Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА НА БАЗЕ БОТАНИЧЕСКОГО САДА « КЫЗЫЛЖАР ОРАНЖЕРЕЯСЫ»
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРУЖКА
НА БАЗЕ БОТАНИЧЕСКОГО САДА « КЫЗЫЛЖАР ОРАНЖЕРЕЯСЫ»
Моренец Светлана Николаевна – учитель географии с.ш. №32; ПДО ГККП «Кызылжар оранжереясы»; СКО, Петропавловск

Данная разработка содержит формы организации работы экологического кружка «Школа юного эколога» на базе учреждения дополнительного образования – ботанического сада «Кызылжар оранжереясы». Ресурсы уникального комплекса представляют большие возможности для обучения, развития и воспитания детей в области изучения, преумножения и охраны природы. Совместная работа школы и ботанического сада ведется уже много лет, эта работа обусловлена, прежде всего, близостью расположения, многолетним шефством Петропавловского мясокомбината (на базе которого и создан ботанический сад) над средней школой №32, а в данное время это совместная учебно-воспитательная работа природоохранного направления.

Цель: создание условий для обучения, развития и воспитания экологически грамотного человека, гражданина своей родины.
Задачи:
 Формировать осознанную ответственности за судьбу природы каждым человеком;
 Развивать познавательный интерес учащихся, творческую активность;
 Научить учащихся пользоваться научной литературой;
 Всемерно использовать интегрированный подход в экологической работе;
 Учить школьников комплексному применению знаний по разным предметам;
 Изучать растительный и животный мир родного края,
 Научить учащихся использовать свои знания и умения для практического использования;
 Изготовление поделок из природного материала;
 Максимально привлекать учащихся к выполнению индивидуальных занятий и на этой основе развивать их способности;

В условиях перехода Республики Казахстан на модель устойчивого развития экологическое образование и воспитание приобретают приоритетное значение. Эти проблемы занимают главное место в долгосрочной программе развития Республики Казахстан - “Стратегия 2050”. В программе экологического образования Республики Казахстан указано, что “решение глобальных проблем возможно лишь при всеобщей реализации непрерывного экологического образования и воспитания. Специфика настоящего момента состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях. Кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленной “экологизации”, и не оставляет времени на длительные эксперименты. Только экологическое образование, поддерживаемое всей инфраструктурой общества, позволит сформировать современного человека - гражданина ХХI века, способного к всесторонней деятельности в условиях напряженной социально-экологической действительности”.[1]
Уникальный комплекс садово-паркового искусства находится в городе Петропавловске, где зеленеют пальмы и лимоны, восточная туя, жасмин и другие экзотические растения со всего света. Сад был основан в 1912 году и является одним из старейших в Казахстане, предпосылками к его созданию были промышленные цели, для удовлетворения потребности мясоконсервного комбината в ингредиентах - репчатый лук и лавровый лист
Со временем комплекс получил свое дальнейшее развитие, благодаря заслуженному агроному Казахстана, профессору СКГУ Р.Х. Рязапову, энтузиасту своего дела - ботанический сад «Кызылжар оранжереясы» стал известен далеко за пределами области.
В данный момент ботанический сад служит: научно-познавательной, экспозиционной (для культивирования растений и их показа студентам и учащимся), научной (для проведения учебно-научных исследований и сохранения генофонда растений), заповедной (для сохранения и размножения уникальных, типичных и редких сообществ естественной растительности региона) и общественной ( для обслуживания посетителей и организации экскурсий) базой.
Ботанический сад – особо охраняемая природная территория, основным видом деятельности которой является охрана, воспроизводство и использование редкого растительного материала, проведение учебных, обзорных экскурсий. Показ растений посетителям, а также осуществление обмена их с другими учреждениями ботанического профиля.
Экспозиция Ботанического сада включает в себя: оранжерею, зимний сад, скверы, пруд для водоплавающих птиц, виварий (зимник)- для содержания и разведения животных и птиц, приют для раненых диких птиц и животных, зооуголок, вольеры с экзотическими видами птиц, аквамир с экзотическими видами рыб
Зимний сад имеет высоту купола – 22м, производственная оранжерея – 7 м. Площадь - 1088,2 м2 и 886м2 соответственно. Достопримечательностью Зимнего сада является финиковая пальма, датированная 1795 годом, а также необычайной красоты дерево родом из Японии – Сакура
Исходя из основных направлений работы «Кызылжар оранжереясы»- Ботанический сад, в 2010 году на базе ботанического сада был организован экологический кружок «Школа юного эколога», в который вошли дети из разных школ города. Было организовано две возрастные группы: младшая (дети среднего школьного возраста) и старшая ( 10-11 класс).
В этом учебном году кружок посещает одна возрастная группа учащееся 7-8 классов. В ботаническом саду созданы все условия для занятий, есть экокласс, конференц-зал, практические работы ведутся в Зимнем саду, оранжерейном комплексе, зооуголке.
Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность, способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока. [2]
Самое главное в общении с детьми – это их доверие, только в этом случае ребёнок раскроется, и вы поймёте: перед вами одарённый ребёнок. Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, специалистам в разных сферах природоохранной деятельности.
В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках.
Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяют посещение Зимнего сада и оранжереи, а также использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Программа кружка построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем. [3]
Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится участие в экологических субботниках, акциях, мероприятиях. Практические работы в ботаническом саду, оранжерее позволяют прививать учащихся к труду, дают дополнительные знания в вопросах ботаники, зоологии. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду. [4]
Занятия проводятся в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их. [5]
Ожидаемый результат.
В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:
 познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;
 бережное отношение к природе;
 творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!
 самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;
 духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
 Профессиональную заинтересованность в области экологического образования.

Реализация работы экологического кружка может проявляться в разных направлениях:

 демонстрация презентаций, экологических представлений;
 участие в областных конкурсах, соревнованиях, КВН;
 учебно-исследовательские конференции;
 статьи в СМИ и фотовыставки;
 выставки поделок из природных материалов;
 экологический туризм.

Примерный учебный план работы экологического кружка «Школа юного эколога»
1.Экология. Основы науки. Что изучает экология, ее цели и задачи. Ученые и этапы становления науки. Зачем нужно изучать экологию? 2.Ботанические сады – и их роль в экологическом образовании. Ботанические сады. История создания ботанического сада в г. Петропавловске. Учебно-познавательные и научные ресурсы ботанического сада. Практические и научно-исследовательские работы в ботаническом саду 3.Экологические проблемы г. Петропавловска и Северо-Казахстанской области. Загрязнение воздуха. Загрязнение внутренних вод. Истощение почвенного покрова. Состояние растительного и животного мира. Охраняемые природные территории нашей области. 4.Экологические мероприятия, конкурсы, субботники, акции. Международный День охраны животных. Школьный экватор (праздник эколого-географического направления). Международный День птиц. Экологическая тропа (праздник ко Дню Земли). Экологические субботники, акции. 5.Работа со СМИ. Написание статей в школьную, городскую, областную печать. Проведение фоторепортажей, фотоконкурсов. 6.Экологический туризм. Подготовка к туристскому походу с экологической направленностью. Проведение похода
Каждое занятие в ботаническом саду имеют особый эмоциональный настрой, в любое время года, даже когда на улице стоит наша суровая снежная зима, воет ветер, мы окружены зеленым многообразием пальм, цветов, лавровых деревьев, пением птиц, в такие минуты особо понимаешь, как уникальна наша природа и что все в руках человека.
Коллектив ботанического сада – то группа высокопрофессиональных специалистов, единомышленников, энтузиастов, которые своим примером показывают ребятам свою любовь к выбранной профессии, к сохранению очень ранимой природы земного шара.
Такими занятиями осуществляется главная цель: воспитанию личностного отношения к природе, труду человека, привитие норм и правил поведения, эстетического восприятия, а в целом экологически грамотного человека, гражданина своей родины.
Литература
1. Послание Президента Республики Казахстан от 17 января 2014года. Стратегия «Казахстан – 2050»
2. Захлебный А.Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе: Пособие для учителя.М.,1984
3. Бобылева Л.Д.Практика экологического воспитания школьников.//Биология в школе.-1994.-№3, с12-14
4. Пономаренко Е.В. Формирование экологически ответственной личности выпускника в процессе школьного экологического образования и воспитания//Образование.-2007.-№5.с 138-140
5. Бельгибаев М.Е. Геоэкология и природопользование// Экологическое образование в Казахстане.-2009.-№2.с4-9
Категория: Экология | Добавил: morenez (2014-09-28) | Автор: Моренец Светлана Николаевна E
Просмотров: 952 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2024-05-19, 5:19 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru