема: действует ли жидкость на погруженное в нее тело? Записы-вается первая гипотеза «В жидкости на тела действует выталкивающая сила». Учитель обращается к жизненному опыту школьников и дополнительным экспериментам. (Вспомним лето. Вы у реки. Вы входите воду, учите своего друга плавать. Легко ли поддерживать на воде тело друга? Можете ли вы удержать его не на воде, а в воздухе?). Погрузим мяч в воду и уберем руку. Мяч выпрыгивает на поверхность.
Вывод: в жидкости на тела действует выталкивающая сила.
Действительно существует такая сила. Она называется выталкивающей или архимедовой, силой в честь древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существо-вание и рассчитал ее значение.

Вторая учебная проблема: всегда ли жидкость действует на погруженное тело? Запи-сывается вторая гипотеза «Жидкость действует на любое тело, погруженное в нее». Опу-щенный в воду цилиндр из металла тонет. Заметно ли действие воды на это тело? (Учащиеся выдвигают различные версии при обсуждении данного явления).
По плану, записанному на доске, каждый ученик приступает к выполнению экспери-мента с телами различной формы, массы, цвета.
1. Определите вес данного тела в воздухе Р1.
2. Определите вес этого тела в воде Р2.
3. Сравните результаты и сделайте вывод:
Вес тела в воде меньше веса тела в воздухе.
Вопрос: почему вес тела в воде меньше веса тела в воздухе?
Ответ: существует сила, действующая на тело в воде и направленная вертикально вверх.
Вывод: жидкость действует на любое тело, погруженное в нее.

Третья учебная проблема: как можно найти величину выталкивающей силы? Ответ: из веса тела в воздухе вычесть вес тела в воде.
Р в воде< Р в воздухе; F выт = Р в воздухе - Р в воде

Четвертая учебная проблема: как теоретически объяснить действие жидкости на погружен-ное в нее тело?

Для объяснения используется представление давления жидкости на тело. Давление внут-ри жидкости:
p = ρgh. Если верхняя грань находится на глубине h1, а нижняя на глубине h2, то р2 > р1. Давление на боковые грани компенсируется, т.к. по закону Паскаля, давление на одном уровне по всем направлениям одинаково.
Вывод: выталкивание тела происходит в результате действия разного давления на нижнюю и верхнюю грани: рна ниж > р на верх
Выведем величину силы Архимеда:
р1 = ρжgh1; F1 = p1S; F1 = ρжgh1S;

р2 = ρжgh2; F2 = p2 S; F2 = ρжgh2S;

F1- F2 = ρжgh2S - ρжgh1S = ρжgS(h2 -h1)

Но h2 -h1= hц и S h = V, значит F1- F2 = ρжg V- выталкивающая сила, или сила Архимеда . Окончательно: FА = ρжg V
Так как ρж V = mж- масса жидкости в объеме тела.
FА = mж g = Рж
Т.е. по формуле это вес жидкости, вытесненной телом. Так ли это?
Пятая учебная проблема. Докажем эту гипотезу с помощью опыта. Предлагаем план его про-ведения.
1. Рассказать о приборе, который носит название «ведерко Архимеда», пружина с указателем, шкала, ведерко, цилиндр того же объема, отливной сосуд высотой 25 см, стакан.

2. Ведерко подвешивается к пружине, а к нему- цилиндр, замечается растяжение пружины по указателю.
3. Цилиндр погружается в отливной сосуд, вытесненная вода собирается в стакан, пружина сжимается до новой отметки.
4. Значит, со стороны жидкости действует сила, направленная вверх,- сила Архимеда. Чему она равна? Как вернуть пружину в прежнее состояние?
5. Вытесненная вода понемногу выливается в ведерко. Пружина возвращается в исходное состояние, если перелита вся вода (ведерко полное).
6. Указывается, что объем воды в ведерке равен объему цилиндра.
Вывод: сила Архимеда равна весу жидкости, вытесненной телом.
Формулируется закон Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равна по величине весу жидкости, вытесненной телом.

3. Повторение выдвинутых гипотез. Работа со схемой:
- наличие схемы в тетрадях учащихся;
-фронтальный опрос по схеме;
-письменный текст рассказа по структурной схеме (для отдельных учащихся).

Явление Научные факты Гипотеза Величины Законы Применение
Действие жидкости на погруженное в нее тело В жидкости на тела действует выталкивающая сила.

Жидкость действует на любое тело, погруженное в нее.

Выталкивание тела происходит в результате действия разного давления на нижнюю и верхнюю грани: рна ниж > р на верх

Сила Архимеда равна весу жидкости, вытесненной те-лом.
FА-сила Архимеда
[FА] = Н

ρж – плотность жид-кости
[ρж] = кг/м3

V- объем тела
[V] = м3
FА = ρжg V

FА = mж g = Рж
1. Для расчета FА
2. Плавание судов.
3.Воздухоплавание
4. Придумать свой пример

4. Совершенствование и применение знаний.
Тренировка на применение знаний при решении задач.
1. Какая выталкивающая сила действует на тело, если его вес тела в воздухе равен 170 Н, а в воде 150 Н?
2. Определите выталкивающую силу, действующую на камень объемом 0,5 м3, находя-щийся в воде.
3. С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду?
4. Какой силой можно удержать в воде стальной рельс объемом 0,7 м3?
Анализ полученных результатов.

5. Обобщение и систематизация знаний. Учитель подводит итог урока.
6. Домашнее задание.
Проанализировать знание о законе Архимеда по плану:

Знание о законе
1. Формула.
2. Зависимость между какими величинами выражает закон?
3. Как зависит величина, стоящая в левой части уравнения, от величин, стоящих в правой его части?
4. Формулировка закона.
5. Как называется коэффициент пропорциональности в данном законе?
6.Каков его физический смысл?
7. Получите наименование единицы коэффициента.
8. Чему равен коэффициент пропорциональности?
Категория: Физика | Добавил: Yelena (2012-01-13) E
Просмотров: 6533 | Рейтинг: 4.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 2024-05-07, 12:16 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru