Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Экология

Прислушаемся к «дыханию города»
Экологическое воспитание учащихся
Татьяна Олеговна Попова,
заместитель директора по воспитательной работе СШ № 85 г. Алматы

В последнее время слово «экология» стало очень популярным. Наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Следует помнить, что экология - фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень большое значение.
К началу третьего тысячелетия сегодняшние мальчики и девочки станут взрослыми людьми. На их плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли.
Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции «природонакопительства», а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, вырабатывать в них психологическую готовность оберегать наши общие природные ценности везде и всегда.
Шестым чувством назвал К. Г. Паустовский чувство природы, добавив, что оно приходит на определённой ступени сознания, когда человек становится более умным, более тонким. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить вести себя в природе, обогащать их опытом принятия экологических решений. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения, как правила грамматики.
Для экологического воспитания детей важно максимально использовать воспитательные возможности природного окружения школы. Усиление контактов с природой особенно необходимо нашим детям-горожанам. И нельзя допускать, чтобы природа была только нейтральным фоном различных мероприятий. В разнообразных условиях общения с природой - на экскурсиях, прогулках, в походах и т.д. - нужно воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей: оставленному мусору, разорённым птичьим гнёздам, вырубке деревьев, ветвей, бесконтрольному сбору цветов и т.д. Педагогически целесообразно противопоставлять этим фактам позитивные действия: уход за растениями, расчистку ручейков, благоустройство остановок. Дети могут вывешивать листовки и плакаты с призывом к чистоте и порядку, беседовать с жителями об охране окружающей среды.
В процессе педагогически организованного общения детей с окружающей живой природой их знания по ботанике, зоологии, географии подкрепляются чувственно- наглядным опытом, закрепляются в сознании в морально-этических представлениях, связываются с жизненной практикой. Отсюда вытекает важная задача педагогов - тактично руководить, что приводит к взаимообогащению детей знаниями, эмоциями. Показателем эффективности экологического образования и воспитания являются не только знания, но и степень участия в улучшении природного окружения своей местности. Взрослые заостряют внимание детей на значении слов «беречь», «охранять», выясняют, что могут сделать ребята, осуществляя эту задачу.
Интерес детей к познанию природы может вызвать их общение с педагогом, который увлечён своим делом, личным примером вызывает у ребят стремление беречь и умножать богатства родной природы.
В подростковом возрасте человек самоопределяется. Он пробует себя в различных видах деятельности, хочет многому научиться, найти себя. Педагог помогает ему в этом.
Важным средством воспитания у подростков эмоционально-нравственного отношения к природе, любви к Родине, глубокой заинтересованности в защите и улучшении природной среды являются массовые мероприятия: встречи, выставки, викторины, которые проводятся в школе.
Формы подобной работы различны: выпуск «молний», плакатов природоохранного содержания, беседы старшеклассников с младшими школьниками, выступление агитбригад, беседы с жителями района.
Основная цель: воспитание у детей ответственного отношения к природе. Исходя из этой цели, представляется возможным выделить следующие задачи по экологическому воспитанию учащихся:
- массовый охват детей познавательной и общественно необходимой природоохранной деятельностью;
- привлечение родителей к экологическому воспитанию детей;
- обеспечение преемственности работы по охране природы - от старших к младшим школьникам;
- организация мероприятий по очистке территории в тесном взаимодействии с предприятиями, КСК, владельцами магазинов, кафе, салонов красоты, аптек и жильцами частного сектора;
- непрерывный процесс деятельности, который даёт простор инициативе, творчеству учащихся.
Важнейший принцип этой работы – ее организация на основе самостоятельности и инициативы ребят. Педагог, в свою очередь, обретает в лице детей прямых помощников в решении многих воспитательных задач.
В нашей школе разработан и действует комплексный экологический проект «НАШ ДОМ».
В начале учебного года планируется экологическая работа на учебный год. Идут выборы экологического поста по классам, школьного штаба экопатрулей.
Работа ведётся по следующим направлениям:
1. ПРЕСС-ЦЕНТР
- еженедельный выпуск информационных листовок
- выпуск общешкольной газеты
- освещение итогов на общешкольных линейках
- выпуск листовок для жителей района с призывом к порядку и чистоте
- организация конкурсов рисунков, плакатов, газет на экологическую тему.
2. ФЛОРИСТЫ
- озеленение класса, школы, пришкольного участка.
З. ЗОЖ
- пропаганда здорового образа жизни
- организация спортивных соревнований, конкурсов
4. ТИМУРОВЕЦ
- выявление и способы устранения стихийных свалок мусора
- беседы с жителями района на экологическую тему
- благотворительная акция «Спешите делать добро» - озеленение, уборка участков, побелка деревьев у ветеранов ВОВ, ветеранов трудового фронта, людей пожилого возраста.
Назначаются дети, ответственные за конкретные направления. Все итоги подводятся в штабе экопатруля.
В школе ведется журнал по проверке дежурства по школе, вывешивается экран чистоты по микроучастку, составляется список домов с грязными участками. Также имеются отчёты о результатах субботников и журнал отзывов жителей о работе экопатруля.
Формы и методы экологической работы у нас различны:
Конференции «Экология родного города», «Кризис Аральского моря». Классные часы «Охрана окружающей среды - обязанность каждого гражданина», «Природа и мы», «Давайте будем беречь природу», «Алматы- чистый город», «Экологическая тропа - чистый родник», «Исповедь земли». Конкурс стихов «Живи, земля!». Интеллектуальная игра «Экологическое ассорти». Беседы «Едем мы, друзья...», «Мы дети твои, природа!», «Окружающая среда и здоровье».
А также: защита научного проекта «Экология Турксибского района», акция «Давайте защищать птиц», внешкольное мероприятие «За чистую планету», посвященное Дню Земли, просмотр кинофильма «Экология Земли», конкурс рисунков «Мой дом - Казахстан», дискуссия «Все, кто рождён на нашей планете, все за тебя сейчас в ответе», выставка книг «Земля - наш дом», «Сохраним нашу землю», Заседания научного общества учащихся «Чем дышит Алматы?».
На наш взгляд, такая работа должна проводиться в каждом городе, районе, на каждой улице, в каждой школе, в каждом классе.
В ответ на свою работу мы получили более 130 письменных благодарностей от жителей!
Уже сейчас мы добились социального партнёрства учащихся, учителей и родителей, жителей микроучастка. Мы поняли: любое нужно проводить творчески, все проблемы необходимо вместе с родительской общественностью...

КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАШ ДОМ"
(общеобразовательная школа № 85)
НАША ШКОЛА
• Экологическая паспортизация школы
• Проект озеленения помещения школы
• Ландшафт-дизайн: благоустраиваем территорию школы
• Экошкола: рациональное использование ресурсов (воды, электроэнергии, тепла).
• Создание школьного информационно-статистического центра.
• Использование компьютерного моделирования при разработке дизайна классных помещений.
• Участие в межшкольной сети экологического мониторинга (разработка сайта школы в ИНТЕРНЕТЕ).

МЫ В НАШЕЙ ШКОЛЕ
• Окружающая среда как один из важнейших факторов здоровья школьника
• Влияние визуальной среды на здоровье человека
• Аудиоэкология: звуковая среда современного школьника
• Образ жизни школьника и здоровье: социологическое исследование.
• Рациональное питание - основа здоровья школьника. Изучение работы школьной столовой.
• Молодежная субкультура: круг интересов современного подростка (влияние молодёжной субкультуры на психическое и душевное здоровье)

МИКРОРАЙОН ШКОЛЫ
• Экологическое состояние территории, прилегающей к школе.
• Изучение видового разнообразия флоры и фауны микрорайона.
• Птицы в городе.
• Моё дерево.
• "Дыхание города" - изучение состояния воздушной среды микрорайона и возможные пути его улучшения
• Проект создания экологической тропы.
• Экологические проблемы микрорайона: изучаем общественное мнение.
• Ролевые и имитационные игры ("Районный бюджет", "Экологическое равновесие ")
• Организации, располагающие информацией об экологическом состоянии города: база данных.

Категория: Экология | Добавил: collegy (2007-08-21)
Просмотров: 3003 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 9:21 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru