Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Классный час Тема: «Белая берёза.»
Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
«№ 42 орта мектеп» мемлекеттік мекемесі
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Государственное учреждение «Средняя школа №42»

Классный час

Тема: «Белая берёза.»



Провела: Лялина С.В.

г. Петропавловск, 2016 г.

Классный час
Белая берёза
Цели:
• показать красоту и величие природы;
• прививать детям бережное отношение к природе, воспитывать любовь к ней;
• расширять кругозор детей.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска. Весь классный час проходит на фоне интерактивной доски, где во время выступлений детей показываются соответствующие слайды-иллюстрации берёз, изделия из берёз, лекарства, отгадки загадок, портреты поэтов и т.д.
Ученик «Берёзка» В.А. Рождественский

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной
И столько задумчивых песен
Поётся в народе о ней!
Он делит с ней радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа.
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.
Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей.

Учитель. Сегодня наш классный час посвящен берёзе. Берёзы, берёзы!.. Вы давно бескорыстно и надёжно дружите с людьми. В глубокой древности вы пришли в их жилища, в далёкие времена были для них источником света и тепла. Во многих сказках герой отправляется за тридевять земель, в тридесятое царство искать чудо чудное, диво дивное. А ведь чудес и здесь полным- полно! Вот одно из них. Рядом с домом, или у дороги, или в поле, – где только не растёт красавица берёза! Она и в самом деле дерево удивительное! Можно весь свет обойти – нигде такого растения не встретишь.У неё – единственной в мире – белая кора. Разве не чудо?
Ученик . Древние славяне почитали берёзу священным деревом, олицетворяющим свет, женственность. В христианские времена берёза была связана с весенними церковными праздниками. С приходом тёплых дней, в четверг на седьмой неделе после Пасхи, отмечался женский праздник – Семик, а в воскресенье праздновалась Троица. В эти радостные дни берёза была окружена всеобщим вниманием. Девушки украшали берёзу лентами, водили вокруг неё хороводы, пели песни, плели венки и гадали.
Ученик . Берёза не только участвовала в праздниках. С ней крестьяне- земледельцы связывали немало примет. Лопаются серёжки у берёзки – время сеять хлеб. Овёс сей, когда берёза распускается. Весной берёзовый сок невкусен – хлеб уродится на славу. Хотите узнать, какое будет лето? Присмотритесь к берёзам. Если весною берёза перед ольхою лист распустит, то лето будет сухое, если ольха наперед – мокрое. Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету. О том, какая будет весна, березы рассказывают осенью. Листья начинают желтеть с верхушки – ждите ранней весны, снизу – поздней, а если равномерно- средней. И зиму берёзы могут предсказывать. В начале октября с них лист не опал- снег ляжет поздно.
Учитель. А вот старинная крестьянская загадка – целая «энциклопедия берёзовой жизни». Попробуй-ка угадать, о чём в ней говорится: « Стоит в поле древо древлянское. На этом древнем древе семь угодьев. Первое угодье – в избе обиходье. Другое угодье – в кругу вертится. Третье угодье – старому и малому потеха. Четвёртое угодье – по церкви крыша. Пятое угодье – по дорожке след. Шестое угодье – во всю ночь свет. Седьмое угодье – всему миру масло».«В избе обиходье » – это некий предмет для наведения порядка, не так ли? С помощью чего поддерживают чистоту в избе? ( Веник, метёлка.)
«Другое угодье» невозможно отгадать, не представив себе главных женских занятий – прядения и тканья. И самопрялку с крутящимся колесом, и лёгкое веретенце делали из берёзовой древесины.
А что такое «старому и малому потеха»? ( Игрушки). Игрушки потешают детей, а при чем тут «старый»? (Это дедушка с удовольствием мастерит игрушки для внуков.) Это и плетёные погремушки из бересты, «птицы- счастья».
Что значит «по церкви крыша», вы, наверное, догадались. (Для кровли годится берёзовая дранка.).
«По дорожке след» оставляет обувь. Что можно сотворить из берёзы? (Берестяные лапти.) О том, как берёза давала «во всю ночь свет», вы, конечно, знаете из сказок и песен. ( Лучина.)
А вот «о седьмом угодье» вы, наверное, не догадались. Что значит «всему миру масло»? Неужели берёза – масленичное растение, как заморская олива или наш родной подсолнечник. Конечно, нет. Речь идёт не о масле, которое употребляют в пищу, а о смазочном материале. Чем смазывают тележные оси, чтобы колёса не скрипели? (Дёгтем.) Вот мы и отгадали загадку «о семи угодьях».
Но этим не исчерпывается та польза, которую приносит нам белоствольная красавица. Само дерево используют как строительный материал. Древесина берёзы очень прочная, идёт на изготовление мебели, лучших сортов фанеры.
Ученик .Кора берёзы – береста заменяли писчую бумагу. Применяли берёзу и как ранозаживляющий пластырь при ранах и ожогах. Делали из бересты и музыкальные инструменты, и даже лёгкие лодки! Почти вся домашняя утварь в крестьянских избах делалась из бересты: корзины, плетёные короба, посуда для солений, варений, воды. В такой посуде, словно в термосе, вода не сразу замерзает даже в трескучий мороз, а в жару не нагревается: солнце бересту не пропекает. Даже дань в старину собирали в берестяные корзины. А сколько удовольствия ребятам приносит сбор «лесной дани»- грибов и ягод! Ну-ка, отгадайте, какие ягодки лежат в нашей корзинке.
Учитель. Ягодки-загадки (в корзинке листочки с загадками)

Засверкали под ногами
Бусины ядреные:
Хочешь, – рви с кустов горстями,
Хочешь – ешь моченые. ( Брусника)

Колючки с крапивой – соседи,
А я переполнена радостью:
И люди спешат, и медведи
Моей насладиться сладостью. ( Малина)

На усах расту я тонких
На болотах самых топких,
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам. ( Клюква)

Созревая, я желтею,
Но не так, как брюква.
Я похожа на малинку,
А расту, как клюква. ( Морошка)
Я чёрная, красная, белая,
Я всем хороша, когда спелая.
И листьев узором нарядным
Равняюсь с листом виноградным. (Смородина)

Я порой чернее ночи,
Неба синего, синей.
Кто побольше есть захочет –
Разукрасится сильней. (Черника)

Пламенею без огня,
Снегирей спасаю,
И нередко про меня
В песнях вспоминают. ( Рябина.)

Я к родной земле приникла
И краснею возле пня,
Потому и называют
Люди ласково меня. (Земляника)
А ещё и люди, и медведи, а также дятлы и синицы, бабочки и даже муравьи охотно лакомятся по весне берёзовым соком.

Лишь только подснежник
Распустится в срок,
Лишь только приблизятся
Первые грозы,
На белых стволах
Появляется сок- то плачут берёзы…
Ученик .В тёплую пору сокодвижение Люди заготовляливали берёзовый сок. Он придавал людям бодрость и силу. Берёзовый сок – не только вкусный напиток, но ещё лечебное средство, применяемое в народной медицине.
Ученик .Есть ещё одно народно-медицинское средство «от всех болезней» – русская баня! А берёзовый веник – не просто атрибут, а хорошее массажное средство. Недаром, выходя из бани, человек чувствует себя помолодевшим!
Ученик .Белая берёза – гостеприимное дерево. На нём охотно гнездятся птицы. Лесная «горница» радушно принимает к себе разные кустарники, травы, цветы. В берёзовых лесах живёт много лекарственных растений. Отгадайте, что за целебные травы выросли под нашими берёзками.

Растёт она вокруг, она – и враг, и друг.
Как иглы- волоски покрыли все листки.
Сломи хоть волосок – и капнет едкий сок
На кожу – хоть ори!
Ой-ой, волдыри…
Но если дружишь с ней – ты многих здоровей:
В ней витаминов – клад.
Весной её едят. (Крапива)

А вот трава – всем травушкам трава!
«Медовым цветом» с давних пор зовётся.
Уж то ли дело: как пчела напьётся
Нектара из цветов – жди лучший мёд!
Да на самих цветках чай завари...
И созывай друзей на чаепитье.
Ещё траву «пуховиком» зовут.
Как семена с пушинками созреют,
Так молодицы и берут скорее
Подушки для детей пушком набить
. (Иван-чай или кипрей)

Скромна собой, кустиста, низкоросла,
Вдоль тропок да меж грядочек живёт
Трава – ушастик, круглые листочки.
Поранил руку, – приложил листок,
И тут же кровь утешится, уймётся.
А если боль в желудке – пьёшь настой
. (Подорожник)


Учитель. К образу берёзы часто обращаются художники. Трудно сказать, когда она особенно мила. Хороша берёза во все время года и в любую погоду .Русский художник Н. Жуков писал о нашей красавицё:«Какое русское, какое очаровательное дерево – берёза! Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево. В нём и русская печь, и половик, и хомутовая рубашка, и курочка ряба. А молоденькие берёзки, тоненькие, пряменькие, напоминают девичью красу, стройную и статную: с гибкой талией, с русыми косами. И вспоминается много- много русских имён, таких же милых и светлых. Смотришь на берёзу и слышишь деревенские хороводные песни, переливчатые звуки гармошки, обязательно вспомнишь Есенина, и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое».
Сергей Есенин, замечательный русский поэт, назвал Россию «страной берёзового ситца». В его стихах берёзка уподобляется нежной, юной, чистой девушке.
Ученик . «Зелёная причёска» С.А. Есенин.
Зелёная причёска,
Девическая грудь,
О, тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы – ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.
Учитель. Дань восхищения отдавали берёзке многие поэты. Они писали стихи для детей и для взрослых.
Ученик . «Берёза» И. Токмакова
Если б дали берёзе расчёску,
Изменила б берёзка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала б кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
Ученик . «Берёза» Г.П. Новицкая
Зелёным облаком берёза
В ржаное поле забрела.
Ей носят новости стрекозы
Из леса, где она жила.
Она стоит на перепутье,
Чуть отражается в ручье,
Наполненная светлой грустью,
С гнездом грачиным на плече.

Учитель. В городе и в лесу, в работе и в радости – всюду и всегда берёза радует нас и помогает нам. Персонаж одной чеховской пьесы говорит:
«Когда я сажаю берёзы и потом вижу, как они зеленеют и, качаются от ветра, душа моя наполняется гордостью».
Давайте же и мы будем сажать деревья, растить их и беречь!
Итог: Какому дереву был посвящён наш классный час?
Какие предметы делали из неё?
Где использовали это растение?
С кем сравнивали белоствольную красавицу?
Кто прочтёт стихотворение о берёзе?
На этом наш классный час закончен.
Категория: Экология | Добавил: Светлана0831 (2016-11-22) | Автор: Лялина Светлана Владимировна E
Просмотров: 17 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2016-12-08, 12:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1474]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [217]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [770]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1139]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [578]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3905]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [353]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1491]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [517]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [101]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [8]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru