Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок |
Реализация программы преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях комплекса детский сад-школа как механизм управления качеством образования Спицына Т.И. – методист высшей категории КГУ «КДСШ «Таңшолпан», г.Абай Комплекс «детский сад – школа «Таңшолпан» - это многоуровневая развивающая, образовательная система, охватывающая ступени дошкольного и младшего школьного звена, где обеспечивается стабильно высокий уровень развития ключевых компетенций воспитанников и учащихся, реализуется профессиональный творческий потенциал педагогов. Функционирование комплекса определяется приоритетной сегодня областью социокультурного проектирования, где реально задаются индивидуальные процессы, создается альтернатива социальной среде и образу жизни, а также условия, максимально учитывающие интересы детей и запросы родителей. В проектной ситуации совпали заказ на реализацию интегративного подхода и потребность педагогов в концептуальном, системном, целостном решении педагогических задач на основе принципов внутреннего единства и целесообразности взаимодействия предметных областей образовательного процесса. Концептуальная идея комплекса: создание наиболее благоприятных условий для поликультурного развития личности ребенка в развивающем воспитательно-образовательном пространстве на основе единства требований, условий и подходов. В условиях разновозрастного общения реализуется возможность осуществления индивидуализированного ритма развития с помощью естественного взаимовлияния старших и младших детей. Совместная деятельность является условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка — его доброго, гуманного отношения к сверстнику как к себе самому. Смена позиций в процессе совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от актуальной ситуации. Старшие дети, обладающие достаточным интеллектуальным потенциалом и коммуникативной культурой, при полной заинтересованности и поддержке родителей, способствуют формированию в детской среде атмосферы престижности знаний и задают образцы поведения младшим. Для реализации концептуальной идеи творческой группой педагогов разработана Программа по преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях КГУ «Комплекс детский сад-школа «Таңшолпан». Программа обеспечивает: - преемственность между дошкольным и начальным школьным звеном образования; - развитие у детей базиса личностной культуры, основанной на национальных и общечеловеческих ценностях; - развитие у детей коммуникативных способностей и навыков партнёрского взаимодействия в условиях разновозрастного многонационального детского коллектива; - предоставление каждому ребёнку возможностей максимальной самореализации. Преемственность между дошкольным звеном комплекса и начальной школой осуществляется на уровнях: содержания образования методов, приемов, организационных форм воспитательно-образовательной работы. Компоненты преемственности: Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности дошкольника и младшего школьника в процессе воспитания и обучения. Приоритет положительных эмоций, построение образовательного процесса на основе гуманистической педагогики. Деятельностный - обеспечение связей ведущих видов деятельности смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода. Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Познание», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе. Коммуникативный - учет особенностей общения детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения с целью создания условий для их социализации. Педагогический - постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания. [3, c. 1] Система преемственности осуществляется по трем направлениям: организационно-методическое обеспечение, работа с детьми, работа с родителями. Организационно-методическое обеспечение осуществляется через: • Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов. • Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами учебно-воспитательной работы в комплексе. • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности. • Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе. • Научно-методические семинары, консультации и круглые столы. • Взаимопосещения уроков, занятий и творческих мероприятий в дошкольных группах и в начальной школе. • Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов работы в практике учителей и воспитателей. [3, c. 4] Идея преемственности в условиях разновозрастного общения и дополнительного образования реализуется в рамках: • совместной творческой деятельности «Звездный серпантин», • театрального кружка «Зазеркалье», • вокальной студии «Звездное рандеву», • танцевальной студии «В ритме танца», • изостудии «Арт-студия-дизайн», • библиотечных уроков и занятий «Детство с книгой», • спортивно-оздоровительного кружка «Сильным, смелым вырастай». [3, c. 4] Система взаимодействия педагогов и семьи включает совместное проведение родительских собраний, дней открытых дверей, посещение уроков и занятий, привлечение родителей к организации совместных мероприятий. Программа преемственности позволяет добиться успешного обучения учащихся в начальном звене. Качество знаний стабильно составляет 100%. По результатам внешней оценки учебных достижений комплекс входит в число100 лучших школ Казахстана. В результате творческого союза с комплексом «детский сад-школа «Таншолпан» на протяжении 10 лет выпускники комплекса продолжают обучение в основном звене школы-гимназии №10. Учащиеся 5-го класса демонстрируют высокую степень адаптации к обучению, при этом не снижают уровень успеваемости. В последующих классах они добиваются достижений в предметных олимпиадах и конкурсах, становятся лидерами классных коллективов. Комплекс успешно функционирует как саморазвивающаяся система, обеспечивая непрерывность и преемственность ступеней обучения в едином образовательном пространстве, учитывая интересы детей и запросы родителей. [2, c. 2]. Образовательная среда предоставляет оптимальные возможности для индивидуального развития каждого ребёнка. Обеспечивается: • развитие интеллектуальной сферы; • успешное обучение в начальной школе; [1, c. 8] • формирование готовности учащихся к обучению в среднем звене гимназии. Литература: 1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Астана. 2012 г. 2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования). Астана. 2012 г. 3. Программа преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях КГУ «Комплекс детский сад-школа «Таңшолпан» (Утверждена педсоветом №1 от 25.08.2014г., согласована с методическим кабинетом РайОО, ФК и С). г. Абай. 2014г. | |
Просмотров: 945 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|