Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Дошколенок

Реализация программы преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях комплекса детский сад-школа
Реализация программы преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях комплекса детский сад-школа как механизм управления качеством образования

Спицына Т.И. – методист высшей категории КГУ «КДСШ «Таңшолпан»,
г.Абай

Комплекс «детский сад – школа «Таңшолпан» - это многоуровневая развивающая, образовательная система, охватывающая ступени дошкольного и младшего школьного звена, где обеспечивается стабильно высокий уровень развития ключевых компетенций воспитанников и учащихся, реализуется профессиональный творческий потенциал педагогов.
Функционирование комплекса определяется приоритетной сегодня областью социокультурного проектирования, где реально задаются индивидуальные процессы, создается альтернатива социальной среде и образу жизни, а также условия, максимально учитывающие интересы детей и запросы родителей.
В проектной ситуации совпали заказ на реализацию интегративного подхода и потребность педагогов в концептуальном, системном, целостном решении педагогических задач на основе принципов внутреннего единства и целесообразности взаимодействия предметных областей образовательного процесса.
Концептуальная идея комплекса: создание наиболее благоприятных условий для поликультурного развития личности ребенка в развивающем воспитательно-образовательном пространстве на основе единства требований, условий и подходов. В условиях разновозрастного общения реализуется возможность осуществления индивидуализированного ритма развития с помощью естественного взаимовлияния старших и младших детей.
Совместная деятельность является условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка — его доброго, гуманного отношения к сверстнику как к себе самому. Смена позиций в процессе совместной деятельности предоставляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от актуальной ситуации.
Старшие дети, обладающие достаточным интеллектуальным потенциалом и коммуникативной культурой, при полной заинтересованности и поддержке родителей, способствуют формированию в детской среде атмосферы престижности знаний и задают образцы поведения младшим.
Для реализации концептуальной идеи творческой группой педагогов разработана Программа по преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях КГУ «Комплекс детский сад-школа «Таңшолпан». Программа обеспечивает:
- преемственность между дошкольным и начальным школьным звеном образования;
- развитие у детей базиса личностной культуры, основанной на национальных и общечеловеческих ценностях;
- развитие у детей коммуникативных способностей и навыков партнёрского взаимодействия в условиях разновозрастного многонационального детского коллектива;
- предоставление каждому ребёнку возможностей максимальной самореализации.
Преемственность между дошкольным звеном комплекса и начальной школой осуществляется на уровнях: содержания образования методов, приемов, организационных форм воспитательно-образовательной работы. Компоненты преемственности:
Эмоциональный - учет специфики эмоциональной сферы личности ребенка дошкольного возраста, обеспечение эмоциональной комфортности дошкольника и младшего школьника в процессе воспитания и обучения. Приоритет положительных эмоций, построение образовательного процесса на основе гуманистической педагогики.
Деятельностный - обеспечение связей ведущих видов деятельности смежных периодов, опора на актуальные для данного периода деятельности компоненты, создание условий для формирования предпосылок ведущей деятельности следующего возрастного периода.
Содержательный - правильное соотношение между непосредственной образовательной деятельностью по усвоению образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Социум», «Творчество», «Познание», установление перспектив в содержании обучения от дошкольного детства к начальной школе.
Коммуникативный - учет особенностей общения детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечение непосредственного и контактного общения с целью создания условий для их социализации.
Педагогический - постановка в центр воспитательно-образовательного процесса ребенка, прослеживание связей между ним и окружающим миром (ребенок и предметный мир, природа и ребенок, ребенок и другие люди и т. д.), индивидуальный характер его обучения и воспитания. [3, c. 1]
Система преемственности осуществляется по трем направлениям: организационно-методическое обеспечение, работа с детьми, работа с родителями.
Организационно-методическое обеспечение осуществляется через:
• Установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов.
• Взаимное ознакомление учителей и воспитателей с задачами учебно-воспитательной работы в комплексе.
• Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
• Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей дошкольных групп по подготовке детей к обучению в школе.
• Научно-методические семинары, консультации и круглые столы.
• Взаимопосещения уроков, занятий и творческих мероприятий в дошкольных группах и в начальной школе.
• Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приемов работы в практике учителей и воспитателей. [3, c. 4]
Идея преемственности в условиях разновозрастного общения и дополнительного образования реализуется в рамках:
• совместной творческой деятельности «Звездный серпантин»,
• театрального кружка «Зазеркалье»,
• вокальной студии «Звездное рандеву»,
• танцевальной студии «В ритме танца»,
• изостудии «Арт-студия-дизайн»,
• библиотечных уроков и занятий «Детство с книгой»,
• спортивно-оздоровительного кружка «Сильным, смелым вырастай». [3, c. 4]
Система взаимодействия педагогов и семьи включает совместное проведение родительских собраний, дней открытых дверей, посещение уроков и занятий, привлечение родителей к организации совместных мероприятий.
Программа преемственности позволяет добиться успешного обучения учащихся в начальном звене. Качество знаний стабильно составляет 100%. По результатам внешней оценки учебных достижений комплекс входит в число100 лучших школ Казахстана.
В результате творческого союза с комплексом «детский сад-школа «Таншолпан» на протяжении 10 лет выпускники комплекса продолжают обучение в основном звене школы-гимназии №10. Учащиеся 5-го класса демонстрируют высокую степень адаптации к обучению, при этом не снижают уровень успеваемости. В последующих классах они добиваются достижений в предметных олимпиадах и конкурсах, становятся лидерами классных коллективов.
Комплекс успешно функционирует как саморазвивающаяся система, обеспечивая непрерывность и преемственность ступеней обучения в едином образовательном пространстве, учитывая интересы детей и запросы родителей. [2, c. 2]. Образовательная среда предоставляет оптимальные возможности для индивидуального развития каждого ребёнка. Обеспечивается:
• развитие интеллектуальной сферы;
• успешное обучение в начальной школе; [1, c. 8]
• формирование готовности учащихся к обучению в среднем звене гимназии.

Литература:
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения. Астана. 2012 г.
2. Государственный общеобязательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования). Астана. 2012 г.
3. Программа преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях КГУ «Комплекс детский сад-школа «Таңшолпан» (Утверждена педсоветом №1 от 25.08.2014г., согласована с методическим кабинетом РайОО, ФК и С). г. Абай. 2014г.
Категория: Дошколенок | Добавил: СпицынаТИ (2015-01-30) | Автор: Спицына Татьяна Ивановна E
Просмотров: 429 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2016-12-05, 7:32 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1473]
Школьный психолог [501]
История [695]
Опыт [471]
Научная кафедра [216]
Воспитание души [216]
Мастер-класс [205]
Семья и школа [173]
Компьютер-бум [247]
Английский язык [769]
Великие открытия [17]
Университет здоровья [127]
Математика [1134]
Химия [374]
Классному руководителю [622]
Биология [577]
Думаем, размышляем, спорим [89]
Казахский язык и литература [1762]
Краеведение [92]
Начальная школа [3903]
Беседы у самовара [15]
Мировая художественная культура [38]
Новые технологии в обучении [352]
Сельская школа [70]
Профильное обучение [68]
Демократизация и школа [23]
Физика [289]
Экология [179]
Дошколенок [1477]
Особые дети [271]
Общество семи муз [56]
Школа и искусство
Уроки музыки [612]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [440]
Мой Казахстан [227]
Школьный театр [66]
Внеклассные мероприятия [1154]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [72]
ИЗО и черчение [212]
Физическая культура [514]
Немецкий язык [51]
Технология [280]
Самопознание [379]
Профессиональное образование [100]
Школьная библиотека [73]
Летний лагерь [13]
Дополнительное образование [6]
Педагогические программы [2]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Театр.kz

  • Статистика

    Рейтинг@Mail.ru