Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Физика интересная. современная, захватывающая
Применение информационных технологий на уроках физики
М. А. Батырбаева,
заведующая кафедрой содержания и качества
образования ИПК ПК СО г. Алматы.

Говоря об информационных технологиях в образовании, не следует отождествлять их только с внедрением в учебный процесс персональных компьютеров. Информационные технологии существуют столько же времени, сколько сам процесс обучения с его различными средствами: книгами, тетрадями, ручками, наглядными пособиями, фильмами и т.д.
Появление каждого нового средства обучения позволяет изменить информационную технологию обучения, достигнув нового педагогического эффекта: сокращения срока обучения, более глубокого понимания, развития новых интеллектуальных и физических способностей и т.п.
Как и при внедрении всякого другого средства обучения, речь не идет о том, что компьютер может заменить учителя или сделать ненужным личный жизненный опыт ученика с его непосредственным восприятием окружающего мира. Имеется в виду важное дополнение, которое меняет ситуацию в целом.
На различных этапах информатизации образования компьютеры использовались по-разному. На начальном этапе внедрения новых информационных технологий в процесс обучения компьютеры использовали исключительно как объект изучения. Вся имеющаяся в школе вычислительная техника устанавливалась только в кабинете информатики. Учителя-предметники рассматривали компьютер как дорогостоящее оборудование, предназначенное для изучения специальной дисциплины, не думали об использовании компьютера в своей работе.
Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических явлений и процессов. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяют продемонстрировать на экране компьютера (или на большом экране с помощью проектора) многие физические эффекты, а также позволяют организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся.
Компьютерные модели позволяют управлять поведением объектов на экране монитора, изменяя начальные условия экспериментов, и проводить разнообразные физические опыты. Некоторые модели позволяют наблюдать на экране монитора, одновременно с ходом эксперимента, построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент, видеозаписи натурных экспериментов. Особенно важно, что к каждой компьютерной модели и к каждому видеофрагменту даны пояснения физического смысла наблюдаемых экспериментов и явлений. Эти пояснения можно не только прочитать на экране дисплея и при необходимости распечатать, но и прослушать. В компьютерном классе я и все учителя физики используем следующие программы:
1. «Открытая физика», части первая и вторая, разработанные в ООО «Физикон», под руководством С. М. Козелла, профессора МФТИ (Россия).
2. Виртуальные лабораторные работы «Начала электроники», «Теплофизическая лаборатория», «Механика», разработанные в КазНУ имени аль Фараби под руководством В. В. Кашкарова.
3. Обучающая программа «Энциклопедия по астрономии». Издательство «Russobit»
Имеющиеся в лицее программы дают учителям большую свободу в выборе компьютерных моделей и соответствующих экспериментов. Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизводить их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов. Компьютерное моделирование позволяет изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах.
В дальнейшем по мере реализации информатизации образования компьютеры начали использовать и для изучения многих общеобразовательных предметов. Использование педагогических средств показало первый положительный эффект; методически обосновывалось применение обучающих программ; учителя-предметники постепенно стали овладевать компьютерной грамотностью. Таким образом, в последние годы идет активное освоение и фрагментарное использование компьютеров в процессе обучения различным предметам. Продолжается создание пакетов педагогических программных средств, разработка программно-методических комплексов, электронных учебников, компьютерных курсов.
Сейчас программисты, методисты и учителя стремятся приспособить возможности современной компьютерной техники к традиционной методике обучения с целью повышения эффективности обучения. Использование средств новых информационных технологий чаще всего производится в виде отдельных программ, обеспечивающих фрагменты урока или урок. Эти программы делятся на три категории:
1. Программы для контроля и диагностики знаний учащихся: это, как правило, тренировочные упражнения, разнообразные по тематике, приспособленные для изучения различных разделов физики и позволяющие выявить и устранить пробелы в знаниях (это могут быть различные физические диктанты, задания на определение цены деления измерительных приборов, учебные программы и т.д.)
2. Программы формирования и развития исследовательских навыков: изучение физических законов или явлений, поиск границ применимости физических закономерностей и т.д.
3. Программы для обработки результатов, которые используют только вычислительные возможности ЭВМ и носят вспомогательный характер.
Как показывает опыт работы учителей, учащиеся средних школ, в особенности ученики гуманитарных школ, не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь преподавателю приходят современные технические средства обучения и, в первую очередь, персональный компьютер. Диалог учащегося с компьютером является одной из основных предпосылок вовлечения школьника в учебный процесс. В процессе такого «общения» учащиеся получают возможность сознательно управлять учебной деятельностью.
Идея использования персонального компьютера для моделирования различных физических явлений, демонстрации устройства и принципа действия физических приборов возникла несколько лет назад, как только вычислительная техника появилась в школе. Уже первые уроки с их помощью показали, что с их помощью можно решить ряд проблем, всегда существовавших в преподавании школьной физики. Хорошо известно, что курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах как «Молекулярная физика», «Электродинамика», «Ядерная физика», «Оптика» и другие. Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти явления, которые не могут быть продемонстрированы в условиях школьного физического кабинета.
В результате учащиеся испытывают трудности в их изучении, так как не в состоянии мысленно их представить. Компьютер может не только создать модель таких явлений, но также позволяет изменять условия протекания процесса, «прокрутить» их с оптимальной для усвоения скоростью.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. К сожалению, оснащение физического кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, ввести новые работы, требующие более сложного оборудования. На помощь приходит персональный компьютер, который позволяет проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать, как изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов – неотъемлемая часть урока физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонтирует его, рассказывает принцип действия, используя при этом модель или схему.
Безусловно, компьютер можно применять и на уроках других типов: при самостоятельном изучении нового материала, при решении задач и во время контрольных работ. Применение компьютера на уроке позволяет индивидуально подходить к каждому учащемуся в процессе обучения. Компьютер дает возможность сделать урок более интересным, увлекательным и современными.

Категория: Физика | Добавил: collegy (2007-09-12)
Просмотров: 2403 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-05-06, 1:21 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru