Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Организация поликультурного образования детей дошкольного возраста на основе активных методик и программ воспитания и обучения. Спицына Т.И. – методист КГУ «КДСШ «Таңшолпан», г.Абай В условиях перехода на новую модель образования и усиления роли воспитания в образовательном процессе правомерно рассмотреть вопрос о переориентации содержания воспитания. Сегодня целесообразно определить такие характерные составляющие воспитания, как вовлечение детей в разнообразную творческую деятельность, в ходе которой осуществляется воспитание и развитие личности: познавательная, ценностно-ориентировочная, художественная, свободное общение и пр. Содержание воспитания призвано обеспечить становление личности человека на основе усвоения системы гуманистических ценностей, развития всех ее сущностных сфер. Функционирование КГУ «Комплекс детский сад-школа «Таңшолпан» определяется приоритетной сегодня областью социокультурного проектирования, где реально задаются индивидуальные процессы, создается альтернатива социальной среде и образу жизни, а также условия, максимально учитывающие интересы детей и запросы родителей. В проектной ситуации совпали заказ на реализацию интегративного подхода и потребность педагогов в концептуальном, системном, целостном решении педагогических задач на основе принципов внутреннего единства и целесообразности взаимодействия предметных областей образовательного процесса. Концептуальная идея комплекса: создание наиболее благоприятных условий для поликультурного развития личности ребенка в развивающем воспитательно-образовательном пространстве на основе единства требований, условий и подходов. Личность ученика начинает формироваться не в школе, а в детском саду, где в полной мере возможно обеспечить воспитание и формирование у ребенка дошкольного возраста качеств, необходимых для развития его способностей, творческого потенциала и успешной социализации в школьном сообществе. В силу этого детский сад не только обучает, но и воспитывает, позитивно влияет на процесс личностного развития ребенка. В условиях разновозрастного общения реализуется возможность осуществления индивидуализированного ритма развития с помощью естественного взаимовлияния старших и младших детей. Совместная деятельность является условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка — его доброго, гуманного отношения к сверстнику как к себе самому. Смена позиций в процессе совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от актуальной ситуации. Старшие дети, обладающие достаточным интеллектуальным потенциалом и коммуникативной культурой, при полной заинтересованности и поддержке родителей, способствуют формированию в детской среде атмосферы престижности знаний и задают образцы поведения младшим. Программным обеспечением реализации проблемы поликультурного развития стала воспитательная система комплекса Малая академия дошкольника, включающая в себя основные направления поликультурного воспитания детей дошкольного возраста. Содержательным компонентом программы являются следующие модули: • Модуль «Мой Казахстан» (гражданственность и правовая культура) нацелен на формирование гуманной личности на основе ценностных ориентиров по гражданской и правовой культуре, пробуждение у детей патриотических чувств, любви к Родине, стремление к миру; воспитание казахстанского патриотизма и гражданственности. • Модуль «Секреты здоровья» (культура здорового образа жизни) ставит своей целью формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и его укрепление путем внедрения здоровьесберегающих технологий. • Модуль «Мир вокруг нас» (интеллектуальная культура) нацелен на формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно-важных проблем. • Модуль «Знатоки Казахстана» (патриотическое воспитание и интеллектуальная культура) ставит своей целью воспитание культуры познания, формирование способов интеллектуальной деятельности ребенка через приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям. • Модуль «Друзья природы» (экологическая культура) нацелен на формирование начал экологического сознания, основанного на природоохранном отношении детей к природе; воспитание социально-адаптивной личности, способной к позитивному отношению к окружающей природе. • Модуль «Познай себя» (нравственно-духовная культура) ставит своей целью формирование начал нравственно-духовного сознания, начал самосознания личности, развитие компетентности ребенка в сфере отношений к миру, к людям, к себе. • Модуль «Школа вежливости» (нравственно-этическая культура) нацелен на формирование ценностных, нравственных ориентаций дошкольника, способного к позитивному поведению в социуме. • Модуль «Литературная гостиная» (коммуникативная культура) ставит своей целью воспитание полиязычной личности дошкольника, освоившего базовые ценности родного языка, готового к социокультурному взаимодействию. • Модуль «Азбука безопасного поведения» (культура безопасного поведения) нацелен на освоение навыков безопасного поведения в социуме: дома, на природе и в общественных местах, формирование здоровьесберегающих компетентностей дошкольников. • Модуль «Звездный серпантин» (культура творчества) ставит своей целью развитие творческих компетентностей детей посредством включения их в различные формы коллективной творческой деятельности со взрослыми и сверстниками, развитие инициативности, творческой активности и самовыражения. Программа фокусирует в центр всего процесса воспитания и обучения проектирование образовательной среды с учетом индивидуальной траектории развития ребенка и степени его готовности. Программа фокусирует в центр всего процесса воспитания и обучения проектирование образовательной среды с учетом индивидуальной траектории развития ребенка и степени его готовности. Содержание Программы реализуется в условиях личностно-ориентированного взаимодействия, заключающегося в последовательном отношении педагога к воспитаннику как к личности, как к субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия. Образовательная траектория регламентирует сохранение единого образовательного пространства на основе уважения детской индивидуальности, учета готовности к освоению предъявляемых требований, исключения принуждения и насилия по достижению поставленных целей. | |
Просмотров: 711 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|