Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Знакомство с буквой «А, а».
Г.Петропавловск
гккп я/с Айголек
Воспитатель: Шерстюк Е. В.

Технологическая карта
организованной учебной деятельности.

Подготовительная к школе группа.

Образовательная область: Комуникация, познание, социум.

Раздел: Обучение грамоте.

Тема: Знакомство с буквой «А, а».

Цель: Формирование способов деятельности, адекватно поставленной цели.

Задачи:
Обучающая:
Познакомить с заглавной печатной буквой «А» и маленькой печатной буквой «а».
Закрепить:
- способы деятельности при проведении звукового анализа слова
- составление схем по предложениям
- правило о взаимосвязи слов в предложении
- умение различать твердые и мягкие согласные звуки


Развивающая:
Развивать у детей: - внимание
- фонематический слух
- память
- речь

Воспитывающая:
Воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу, чувство ответственности за товарища, воспитывать самостоятельность.

Демонстрационный материал: алфавит, фишки( 3- зеленых, 3- синих, 3- красных 1- черная), шуточный рисунок буквы «А, а» , мел, схема проведения звукового анализа.

Раздаточный материал: Разрезные кассы букв каждому ребенку с набором фишек (3- зеленых, 3- синих, 3- красных 1- черная), мячи: синий, зеленый и красный.

Ход занятия:

этапы Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно-побудительный
Заинтересовываю:
_ Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков. Но сегодня нас ждет еще одна очень важная, интересная и занимательная страна - страна Букв. Прежде, чем туда отправиться, давайте вспомним, что мы знаем о городе Звуков. Сколько же улиц в этом городе? Интересно, как они называются?
На одной улице живут……
На другой улице живут….
А у согласных звуков есть свой секрет. Какой?
И еще я знаю, что у каждого звука есть свой знак. Давайте вспомним, какие звуки обозначаются красными, синими и зелеными фишками.
Поиграем в игру?
(Показываю детям мячики трех цветов: красный, синий и зеленый).
Задаю вопрос:
Что вам напоминают эти мячи?
Молодцы! Я буду кидать фишку - мяч, а вы будете ловить и называть звук, который она обозначает.
Играем в игру.

Хвалю детей.
- Молодцы! О стране Звуков вы многое знаете. А сейчас давайте познакомимся с жителями страны Букв, которые очень дружат с жителями страны Звуков.
Задаю вопрос:
- Как вы думаете, кто живет в стране Букв?
- Для чего нужны буквы?
- Если буквы мы видим и читаем, то звуки…… помогайте

Заинтересовываю:
-Сегодня мы познакомимся более подробно с еще одной буквой.
-Хотите узнать новую букву?

Даю установку:
-Будьте очень внимательны, не пропустите самого интересного.

Проверяю готовность детей к восприятию.

Вспоминают и отвечают на вопросы.

В городе Звуков две улицы.

Гласные звуки.
Согласные звуки.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Соглашаются.

Мячи напоминают фишки.

Дети внимательно следят за тем, кому кидается мяч. Ловят и называют соответствующий звук.

В стране Букв живут буквы.
Буквы нужны, чтобы читать.
Звуки мы слышим и произносим.

Заинтересовываются.

Смотрят на воспитателя, слушают.
оисковый Предлагаю пройти к доске.
-Что написано на доске?
АЛЛА РАКЕТА МАМА
МАШИНА РАМА ЛАМПА
Посмотрите внимательно и назовите букву, которая встречается в каждом слове два раза. Какая это буква?
-Кто соединит все буквы А между собой? А в середине давайте напишем букву, которую только что соединили наши ребята.

Буква А – тема нашего занятия.

Предлагаю детям занять свои рабочие места.
-Прочитайте первое слово в первой строчке. Какое это слово?
Задаю вопрос:

- Что означает слово Алла?
-Слово у нас есть, как вы думаете, чем мы сейчас займемся?
Предлагаю работу над звуковым анализом слова.

- Перед тем как приступить к звуковому анализу, давайте вспомним нашу схему. Отвечать будем по цепочке.

- Итак, порядок проведения звукового анализа мы повторили. Вернемся к нашему слову.
Задаю вопросы:

- Назовите слово.
-Сколько звуков в слове Алла, как узнать?

-Обозначьте количество звуков в слове Алла.
- Что делаем дальше?

- Какой по счету звук мы будем сейчас выделять?
Ааааалла. Кто услышал имя первого звука? Что вы можете рассказать о звуке А?

-Иди, Маша, обозначь первый звук фишкой.

Предлагаю работу над звуковым анализом слова.
Задаю вопросы:
- Из скольки слов состоит это предложение?

- Назовите первое (последнее) слово этого
предложения.

Предлагаю одному ребенку составить схему предложения у доски.

Я составляю схему этого предложения с ошибкой и предлагаю детям определить, чья схема верна.
Я составила схему так, а Дима по- другому. Кто прав?

Предлагаю выполнить еще одно задание.
Показываю схему слова. Это слово- первый. Какое это слово? (Спрашиваю трех- четырех детей.)

Предлагаю вставить это слово в данное предложение.
Выбираем правильный вариант и подводим итог, что все слова в предложении имеют свое место и связаны между собой по смыслу.

Предлагаю детям занять свои рабочие места.

- Игра на внимание и ловкость «Поймай звук».
Бросаю детям «звуки» слова «лимон» по порядку.

На доске написаны слова.

Это буква А.
Один ребенок соединяет буквы, а остальные проверяют.

Рассаживаются на места.

Слово АЛЛА.

Думают и отвечают на вопрос:
Это женское имя.
Мы будем делать звуковой анализ слова.

По очереди рассказывают порядок проведения звукового анализа слова.


Алла.
4 звука. Мы знаем правило, сколько домиков, столько и звуков.
Обозначают.
Выделяем голосом каждый звук.
Первый.
Первый звук – А. Он гласный. Его можно пропеть, ротянуть, при его произношении во рту не встречаются препятствия.Обозначается фишкой красного цвета.
Все обозначают на местах, один у доски.

-Мы прочитали текст.
-Текст состоит из предложений.
-Выпадет скоро снег.

Считают количество слов в предложении. Это предложение состоит из трех слов.
Первое слово этого предложения – выпадет.

Вызванный ребенок составляет схему, остальные проверяют.
Внимательно смотрят, думают, вспоминают правила, находят ошибку.

Дети произносят и запоминают новое слово. Это слово первый.

Думают и предлагают свои варианты.
Дети повторяют правило хором и индивидуально. (3-4 ребенка)

Рассаживаются за парты.

Ловят звуки, проговаривают в чашечку, запоминают и обозначают фишкой.

Рефлексивно-корригирующий
-Выделяем голосом следующий звук.
Аллллла. Кто услышал имя второго звука? Расскажите, что вы знаете об этом звуке.

- Обозначьте этот звук на схеме.
-Ребята, в слове Алла два звука Л, они стоят рядом. Послушайте еще раз: Алллла. Поэтому надо поставить две фишки.
- Имя последнего звука определите самостоятельно и
Обозначьте его на схеме.
- Алина, работай у доски. У кого есть вопросы к Алине?
- Все ли мы выполнили?

- На какой звук падает ударение? Как вы определили?
Может ли ударение падать на согласные звуки?

- Назовите гласные звуки в слове Алла.
- Как вы думаете, какой буквой можно обозначить звук А?
- Где живет буква «А»?

- Назовите точный адрес буквы «А»?

Знакомлю детей с заглавной печатной буквой «А», маленькой печатной буквой «а».

- Посмотрите – это заглавная печатная буква А. Ее напечатали, поэтому она печатная. А это маленькая печатная буква а. Похожи ли эти буквы между собой?

Показываю поочередно заглавную или маленькую буквы каждому ребенку.
-Буквы здороваются с детьми на трех языках.
-Привет Эдуард! и т.д.

-Скажите, из скольки элементов состоит заглавная букваА.

Провожу работу по знакомству с новой буквой.

- Из скольки элементов состоит буква «И»?

- Почему произносим одинаково, а букв две?

- Чем похожи буквы, чем отличаются?

- Какую по размеру букву вставим в слово «лимон»? Почему вы так думаете?

Предлагаю найти и заменить звук «И» буквой «И».

-Ребята, посмотрите внимательно, после какого звука пишется буква «И»?

Знакомлю детей с правилом написания буквы «И».

Предлагаю убрать фишки.

- Уберите на место фишки, обозначающие твердые согласные звуки, фишки какого цвета вы убрали?

искра.

Второй звук- Л. Это согласный твердый звук. Обозначается фишкой синего цвета.
Обозначают.

Ставят фишку синего цвета.

Определяют и обозначают.

Дети задают свои вопросы.

Нет. Нужно разделить на слоги и поставить ударение. В слове Алла два звука. Мы знаем правило, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Ударение падает на первый звук А. Чтобы узнать, надо позвать слово, какой звук тянется дольше, на тот звук и падает ударение.

Первый и последний звук А.
Буквой А.

-Буква «А» живет в алфавите.
Буква «А» живет в алфавите, в самой первой квартире, на самом верхнем этаже. Сосед справа буква Б.

Слушают и смотрят.

Буквы различаются по написанию и по размеру.

Привет, заглавная печатная буква А.

Из двух наклонных и одной прямой.

Дети здороваются с буквой и называют её (индивидуальная работа)
Смотрят на схему и отвечают на вопрос
Произносят правило хором, группами, индивидуально.
Убирают фишки в разную азбуку
Выполняют движения в соответствии с текстом.
Вспоминают и называют слова по цепочке



-Открою вам секрет. Запомните: ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ ПИШУТСЯ ТОЛЬКО В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ И В НАЧАЛЕ СЛОВ, ОЗНАЧАЮЩИХ ИМЕНА.

-Какое слово мы напишем с заглавной буквы?
-Можно ли заглавную букву написать в середине слова, в конце слова, почему?
Показываю шуточную картинку буквы «А», читаю стихотворение.
Буква А, буква А – алфавиту голова.
Знает Вова, знает Света, - А похожа на ракету.

А сейчас давайте вернемся к нашему слову и заменим все гласные звуки в этом слове на буквы.
Как вы думаете, какую букву мы куда поставим?

-Давайте прочитаем, что у нас получилось.
-Посмотрите внимательно на доску и скажите, после какого звука стоит буква а.

-Запомните еще одно правило: БУКВА А ВСЕГДА ПИШЕТСЯ ТОЛЬКО ПОСЛЕ СОГЛАСНЫХ ТВЕРДЫХ ЗВУКОВ.
После каких звуков пишется буква А?

Провожу работу по закреплению этого правила.
-Давайте обозначим это схематично. После какой фишки мы напишем букву А?

-Ну а теперь давайте уберем фишки и буквы в свои домики.
-Уберите фишки, обозначающие звук «Л».

-Положите в алфавит букву, с которой мы сегодня познакомились. Какую букву вы положите?
-Какие фишки у вас остались? Уберите и их.
Предлагаю выйти из-за столов и отдохнуть
Давайте немного отдохнем и поиграем в игру НАОБОРОТ.

-Я руки опущу, а вы?
- У меня руки вперед, а у вас?
- Я покажу худого, а вы?
-Я стою на двух, ногах, а вы?

- Черное-
-Зима –
- Далеко
-Ночь-
- Я стою неподвижно, а вы? Подвигайтесь!
Отдохнули, теперь продолжим нашу работу.
Даю установку:
Давайте немножко почитаем.
Лес осенью.
Наступила осень. Березки стоят желтые. Осины стоят красные. Остались зелеными только елки да сосны.
Работаем по тексту.
-Как называется текст?
-Сколько предложений в тексте?
-Найдите и прочитайте предложение, которое состоит из двух слов.
-Прочитайте слова, в которых встречается буква А.
- Найдите и прочитайте слово, в котором буква А встречается два раза.
На этом наше занятие заканчивается. С какой буквой мы сегодня познакомились?

Предлагаю подвести итог занятия (рефлексия).
-На бумаге нарисован цветок. Тот, кому все понравилось и кто все понял украшают цветок фишкой зеленого цвета. Тот, кому занятие понравилось, но что- то осталось непонятным украшают цветок желтыми фишками. А кто ничего не понял, ставит фишку красного цвета.
На этом занятие окончено.

Дети должны:

Уметь: Проводить звуковой анализ слов, составлять предложения по заданным схемам.

Знать: Правила: о взаимосвязи слов в предложении, о написание заглавных букв.

Иметь: Навыки определения гласных, согласных твердых звуков и согласных мягких звуков.


Запоминают правило. Повторяют по очереди, хором, индивидуально и проговаривая в ЧАШЕЧКУ.
Нельзя, мы знаем правило.
Смотрят и слушают.

Ставят буквы: Аа.

Заглавную букву А поставим в начале слова, в конце – маленькую. Мы знаем правило.
Читают. Алла- в разном темпе.
После согласного твердого звука.

Буква А пишется после согласных твердых звуков.

Букву А напишем после фишки синего цвета.

Убирают фишки синего цвета.

Букву «А».

Убирают.

Выполняют движения наоборот.

Поднимем.
Назад.
Толстого.
На одной.

Белое.
Лето.
Близко.
День.
Кто прыгает, кто танцует.

Читают по цепочке.

Лес осенью.
В тексте 4 предложения.
Наступила осень.
Наступила, красные, остались.
Наступила.

Мы познакомились с буквой А.
Категория: Дошколенок | Добавил: роля (2015-01-21) | Автор: Шерстюк Елена Валерьевна E
Просмотров: 672 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Воскресенье, 2016-12-04, 9:23 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [694]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [246]
Английский язык [767]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [373]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1761]
Краеведение [92]
Начальная школа [3901]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [350]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [279]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru