Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Программа курса "Экология города"
ПРОГРАММА КУРСА «ЭКОЛОГИЯ ГОРОДА» (34ч)

Объяснительная записка
Большой город, хотя и имеет преимущества информационного центра и дает простор для социального выбора, - далеко не лучшее место для жизни, поскольку выходит за крайний закон оптимальности.
Современный город – средоточие экономических, социальных, экологических проблем, и неудивительно, что интерес к нему, как к объекту изучения постоянно возрастает.
В настоящее время различные вопросы экологии городской среды включены в программу подготовки специалистов в некоторых технических вузах и университетах, что соответствует уровню западных стран. Поэтому изучение основ экологии города в общеобразовательной школе имеет важное значение.
Данная программа предполагает изучение города в различных аспектах: биологических, географических, гигиенических, эстетических, социальных. Это способствует развитию межпредметных связей, а краеведческий подход – умению применять полученные знания на практике.
Цель программы: воспитание ответственного отношения подростков к городской среде,
развитие общей экологической культуры в процессе разнообразной
педагогически организованной деятельности.

Задачи: помочь школьникам освоить методики, позволяющие:
- выявлять наиболее актуальные для города экологические проблемы;
- получать качественные и количественные показатели экологического
состояния городской среды;
- использовать полученные данные для прогнозирования дальнейших
изменений и поиска решения экологических проблем своего города.

ВВЕДЕНИЕ (2ч)
Базовое содержание:
Предмет изучения урбоэкологии. Город и человек. История развития городов, основные требования к заложению городов, их классификация. Понятие «городская среда» и экологический подход к ее изучению. Экологические проблемы города (природные, ресурсо-хозяйственные и социальные).
Горожанин. Сравнительная характеристика городской и сельской среды. Положительные и отрицательные стороны жизни в городе. Причины урбанизации. Изменения в биосфере, связанные с ростом городов на планете.
Основные понятия: урбанизация, урбоэкология, городская среда, горожанин.
Демонстрации: иллюстрации древних и фотографии современных городов, график роста численнос-
ти населения Земли, схема «Экологические проблемы города».

Тема I. ГОРОД КАК ЭКОСИСТЕМА (4ч)
Базовое содержание:
Город – наземная антропогенная (искусственная) экосистема. Особенности городской экосистемы, ее сходства и различия с природными экосистемами. Социальные, технические и природные элементы города.
Разнообразие городских экосистем: различия в ГП, численности населения, историческом развитии, экономической базе, сфере жизнеобеспечения, проблемах.
Характеристика городского сообщества: роль озеленения городов (эстетическая, воздухоочистительная, выделение фитонцидов, создание микроклимата, ионизация воздуха, шумозащитная). Проблемы, связанные с обитанием животных в городе (кошек, собак, птиц, грызунов, насекомых).
Экосистемный подход к изучению городской среды, теоретические и эмпирические методы ее изучения. Экологическая экспертиза, экологический мониторинг, моделирование. Социологические методы: опросы, анкетирование, интервьюирование. Службы экологического мониторинга в нашей области.
Основные понятия: городская экосистема, техносфера, социальная сфера, микроклимат, фитонциды,
ионизация, биоиндикаторы, экологический мониторинг, экологическая экспер-
тиза.
Демонстрации: видеофильм «Животный мир городов», таблица «Экологический мониторинг нашей
области».
Практические работы: 1. Описание экосистемы своего города по плану.
2. Интервью «Мой город сегодня и полвека назад».
3. Мини-сочинение «За что я люблю свой город».
Дискуссия: «Надо ли уничтожать бездомных животных?» или «Кто мы: друзья или враги?»

Тема II. ВОДОСНАБЖЕНИЕ ГОРОДОВ (5ч)
Базовое содержание:
Источники городского водоснабжения. Современная система водоснабжения нашего города, загрязнение воды (бытовые, промышленные и сельскохозяйственные стоки). Понятие ПДК.
Изучение системы водоочистки (механический, химический, биологический методы, хлорирование и озонирование). Классификация воды по ее качеству (питьевая, очищенная, промышленная, техническая). Самоочищение водоемов.
Использование воды. Культура водопотребления: экономное и рациональное использование воды в быту. Водоохранные мероприятия, экономия воды.
Основные понятия: водоснабжение, водоочистка, сточные воды, предельно-допустимая концентра-
ция (ПДК), водоохранная зона, самоочищение водоемов.
Демонстрации: схема очистного сооружения.
Практические работы: 1. Определение качества воды на основе ее физических свойств (цвета, запаха,
вкуса, привкуса);
2. Подсчет суточного потребления воды в семье, выработка рекомендаций по
экономии воды;
3. Социологический опрос «Экономно ли мы расходуем воду?».
Экскурсия на водозабор или водоочистное сооружение города.

Тема III. ВОЗДУШНЫЙ БАССЕЙН ГОРОДА (2ч)
Базовое содержание:
Источники загрязнения воздушного бассейна города: естественные и искусственные. Смог. Состояние воздушного бассейна в Республике Казахстан и нашем городе.
Последствия загрязнения воздушного бассейна (изменение городского микроклимата, заболевания людей, кислотные и радиоактивные осадки, загрязнение воды и почвы).
Меры по охране городского воздуха (использование материалов периодической печати).
Решение задач по оценке качества воздуха.
Основные понятия: смог, кислотные и радиоактивные осадки.
Демонстрации: схема «Источники загрязнения атмосферы»
Практическая работа: Изучение запыленности снежного покрова (листвы) на различных участках
города (у дороги, школы, жилых домов) и сравнение показателей.
Конференция: «Загрязнение воздушного бассейна городов».

Тема IV. ГОРОДСКИЕ ОТХОДЫ (4ч)
Базовое содержание:
Актуальность проблемы городских отходов. Общая классификация отходов. Что изучает гарбология? Ущерб окружающей среде и здоровью людей.
Способы утилизации отходов (сжигание, вывоз на свалку, вторичное использование), их достоинства и недостатки. Пути решения проблемы.
Ситуация с городскими отходами в нашем городе, решение экологических задач. Уличный мусор и экологическая культура горожан.
Основные понятия: гарбология, утилизация, диоксины, канцерогены, компостирование, рекультива-
ция.
Демонстрации: схема «Современное захоронение отходов», фотостенд «Всем нам знакомый мусор».
Практические работы: 1. Изучение бытовых отходов, производимых одной семьей за неделю;
2. Оценка экологического состояния контейнера для мусора;
3. Социологический опрос «Как сделать наш город чистым?»

Тема V. ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ (3ч)
Базовое содержание:
Различные виды транспорта (железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный) и их влияние на окружающую среду. Актуализация проблемы.
Автомобильный транспорт – одна из важнейших проблем в городе. Различные аспекты этой проблемы: загрязнение воздуха, воды, гибель людей, потребление сырья и энергии, дорожное строительство, автосервис и др.
Ситуация с автотранспортом в нашей области, городе. Решение экологических задач.
Дискуссия: Автомобиль «за» и «против».
Ролевая игра: «Суд над автомобилем».
Творческая работа: Транспорт будущего (разработка нового, экологически чистого средства
передвижения).

Тема VI. ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ ГОРОДА (2ч)

Базовое содержание:
Традиционные источники энергии: запасы и потребление.
Новые (альтернативные) экологически чистые источники энергии (солнечная, приливно-отливная, ветровая, внутренняя энергия Земли, водородное топливо).
Преимущества и недостатки различных видов энергии.
Энергоснабжение города, основные потребители энергии (промышленный, бытовой сектор, транспорт). Пути решения энергетической проблемы. Решение задач.
Основные понятия: энергопотребление, энергоснабжение, традиционные и альтернативные источни-
ки энергии.
Практическая работа: Анкетирование: «Экономно ли моя семья расходует электроэнергию?»
Выработка рекомендаций.
Экскурсия: на ТЭЦ или иную электростанцию.

Тема VII. ЖИЛЬЁ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДЕ (4ч)
Базовое содержание:
Городская квартира как экосистема. Особенности действия на человека абиотических и биотических факторов среды в жилом помещении.
Источники загрязнения жилого помещения, его последствия.
Домашние животные: проблемы содержания. «Незваные гости», их вред. Поиск решения проблемы.
Роль комнатных растений. Основные приемы фитодизайна.
Основные понятия: электросмог, антропотоксины, фитодизайн.
Демонстрации: выставка комнатных растений; схема «Квартира как экосистема», схема «Источники
загрязнения жилого помещения».
Практическая работа: Санитарно-эстетическая оценка жилого помещения. Выработка рекомендаций
по улучшению экологической обстановки своего дома.

Тема VIII. ЗДОРОВЬЕ ГОРОЖАНИНА (6ч)
Базовое содержание:
Здоровье людей – основной показатель экологического благополучия городской среды.
Факторы городской среды, оказывающие влияние на здоровье человека в городе. Ритмы жизни человека. Влияние физических и химических загрязнений на здоровье.
Высокая плотность населения в городе и ее последствия (эпидемии, стрессы, преступность и др.). Проблемы взаимоотношений людей в городе.
Образ жизни человека и его здоровье. Рациональное питание. Вредные привычки (курение, алкоголизм, наркомания) и здоровье.
Здоровье населения нашего города (статистический материал).
Основные понятия: биоритмы, шумовое загрязнение, стресс, эпидемия.
Демонстрации: шкала уровней шума, схема «Биоритмы».
Практические работы: 1. Тесты «Мой образ жизни», «Стресс». Выработка рекомендаций по здорово-
му образу жизни.
2. Решение задач.

Тема IX. ГОРОД БУДУЩЕГО (2ч)
Базовое содержание:
Перспективы развития городов. Город будущего – экологически чистый город. Равновесие между природной и урбанизированной средой. Экологизация городской среды на основе системного подхода: одновременное восстановление природной среды, улучшение качества жизни населения, реализация принципов экологического равновесия.
Строительство новых экологичных городов – экосити (экополис). Проекты подводных, подземных, надземных, космических, плавающих городов, их достоинства и недостатки.
Основные понятия: экологический город (экосити, экополис).
Демонстрации: иллюстрации проектов городов будущего.
Творческая работа: Разработка проекта «Города будущего» с учетом изученных экологических
аспектов и его защита.

Источник: http://"Биология в школе" 2001-2002, В.А. Самкова. Экологический практикум "Город, в котором я живу"

Категория: Экология | Добавил: sitanova (2010-12-20) | Автор: Ситанова Елена Владимировна E
Просмотров: 4058 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Суббота, 2024-04-27, 4:11 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru