Экологическое воспитание учащихся Татьяна Олеговна Попова, заместитель директора по воспитательной работе СШ № 85 г. Алматы В последнее время слово «экология» стало очень популярным. Наиболее часто его употребляют, говоря о неблагополучном состоянии окружающей нас природы. Большое значение экологии как науки по-настоящему стали понимать лишь недавно. Следует помнить, что экология - фундаментальная научная дисциплина, идеи которой имеют очень большое значение. К началу третьего тысячелетия сегодняшние мальчики и девочки станут взрослыми людьми. На их плечи ляжет величайшая ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции «природонакопительства», а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, вырабатывать в них психологическую готовность оберегать наши общие природные ценности везде и всегда. Шестым чувством назвал К. Г. Паустовский чувство природы, добавив, что оно приходит на определённой ступени сознания, когда человек становится более умным, более тонким. Чувство природы является основой экологического и эстетического сознания человека. Для этого детей необходимо не только просвещать, но и учить вести себя в природе, обогащать их опытом принятия экологических решений. Нормы поведения в природе должны быть усвоены каждым ребёнком, как таблица умножения, как правила грамматики. Для экологического воспитания детей важно максимально использовать воспитательные возможности природного окружения школы. Усиление контактов с природой особенно необходимо нашим детям-горожанам. И нельзя допускать, чтобы природа была только нейтральным фоном различных мероприятий. В разнообразных условиях общения с природой - на экскурсиях, прогулках, в походах и т.д. - нужно воспитывать у детей чувство непримиримости к фактам безответственного поведения людей: оставленному мусору, разорённым птичьим гнёздам, вырубке деревьев, ветвей, бесконтрольному сбору цветов и т.д. Педагогически целесообразно противопоставлять этим фактам позитивные действия: уход за растениями, расчистку ручейков, благоустройство остановок. Дети могут вывешивать листовки и плакаты с призывом к чистоте и порядку, беседовать с жителями об охране окружающей среды. В процессе педагогически организованного общения детей с окружающей живой природой их знания по ботанике, зоологии, географии подкрепляются чувственно- наглядным опытом, закрепляются в сознании в морально-этических представлениях, связываются с жизненной практикой. Отсюда вытекает важная задача педагогов - тактично руководить, что приводит к взаимообогащению детей знаниями, эмоциями. Показателем эффективности экологического образования и воспитания являются не только знания, но и степень участия в улучшении природного окружения своей местности. Взрослые заостряют внимание детей на значении слов «беречь», «охранять», выясняют, что могут сделать ребята, осуществляя эту задачу. Интерес детей к познанию природы может вызвать их общение с педагогом, который увлечён своим делом, личным примером вызывает у ребят стремление беречь и умножать богатства родной природы. В подростковом возрасте человек самоопределяется. Он пробует себя в различных видах деятельности, хочет многому научиться, найти себя. Педагог помогает ему в этом. Важным средством воспитания у подростков эмоционально-нравственного отношения к природе, любви к Родине, глубокой заинтересованности в защите и улучшении природной среды являются массовые мероприятия: встречи, выставки, викторины, которые проводятся в школе. Формы подобной работы различны: выпуск «молний», плакатов природоохранного содержания, беседы старшеклассников с младшими школьниками, выступление агитбригад, беседы с жителями района. Основная цель: воспитание у детей ответственного отношения к природе. Исходя из этой цели, представляется возможным выделить следующие задачи по экологическому воспитанию учащихся: - массовый охват детей познавательной и общественно необходимой природоохранной деятельностью; - привлечение родителей к экологическому воспитанию детей; - обеспечение преемственности работы по охране природы - от старших к младшим школьникам; - организация мероприятий по очистке территории в тесном взаимодействии с предприятиями, КСК, владельцами магазинов, кафе, салонов красоты, аптек и жильцами частного сектора; - непрерывный процесс деятельности, который даёт простор инициативе, творчеству учащихся. Важнейший принцип этой работы – ее организация на основе самостоятельности и инициативы ребят. Педагог, в свою очередь, обретает в лице детей прямых помощников в решении многих воспитательных задач. В нашей школе разработан и действует комплексный экологический проект «НАШ ДОМ». В начале учебного года планируется экологическая работа на учебный год. Идут выборы экологического поста по классам, школьного штаба экопатрулей. Работа ведётся по следующим направлениям: 1. ПРЕСС-ЦЕНТР - еженедельный выпуск информационных листовок - выпуск общешкольной газеты - освещение итогов на общешкольных линейках - выпуск листовок для жителей района с призывом к порядку и чистоте - организация конкурсов рисунков, плакатов, газет на экологическую тему. 2. ФЛОРИСТЫ - озеленение класса, школы, пришкольного участка. З. ЗОЖ - пропаганда здорового образа жизни - организация спортивных соревнований, конкурсов 4. ТИМУРОВЕЦ - выявление и способы устранения стихийных свалок мусора - беседы с жителями района на экологическую тему - благотворительная акция «Спешите делать добро» - озеленение, уборка участков, побелка деревьев у ветеранов ВОВ, ветеранов трудового фронта, людей пожилого возраста. Назначаются дети, ответственные за конкретные направления. Все итоги подводятся в штабе экопатруля. В школе ведется журнал по проверке дежурства по школе, вывешивается экран чистоты по микроучастку, составляется список домов с грязными участками. Также имеются отчёты о результатах субботников и журнал отзывов жителей о работе экопатруля. Формы и методы экологической работы у нас различны: Конференции «Экология родного города», «Кризис Аральского моря». Классные часы «Охрана окружающей среды - обязанность каждого гражданина», «Природа и мы», «Давайте будем беречь природу», «Алматы- чистый город», «Экологическая тропа - чистый родник», «Исповедь земли». Конкурс стихов «Живи, земля!». Интеллектуальная игра «Экологическое ассорти». Беседы «Едем мы, друзья...», «Мы дети твои, природа!», «Окружающая среда и здоровье». А также: защита научного проекта «Экология Турксибского района», акция «Давайте защищать птиц», внешкольное мероприятие «За чистую планету», посвященное Дню Земли, просмотр кинофильма «Экология Земли», конкурс рисунков «Мой дом - Казахстан», дискуссия «Все, кто рождён на нашей планете, все за тебя сейчас в ответе», выставка книг «Земля - наш дом», «Сохраним нашу землю», Заседания научного общества учащихся «Чем дышит Алматы?». На наш взгляд, такая работа должна проводиться в каждом городе, районе, на каждой улице, в каждой школе, в каждом классе. В ответ на свою работу мы получили более 130 письменных благодарностей от жителей! Уже сейчас мы добились социального партнёрства учащихся, учителей и родителей, жителей микроучастка. Мы поняли: любое нужно проводить творчески, все проблемы необходимо вместе с родительской общественностью... КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "НАШ ДОМ" (общеобразовательная школа № 85) НАША ШКОЛА • Экологическая паспортизация школы • Проект озеленения помещения школы • Ландшафт-дизайн: благоустраиваем территорию школы • Экошкола: рациональное использование ресурсов (воды, электроэнергии, тепла). • Создание школьного информационно-статистического центра. • Использование компьютерного моделирования при разработке дизайна классных помещений. • Участие в межшкольной сети экологического мониторинга (разработка сайта школы в ИНТЕРНЕТЕ). МЫ В НАШЕЙ ШКОЛЕ • Окружающая среда как один из важнейших факторов здоровья школьника • Влияние визуальной среды на здоровье человека • Аудиоэкология: звуковая среда современного школьника • Образ жизни школьника и здоровье: социологическое исследование. • Рациональное питание - основа здоровья школьника. Изучение работы школьной столовой. • Молодежная субкультура: круг интересов современного подростка (влияние молодёжной субкультуры на психическое и душевное здоровье) МИКРОРАЙОН ШКОЛЫ • Экологическое состояние территории, прилегающей к школе. • Изучение видового разнообразия флоры и фауны микрорайона. • Птицы в городе. • Моё дерево. • "Дыхание города" - изучение состояния воздушной среды микрорайона и возможные пути его улучшения • Проект создания экологической тропы. • Экологические проблемы микрорайона: изучаем общественное мнение. • Ролевые и имитационные игры ("Районный бюджет", "Экологическое равновесие ") • Организации, располагающие информацией об экологическом состоянии города: база данных.
|