Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

"Формирование экологического воспитания через образовательное пространство"
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ЧЕРЕЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО».
Т. В. Цафт, А.М. Калгужинова
ГУ «Общеобразовательная основная школ№ 134 г.Караганды

«Вступив в новое тысячелетие, Человечество, достигнув прогресса в своём развитии, оказалось перед лицом глобальных экологических проблем. Требуются новые подходы к деятельности, не приносящие ущерба окружающей среде, и осмысление каждым гражданином государства и каждым жителем Планеты своей роли по отношению к окружающей среде во имя сохранения жизни на Земле.
Быстрый рост населения Земного шара, научно-технический прогресс значительно увеличили воздействие человека на природные процессы и привели к нарушению сложившихся экосистем во многих районах мира. Хищническая разработка месторождений полезных ископаемых, уменьшение количества многих видов животного и растительного мира, чрезмерное загрязнение природной среды привели к серьёзным экологическим проблемам.
В этой связи конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, состоявшаяся в июне 1992 года, призвала все государства и народы мира перейти на новый путь организации жизнедеятельности – путь устойчивого развития.
Как и другие страны мира после конференции РИО-92, Республика Казахстан предпринимает активные действия по развитию собственной системы экологического образования, объединяющей как народные традиции охраны природы, так и современные методики и подходы развивающего обучения». Охрана природы в Казахстане поставлена на государственный уровень. Приняты государственные законы и важные документы по охране природы. Основные Законы принятые в 2006 г. «Экологический кодекс» и Закон «О сохранении экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы». Естественно, в свете принятых государственных природоохранных мероприятий в нашей республике в последнее время огромное внимание уделяется особо охраняемым территориям. Все мероприятия направлены на сохранение богатств природы нашей страны, их эффективное использование и охрану.
Следовательно, решение поставленных задач необходимо начать с экологического образования, как это практикуется во многих частях света, часто концентрируемая на двух элементах:
1) изучение окружающей среды – получение знаний о Природе и признание её ценности в нашей жизни;
2) персональные действия для улучшения местной окружающей среды – очень часто практическая работа, такая как очистка берегов реки или посадка деревьев. Но особенности текущего экологического кризиса требуют от нас гораздо большего.
Действительно, экологическое образование рассматривало вопросы развития и ранее, но что изменилось сейчас – работа, которая ведётся в этом направлении, показывает, как энтузиасты начали думать об этой задаче – это то, что экономическому, социальному и экологическому аспектам каждого вопроса относительно развития придаётся равный вес во время различных форм обучения. Для решения поставленной задачи в образовательных учреждениях особое место занимает активная форма обучения, что даёт возможность мотивировать познавательный и развивающий интерес участия школьников в различных проблемных экологических проектах.

Татьяна Цафт.
« Незабываемые дни в Семипалатинске».
Наверное, Тайбекова Жансая и Шадрина Стелла, ученицы 9 класса «Общеобразовательной основной школы № 134» никогда не забудут замечательный пейзаж речного массива на берегу Иртыша в городе Семипалатинске. 24 -25 апреля 2010 г. в Семипалатинском Педагогическом институте проходила 4 Республиканская олимпиада по экологии, организованная кафедрой экологии под руководством профессора Панина Михаила Семёновича.
1 тур олимпиады проходил на местах. Задание простое: подготовить исследовательскую деятельность по экологическому проекту на свободную тематику. Учащиеся 8 и 9 классов дружно взялись за работу – ведь экологических проблем в городе Караганде огромное множество. Стелла и Жансая, руководители проекта среди этих классов, сразу решили, что исследовать необходимо местность ст. «Кокпекты» (бывш.»Солонички»), т.е. там, где живут и учатся. Собрали необходимый материал по экологической ситуации экосистем: анализы содержания опасных щелочных металлов и ртути, солей рек Нуры, Солонички, Кокпекты и Букпы, состояние верхних слоёв почвы степной зоны станции «Кокпекты», распространение очистительной флоры водоёмов – диатомовых водорослей, разнообразие животного и растительного мира, подробный экскурс по истории посёлка и т.д..
Участники проектной работы провели 3 научно-практические конференции, 3 семинара ,2 открытых урока по биологии « Защита экосистем региона. Факторы, разрушающие экологическую среду». Наконец, после долгосрочной проектной деятельности ( 4 –х месяцев каждодневного труда) экологический проект отослали по почте в г. Семипалатинск. Решение по 1 туру олимпиады факультета экологии Семипалатинского Педагогического института ждали больше месяца. 13 апреля для школы № 134 незабываемый день – руководителей проектной работы Шадрину Стеллу и Тайбекову Жансаю приглашают принять участие во 2, 3 и 4 турах 4 Республиканской олимпиады в г. Семипалатинске.
22 апреля поезд Караганда-Семипалатинск отправился в путешествие с участниками олимпиады по живописным местам Казахстана. По дороге 10 часов не могли без восхищения смотреть на озеро Балхаш с его крутыми берегами, отражение солнечных лучей в голубом цвете воды. С удивлением рассматривали древние мазары на высоких крутых холмах плато Бетпакдала, имеющей в восточной части волнисто-холмистый рельеф, сложенной сланцами и гранитами. По ходу движения поезда обратили внимание и на состояние почвы, где заметно преобладают чередующиеся солончаки, галечники, пески и глина с поднятием в северо-восточной части, в районе перехода в Казахский мелкосопочник на 400-700 метров, исследовательская деятельность продолжалась и в дороге.
Самые запоминаемые минуты встречи 23 апреля в г.Семее, прежде всего – это мосты в центре города, особенно, поражает своей красотой японский навесной мост. Экскурсия по Семипалатинску проводилась с посещения музея Абая и Д.Достоевского, кажется об этом можно было мечтать всю жизнь и ничего не увидеть – ведь город один из самых исторически значимых в Казахстане, ему уже почти 300 лет!
24 апреля 2010 г. – День открытия 4 Республиканской олимпиады в Педагогическом институте. Особенно, поразил всех присутствующих театр экологической моды 1 школы имени Чернышевского из г.Семипалатинска. Из всякого ненужного материала, которого очень много в быту, которым загрязняются улицы городов участницы дефилировали перед благодарной публикой в своих экологических шедеврах. Это прекрасные шляпки, модельные вечерние наряды и национальные костюмы – из конфетных обёртков, пластиковых бутылок и цветной обёрточной бумаги. Вообщем, Париж – отдыхает!!! Между выступлениями представителей Министерства образования и науки, Республиканского центра «Дарын», организаторов олимпиады представлена музыкальная программа преподавателями института и талантливыми учениками города Семипалатинска.
Из 450 проектных работ по экологии на 1 тур были отобраны 200 школ участниц, в этом составе оказались ученицы 9 класса ООШ № 134 Тайбекова Жансая и Шадрина Стелла. В день окончания 2 и 3 тура в 11 часов вечера был дан салют, длился в течении 20 минут, ведь этот день совпал с Днём Земли, особенно, почитаемым жителями Семипалатинска, которые потеряли своих близких из-за печально известного на весь мир ядерного полигона, ведь прошло 40 с лишним лет со дня закрытия, но до сих пор жители имеют страшные диагнозы лейкемии, опухолевые и раковые заболевания, причём в сравнительно молодом возрасте.
Учащиеся 10 –ти школ Казахстана прошли на последний 4 этап олимпиады. Надеемся, что на следующий год ребята из этой школы тоже окажутся в составе участников 5 Республиканской олимпиады в г. Семипалатинске и попадут на 4 тур олимпиады. Успехов всем будущим участникам!
После принятого и утверждённого плана мероприятий по проведению экологических проектов по Карагандинской области: «Экологические проблемы местного и регионального значения, факторы, разрушающие окружающую среду, меры противодействия» (характеристика экосистем Карагандинской области: ст. Кокпекты, который проводился в рамках IV Республиканской олимпиады по экологии в Семипалатинском Педагоги-ческом Институте, перспективы рационального природопользования и охрана окружающей среды; международный экологический проект по использованию ресурсов и энергии /ШПИРЭ/SPARE/ «Молодые репортёры для окружающей среды», организованный молодёжным экологическим журналом «Я и Земля», где было решено проводить долгосрочную последовательную, исследовательскую работу на улучшение экологической ситуации региона.

«Очень необходимая акция в нашем городе!»
Я просто не могу не участвовать в этой акции, ведь из 183 стран СНГ наши молодые горожане внесут свою лепту в решение экологической проблемы!
Второй год с 2009 года ,занимаясь школьным экологическим проектом мною разработана авторская исследовательская деятельность, онкологические заболевания по Карагандинской области: «Онкологические заболевания, связанные с влиянием экологических факторов». Естественно, приоритетное место в решении этой проблемы изучение на уровне научно-исследовательской деятельности состоянии заболеваний раком лёгких жителей Карагандинской области по причине выброса в тропосферу, литосферу, гидросферу вредных химических веществ: углекислого газа, ртути, азота, циркония, стронция / из золоотвалов/, ароматических углеводородов, тяжёлых металлов в превышающей концентрации. Основными загрязнителями являются промышленные предприятия, вредные6 выбросы которых составляют миллионы тонн в год, нарастающий поток транспорта. В нашей Республике источниками загрязнения природной среды являются более 2000 промышленных предприятий, сбрасывающих в воздушный бассейн около 4 миллионов тонн вредных примесей, что оказывает болезнетворное, токсическое и стрессовое действие на организм человека.
По Карагандинской области уровень экологической опасности чрезвычайно высок – 24,6 % при норме 4,0 %!!! Анализируя заболевания раком лёгких Караганда занимает по Казахстану ранговое место в структуре онкопатологии: среди мужчин на 1 месте, среди женщин на 7-8 месте с 2000 г.Наибольший уровень заболеваемости и постоянный рост наблюдается в областях, где бурно развивается металлургическая и угольная промышленности, наименьший показатель в сельскохозяйственном секторе.
Реальность угроз от загрязнения атмосферного воздуха отражается на состоянии здоровья населения и дисбаланса окружающей среды, в том числе и изменение климатических условий. Это ведёт к тому, что с каждым годом в Караганде и области увеличиваются не только онкологические заболевания, но и болезни крови, эндокринной системы и обмена веществ, врождённые аномалии. Например: в Шахтинске – 108 %, Сарани – 50 %, Жезказгане – 18 %,Абае и Мичуринском районе – 10 %, в Балхаше – 8,6 %, Осакаровском районе – 8 %,, Караганде – 80 %.
Для успешной борьбы с раком лёгких необходимы достоверные данные об особенностях его территориального распространения, динамики заболевания и смертности, решения антропогенного/ коммуникации, объкты промышленного производства, металлургии, энергетики, бытовых и промышленных отходов, площадное и локальное загрязнение атмосферы, почвы, источников воды тяжёлыми металлами и радионуклидами/, и природного происхождения : природные ландшафты, способность воздуха, воды и почвы к самоочищению, природные аномалии нефти, газа, конденсата, тяжёлых металлов, изменение климатических условий атмосферы и литосферы.
Второй год решением глобальной проблемы современности занимается Международное сообщество, что немаловажно в этом году наш город тоже принимает активное участие в акции «350» 10.10.10 г., ведь только вместе мы можем решить проблему с улучшением городского климата, уменьшением факторов онкологических и других заболеваний со сложным механизмом лечения.
Очень благодарна нашим руководителям редакции « Я и Земля» за осуществление и организацию акции среди молодёжной и подростковой среды в г. Караганды. Ведь будущее Республики Казахстан зависит от здоровой нации. Решение этой проблемы напрямую зависит от реального действия, направленного на изменение климатических условий и экологических факторов, разрушающих экосистему.

Быстрова Валентина, 9 класс, ООШ № 134, команда «ЭкоПатриот».

«Сохраните этот Мир для потомков!».

Когда думала с чего начать писать свою статью, задумалась о проблемах экологической катастрофы, которую создаёт на данном этапе жизни нашей Планеты «парниковый эффект». Что чувствует человек в экстремальный момент разрушения озонового слоя О3 даже страшно себе представить?!
«Парниковый эффект» - это замедленная смерть землян! Вспоминаю, как эту проблему мы решали на Центрально-азиатской конференции в Баян- Ауле: наши руководители провели практический опыт, собрав 5 человек из нашей группы и накрыли этих ребят полиэтиленовой плёнкой. После 10 минут нахождения в ситуации приближенной к критической ,они чувствовали себя, мягко, говоря, не совсем нормально: было трудно дышать, очень жарко, у всех усилилось сердцебиение, повысилось артериальное давление. Вот так день за днём человечество оказывается на грани жизни и медленной смерти из-за атмосферного давления и «парникового эффекта».
Следовательно, возникает вопрос: почему на поверхности Земли возникает такой слой, ведь воздух состоит из азота, кислорода, инертных газов, водорода, а углекислый газ составляет всего более 1 %, т.е. наименьшее количество в атмосфере?
Ответ до банальности прост: - антропогенный фактор! Загрязнение потока воздушных масс осуществляется при топки печей, выброса в атмосферу вредных примесей диоксидазота и диоксидауглерода / NO2, СО2/ заводами и фабриками, где очистительные сооружения практически бездействуют, а если и работают, то эффект от этого минимальный! Солнечные лучи ослаблено выполняют функцию нагрева Планеты, а также нет возможности нормально отражаться сквозь потоки воздушных загрязнителей от земной поверхности, прерывая, эффект круговорота солнечной радиации.
По последним данным учёных-экологов углекислый газ значительно превышает свой состав на поверхности Земли – 489. При такой проблеме возникающий «парниковый эффект» приводит к изменению климата на нашей Планете. / Что будет в Солнечной системе лет через 40 – 60 страшно даже представить!?/ По предположению специалистов для решения задачи необходимо довести уровень состава СО2 в верхних слоях тропосферы до 350, после чего климатические изменения «фабрики погоды» будут на прежнем нормальном для жизнедеятельности уровне.
Мы солидарны с участниками акции «350», которая проходит второй год по всему миру. В этом году «350» курсирует и по нашему городу. Теперь в странах-участниках акции из 183 будет уже .... 184! Наш город Караганда является пропагандистом акции «350» в Казахстане. Житель города гордится этим событием, организованным журналом «Я и Земля» потому, что мы находимся в центре мировых событий, решая Международную экологическую проблему.
Если не человечество, то кто исправит Мировую катастрофу? Если все Ледники растают, наша планета превратится в Мировой океан, как это было 4,5- 5 миллиардов лет, т.е. на прежний уровень развития вернётся планета Земля! Этого допустить нельзя!!! Человек сам создал, сам разрушает этот Мир, он должен сам восстановить всё, что можно ещё спасти во имя Жизни на земном шаре! Поэтому созданы такие партии, проекты , исследовательская деятельность на уровне Международных школьных программ, например, «Молодые репортёры для окружающей среды», чтобы сохранить Мир для наших потомков!

Жунусова Айдана, 9 класс, ООШ № 134, г. Караганды, команда «ЭкоПатриот», руководитель проекта учитель биологии и химии – Цафт Т.В.

Три десятки.

Многие люди, которые не знают об этой акции, будут спрашивать меня, почему я так назвал свою статью. Ответ на этот вопрос вы сможете узнать далее.
Всё дело в том, что 10.10.10, а точнее 10 октября 2010 года был избран днём числа 350. Вы спросите, почему 350? Ответ такой: число 350 обозначает безопасный уровень углекислого газа на Земле. Сейчас этот уровень достиг отметки 489, и с каждым годом эта отметка увеличивается на 2. Вы можете себе представить, что будет с нашей планетой, через каких-то 50 лет?! Если число углекислого газа (CO2) с каждым годом будет непрерывно возрастать, то тогда произойдёт парниковый эффект, а вследствие этого и глобальное изменение климата! Ведь углекислый газ образует озоновый слой, который окружает нашу планету и не позволяет солнечным лучам выходить за его пределы. Поэтому солнечные лучи остаются внутри этого слоя и нагревают Землю до очень высоких температур.
А если подумать, то ведь мы сами всё это делаем. Ведь люди сами делают вред для себя: заводы, фабрики, автомобили и т.д. и т.п. Всё это сделал сам человек!
Конечно, сейчас люди осознают то, что делают сами. Например, сейчас уже ни для кого не в новинку электромобили. Такие автомобили двигаются не с помощью бензина (это один из главных источников CO2), а с помощью электричества. Также есть автомобили, которые полностью заправляются растительным маслом. Но вот самыми «антиэкологичными» из автомобилей, являются грузовики. У грузовиков (к примеру, седельных тягачей) самый большой выброс CO2 в атмосферу. Сейчас все грузовики и легковые автомобили имеют свои нормы: от Euro 1 до Euro 5. Эти нормы подразделяют автомобили по выбросу CO2. У автомобилей с пометкой Euro 1 самый большой выброс углекислого газа, а вот автомобили Euro 5 считаются самыми экологичными. Также известно, что в Европе к 2014 году введут норму Euro 6. И уже есть такие автомобили, которые соответствуют этим требованиям.
Так вот, сегодня, т.е. 10 октября 2010 г. пройдёт масштабная акция «350». В ней участвуют 183 страны мира. Такая акция уже вторая по счёту. С каждым годом она привлекает всё больше людей со всего мира. И мы не стали исключением.
Для нас судьба планеты – это и наша судьба. И я надеюсь, что тот, кто прочитает эту статью, начнёт задумываться о своём будущем и перестанет делать ошибки, которые вредят ему самому, окружающим и конечно же нашей планете!

Цафт Альберт 9 класс ООШ№134. Команда «ЭкоПатриот»
Руководитель: учитель химии и биологии Цафт Т.В.

« Спасём нашу литосферу».

Сегодня - воскресенье, 10.10.10 г., все мы запомним надолго этот день! День солнечный, радостный и полон впечатлений. Впечатлений для нас: молодого поколения города Караганды! Сегодня решается будущее нашей планеты, очень радостно, что мы... тоже частица этой акции «350».
В своём репортаже мне хочется обратить внимание на проблемы изменения почвенного состава, связанные с «парниковым эффектом». Никто, наверное, не задумывается, кроме учёных над этим, но почвенный слой степной зоны Карагандинской области начинает опустыниваться, заболачиваться, одним словом разрушаться. Причина одна: изменение климатических условий ведёт за собой страшные проблемы экологической катастрофы - исчезает слой гумуса, а это исчезновение популяций разных видов животных, различных форм растительности. Разве мы можем допустить жизнь на пустынной, вызженной Земле, без всяких форм жизни!!! Нет!!! Нет!!! Нет!!!
Если мы сейчас не поможем Международным молодёжным экологическим проектам, учёному сообществу, то наша планета перестанет существовать! Я за жизнь на Земле, за различные формы природной среды, поэтому солидарна с организаторами акции «350». Давайте в эту минуту все разом, все вместе, возьмёмся за руки и прокричим на весь Мир: «Спасём нашу Планету!!!

Горина Татьяна, ученица 7 класса ООШ № 134 г. Караганды, команда «Хранители ноосферы».

«Изменение климата и его последствия».

Ура! В нашем городе проходит очередная важная акция. Я – тоже участник акции «350» 10.10.10.г.!
В наших школьных экологических проектах меня больше всего интересует жизнь самых маленьких видов животного мира – насекомых. В последнее время, изучая жизнедеятельность этих существ, учёные обращают внимание на изменение структуры строения насекомых, активности, уменьшением или увеличением количества некоторых видов. Думаю, что связано это с климатическими условиями на нашей планете. Например: в начале июня 2010 года на территории реки Нуры было замечено огромное количество колорадских жуков, что говорит о странном изменении их популяционной активности в этот период. Ранее отмечено появление вредных для сельского хозяйства насекомых к середине-конце августа.
Комары, возле рек Кокпекты и Нуры значительно уменьшились в составе, а это очень радовало жителей прибрежных речных зон!
Из-за недостатка осадков в этом году засушливые растительные формы степной зоны были замечены уже в начале июля. Для насекомых это пора перебираться из степи в уютные сельские подворья. Причина одна – с изменением климата нет привычной питательной среды. Поэтому по многим причинам урожай снизился в двое, где –то в трое по многим сельскохозяйственным культурам.
Молодое поколение понимает значимость таких акций, активно участвует в них – мы в ответе за нашу планету. Мы - будущее страны, а какое оно будет, зависит от всех нас!

Сериков Тiлектес, ученик 8 класса, ООШ № 134 г. Караганды, команда «Хранители ноосферы». 10.10.10 г.

Учитывая, сложившиеся проблемы экологического характера нашего региона перед творческой группой поставлены определённые цели и задачи:
1) характеристика экосистем местного и регионального значения, меры противодействия и выявление факторов, разрушающих окружающую среду, эффективное использование природных ресурсов в связи с современными требованиями жизни, наблюдение за глобальными проблемами региона, координация взаимоотношения: человек-общество-природа;
2) с помощью научного консультанта провести агрохимические исследования: почвенного состава, воздушной и водной среды, погодных климатических условий;
3) провести мониторинг /с диаграммами/ по аналитическим химическим данным результатов анализов состояния экосистем региона; сбор данных по рыбопитомнику, с подробным анализом причин загрязнения водной среды – различных видов хозяйственной деятельности человека;
4) выявление факторов, воздействующих на исчезновение некоторых видов флоры и фауны;
5) изучения влияния микро- и макроэлементов на индивидуальное здоровье личности, продолжительности жизни, в зависимости от последствий антропогенных изменений в природе, а также, природных катаклизмов;
6) с учётом географического положения провести тщательный анализ природоохранных мероприятий за последние 30 лет;
7) в перспективе, с привлечением инвесторов для решения экологических проблем местности, обратить внимание Министерства Здравоохранения для создания на базе региона санитарно-курортной зоны.
Хотелось бы вкратце проанализировать объекты, которые находятся на территории ст. Кокпекты. Изучая данные по краеведению, беседуя с жителями этого региона удалось выяснить, что история посёлка связана со строительством Железнодорожной ветки «Караганда_-Осакаровка», т.е. 30 годы прошлого столетия. В 70-х годах построен рыбопитомник, который относился когда-то к Министерству рыбного хозяйства Республики Казахстан. В то время была построена автодорога, соединяющая ст.Кокпекты /«Солоничка»/ с Сортировкой, ныне эта трасса, практически, разрушена. Поэтому проблему с перевозкой пассажиров решает только железнодорожный транспорт по определенному расписанию.
Примерно, в 2 –х км от станции, в Северной и Северо-Западной зоне Карагандинской области протекают реки Нура и Кокпекты, которые очень сильно, в течении 30 лет изменили своё русло, оставив много истоков в виде заболоченных, изменённых берегов, в некоторых местах и стариц. Старица /старицы-долинно-русловые озёра, расположенные непосредственно в речных проймах, в отделившихся от реки участках её прежнего русла, которая расположена на Северо-Западе, примерно, в 1,5 км. Уникальность этого в том, что дно старицы практически очень холодное, даже в летнюю жару, связано это с многочисленными минеральными источниками. Берег старицы очень крутой, покрытый различной растительностью. Здесь можно увидеть большое количество водоплавающих птиц. Вдоль берегов нередко встречаются: зайцы, корсаки, суслики, ежи, ондатры, которые в зимнее время замечены в посёлке. Это излюбленная зона отдыха сельчан.
Ближе к Северу, вдоль течения глубоководной реки Нуры протянулись частные владения бывших оздоровительных лагерей «Солнечный» и «НурКосмос» с интересной историей. Многие годы этот лагерь в каникулярное время встречал детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где проводились различные фестивали детского творчества, в которых принимали участие дети со всех городов Казахстана. Оздоровительный объект построен по проекту известного на весь Советский Союз пионерского лагеря «Артек» на Чёрном море.
Недалеко от школы № 134 ст. Кокпекты, примерно в 200 метрах, прекрасный нерукотворный пруд – частная территория оздоровительной зоны «НурКосмос». Живописный пруд, где встречаются все виды перелётных пернатых, в том числе лебеди и пеликаны, как выяснилось, недавно, нашему рыбопитомнику не относится. В это непростое время рыбопитомнику просто необходим такой пруд. Данный пруд бы регулярно зарыблялся, что давало возможность вести работу по улучшению очистки воды, да и город был бы обеспечен недорогой рыбой, регион– йододифицитный!

«Бизнес, батенька, бизнес!».
Цафт Альберт, 9 класс ООШ № 134 г. Караганды, команда "ЭкоПатриоты"

Мне думается, если кто-то будет читать эти строки удивится, что такое может быть в наши дни. Могу заверить…. не слова неправды!!! В начале апреля 2010 года, наверное, без ведома природоохранных структур (может и с ведома заинтересованных сотрудников!?) Карагандинской области руководство рыбопитомника, в лице директора Молодожени В.Р., офис которого находится на территории нашей станции приказывает своим сотрудникам перекрыть реку «Кокпекты» и пустить воду на 2 искусственный пруд, т.е. осуществить водозабор для своего водоёма. Страшная трагедия не только для речной системы города, но и самого посёлка ст. «Кокпекты». Значит всё лето жители будут опять без питьевой воды! Считаю, что это преступление ещё и в том: начало апреля, когда речной окунь идёт на нерест. Догадайтесь …. значит все последующие годы поголовье речной рыбы сократится, а самое страшное, в худшем случае, вообще исчезнет! (Было страшно смотреть, как в 50 сантиметровой воде реки Кокпекты из последних сил медленно погибала рыба!) В чём проблема: решить такую ситуацию, сложившуюся в рыбопитомнике , как оказалось, не возможно, но журналисты СМИ старались такие вопросы поднимать в газете «Индустриальная Караганда» . ( Нетрудно представить себе - кто из сотрудников рыбопитомника, кроме директора ! будет откровенно общаться с прессой?) Суть в том: все счета рыбопитомника зимой были «заморожены» из-за многозначительных долгов предприятия – вопрос стоял о закрытии. Оплачивать услуги водоканала им. Сатпаева для рыбопитомника очень уж проблематично, экономии заработной платы не сделаешь! Значит и денег в кошельках сотрудников будет значительно меньше, ну скажем тысяч на 40, кто же на это согласится.!( Хотя мы не против нормальных ставок для сотрудников рыбопитомника, работа у рыбаков и правда, нелёгкая. Это же не в офисе находиться весь день!) Сотрудников рыбопитомника отправили в вынужденные отпуска. Все ждали долгожданную весну, когда будет решён вопрос по продаже карпа, окуня, леща, густеры из прудов рыбопитомника, а что будет с речной рыбой до этого никому дела – нет. Не своё ведь, а природное: « Бизнес, батенька, бизнес!!!» Да и жители посёлка, которые получают воду из скважины, как-нибудь решат проблемы с поливом огородов и питьевой водой, в конце концов не в первый же раз! На территории есть котлован, который заполняется только талыми водами. В общем, далеко не по спонтанному решению руководства рыбопитомника: спасение утопающих – дело рук самих утопающих! Много лет кое как же справлялись с проблемой, а чем 2010 год должен быть лучше? Благо в магазинах всегда есть питьевая вода на продажу , хотите с газом, хотите без него.
Наверное, на время, но свои проблемы теперь уже, как частное предприятие рыбопитомник всё же решил, а дальше-то что!? Каждый год будет продолжаться уничтожение поголовья речной рыбы, изменение рельефа побережья и заболачивание без того солёной почвы?
Исследовательскую работу по-настоящему здесь никто не вёл никогда. Как же это необходимо сделать сейчас, пока такие разбойные мероприятия руководства рыбопитомника не уничтожили всю экосистему уникальной природной среды станции «Кокпекты». Недалеко, почти в полкилометра от наших домов находится старица, для тех кто не знает старица - замкнутая речная система, образованная на месте реки, с уникальной водой, т.е. с минеральными источниками подводных ключей. (Странно, но об этом знают только жители посёлка и многочисленные туристы, загрязняющие её берега. Охраны здесь тоже – нет!) За последние десять лет вода в старице сократилась вдвое. Недалеко огромное количество обрывов, впадин. Экологи знают почему такое происходит, если реки меняют своё русло, следовательно, меняется рельеф местности. Нетрудно представить, каким будет рельеф при таком отношении к природе через 20 лет.

Проблема нуждается в тщательном изучении, ведь получается, что наш закон , как «дышло…..» кому как выгодно, тот делает всё для своей выгоды. Не задумывается, этот с позволения сказать - человек, который варварски и грабительски относится к природе , что останется последующим поколениям. Уже уничтожено много растительных форм, например: в апреле подснежников мало, но кое где они всё же есть, только стебель у него сравнительно маленький. Методично уничтожается животный мир. Ни кем не контролируется ловля рыбы, охота на птиц и животных. Значит никаких ограничений нет, никто не следит за тем, какие снасти для этого используются.
Проблема представлена здесь только нашего посёлка, который считается окраиной города Караганды, расположен между Карагандой и Темиртау, а сколько таких проблем повсеместно в Казахстане. Считаю, что прежде всего надо обязать Министерство по экологии принять активные меры по защите и охране природы, т.е. не на бумаге. Найти средства для оплаты работы егерей, в том числе и в нашем случае, создать сеть заповедных зон. Может тогда удастся спасти то, что ещё имеем. Помогите обратить внимание на природоохранные мероприятия нашего поселка!

Цафт Альберт, 9 класс, «Общеобразовательная основная школа № 134», станции «Кокпекты», /бывш. «Солонички»/.( Для «Экообраза»).

Возможно, с учётом вышесказанного, руководители рыбного хозяйства не будут нарушать Закон «Экологический кодекс», принятый в 2006 году: проблема в том, что в апреле месяце сотрудники Карагандинского рыбопитомника перестанут перекрывать русло реки Кокпекты, когда речная рыба идёт на нерест, отправляя воду на свои пруды, где находится малёк-сиголеток. Пруды рыбопитомника в достаточной мере не очищаются, мальки не имеют достаточной силы для транспортировки в другие питомники, т.е. взаимообмена между рыбными хозяйствами – нет, следовательно, нет средств для дальнейшего содержания хозяйства. Может быть, через каких-то - 10-15 лет речная рыба в реках Кокпекты и Нуры вообще исчезнет, как это случилось на реке Солоничке, недалеко от Сортировки: не будет окуня, карпа, плотвы! Что останется потомкам? Поэтому коллектив учителей и учащихся «Основной общеобразовательной школы № 134 г. Караганды» активно принимает участие в экологических проектах, в надежде обратить внимание на проблему экосистем ст. Кокпекты.

Репортаж из серии «Журналистские расследования»: «Экологические проблемы речной системы ст. Кокпекты». Команда «ЭкоПатриот» «Общеобразовательной основной школы №134 г. Караганды».
Для тех, кто регулярно просматривает экологическую хронику хотелось бы заметить - в своих репортажах мы неоднократно пишем о проблемах Карагандинского рыбопитомника, который находится на территории станции Кокпекты (бывш. «Солонички»). Сегодня читатель узнает о том, какие новости данной организации нам удалось выяснить в входе нашего экологического рейда 8 июня.
Если ранее разбиралась функция руководства рыбопитомника в отношении перекрытия реки Кокпекты в весеннее время,т.е. в сезон нерестилища речной рыбы. То сейчас речь пойдёт о мальке-сиголетке в самой зоне рыбопитомника. Уже 20 с лишнем лет проблематично стоит вопрос об очищении прудов рыбопитомника. На эти мероприятия раньше выделялись немалые средства: специальными перегородками загораживались пруды, в воду добавлялись реактивы-очистители сферы водоёма, разводились для очищения воды диатомовые водоросли от вредных химических- соединений - т.д. и т.п. Сейчас в этом отношении вообще никакой работы не ведётся. Следовательно и результаты ошеломляющие: крупной рыбы на продажу нет даже в сезон ловли, а промысловой тем более, капиталовложений для нужд рыбопитомника - никаких, огромный рыбный замор и очень слабый малёк-сеголеток. Если в других рыбопитомниках Казахстана главная проблема – зарыбление прудов хорошей сильной молодью, то в Карагандинском: где бы найти средства на собственные нужды, зарплату офисным сотрудникам и рыбакам. Почему ответ очевиден – обмен мальком в других рыбопитомниках решает все проблемы рыбного хозяйства, процесс-то дорогостоящий, а здесь с учётом главной проблемы, связанной с заражённой средой прудовых хозяйств сеголеток ослабленный и длительных перевозок не выдерживает. В прошлом репортаже обращалось внимание на то, что были опечатаны счета Карагандинского рыбопитомника, ставился вопрос о его нерентабильности, но до конца это проблема так и не была решена. И сегодня опять продолжается хищническая политика рыбного хозяйства в отношении экосистемы станции Кокпекты (бывш. Солонички). Стоит посмотреть на фоторепортаж снятый в зоне перекрытия рыбхозом реки Кокпекты, изменения рельефа местности по всему периметру природной степной зоны посёлка, снижения уровня воды в реке, заболачивания местности с огромным процентом солеобразования.
Хотим обратить внимание на пристанище большого количества перелётных птиц. Если вовремя решить эти проблем, то ещё можно спасти уникальную экологически чистую природную среду.

Проведённая исследовательская деятельность показала чёткую картину о нарушении почвенного слоя при выветривании, поднятия грунтовых вод, что ведёт к перенасыщенному содержанию нитратов, вредных для почвы солей и щелочных металлов в огромном количестве. Пример: не так давно во всех средствах массовой информации прошёл материал об удивительных баранах, родившихся с тремя и четырьмя рогами. Хозяином удивительных животных стал житель ст. Кокпекты - Самат Насыров. Если подробно исследовать почвенный состав, степную растительность, то по анализу изменённого за десятилетия верхнего слоя грунта можно найти причину генетической мутации животных.
Изменение климатических условий региона пагубно сказываются на экологической обстановке ст. Кокпекты. Учитывая погодные условия зимнего периода, возникают сложности в работе всей системы водоснабжения посёлка, это тоже создаёт проблемы в доставке питьевой воды местному населению.
Рыбопитомник имеет значительную территорию, включающую пруды по периметру, примерно, 5-6 км.. Офис расположен в конце ст. Кокпекты, где проводится лабораторное изучение поголовья маточных рыб и зарыбление. Анализируя состояние воды в прудах можно сделать вывод о том, что качество не соответствует, ввиду, того, что в некоторых прудах по составу имеет питьевой характер, а это сильно влияет на количество рыбы и различные формы аномалии, ведь ухудшается состояние водоёма в целом, где имеются диатомовые водоросли – очистители сферы водоёма. Экологические проекты нацеливают на определённые выводы:
1) некоторые диатомовые водоросли представлены, как солоноватыми, так и пресноводными представителями, с переходными пресноводно-солоноватыми видами /среди экологических предпочтений можно выде

Источник: http://IV Международная научно-практическая конференция в КарГУ им.Е.А.Букетова, на факультете экспериментальной химии.

Категория: Экология | Добавил: tatyana_tsaft (2011-02-06) | Автор: Татьяна Цафт, Айман Калгужинова E
Просмотров: 1078 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-04-26, 12:28 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru