Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Реализация программы преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях комплекса детский сад-школа
Реализация программы преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях комплекса детский сад-школа как механизм управления качеством образования

Спицына Т.И. – методист высшей категории КГУ «КДСШ «Таңшолпан»,
г.Абай

Комплекс «детский сад – школа «Таңшолпан» - это многоуровневая развивающая, образовательная система, охватывающая ступени дошкольного и младшего школьного звена, где обеспечивается стабильно высокий уровень развития ключевых компетенций воспитанников и учащихся, реализуется профессиональный творческий потенциал педагогов.
Функционирование комплекса определяется приоритетной сегодня областью социокультурного проектирования, где реально задаются индивидуальные процессы, создается альтернатива социальной среде и образу жизни, а также условия, максимально учитывающие интересы детей и запросы родителей.
В проектной ситуации совпали заказ на реализацию интегративного подхода и потребность педагогов в концептуальном, системном, целостном решении педагогических задач на основе принципов внутреннего единства и целесообразности взаимодействия предметных областей образовательного процесса.
Концептуальная идея комплекса: создание наиболее благоприятных условий для поликультурного развития личности ребенка в развивающем воспитательно-образовательном пространстве на основе единства требований, условий и подходов. В условиях разновозрастного общения реализуется возможность осуществления индивидуализированного ритма развития с помощью естественного взаимовлияния старших и младших детей.
Совместная деятельность является условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка — его доброго, гуманного отношения к сверстнику как к себе самому. Смена позиций в процессе совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от актуальной ситуации.
Старшие дети, обладающие достаточным интеллектуальным потенциалом и коммуникативной культурой, при полной заинтересованности и поддержке родителей, способствуют формированию в детской среде атмосферы престижности знаний и задают образцы поведения младшим.
Для реализации концептуальной идеи творческой группой педагогов разработана Программа по преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях КГУ «Комплекс детский сад-школа «Таңшолпан». Программа обеспечивает:
- преемственность между дошкольным и начальным школьным звеном образования;
- развитие у детей базиса личностной культуры, основанной на национальных и общечеловеческих ценностях;
- развитие у детей коммуникативных способностей и навыков партнёрского взаимодействия в условиях разновозрастного многонационального детского коллектива;
- предоставление каждому ребёнку возможностей максимальной самореализации.
Преемственность между дошкольным звеном комплекса и начальной школой осуществляется на уровнях: содержания образования методов, приемов, организационных форм воспитательно-образовательной работы. Компоненты преемственности:
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности дошкольника и младшего школьника в процессе воспитания и обучения. Приоритет положительных эмоций, построение образовательного процесса на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих видов деятельности смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Познание», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения с целью создания условий для их социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания. [3, c. 1]
Система преемственности осуществляется по трем направлениям: организационно-методическое обеспечение, работа с детьми, работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение осуществляется через:
• Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
• Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами учебно-воспитательной работы в комплексе.
• Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
• Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
• Научно-методические семинары, консультации и круглые столы.
• Взаимопосещения уроков, занятий и творческих мероприятий в дошкольных группах и в начальной школе.
• Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов работы в практике учителей и воспитателей. [3, c. 4]
Идея преемственности в условиях разновозрастного общения и дополнительного образования реализуется в рамках:
• совместной творческой деятельности «Звездный серпантин»,
• театрального кружка «Зазеркалье»,
• вокальной студии «Звездное рандеву»,
• танцевальной студии «В ритме танца»,
• изостудии «Арт-студия-дизайн»,
• библиотечных уроков и занятий «Детство с книгой»,
• спортивно-оздоровительного кружка «Сильным, смелым вырастай». [3, c. 4]
Система взаимодействия педагогов и семьи включает совместное проведение родительских собраний, дней открытых дверей, посещение уроков и занятий, привлечение родителей к организации совместных мероприятий.
Программа преемственности позволяет добиться успешного обучения учащихся в начальном звене. Качество знаний стабильно составляет 100%. По результатам внешней оценки учебных достижений комплекс входит в число100 лучших школ Казахстана.
В результате творческого союза с комплексом «детский сад-школа «Таншолпан» на протяжении 10 лет выпускники комплекса продолжают обучение в основном звене школы-гимназии №10. Учащиеся 5-го класса демонстрируют высокую степень адаптации к обучению, при этом не снижают уровень успеваемости. В последующих классах они добиваются достижений в предметных олимпиадах и конкурсах, становятся лидерами классных коллективов.
Комплекс успешно функционирует как саморазвивающаяся система, обеспечивая непрерывность и преемственность ступеней обучения в едином образовательном пространстве, учитывая интересы детей и запросы родителей. [2, c. 2]. Образовательная среда предоставляет оптимальные возможности для индивидуального развития каждого ребёнка. Обеспечивается:
• развитие интеллектуальной сферы;
• успешное обучение в начальной школе; [1, c. 8]
• формирование готовности учащихся к обучению в среднем звене гимназии.

Литература:
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Астана. 2012 г.
2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования). Астана. 2012 г.
3. Программа преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях КГУ «Комплекс детский сад-школа «Таңшолпан» (Утверждена педсоветом №1 от 25.08.2014г., согласована с методическим кабинетом РайОО, ФК и С). г. Абай. 2014г.
Категория: Дошколенок | Добавил: СпицынаТИ (2015-01-30) | Автор: Спицына Татьяна Ивановна E
Просмотров: 945 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2024-05-10, 4:02 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru