Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Роль коррекционно-развивающих занятий в интеллектуальном развитии детей 5-7 лет.
«Роль коррекционно-развивающих занятий
в интеллектуальном развитии детей 5-7 лет»
Ким Н.Н. воспитатель класса предшкольной подготовки, специалист высшего уровня квалификации высшей категории г. Караганда СОШ №52 имени академика Е.А.Букетова
Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. С каждым годом усложняются требования обучения, программа варьируется в разных учебных заведениях. У детей, поступающих в первый класс, с каждым годом все больше обнаруживаются отклонения в состоянии здоровья, нервно-психическом и функциональном развитии. Помимо профессиональной помощи психолога, в работе с детьми необходима ежедневная систематическая коррекцинно-развивающая деятельность, в которой будут объединены несколько задач по подготовке детей к школе:
1. Формирование познавательной активности учебной мотивации.
2. Коррекция и развитие комплекса показателей функционального развития: организации внимания, логического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие тонких движений руки и зрительно-моторной интеграции.
3. Профилактика и коррекция нарушения, зрения, осанки и физического самочувствия детей.
Учитывая психофизиологические особенности детей 5-7 лет для вариативной части календарного плана в течении учебного года был разработан цикл занятий, которые помимо интеллектуально- развивающих игр и заданий включают в себя физические и кинезиологические упражнения, пальчиковую гимнастику, что позволяет сделать работу детей насыщенной и менее утомительной, т.к. известно, что без движения ребёнок не обучается. Физические упражнения являются условием и средством не только физического развития, но и интеллектуального способствует развитию способностей и жизненной активности. Главное, о чем нужно помнить при разработке и проведении занятий, что игра является условием и средством обучения детей дошкольного возраста. Ёще 2,5 тысячи лет назад Сократ говорил, что никакие знания не следует преподавать детям насильственно.
«Преподавай, милейший, детям науки посредством игры, тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен». А использование наглядного материала, предназначенного для фронтальной и индивидуальной работы детей, позволит добиться высокой эффективности занятий. О значении наглядности в обучении малышей хорошо сказал К.Д. Ушинский: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Большое значение в данном курсе занятии отводится развитию памяти, речи, мышления, приемам произвольного запоминания, также развитию ориентировки и мелкой моторики руки.
В структуру развивающих занятий входят:
1. Игры и упражнения, способствующие выработке эмпирических и теоретических знаний, смыслового сознания.
2. Дыхательно – координационные упражнения (направлены на активизацию работы мозга, снятие мышечного напряжения).
3. Графические диктанты (развитие умения действовать по правилу и самостоятельно по заданию педагога)
4. Пальчиковая гимнастика (развитие психических функций; подвижность и гибкость кистей рук)
5. Симметричные рисунки (активизация межполушарного взаимодействия)
6. Упражнения для профилактики нарушения зрения и снятия зрительного переутомления.
Данные занятия проводятся один раз в неделю в рамках календарно тематического плана. С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объем материала, предлагаемого для запоминания и восприятия, сложнее становится графический диктант и симметричные рисунки, увеличивается темп выполнения заданий.
Исследовательская цель выполнения такого рода занятий заключается в том, чтобы проанализировать степень эффективности этих развивающих занятий по определенным параметрам готовности детей к школе. Экспериментальная работа рассчитана на два года, к концу учебного года по результатам контрольных срезов определить уровень произвольности, памяти, внимания, зрительно-моторных координаций, графических навыков, логического мышления.
Предлагаю план одного из коррекционально- развивающих занятий:
1. Игра «Пары фигурок» (на развитие зрительной опосредованной памяти). Детям раздать бланки с 10 парами изображений и объяснить, что фигурки нарисованы парами. Каждая фигура имеет свой знак. Например, домик – треугольник. Причём, каждая фигура и ее знак связаны так, что знак всегда составляет часть фигурки (треугольник – это крыша домика)

Детям предложить посмотреть на эти фигурки внимательно и запомнить все пары фигурок. Через две минуты детям предъявляется второй бланк, на котором изображён только один ряд фигурок. Дети воспроизводят соответствующие знаки.
2. Упражнение «Пиктограммы» (на развитие ассоциативной памяти). Сделать рисунки к словам, которые предстоит запомнить: чашка, ребенок, окно, пальто, яблоко, машина, игра.
3. Упражнения на развитие речи, мышления, воображения
- Отгадать загадку: Кто это?

«Пусть я слишком длинноух,
Но зато и слух за двух.
Дашь капусты я грызун,
Погрозишься я бегун» (Заяц)
- Какими словами можно рассказать про зайца? (хитрый, белый, серый, пушистый, шустрый, умный, быстрый, трусливый, осторожный, всех боится, зимой белый, а летом серый, скачет ловко, бегает быстро, прыгает, запутывает следы, ест морковку и капусту ит.д.)
4. Игра «Снеговики» (на развитие внимания и наблюдательности). Педагог обращает внимание детей на демонстрационный материал и читает:

«Вот зайчишка у реки встал на задних лапках.
Перед ним снеговики с метлами и в шапках.
Заяц смотрит, он притих, лишь морковку гложет,
Но что разного у них – он понять не может».
Помогите, ребята, зайчику понять, что разного у этих снеговиков.
5. Дыхательное упражнение «Певец».
Глубокий вдох, руки медленно поднимаются через стороны вверх. Задержка дыхания на вдохе. Выдох с открытым сильным звуком А-А-А. Руки медленно отпускаем. Вдох. Руки поднимаются до уровня плеч через стороны. Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком О-О-О, обняв себя за плечи, опустив голову на грудь. Медленный глубокий вдох, руки при этом поднять до уровня груди Задержка дыхания. Медленный выдох с сильным звуком У-У-У. Руки при это опускаются в низ, голова на грудь.
6. Упражнение на развитие сенсомоторики.
Нарисовать в тетради обеими руками одновременно два снеговика
7. Пальчиковая гимнастика «Зайчик». Локтем опереться на стол, указательный и средний палец развести в стороны, а остальные сжать в кулачок. «Зайка серый скачет ловко, в лапке у него морковка»
Развитием умственных способностей детей нужно заниматься также регулярно, как, например, чисткой зубов или принятием пищи, а занятия проводить в увлекательной форме с использованием наглядного материала. Результаты таких занятий не заставят вас долго ждать, о чем свидетельствуют результаты 2008-2009 учебного года и I полугодия 2009-2010 учебного года.


Литература:
1. Т.С.Идилова «Логика» (для детей 5-7 лет) Алматы-кітап, 2009 год.
2. С.Л.Илюсизова «Педагог и ребенок» Алма-Ата. Мектеп, 1989 год.
3. Л.Ф.Тихомирова «Логика для дошкольников» Ярославль, Академия Развития, 2002 год
Категория: Дошколенок | Добавил: Альвина (2010-02-07) | Автор: Ким Наталья Николаевна E
Просмотров: 4240 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-03, 5:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru